НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

Это важнейшая составная часть не только национальной культуры каждого этноса, но и общей культуры здорового и безопасного образа жизни человека. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов воспитания и обучения ребенка в семье, в детском саду, затем в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения и воспитания с учетом возрастного подхода.

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является предметом первоочередной важности, т.к. здоровье граждан в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны. Образовательные организации и общество тесно взаимосвязаны: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержании образования.

Отсюда актуальность темы заключается в том, что как свидетельствуют статистические данные, обеспечение здоровья учащихся в условиях современных экономических становится проблемой особой важности.

Сегодняшняя ситуация с состоянием культуры питания учащихся, студентов и не только вызывает тревогу по целому ряду причин:

Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, недостаточного потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов. Преобладание углеводно-жирового компонента приводит к замедлению физического и функционального развития ребенка. Хотя доля таких детей сравнительно невелика, каждый подобный случай требует пристального внимания со стороны органов образования, здравоохранения и социальной защиты.

Во-вторых, дети и их родители, не всегда демонстрируют грамотное, сознательное отношение к режиму питания. Между тем, данные здравоохранения показывают, нарушение принципов рационального питания — верный путь к развитию многочисленных форм желудочно-кишечных и других заболеваний.

В-третьих, организация питания в школах оставляет желать лучшего. По этой причине многие дети (видимо, согласуя свои действия с мнением родителей) избегают пользоваться услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся старших классов проводят в школе по 7-9 часов ежедневно. Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Основной причиной на сегодняшний день является так называемая современная еда — как «фаст-фуды», что в переводе с английского означает, блюдо, быстрой еды. Это хорошо нам известные шаурма, донер-кебаб, хот-дог и т.д. Данные продукты можно встретить сегодня на каждом углу, применение которых также способствуют росту числа заболеваний у детей. И проблема становится всё острее и острее. Помимо этого многие из нас уже почувствовали и твёрдо усвоили, что жизненно необходимые нам воздух, вода, продукты питания загрязнены и также становятся причиной многих заболеваний.

В настоящее время дефицита продуктов нет. Но вопрос об их качестве стоит на первом месте. Как разобраться в маркировке содержащихся в продуктах веществ пищевых красителей и ароматизаторов, консервантов, разрыхлителей и эмульгаторов — специальных индексов, начинающихся с буквы «Е» (Европа)? Многие из тех продуктов, в которых были обнаружены такие добавки, употребляются школьниками. Они имеют яркую упаковку, красивую форму, сладкий вкус, что, естественно, нравится детям. Мясо, рыба, птица… Они все богато снабжены природой витаминами и минералами; но, попадают к нам на стол очень редко в свежем виде, а чаще всего в замороженном, лежалом, а также в консервах. Для предохранения продуктов от порчи, для сохранения вида, цвета, вкуса, запаха, формы, для того, чтобы они не прокисли, не провоняли, не сохли, не мокли, не заплесневели и прочее, применяются всевозможные химические средства, не всегда безвредные.

История культуры, медицины и этнографии, в том числе дагестанской, располагает многочисленными примерами, когда люди, строго соблюдающие традиционную народную культуру питания, не только очень редко болели, постоянно находились в добром расположении духа, но и жили 100 и более лет. Вместе с тем, по некоторым данным геронтологии, тучные люди часто болеют и до 100 лет ни один из них не доживает.

Обследования, проведенные учеными с охватом около 300 долгожителей народов Кавказа (См.: Аликишиев Р.Ш. Долголетие в Дагестане — Махачкала, 1969; Мурат Яган. Книга о кавказском долголетии и благополучии — Майкоп: ООО «Качество», 2015; Нурмагомедов М. Секреты долголетия дагестанцев/Вестник Кавказа от 12 авг 2009 г.; Долгожительство в Азербайджане / отв. ред. В. И. Козлов- М.: Наука, 1989) показывают, что в возрасте от 100 до 160 лет находятся худощавые люди нормального физического развития и умеренного питания. Причинами тучности оказались нарушения рационального образа жизни, пренебрежение физическим трудом, физическими упражнениями, переедание. Как говорится в Тибетской медицине: «Рот является воротами всех болезней». Такие нарушения оказались свойственны главным образом представителям наиболее экономически обеспеченных слоев населения, особенно народам, считающим себя цивилизованными и следующим библейским установкам, допускающим всякого рода злоупотребления.

