В мои руки случайно попал общественно-политический журнал «Наша власть: дела и лица», 2004 года выпуска, где опубликовано интервью журналиста Владимира Семенова с бывшим мэром города Махачкалы Амировым Саидом Джапаровичем, статья называлась «Саид Амиров: «Климат для инвестиций у нас благоприятный».
Прочитав этот материал, я подумала, кто из нынешних руководителей сможет на всю Россию во всеуслышание об этом заявить и кого интересно, они смогли бы из инвесторов привлечь в Махачкалу, в республику, для вложения собственных средств в нашу экономику.
К сожалению, я лично не вижу кто смог бы, с полной ответственностью взять на себя эту миссию и кто готов к плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству.
Сегодня на фоне борьбы с коронавирусом осуществляются федеральные программы на федеральные деньги, а инвестиции существуют в основном на бумаге.
Но ведь они не реки, которые в наш родной край сами по себе текут. Для этого должен складываться благоприятный инвестиционный климат.
Подробно и обстоятельно на этот вопрос ответил Саид Амиров в своем интервью, мне кажется, его ответ и на сегодня актуален, как никогда, стоит прислушаться к умнейшим предложениям.: «Из совокупности условий, которые делают выгодным вложение инвестиций в экономику города, региона и страны, это прежде всего, режим безопасности, сводящий на нет риск утратить вкладываемые средства, управляемость финансами, их прозрачность на уровне бюджета и реализации инвестиционных проектов, наличие богатых минеральных и человеческих ресурсов (выгодные условия использования этих ресурсов), развития инфраструктуры (наличие воздушных, железнодорожных, морских коммуникаций международного уровня).
Важное значение имеет также перспектива реализации быстроокупаемых проектов, активность рынка ценных бумаг в городе и регионе (наличие опыта по обращению ценных бумаг в целях реализации инвестиционных проектов), предсказуемость экономического развития города и региона на основе обобщения опыта последних лет, положительный опыт конструктивное взаимодействия бизнес-сообщества и управленческих структур, нормальные условия социального партнерства.
К этому следует добавить наличие неосвоенного потребительского рынка, готовность властей гарантировать заимствование, кредитов, возможности использования современных технологий. Когда говорим о трудовых ресурсах, необходимо отметить следующее. Для инвестора выгодно наличие высококвалифицированных специалистов в сочетании с дешевизной стоимости труда».
Он не только теоретически обосновал, но практически и подтянул потенциальных инвесторов. К нам свои взоры направило, — международное сообщество инвесторов, российские и местные вкладчики.
Особого внимания заслуживал грандиозный и беспрецедентный проект под названием «Город-Спутник «Лазурный берег», рассчитанный на 75-80 тысяч жителей, предложенный Администрацией города Махачкалы и нашедший поддержку инвесторов. На территории прибрежного участка площадью 300га, в юго-восточном Приморском районе Махачкалы, проводились работы по планированию и размещению жилых кварталов разной категории и этажности домов, которые стали бы сочетаться с объектами культуры, санаторно-оздоровительного, спортивного и туристического комплекса.
До этого Администрация города имела положительный опыт привлечения инвестиционных средств, направленных на финансирование инфраструктурных объектов, в частности, на строительство водохранилища и установку водоочистных сооружений, крайне необходимых Махачкале, в связи с дефицитом воды в результате активного строительства жилых домов и промышленных объектов. Так как реализация проекта «Лазурный берег» привела бы к строительному разрастанию города и дополнительному водопотреблению в августе 2008 года для обеспечения города-спутника питьевой и технической водой были введены в эксплуатацию юго-восточные водоочистные сооружения, возведенные за счет инвестора-застройщика ООО «Махачкалинское взморье», который участвовал в реализации проекта строительстве города-спутника.
Новая система водоснабжения состояла из трех элементов: водохранилище на 450 тысяч кубометров воды, современные очистные сооружения мощностью 160 тысяч кубометров воды в сутки, магистральные водоводы к разводящим сетям, и в настоящее время уже обеспечивает чистой питьевой водой некоторые проблемные микрорайоны города, устраняя причины вододефицита посредством ежесуточной поставки городу 110-120 тысяч кубометров воды.
В рамках этого проекта рассматривался вопрос развития Махачкалы как туристско-рекреационного центра, что было одним из приоритетов социально-экономического развития республики Дагестан на перспективу. Сфера туристических и сопутствующих туризму услуг всегда является объектом инвестиций.
Забегая вперед скажу – на сегодня, когда начался определенный туристический бум, и к нам в республику нахлынул поток туристов, мы оказались не подготовлены. Разве помешали бы нам сегодня высококлассные гостиницы, базы отдыха?!
