Гостеприимство и куначество

В процессе многовекового социокультурного и делового взаимодейст­вия людей выработано и сотнями поколениями всего человечества апробиро­вано столь необходимое для жизнедеятельности каждого человека явление, которое мы попросту называем дружбой.

В житейском понимании дружба – это: эмоциональная близость, привязанность, общность взглядов; потребность во взаимодействии, в поддержке; соответствие в поведении определенным принципам, чувство ответ­ственности за дружеские отношения и готовность поступиться ради сохране­ния их даже чем-то значимым личным.

Как межличностное отношение оно является индивидуально- избира­тельным и ценностно-мотивированным. Ценности при этом подразумеваются не иначе как духовные, из которых впоследствии развиваются отношения, связанные, возможно, и с материальным составляющим человека, ибо куль­тура людей включает как духовные, так и материальные ценности.

Однако дружба, прежде всего значима как нравственная сторона бытия человека, ибо способствует формированию навыков добродетельного поведения, без чего невозможно прогрессивное развитие и всего общества.

Культура, связанная с человеком, с его вечными поисками смысла жизни и деятельности, всегда предполагает результат усилий не отдельно взятого человека, а целых народов, которые организуют свою жизнь, руково­дствуясь многовековым опытом предшествующих поколений, выбирая из всего достигнутого самое лучшее. Во все времена для созидательной, плодотворной жизни и деятельности любого человека, общества, а тем более мно­гонационального, исключительно важны прогрессивные традиции и обычаи, дошедшие до нас сквозь глубину веков, сохранившие все самое необходимое для народа – бесценное наследие, возможность применения опыта в новых исторических условиях, сохранения уникального, характерного для конкрет­ного, отдельно взятого этноса, но при этом востребованного и в масштабах всего человечества. В этом смысле дружба – это значимое достижение лю­дей, касающееся их нравственности и морали, достижение, выраженное в обычаях и традициях народов и именно через эти обычаи и традиции прояв­ляющее свое выражение в повседневной жизни.

Такими традиционными общественными институтами, связаными с понятием дружба и выражающими ее в повседневной жизни дагестанцев, яв­ляются гостеприимство и куначество, которые подпадают под понятие адат, обычноправовую норму, общеобязательное правило, обычай, привычку жить по неписаным законам предков, справедливость и правильность кото­рых доказана веками и которые, являясь моральной нормой, ценностны в от­ношении семьи и общественной нравственности.

Традиция куначества, традиция искусственного родства, является од­ной из важнейших традиций общечеловеческой культуры. Она имеет глубо­кие исторические корни, тесно связана с традициями гостеприимства, кото­рое зародилось ещё в эпоху первобытнообщинного строя и развивалось на Древнем Востоке и в античном мире. Оно сложилось ещё в эпоху каменного века, когда начинаются первые торговые путешествия и люди, в силу раз­личных причин (купеческое дело, религиозное паломничество, путешествие с целью познания окружающего мира) оказавшиеся вдали от места постоян­ного жительства, должны были позаботиться о своей безопасности, о пище и ночлеге, об отдыхе.

Гостеприимство было естественной составной частью быта Древней Греции. Во всех домах состоятельных людей были особые комнаты для гос­тей. В греческих полисах создавались «Союзы гостеприимства». Любопыт­ные примеры бытования обычая гостеприимства у древних народов Европы мы находим в сочинениях римских авторов. А в древнерусском языке с XI века прочно закрепляется слово «гость», означающее «приезжий купец», так как именно зарубежные купцы, временно оказавшиеся в древнерусских кня­жествах, нуждались в объектах временного проживания. Традиция гостепри­имства, отличавшаяся у народов мира своеобразием, имела повсеместно са­кральное обоснование: гость – посланник Бога.

В Дагестане, как и в других районах Северного Кавказа, куначество и гостеприимство получили самое широкое распространение. При известной феодальной и племенной раздробленности дагестанцев, которые, однако, представляли общество с единой языковой основой и идентичностью мате­риальной и духовной культуры, при имеющихся местных особенностях и разногласиях, контакты между разноязычными обществами Дагестана все же были непрерывными. Народы Дагестана жили в постоянном сотрудничестве, во взаимной терпимости, с использованием различных способов разрешения конфликтов, в состоянии разумного приспособления к особенностям друг друга, достойных компромиссов и накопления опыта посредничества.