Известный анатом И.И. Мечников полагал, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием и что человек, питающийся естественной, а не искусственной пищей, может жить до 130-150 лет.

Мыслители древности Гиппократ, Уэльс, Гален и др. посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи и разумному ее потреблению. Выдающийся ученый востока Абу Али Ибн Сина (Авиценна) считал пищу источником здоровья, силы, бодрости, ума. Характерной чертой всех народов Востока является соблюдение правильного и умеренного питания. Арабские пословицы гласят: «Ешь мало — проживешь долго» или «Обжорство затуманивает разум» также возвращают нас к традиционной народной культуре питания. Известно, что более 3600 лет тому назад, вавилонский царь Хаммурапи в своём законодательстве предусмотрел наказания за подделку и наживу на пищевых продуктах низкого качества. В Древнем мире существовали специальные учреждения для контроля продуктов питания.

Таким образом, историческая действительность показывает, что фактор питания является определяющим для полноценного здоровья человека. Совершенно очевидно, что наиболее ценными для здоровья являются «натуральные», экологически чистые продукты питания, без всяких химических добавок и дополнительных технических обработок. Обязательное условие сохранения крепкого здоровья — это качественное питание, к чему и призывает народная культура питания.

Формирование основ культуры питания предполагает и знакомство ребенка с народными традициями и обычаями, народной кухней. И это не просто дань уважения истории. Традиции, прошедшие многовековую проверку временем, всегда выполняли функцию социокультурных регуляторов питания с позиции его рациональности и целесообразности. Блюда народной кухни обычно оптимально соответствуют условиям жизни народа и структуре пищевых ресурсов территории, на которой он проживает.

Здесь можно приводить многочисленные примеры:

— распространение сыроедения у северных народов (сырое мясо и рыба — основной источник витаминов, так как растительные ресурсы невелики);

— популярность кисломолочных продуктов у народов Средней Азии (свежее молоко быстро скисает в жаре);

— обилие жирных и горячих блюд у сибиряков и т.д.

На протяжении столетий у различных народностей вырабатывалась определенная адаптация к конкретным продуктам и способам их приготовления. Вспомним трагикомическую историю про бедного немца из «Железной воли» Лескова, которого погубило традиционное русское блюдо — блины (и, безусловно, особенности характера). Известная поговорка «Что русскому здорово, то немцу — смерть», несколько категорично, но все же отражает биологическую целесообразность традиционного питания.

Человек, как определенный вид животного миллионы лет назад преимущественно питался растительной пищей. Но постепенно образ его жизни менялся: появилась охота, а потом и скотоводство, что внесло в рацион его питания животные продукты, которые постепенно начали вытеснять растительные. Кроме того, стали появляться продукты, которых в природе не было, — сыры и творог из молока животных, а также продукты брожения растений — вино, алкоголь, пиво.

Таким образом, с древних времен люди понимали огромное значение рационального питания для физического развития здоровья человека. В народной культуре питания сложилась целая система, предусматривающая разновидности пищи и блюд для: роженицы; младенцев; тружеников, а также ритуально-обрядовая; церковно — монастырская; свадебно — праздничная и т.д.

Не является исключением и Дагестан. Если обратить внимание на образ жизни и культуру питания долгожителей народов Дагестана, то мы заметим у них передающиеся из поколения в поколение весьма своеобразные социально — бытовые особенности и культурные традиции, куда можно отнести: добрые взаимоотношения в семейном быту; дружелюбие с окружающими; мужество в борьбе с трудностями в суровых условиях гор; отсутствие вредного влияния психических расстройств; отсутствие половых излишеств, абортов; избегание алкоголя, курения и других наркотических средств, пагубно влияющих на организм; строжайшее соблюдение половой и бытовой гигиены; широкое использование водных процедур в повседневной жизни и быту, дошедших у горцев до ритуала; нормальный ночной сон, в основном на открытом воздухе; активный отдых с широким использованием, как в быту, так и в процессе труда, музыки, пения, танцев и других массовых развлечений.

