ТВОРЯЩАЯ ЧУДО

 к 60-летию народной артистки Республики Дагестан Заремы Магомедовой

 

Народная артистка… Люди ошибочно полагают, что работа актера сплошной праздник. А если хотя бы немного вникнуть в профессию, то окажется всё наоборот. Жизнь, посвященная сцене – это сложная и трудная наука, называемая актерской профессией. Сами актеры считают свою стезю самой главной и самой любимой.

С народной артисткой Дагестана Заремой Магомедовой я знаком давно. Знаю всех ее домочадцев, эту теперь уже знаменитую актерскую семью. Её муж, заслуженный артист России Басир Магомедов один из самых популярных артистов сегодняшнего Кумыкского театра, которым гордятся и будут гордиться все новые и новые поколения дагестанцев. Сегодня мы имеем дело с целой династией актеров, которые успешно работают на кумыкской сцене. Оба сына Заремы Насир и Эльдар тоже актеры, их невестка Джамиля, тоже прекрасная актриса. Но вернёмся к Зареме. Зарема Абдулманаповна родилась 27 июня 1961 года в селе Бабаюрт Бабаюртовского района ДАССР. После окончания школы в 1978 году поступает в Московское театральное училище им.Б.Щукина при государственном академическом театре имени Е.Вахтангова, которое окончила в 1982 году. В Кумыкском государственном театре им.А.-П.Салаватова работает с 1983 года.

За более чем тридцатилетний стаж работы бессменно в одном театре поистине народной артисткой Заремой Магомедовой сыграно более ста ролей – от главных до эпизодических. Она всегда в действии, её талант невозможно скрыть, даже в массовых сценах её видно. За прошедшие годы, а это уже десятилетия, ей удалось создать многогранные разноплановые образы, многие из которых отмечены театральной общественностью, отличаются тщательной разработкой. Она много работает над собой, но высокое требовательное отношение к своей работе приносит полноценные плоды. У неё хороший драматический нерв.

Большой отклик в душах благодарных зрителей получили её образы в спектаклях «МоллаНасретдин» по пьесе М.Курбанова, где она сыграла роль Зазабике, «Бунт невест» роль Пурманбиби, «Эркеч Али» роль Бабаци, «Судьба» роль Тутукуш, роль Аграфены Кондратьевны в спектакле «Свои люди сочтёмся» А.Островского, роль Адиля-дуду Р.-Н.Гюнтекина «Хюледжи» и целый ряд известных зрителю и театральной критике других образов.

Актриса Зарема Магомедова очень удачно и широко использует свои жизненные наблюдения для создания неповторимых образов в спектаклях, как национального репертуара, так и классической драматургии. Здесь особо хочется отметить её работу над языком текста пьесы, она пробует текст несколько раз и останавливается на доходчивом народу варианте, где конечно же её ждет успех.

О творческой активности и работоспособности Заремы Магомедовой говорят её новые работы на сцене родного театра последних лет. Это роли в спектаклях «Асият» по Р. Гамзатову, «Счастливое событие, по С.Мрожеку, «Бэла» М.Лермонтову, в сказке «Чорбар» и комедии «Будьте осторожны, мужчины» О. Ибрагимова, «Карачач» А.-П.Салаватова, «Мост через болота» Б.Аджиева. В этом спектакле «Мост через болото» Зарема Абдулманаповна проявила себя как тонкий психолог, желающий предугадать и проникнуть в тайну своего героя и собственного душевного состояния. Как мне кажется здесь она становится и тончающим мастером детали. Она может открыть целый мир даже в роли непредвещавшей ничего особенного. Как только она появляется, то сразу бросается в глаза, что-то такое в её облике и актерском мастерстве, что обращает на нее внимания зрителя. Драматические дарования колоритная внешность женщины-матери, человеческое обаяние позволяют актрисе создавать впечатляющие образы. Такой оказалась и роль Забии в данном спектакле, в постановке Ислама Казиева, которая вызвала бурю аплодисментов у членов комиссии по приему спектакля.

С Заремой Магомедовой с удовольствием работают все режиссёры, потому, что она с полуслова понимает, чего от неё хочет режиссер. Огромную роль в её становлении как актрисы и в достижении ею мастерства сыграли выдающиеся мастера сцены, как народная артистка СССР Б. Мурадова, народная артистка РСФСР С. Мурадова, заслуженные артисты РСФСР Д. Саиднуров, Х. Газимагомедова и другие, с которыми в разные годы ей пришлось работать. Зарема Абдулманаповна, успевшая увидеть тот старый бомонд тетра, конечно же стала замечать, что её кумыкский театр с годами теряет свое былое величие. Она сегодня защитница и хранительница лучших традиций старого театра. Свидетельница крушения советской эпохи и зарождения новых рыночных отношений 21 века, она не потеряла ту огромную нравственную силу и человеческую цельность в жизни. Вот поэтому её роли достоверны и любимы зрителем. Её яркая роль в музыкальной комедии «Ханума» ещё одно свидетельство сказанному выше.

Зарема Магомедова участница многих фестивалей искусств; — это Международный фестиваль театра в г.Анкара (Турция), фестиваль национальных театров Северного Кавказа «Сцена без границ» г.Владикавказ, фестиваль тюрко-язычных театров в г.Уфе Башкортостан.

Последние годы она много участвует в детских сказках, с успехом идущих на кумыкской сцене. Это сказка «Кюлбай» А. Аджиева в постановке И. Акаутдинова, сказка «День рождения Кота Леопольда» в постановке молодого режиссера З.Алиева, сказки «Милая Заза» и «Чорбар». Её образы в этих сказках тепло приняты нашей детворой, учащимися младшего возраста.

Зарема Абдулманаповна постоянно совершенствует свой талант и профессионализм, ищет новые художественные формы, требовательна прежде всего к себе, пользуется огромным уважением всего коллектива, где трудится вот уже много лет.

Зарема Магомедова принимает активное участие в общественной жизни театра, в течение многих лет председатель профсоюзной организации.

Пусть в юбилейном году всё у неё сложится замечательно. Желаю дальнейших творческих успехов, постоянных аншлагов на её спектаклях и неумолкающих аплодисментов благодарных зрителей.

Багаутдин Аджиев,

народный поэт Дагестана