Несмотря на сложные природно-географические условия, даже самые отдаленные дагестанские аулы никогда не были совершенно изолированы от окружающего мира, находили способы самого близкого, дружественного взаимодействия.

Гость в селении — это чаще всего лицо, прибывшее для торгово-обменных операций, поэтому взаимная поддержка, взаимовыгодные отношения, взаимная заинтересованность друг в друге могли лежать в основе дружеских отношений. Обычай гостеприимства, считавшийся одной из главных добродетелей человека, в Дагестане соблюдался неукоснительно всеми без исключения, и богатыми, знатными, и бедными. Всякий, кто вошел в дом, иноземец, торговец, хан, бек или крестьянин, даже и преступник, оказавшийся в силу разных причин в доме горца, становился для хозяина священным.

Дружественность и расположение к гостям в Дагестане проявлялась и в особой атрибутивности отношений. Любой гость традиционно должен был быть радушно принят в любой семье без всяких оговорок и без лишних вопросов. Ему предоставлялись кров, пища, ночлег и все необходимое. Если семья была малоимущая, то ради гостя, не стесняясь, можно было попросить все необходимое у соседей или родственников. Оказавшийся по воле судьбы вновь в том же селении или ауле, в котором когда-то пришлось ему гостевать, горец, не смел пройти мимо дома, приютившего его однажды, как бы его не приглашали к другим. Если же по торговым или по каким-либо другим делам приходилось возвращаться неоднократно, то отношения между гостем и хозяином становились дружескими и перерастали в куначеские.

Кунак, наряду с родственниками, занимал важное место в жизни гор­цев, как друг, товарищ, близкий человек, который является опорой и в горе и в радости, во всех случаях жизни. В отличие от случаев гостеприим­ства, когда гостем в доме мог быть совершенно незнакомый человек, слу­чайно и неизвестно откуда пришедший и неведомо куда уходящий, кунак все же – совсем близкий друг, связанный особыми узами искусственного родства, ближе даже иного кровного родственника. Ведь кунаки взаимно принимали участие в любых жизненных ситуациях друг друга: строительство и ремонт дома, хозяйственного помещения; женитьба сына или замужество дочери; смерть или гибель члена семьи, близкого родственника и связанные с этим материальные расходы;

-ущерб, нанесенный стихийным бедствием — вот неполный перечень ситуаций, в которых кунаки принимали взаимное участие.

Такие тесные дружеские отношениях поддерживались семьями на про­тяжении нескольких поколений.

Куначеские связи не прерывались и с прекращением торгово- коммер­ческой деятельности партнеров, более того, связи эти передавались по на­следству. Вплоть до новейшего времени, кунаки отца, кунаки брата, дяди, сына считаются не только почетными гостями друг у друга, но и близкими людьми, взаимно принимающими действенное участие в успехах и неудачах друг друга.

К категории близких людей относились и дети кунаков. При этом для близких отношений, куначеских связей важным условием было возникнове­ние человеческих симпатий между людьми «одного круга», совпадение об­раза мыслей, нравственных идеалов и приоритетов, ценностных ориентаций.

Гостеприимство и куначество, отражая особенности не только полити­ческого, социального и экономического строя, но и в большей степени мо­рально-этические устои и ценностные ориентации, требовавшие расширения подобных связей, играло важную роль в традиционном общественном быте дагестанцев.

В доме, куда пожаловал гость или кунак, прерывался размеренный ритм жизни и все было подчинено интересам приезжего. Гостю и кунаку предоставлялась самая лучшая комната, а домочадцы в знак уважения надевали нарядную одежду.

Если в беседе с гостем хозяин старался избегать в разговоре тем, которые гость мог бы превратно истолковать, то при встрече с кунаком, традиционно радушно поприветствовав его, хозяин начинал подробно расспрашивать о жизни, о членах семьи и значимых семейных событиях. Столь же подробные расспросы следовали и со стороны приезжего. Кунаки могли говорить о чем угодно, не сдерживая эмоций и не опуская подробностей.

