Встреча с народным подвигом

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой.
Иоганн Гёте

 

Недавно в художественном переводе на русском языке издан историко-эпический роман «Тайна чести» талантливого  и самобытного табасаранского поэта, писателя, публициста Багира Раджабова.

О небывалом  интересе учёных, поэтов, поклонников и почитателей поэтического таланта и природного дарования Багира Раджабова свидетельствуют многочисленные восторженные отклики о его творчестве.

Значительное место в работах Багира Раджабова занимает историческая тематика. Этому способствовало длительное собирание им народных эпических творений – легенд, сказаний, в которых рассказывается о борьбе дагестанских народов, в том числе и табасаранского,  против многочисленных завоевателей.

Исторический роман  Багира Раджабова «Тайна чести» — явление не только в табасаранской, но и в дагестанской, российской литературе. В нём рассказывается о борьбе свободолюбивых горцев против иранских полчищ Надир-шаха, который вынашивал планы завоевания не только Дагестана, Кавказа, но и России.

По мнению некоторых литературоведов отдельные сюжеты романа перекликаются с сюжетами романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

События, которые легли в основу романа относятся к 1734-1743 гг., когда табасараны, совместно со всем дагестанским народом, героически сражались против полчищ Надир-шаха. Роман состоит из 52 глав. В нем говорится о попытках Надир-шаха склонить на свою сторону турецкого султана с целью совместного выступления против России, об ирано-турецком союзе против России, о ярко выраженной антирусской политике Англии, Франции и многое другое.

Об интересе многих поклонников к таланту Багира Раджабова свидетельствуют восторженные отзывы о романе «Тайна чести». Роман Багира Раджабова «Тайна чести» читается на одном дыхании. Особо следует отметить мастерство писателя в описании картин жестокости чужеземцев, топтавших конницей раненных женщин, детей, стариков в местечке Гюни-раццар и под крепостью Журас. Для эстетического обогащения своего творения Багир Раджабов удачно использовал международные «бродячие сюжеты» единоборство кузнеца Мажвада и Ибрагим хана, где победа по идейной установке автора предписана защитнику Родины Мажваду.

Среди патриотической когорты отважных сыновей страны гор, отличались легендарный предводитель южнодагестанских ополченцев доблестный воин, поэт, основоположник дореволюционной табасаранской литературы, мудрый мыслитель, полководец и дипломат того времени – Калук Мирза. В эту же когорту входит и отважный сын – витязь и рыцарь табасаранского народа, человек необыкновенной силы воли, кузнец, ковавший оружие для ополченцев и один из легендарных организаторов борьбы кушандеринских, кюринских и табасаранских ополченцев Джигер Мажвад.В романе автор красочно и объективно воспроизводит героическую борьбу ополченцев южного Дагестана.

В неравном бою на майдане «Замгур» Джигер Мажвад, увидев отступающих ополченцев, в порыве гнева, срывает с груди обагренной кровью кузнецкий фартук и, натянув его на ножны сабли, подняв над головой как боевое знамя, выкрикивает как — гром голосом: табасаранские, кюринские, кушандеринские орлы! Пусть это знамя осенит нас отвагой! За мной вперед! За мной вперед! Увидев окровавленного своего вожака, с полыхающимся над головой, пропитанным кровью полотнищем, ополченцы кинулись к нему, нанося крупные потери врагу.

Так фартук кузнеца стал временным боевым знаменем ополченцев. Под этим знаменем, они героически сражались с агрессорами – кызылбашами и в финальном сражении в Андалалской долине, где объединенные силы горцев, выступили против полчищ Надир-шаха.

Сама эпоха, грозные её вызовы повелительно требовали единения горских народов. Спасение страны Калук Мирза видел в срочном объединении горских народов. Обращаясь к своим соплеменникам, он говорил: «У персов, турок, урусов свои устройства, регулярные армии и другие составляющие государства. А что у нас?! Вытягивая свою правую руку вперед, он показывал раскрытые веером пальцы и говорил: «Видите, в одиночку они слабы, их можно легко согнуть. А если же мы сомкнём их в кулак, то он становится грозной, неделимой силой. Этой силой мы можем одолеть, подавить и победить любого врага».