Все это много лет назад предвидел бывший мэр Саид Амиров и поэтому начал строить современный город «Лазурный берег». Я представляю, чтобы увидеть это чудо и отдохнуть к нам приехало бы множество российских и иностранных туристов.
Туризм – это один из самых выгодных и доходных бизнесов. Сколько денег в виде налогов мы теряем из-за своей нерасторопности и недальновидности.
Наверное, кому-то по душе не процветающий Дагестан, а республика с протянутой рукой, ведь был человек-организатор-созидатель, который мог бы нам подсказать и помочь не может этого сделать, а это обидно.
«Лазурный берег» — остался сказкой и далекой мечтой – хотя в этом городе должны были возводить жилые здания, детские сады, объекты санаторно-курортного, социально-культурного и спортивно-туристического назначения.
«Лазурный берег» — это должен был быть новый – комплекс приморской Махачкалы с сохранением национальной культуры и современным видением, предлагаемый известными российскими и иностранными архитекторами и проектировщиками.
«Лазурный берег» позволил бы создать сотни рабочих мест, дать мощный толчок развитию экономики, туризма, оздоровительного отдыха и индустрии сервиса.
В те годы был проведен международный конкурс на разработку проекта застройки приморского района «Лазурный берег». В нем участвовали компании из России, Японии, Германии, Италии, Англии, Ирландии.
По результатам участия в конкурсе победителем стала архитектурная творческая мастерская № 4 Государственного унитарного предприятия «Моспроект-3», которая с учетом рекомендаций градостроительного Совета г. Махачкалы разработала проект планировки территории приморского района г. Махачкалы.
Одним из первых частных инвесторов «Лазурного берега» являлся московский холдинг «Полимерные трубопроводные системы». Он инвестировал более 500 млн. рублей, это первый крупный проект с использованием частных инвестиций.
В те годы республика обладала огромным инвестиционным потенциалом и воспринималась инвесторами как перспективный регион для долгосрочных финансовых вложений в предприятия разных отраслей, социально-экономические программы и инновационные проекты с целью получения дохода. Хотя длительное время Дагестан находился в условиях кризисного развития, связанного с общественно-политической ситуацией на Северном Кавказе, включая войну в Чечне, межэтнические противоречия в соседних регионах, деятельность террористических групп, и это не могло не отразится на экономике в целом, так и в частности, на развитии его столицы – городе Махачкала. Предприниматели боялись инвестировать, а власти в условиях политического кризиса были не готовы поддержать и предложить инвестиционные проекты. Но время губительного бездействия прошло.
Махачкала обладала всеми факторами, формирующими благоприятный инвестиционный климат. К числу объективных факторов относились: удобное географическое положение, развитая инфраструктура, благоприятные природно-климатические условия, включающие наличие рекреационных и богатых природных ресурсов.
К субъективным факторам относились: политическая определенность, высококвалифицированный научный потенциал, высокая степень развитости рыночных отношений, стабильный правовой режим.
Все вышеупомянутые факторы дают основание говорить о том, что инвестиции в экономику города, его социальную сферу, в развитие туристического бизнеса и связанной с ним инфраструктуры способны обеспечить отдачу в самые сжатые сроки. Тем более Глава Администрации Махачкалы – Саид Джапарович оказывал всяческую поддержку инвесторам создавал благоприятные условия для реализации проектов и предложений, способствующих укреплению экономического потенциала Махачкалы, повышению привлекательности города, как туристического центра. Инвесторы шли в город, зная, что в столице есть человек слова и дела — Амиров.
В свое время он писал: «Для меня Махачкала – это особенный город, за который я несу большую ответственность, как его Глава, и горячо люблю, как обычный житель, воспринимающий все городские проблемы очень жизненно и близко к сердцу. Мне очень важно, чтобы все жители и гости нашей столицы чувствовали себя комфортно и безопасно, чтобы имидж города соответствовал гордым и гостеприимным сердцам нашего народа».
Веришь каждому его слову, потому что, оставив престижную работу в Правительстве республики он выставил свою кандидатуру на выборах мэра Махачкалы в феврале 1998г.
Как говорил Саид Джапарович в своих выступлениях, для этого было две причины. Первая: развитие столичного города приобретало все более неупорядоченный стихийный характер. На нем непосредственно отразился хаос, царивший тогда в жизни государства и общества. Кто-то должен был навести порядок в разных сферах жизнедеятельности города, и он сделал выбор. С другой стороны, здесь конкретная работа, самостоятельно принимаешь решения и отвечаешь за результаты, это соответствует его характеру. Его кропотливая работа, гигантские преобразования принесли благополучие городу, а ему трагедию, но он, не взирая на трудности и обстоятельства служил своему высокому предназначению.
Султанат Салихова