Если гостя, как правило, угощали без присутствия посторонних, то с приездом кунака в дом приходили и родственники, и соседи хозяина, выражая таким образом свое почтение приехавшему. А стол для трапезы накрывался максимально празднично.

Если приезжий кунак задерживался надолго, то родственники и соседи, как правило, на ужин приглашали к себе, но обязательным условием было возвращение на ночлег в дом хозяина. Бывали случаи, что по какой-то причине хозяева не могли оставить путников у себя в доме (большая семья, а площадь дома маленькая, опасное инфекционное заболевание домочадца, отсутствие хозяина-взрослого мужчины), путники обязательно пристраивались, размещались у родственников, соседей, друзей, и всё это воспринималось как норма, а не из ряда вон выходящий случай. Таким образом расширялся и круг новых знакомых и друзей.

Гостя, попавшего впервые в дом горца, обязательно по отъезде одаривали подарком, между кунаками же это был взаимный дарообмен.

Хочется отметить и тот факт, что по-особому в Дагестане относились к гостям – чужестранцам, религиозная принадлежность и национальность которых не имела абсолютно никакого значения для горцев, принимавших своих гостей с традиционной обходительностью. Более того, обычай горцев предписывал быть более внимательными и снисходительными к иноязычникам и иноверцам. Многие такие гости становились впоследствии настоящими кунаками, близкими друзьями хозяев.

Общению помогало знание языков дагестанских народов. Горцы, как правило, свободно владели языками соседей, а значительная часть дагестанцев говорила по-кумыкски, что давало возможность говорить и с тюркоязычными народами Северного Кавказа и Закавказья. Следовательно, этнические и религиозные различия не только не препятствовали установлению куначеских отношений, но, напротив, это в каком-то смысле даже способствовало их возникновению, поскольку, только став кунаком, человек иной веры или иной этнической принадлежности мог с уверенностью рассчитывать на безопасность своего путешествия и успех своей деятельности, а в будущем – на близкие дружеские отношения.

Укреплению и развитию дружеских отношений способствовало и то, что в дагестанских селениях, в свободных горных обществах большим уважением пользовалась та семья, которая имела много кунаков. Поэтому каждая семья по возможности стремилась иметь своих кунаков из различных районов Дагестана и даже Кавказа. Приезжий, остановившийся у кого-либо в селении, становился гостем общества в целом. За благополучие гостя отвечала вся община, весь джамаат, хотя, разумеется, прежде всего, хозяин, у которого гость остановился.

Значение куначества и гостеприимства в укреплении дружбы между народами Дагестана трудно переоценить. Гостеприимство и куначество, являясь выражением морально-этических норм в жизни горцев, принятых и практикуемых, а не просто декларируемых, обладают необычайно высоким статусом в обществе дагестанцев. Понятно, что с социально-политическими изменениями в государстве и изменениями, связанными с хозяйствованием и экономикой, не могли не меняться этикетные нормы, соотносимые с институтами куначества и гостеприимства.

Развитие различных форм связи, средства коммуникации и инженерные сети, урбанизация – всё это факторы современной жизни, так или иначе повлиявшие на трансформацию институтов куначества и гостеприимства, при том, что очень многое из этикета работает и в настоящее время. Главное, однако, то, что данные институты, древние обычаи дагестанцев, связанные с духовностью народа, в полной мере сохранили своё значение. Ибо по-прежнему востребованы духовные связи и по-прежнему духовное родство не утратило своей актуальности. Поэтому, как и прежде, всё самое лучшее в доме предназначается кунаку, гостю; как и прежде, кунак торопится в дом друга-кунака, чтобы поддержать его и в горе, и в радости. А хозяин встретит радушно гостя и проводит с почётом, обязательно одарив подарком.

Веками и поколениями многократно апробированные традиции гостеприимства и куначества следует свято хранить в социальной памяти, руководствоваться ими и передавать следующим поколениям как проверенные веками надежные формы и методы укрепления межличностной, межнациональной, межконфессиальной дружбы и солидарности.

Шайдабег Мирзоев,

профессор ДГПУ

Энвира Исаева,

аспирант ДГПУ