В августе 1848 года, в обмелевшей от жары реке Збруч (пограничная река между Австрией и Россией, запад Украины), была найдена довольно странная каменная скульптура, которую нарекли Збручским идолом. Она была выполнена в форме четырехгранного столба высотой 2,67 метра из серого известняка. Ей было суждено сразу стать одним из ярких и загадочных исторических памятников. Скульптура окутана множеством секретов. Не зря журналист Андрей Подволоцкий пишет: «Находка оказалась сенсационной – тайна Збручского идола не разгадана до сих пор…».
Данный исторический объект привлек к себе внимание многих людей, ряд историков и археологов, искусствоведов и местных краеведов посвятили свои труды вопросам раскрытия тайн каменного истукана. Свой взгляд на необычную находку высказали местные интеллектуалы граф Мечислав Потоцкий и польский поэт Тымон Заборовский.
К разгадке исторического объекта подключился известный ученый академик Борис Рыбаков. В 2011 году своими выводами поделились сотрудники Института археологии Национальной академии наук Украины Алексей Комар и Наталья Хамайко. Не осталась в стороне от столь запутанного и щекотливого дела редакция журнала «Загадки истории», выпустившая в свет две статьи.
Первая принадлежала Марине Викторовой, которая называлась «Истукан из воды». Автором второй статьи «Символ языческой Руси» является Андрей Подволоцкий. Буквально все исследователи проблемы происхождения Збручского идола сходятся в том, что данная скульптура является памятником языческой Руси, т.е. принадлежит славянам. Такие заключения они делают с завидной настойчивостью и безоглядностью. Соответствуют ли выводы ученых с реальностью? Почему в их заключениях много научных нестыковок и пробелов?
Наши исследования показали, что Збручский идол не является славянским. И тому множество доказательств. Он принадлежит тюркам, а точнее царскому роду дулат. Возникает закономерный вопрос: откуда и когда здесь появились тюрки (дулаты)?
Согласно книге средневекового историка Волжской Булгарии Гази-Бараджа «Бараджтарихы» в 620 году по приказу хана Великой Болгарии Кубрата (по прозвищу Башту), его младший брат Шамбат возвел на месте аула Аскал (по-тюркски, ас–пища, кал – останься, т.е. остаток пищи) город Киев (Башту). Вскоре он двинулся со своими войсками на враждебных аваров. Талантливый полководец Шамбат их разбил, а территории врагов – Венгрия, Польша, Западная Украина (нынешнее название) оказались под властью победителя.
Шамбат встал во главе нового государства, которое назвал Дулобой (Дулебой) в честь своего царского рода Дуло (дулат). Новоиспеченный правитель, войдя в раж от неожиданно свалившегося счастья, отказался подчиняться своему родному брату Кубрату. За такой поступок хан Великой Болгарии прозвал своего своевольного и непослушного брата Кыйем (по-тюркски, Кый — отрезанный).
Шамбат славно и достойно правил Дулобой (Дулебой) 33 года, создал крепкое государство, но в конце концов, потерпел поражение от непомерно усилившихся франков и бежал к благородному хану Великой Болгарии, ставка которого была расположена в городе Фанагория (Приазовье).
Кубрат простил своего тщеславного и гордого брата. Он вновь направил его править Киевским бейликом. Жители города Киева любили и уважали своего мужественного и расторопного градоначальника. Они назвали свой город Кыйем (согласно прозвища любимчика), а его цитадель — Шамбатом. Эти названия указаны в труде византийского императора Константина Багрянородного.
Итак, царский род Дуло (дулат) жил как в центре, так и на западе Украины. Они и заказали сделать священную каменную статую в честь своих предков. Вера в дух предков – одна из главных религиозных основ тюркского народа того времени. Мы полагаем, что Збручский идол – это культ вождей-покровителей орды. Покровители в образе женщин давали мужчинам силу, веру и оберегали их.
Кто же являются прототипами данного изваяния? На наш взгляд на нем символически изображены двое братьев – Кубратхан и Шамбат с женами (верхний ярус). Они являлись самыми известными людьми своей эпохи.
