В современных условиях невероятно быстро распространяется в сознании и поведении детей и молодежи свое, порою искаженное понимание красоты. Очевидно, многие и не представляют каковы образцовые истоки красоты в культуре дагестанских народов, каковы национально-региональные ценности эстетической культуры.
Эстетическое воспитание и воспитанность подрастающих поколений нынче весьма глубоко волнует широкий круг воспитателей. Совершенно очевидно, что формировать эстетические чувства, взгляды, отношения, и в конечном счете, эстетическую культуру современного человека немыслимо без всестороннего и тщательного учета традиционного народного опыта решения данного вопроса. Как говорили великие мыслители «Учение,воспитание и образование молодежи должно исходить из того материала, который оставлен нам прежними поколениями».
В народной эстетической культуре выделяются характерные признаки красоты человека. Так, например, признаки внешней красоты — это физическое здоровье, ловкость, сила, стройность, осанка, походка, нежность, изящность, правильные черты и цвет лица, миловидность, приятный цвет глаз, красивая одежда и т.д. Внутреннюю же красоту человека характеризуют ум, разумность; благовоспитанность, скромность, вежливость, самоотверженность, мужество, человеколюбие, доброта, благородство, великодушие, начитанность и т.д.
Произведения дагестанского устного народного творчества, этнографические и исторические материалы о дореволюционной жизни и быте дагестанцев, а также проведенное нами в свое время анкетирование, беседы и опросы старожилов показывают, что народ стремится наделять своих героев, молодое поколение как внешними, так и внутренними достоинствами, стремится формировать личность в единстве духовной и физической красоты, необходимых для подлинной красоты, присущи далеко не каждому. «Очень редко случается, чтобы человек был бы красивым и умным», — говорят в народе. Чему отдать предпочтение — духовной красоте или красоте физической? Разум труженика всегда предпочитал духовную красоту, красоту содержания. Красота лица и тела значима при том условии, утверждают трудящиеся, если человек трудолюбив, способен творить содержательную красоту.
Мысли трудового народа о внешней и духовной красоте помогают человеку по достоинству оценивать и определять настоящую красоту. Тысячелетняя педагогическая практика позволила народу создать самобытные источники выработки в детях чувств красоты и наслаждения, которые развивали буквально с первых же дней появления человека на свет. Основным источником наслаждения людей была природа. Красота природы, её очарование издревле доставляли безмерное наслаждение, удовольствие и поэтому народ в своем творчестве с большой любовью изображал природу и использовал ее красоту в качестве могучего средства воспитания молодого поколения, в том числе и эстетического.
Очень часто для пожизненного воздействия на человека использовали эстетически окрашенные имена. Близкая природа подсказала народам Дагестана собственные женские имена, сравнимые с прелестными горными цветами: Беневша – фиалка, Къизилгюл – роза (лезг), Хункултути – роза (лакск),Айгул -лунный цветок, Гюлханум — госпожа (кумыкск);с лучезарным небесными телами: Варз – луна (лезг),Зухра, Юлдуз – звезда,Айбала — дитя луны (кумыкск), Цибац — новая луна, новолуние (дарг); умными смирными животными и птицами: Марал Джейран – лань, Билбил – соловей (лезг), Читу – ласточка (лакск) и т.д. Эти и другие имена прививали их носителям и всем тем, в среде которых они звучали, чувства любви к прекрасному, созданному родной природой.
Красота, нареченная ребенку посредством имени, затем подкреплялась ласковыми колыбельными песнями, мотивами родного народа, увлекательными потешками, пестушками и прибаутками. Роль народной музыки и мотивов в эстетическом воспитании младенца несомненна. Музыка, колыбельная песня всегда находились на вооружении материнской школы воспитания. Сочетая слова и движения с народной музыкой,матери прибегали к педагогической силе музыки буквально во всех соприкосновениях с ребенком. Музыкой, рифмованными словами и стишками, ласковыми песенками, играми пользовались при пеленании, при одевании, при купании, игре ребенка. В этих ситуациях ребенок успокаивался, прекращал плакать, заметно ориентировал слух в сторону звучания /пения/, удивленно замирал и душевно наслаждался. Слово, музыкально — словесная ласка полностью очаровывала ребенка.
А когда ребенок уже начинал понимать язык, красоту человечества «вводили» в его сознание через народные сказки, пословицы и поговорки. Каждый из этих источников дополняя друг друга, как-бы объясняя раннее неизвестное, складывал в сознании нового человека общественно признанное, разумное понятие настоящей красоты.
Прежде всего, нужно отметить, например, что многие пословицы сами по себе являются показателем эстетических вкусов дагестанских народностей. Удачный подбор наиболее значительных слов, интонационно-ритмическая организация речи обеспечивали изящество звучания и, конечно же, прочность запоминания пословиц.
Народные пословицы освещают формы, пути и средства проявления красоты. Высоко ценилась в народе естественная красота, красота, сотворенная самой природой. По этому поводу пословицы гласят:«Оттого, что блестит, что попало золотом не бывает» (таб.); «По цвету нельзя узнать о вкусе» (таб., лезг.).Наряду с этим пословицы сообщают, что в проявлении красоты немалую роль играют внутренние и внешние качества человека. Констатация этого положения отражается в пословицах: «Женщину украшает нежность» (лезг.); «Девушка без красоты — что хлеб без соли» (дарг.); «Хорошего коня по походке узнают, хорошую жену по глазам узнают, хорошего из героев по делам узнают, из девушек хорошую по поведению узнают…» (кумыкск) и др. Судя по народным пословицам, можно сказать, что и душевная нежность и мужество героя, и рисунок бровей и лица, и одежда, и удачно подобранный скакун, и дела, и поведение, и многое, многое другое являлись для народа взаимосвязанными показателями истинной человеческой красоты.Красота, в дагестанском понимании, не мыслилась изолированно. Ее представляли только лишь в тесном сочетании с общественно значимыми явлениями, привычками и действиями людей. В сознание дагестанцев слово красота входило вместе со словами поведение, манера ходьбы, движения, обращения и приветствия, привычка, труд, состязание и др. Все эти показатели воспринимались, если соответствовали народным критериям красоты.