Обычным питанием у долгожителей (оно почти ничем не отличается от питания всего населения) является хинкал с мясом и чесноком, а иногда с уксусом, перцем или соусом. В горной части пища в основном молочно — растительная. Она бедна овощами, но зато богата съедобными травами, к числу которых относятся: мята, черемша, крапива, щавель, чабрец, дикий лук, мать-и-мачеха и др. Горцы также употребляют бобы конские, горох, ежевику, землянику, лопух, дикие плоды, как в сыром, так и в отварном виде.

В равнинной части пища богата овощами, фруктами, рыбой, здесь значительно меньше едят масла, сыра, мясо, особенно баранины, брынзы, пищевых трав. Зато питание значительно разнообразней, чем у горцев.

Здравомыслящие горцы постоянно старались соблюдать традиции своей национальной кухни.

Сегодня стол дагестанцев, впрочем, как и многих народов России, становится все более и более универсальным. Чизбургеры и гамбургеры, чипсы, суши, пицца — все это постепенно теряет статус «заморского» блюда. Вряд ли стоит препятствовать процессу взаимопроникновения различных кулинарных традиций. Однако весьма разумно и крайне важно помнить и соблюдать культуру питания собственной национальной кухни.

Не случайно, ученые диетологи, геронтологи и медицинские работники заметили, что для человека более всего целебны питательные растения (овощи, фрукты, любая пища) родного края. Поэтому так важно, чтобы у ребенка было сформировано представление о традиционной кулинарии, ее роли и значении для сохранения здоровья.

При этом можно весьма уместно и удачно решать и воспитательные задачи, непосредственно не связанные с формированием основ правильного питания. Так, например, для того, чтобы объяснить ребенку, почему различаются народные кухни, нужно, чтобы ребенок обладал определенными краеведческими знаниями — что растет в лесах, какая рыба водится в водоемах, каких животных разводят, особенности климата.

Знакомство с традициями и обычаями расширяет представление о культуре и истории народа вообще, а значит, может рассматриваться и как эффективный элемент патриотического воспитания.

А обсуждение кулинарных традиций разных народов — оптимальный вариант организации незаслуженно забытого в последние десятилетия интернационального воспитания — близкий и понятный ребенку, лишенный пафоса, которым зачастую «грешат» традиционные методики.

Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности. А именно, все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Безусловно, полезны здесь представления о продуктах, являющихся источниками витаминов, так как это помогает понять — почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д.

Испокон веков основы культуры питания закладывались в семье. Здесь ребенок знакомился с традициями питания, здесь происходило формирование его вкусовых пристрастий, осваивались правила поведения за столом и т.д. К сожалению, сегодня роль семьи в этой сфере воспитания снижается. Из нашей жизни постепенно уходят традиции семейных застолий (ужин, когда вся семья собирается за столом, воскресные завтраки), нередко получается, что 5 раз в неделю ребенок завтракает, обедает, а то и ужинает вне дома — в школе или детском садике. Таким образом, семейное воспитание существенно дополняется и корректируется воспитанием в школьном коллективе.

Обойтись без поддержки родителей в этой сфере воспитания школа, безусловно, не может. Формирование культуры питания — это всегда сотрудничество родителей и педагога. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, заключается в эффективном взаимодействии с родителями.

Первый шаг на этом пути — сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области (вариантов много — лектории, клубы для родителей, выступления медиков, диетологов).

Второй шаг — убедить родителей в практической пользе воспитательной работы школы по соблюдению культуры питания.

И третий — не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье.

Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями, педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать в образовательных учреждениях и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

Вот почему культура питания нашла отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). И это лишний раз говорит о том, что одна из главных задач семьи и образовательных организаций сегодня — помочь учащимся осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого учащиеся должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы культуры питания, здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ученика. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей физического, экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения и благополучия нации и государства.

Шайдабег Мирзоев,

профессор ДГПУ

Светлана Алимурадова,

аспирантка ДГПУ