Збручский идол состоит из трех уровней, т.е. он разделен на три яруса: верхний–божественного, средний–людского, нижний–подземного. Согласно постулатам веры тюрков-тенгрианцев мир делился на три вышеуказанных уровня.
На каменном изваянии много различных изображений и знаков, типичных для тюрков, т.е. целая галерея «портретов», символических посланий и рисунков. Их нужно лишь уметь читать.
Теперь приступим к анализу внешней структуры истукана. Он каменный. Славяне никогда не делали своих идолов из камня. Они их вырезали из дерева. Каменные статуи (балбалы) – это древняя прерогатива тюрков. Наступил черёд головы. На ней один на всех высокий головной убор – борик, что является интересным композиционным решением. Это – символ единства и общего начала. Делать головные уборы высокими – характерный стиль тюрков.
На груди статуи не славянское кольцо Лады, богини весны, покровительницы брака и любви (по академику Борису Рыбакову), а тамга царского рода дулат. Кстати, до недавнего времени головной убор с тамгой дулатов носили сикеи (сикели), считающие себя потомками Аттилы и тюркским народом. Они проживают в Румынии, Венгрии, Воеводине. Знаменитый король Польши Стефан Баторий (по-тюркски батыр) был выходцем из сикеев.
На статуе изображен рог – один из символов царского рода дулат, к которому принадлежали Баламер, Аттила и их потомки Кубратхан и Шамбат. В 1893 году в деревне Керчев Чердынского уезда Пермской губернии было найдено блюдо (чаша) второго сына Аттилы Диггиза (Тенизхана) с надписями и изображениями. На рисунке красуется корона в виде бараньих рогов. Следовательно, изображение рогов – эта древняя традиция царского рода дулат.
На Збручском идоле свое место заняло очертание сабли. Академик Борис Рыбаков считает ее оружием славянского бога Перуна. Это явно ошибочное мнение. Таким оружием славяне не пользовались, оно типично для тюрков.
На статуе есть изображение единственного животного – коня. Всем известно, что это – любимое животное тюрков. Ее сопровождение естественно по своему замыслу и сути.
Изображения на всех трех ярусах отличаются друг от друга по объему и тематике. Так, на самом высоком ярусе изображены Кубратхан и Шамбат со своими женами, занимающие значительную часть статуи. Они явно занимают привилегированное положение в композиции.
Изображения на среднем уровне – это сами дулебы (дулаты). Кстати, о том, что дулебы (волыняне) не являются славянским племенем писал известный арабский путешественник Максуди и другие. К потомкам дулебов следует отнести довольно многочисленный и странный народ Западной Украины – полищуков. Они явно отличаются от славян своим физическим генотипом и культурой. Отличительные черты данного народа заводят в тупик многих ученых.
На среднем ярусе артефакта изображен ребенок. Он – символ продолжения рода. На нижнем уровне вновь изображены люди, поддерживающие руками землю. Идея о том, что дух предков поддерживает живых людей – одна из краеугольных духовных основ тюрков.
На Збручском идоле наибольшую выразительность имеют руки людей, в позиции которых зашифрованы многие их мысли и чувства. Так, на верхнем ярусе правая рука людей прижата к левой груди, а левая приложена к животу. Подобным образом тюрки выражают свою благодарность Богу Тенгри, приветствуют своих предков и потомков, выражают покорность и смирение судьбе.
На втором ярусе руки людей раскинуты в стороны. Мы видим их раскрытые ладони. Они олицетворяют свободу и раскрепощённость, умиротворенность и интерес людей к жизни.
Руки на третьем ярусе невероятно напряжены. Они словно несут тяжкую ответственность за свои собственные ошибки и деяния потомков. Этот нравственный постулат восходит к системе моральных ценностей тюркского мира.
На каменном изваянии есть одна мало заметная примечательность. Это усы и бороды усопших предков на нижнем ярусе. Данный факт говорит о почетном возрасте предков и является показателем солидных временных отрезков. Усы и бороды часто встречаются на изображениях каменных балбалов тюрков.