Как свидетельствуют пословицы, дагестанцы осуждают ненужную, неуместную красоту. В этой связи народные пословицы учат: «С красотой в лес по дрова не ходят» (дарг.); «Красота поблекнет — мужество победит» (общедагест.).
Особо предостерегают в народе от красоты, лишенной всяких нравственных чувств. Утверждая вредность и противоречивость такой красоты общепризнанным моральным нормам, пословицы сообщают: «Красивая жена — мужу беда, большое желание богатства — голове беда, тонкий хлеб — желудку беда» (таб.) и др.
Однако, по мнению горцев, не следует торопиться оценивать красоту человека, предмета и т.д., осуждать их, так как «Красива та, кого любишь» (лезг.). Для каждого человека, отмечает народ, характерны свои чувства, свое понимание красоты. Красиво то, что родное, близкое, духовно и телесно связанное с тобой. Утверждая данное положение, пословицы отмечают: «Еж красивей себя твари не знает» (дарг.); «И вороне свои воронята красивыми кажутся» (лезг.); «Ворона напевает вороненку: «Мой беленький», ежиха, говорит ежонку: «Мой мягонький»; «Своя дочь лучше, чем чужой сын» (даг.) и др.
Как показывает опыт народной педагогики, весьма существенную роль в формировании чувств красоты человека во все времена принадлежала труду. Для дагестанцев труд стоял на первом месте. Труд лежит в основе народного искусства, а искусство народа многообразно: музыка, песни,танцы,народный театр,изобразительное, декоративно-прикладное искусство. На примерах образцового труда народных умельцев: гончаров,ювелиров, резчиков по дереву и камню, ковроделов, инкрустаторов, зодчих дети познают приемы построения красочных узоров, традиционные колористические особенности орнаментальных мотивов и прогрессивные способы изготовления популярных изделий прикладного искусства.
Красота лица и тела значимы лишь при том условии, утверждали трудящиеся, если человек трудится физически. По мнению народа, красота труда — прежде всего его качество. «Не смотри на работу, а смотри на красоту изделия», — говорили горцы. Отмечая трудовое совершенство человека, пословицы гласили: «Стихи ашуга — легкие (т. е. приятные на слух) руки мастера — золотые» (лезг.); «Хоть и красиво ты болтать умеешь, но (болтовней поле не засеешь» (общедагест.). Красивая работа в народе всегда связывалась с красивыми вещами, металлами, растениями, небесными светилами и т.д. и, наоборот, красивые слова считались неполноценными без красивых действий. Удовлетворяя народное требование к красоте, народные мастера и умельцы, в свою очередь, старались все красивое отражать в изделиях. Вот почему прославились на всю страну и на весь мир удивительно красивые изделия кубачинских, унцукульских, испикских, балхарских, сулевкентских, кайтагских, табасаранских мастеров-умельцев.
Большая роль в моральном и эстетическом воздействии на подрастающее, поколение принадлежит трудовым праздникам — традиционным народным «школам» эстетического воспитания: праздникам первой борозды, прополки, черешни, проводов и встречи чабанов и т.д. Трудовые праздники всегда были насыщены песнями, танцами, играми, инсценировками, музыкой. Труд и красота на них переплетались, скрещивались, образуя как-бы неразрывное единство проявления и общественного восприятия народной эстетической культуры.
Надежным средством эстетического воспитания служил в народе танец. Одни только названия дагестанских танцев, связанные с именами дагестанских народностей: аварский танец, лезгинский танец, лакский танец, кумыкский танец, татский танец; с названиями населенных пунктов: акушинский, ахтынский, кубачинский; с названиями традиционных профессий: танец чабана, ковровщицы, жнецов, лудильщика; с именами народных героев: танец Шарвели, Шамиля, Хочбара и др., говорят о том, что народные танцы во всех их разновидностях должны быть объектом внимания воспитателей, потому что они учат подрастающее поколение красоте национальных движений, трудовых стремлений, нравственных побуждений.
Принципы и нормы народной эстетической культуры тысячелетиями сыграли большую роль в жизни, трудовой деятельности и во всем быту горского труженика. Они отвечали основным требованиям народа и в конечном итоге превращались в нормы дагестанской нравственности. Сегодня в условиях открытости красота и изящество дагестанской эстетической культуры и нравственности радует сердца многочисленных туристов из различных регионов России и стран мира. Они очарованы истинной душевной добротой и красотой дагестанского быта и всей природы. Так пусть наши юные поколения дагестанцев знают это и станут образцовыми хранителями и производителями нашей традиционной красоты.
В этой связи особо значимыми представляются вопросы, непосредственно связанные с формированием эстетической культуры современных школьников и реализацией традиционных идей в педагогической практике. Этому может способствовать не только забота родителей, всей дагестанской общественности, а прежде всего максимальное внимание самих руководителей общеобразовательных организаций к обязательному изучению учащимися национально-региональных культуроведческих предметов.
Шайдабек Мирзоев,
профессор, отличник народного просвещения России