Когда Дагестан оказался в крайне тяжелом положении, когда на его глазах сжигали и разоряли целые сёла, убивали женщин, стариков и детей, когда кызылбаши, не соблюдая самые элементарные нравственные нормы ведения войны, установленные исламом, Калук Мирза задумал обратиться к горскому народу с воззванием. Так у Калук Мирзы возникла идея о воззвании к горским правителям и в лице андалалского правителя Нуцал-хана.

В воскрешении давно утраченного текста воззвания и представлении ему второго дыхания, велика заслуга опять-таки талантливого поэта -публициста Багира Раджабова. В воззвании содержится славное зерно таких отважных героев, как Минин, Пожарский, Сусанин, Хочбар, Шарвили, Парту Патима и других.

В романе как живые сцены стоят перед читателями бои у крепости «Джурас», «Кровавые скалы», «Священной горы Дюрк», в местности «Гюни рацар», «В чёрном лесу», в местечке «Иран-Хараб», на речной долине «Рапак», на «Андалалской» долине и др. местах.

В романе читатель встречается со множеством положительных собирательных образов. Каждый из них не ординарен и не похож друг на друга. Многие из них, думаю, будут волновать сердца различных поколений своей необыкновенной выразительностью и обаянием. Героический дух, жажда подвигов, не ради своего тщеславия, а ради того, чтобы покончить с нашествием иноземных полчищ.

Образы Калук Мирзы, Джигер Мажвада, Муртазали, Гаджи Билала, Гаджи Баты, Магомед Мирзы оглы, Шабана, Гюлназ, Лейлы, Ханселем, Арзи, Зублара, Чупалава, Нуцал-хана, Алима Гидатлинского, силача аварского народа Хайир Магомеда, в книге их более тридцати. Все они наделены внутренними и внешними достоинствами.

Автор намеренно показал отрицательных героев мошеннической морали, чтобы осудить их фальш, нравственную низость, подлость и несостоятельность, не жалея темных красок. Малла Эфенди, Мазай, многие подручные самого шаха, автор изображает людей, лишенных признаков человечности. Они кровожадны и хищны в своих стремлениях.

Ещё что очень и очень важно, о тех событиях, которые воспроизводит Багир Раджабов, в своем романе народ, к сожалению, мало что знал. Приношу ему огромную сердечную признательность, за то, что он извлек из анналов истории  гигантов нашего народа – Калук Мирзу и Джигер Мажвада.

Джигер Мажвад – простой человек из народа, самобытный и виртуозный кузнец, смелый и рассудительный, решительный и отважный витязь-рыцарь своего народа! Он организовал большой сход на площади у Хивской сигнальной башни, на которой он принимал представителей кюринского и кушандеринского обществ – Гаджи Билала и Тавакала. Там же было решено по приезду Калук Мирзы, объединенными силами выступить против персов.

Главная интрига книги еще и в том, что автор выступил против ложных инсинуаций, бытовавших в узком кругу, накануне двухсот восьмидесятилетия разгрома персидских кызылбашей реабилитировал безвинных жертв истории – Гаджи Баты и Гюлназ, повторивших подвиги Сусанина и Бардинской.

Народы Дагестана благодарны Багиру Раджабову. Идейные лейтмотивы романа, на мой взгляд, блестяще решены. Наконец, сплотившись, объединенные силы горцев, с позором сокрушили стотысячную, непобедимую армаду грозы вселенной – Надир шаха.

Так, в горах Дагестана наступил бесславный закат звёзд многочисленных  побед Надир шаха.

Роман Багира Раджабова «Тайна чести» ценен именно тем, что он подпитывает и подпирает нашу общую память – литературоведов, историков и вообще граждан, ибо национальное самосознание выстраивается на фундаменте многовековой памяти народа.

Магомед Гасанов,

доктор исторических наук.