Длинная одежда людей на верхнем уровне тоже характерна для тюрков. Они больше напоминают чапан. Наконец, есть последняя, но существенная деталь. Это – тамга аспаруховских болгар, изображенная на нижнем ярусе. Мы считаем ее тамгой-клеймом мастера.
Интересно то, что Збручский идол изначально находился на овальном пьедестале из сложенных камней, который был расположен в капищах на горе Богит или на высоком мысе реки Збруч. Их обнаружили в 1984 году члены Прикарпатской экспедиции Института археологии АН СССР. Тюрки свои святыни – тенгрианские центры-молельни устраивали в предгорьях, на высоких берегах рек, рощах, т.е. особых природных зонах, имеющих тесную связь с космосом. И в расположении капищ проглядывается почерк действий тюрков.
Итак, перед нами сложная композиция – пантеон предков тюрков. Кстати, групповое изображение богов и людей не характерно для славян. Журналистка Марина Викторова пишет: «В то время как у славян принцип капищ был таким: один бог – один идол». Збручское каменное изваяние относится к разряду антропоморфных, тогда как славяне в то время не имели таковых. У тюрков их хоть отбавляй. Известно, что каменные изваяния и, вырезанные на камне очертания людей (балбалы), были широко распространены на прежней родине дулатов – Южной Сибири, Монголии, Казахстане. Так, какие элементы других изваяний схожи (идентичны) со Збручским идолом?
Изваяния и изображение иллюстрированы в книге археологов А. Досымбаевой и Н. Богенбая. Жайсан сакральная земля тюрков долины реки Чу. Астана-Алматы, 2015.
— Материал-камень.
— Поклонение духу предков.
— Расположение рук. Самый существенный признак. Он типичен для тюрков. Так они выражают почтение и покорность Богу Тенгри.
— Наличие усов.
— Наличие и размер сабли.
— Выделяющийся нос.
— Форма лица.
— Время создания.
Дополнительные сведения
— Кувшин – почтение Жер-Су.
Кувшинчики рог на статуях выполняли роль посуды для хранения священной воды во время принесения клятвы. Казахи говорят: «Ант суды ішу» (Выпить клятвенную воду). И ныне молодожены пьют клятвенную воду во время бракосочетания.
— Материал-камень.
— Четырехгранный столб.
— Тамга дулатов.
— Время создания.
— Расположение тамги.
Выводы
Каменное изваяние — ценнейший исторический источник. Это – «паспорт» народа.
— Поклонение духу предков.
— Тамга дулатов на голове.
— Расположение рук.
Выводы
Каменные изваяния древности тесно связаны с культом предков.
|
«Бабу (каменное изваяние-А.Д.) так же следует относить к общему ареалу тюркского кочевого наследия».
Збручский идол уникален, неповторим, нестандартен, но не одинок. Его «собратья» имеются во многих уголках Евразии. «Близкие, по стилю изображения изучены на территории Монголии, Тувы, на Алтае, Южном Урале, Семиречье и Сары-Арке».
Композиция на каменном изваянии – это отражение философии тюрков, их мировоззрения и ощущения тайн жизни, система нравственных ценностей, история и взгляд на прошлое, настоящее и будущее, т.е. умение их комплексно связать.
Артефакт из Збруча выражает огромную гамму духовных ценностей тюрков, т.е. является энциклопедией древней культуры. Сие творение бесценно. Настало время прикоснуться к шедеврам искусства предков и потомков Кубратхана и Шамбата, прочувствовать величие творения далекого прошлого.
Пришла пора установить копии Збручского артефакта в Астане и Алматы, Таразе и Шымкенте. Сегодня он хранится в Краковском музее, а его копии в натуральную величину имеются и демонстрируются в музеях Москвы и Киева, Львова и Тернополя. Мы благодарны этим музеям за хранение и сбережение святыни тюрков. Пусть славные деяния Кубратхана и Шамбата осветят путь, как славян, так и тюрков!
Абдукадыр Даутбеков,
научный сотрудник Южно-Казахстанского университета имени М. Ауэзова, академик Чувашской АН