Неоспоримо. Каждый имеет право описывать свое видение событий, но не в угоду кому-то, поднимая его значимость и принижая участие других. Это недопустимо. Нужна объективность, нужна правда: независимо участник ты данных событий или нет, ответственен за эти явления или нет.
Со времен Древнего Рима известно, что государство обязано делать три основные вещи: учить, лечить и защищать своих граждан, а еще нужно, как я считаю, проявлять о них заботу.
В конце февраля в Дагестане выпал снег и как всегда нежданно-негаданно, конец зимы преподнес сюрприз народу и чиновникам. В результате без света остались 98 населенных пунктов, в которых проживают 112 тысяч человек. Причина – изношенность сетей и аварии, связанные с погодными условиями. Практически везде электросети находятся в собственности монополиста «Россети». У нас они не справились с ситуацией. Причиной такого положения в Дагестане в целом, уверен и.о. главы республики Сергей Меликов стала безответственность чиновников, которые отписывались о готовности к зиме. Как всегда у нас отчетность на высоком уровне, бумага все вытерпит. В соцсетях пишут об аномальных морозах, но начальник гидрометцентра Абдулгалим Дадашев считает, что аномалии нет, просто в последние годы в республике не было суровых зим. Температура держалась выше многолетней нормы на 3-4 градуса. И 12-14 градусов людям кажется событием аномальным.
По его словам, зимы в Дагестана бывали и похлеще: «В 2012 году например, с 25 января по 13 февраля была зафиксирована самая низкая температура за последнее десятилетие: 26,6 в Махачкале до 27-28 на севере Дагестана».
Два дня снегопада, мороза и гололеда столько бед принесли людям. Аварии… Как пишут – в это время зафиксирован почти двойной рост травматизма. И как сообщает главный врач республиканского Центра травматологии и ортопедии Абдурахман Гасанов за помощью обратились 122 человека за один день, а до этого обращались не более 36-40 человек.
Только недавно журналист Заур Газиев писал, что мэру Салману Дадаеву очень сильно повезло: при нем не было долгих морозов и снегопадов, которые бы парализовали город…». И тут вдруг эти два дня зимы (23-24 февраля) показали, что город не готов к зиме, вскрылась несостоятельность администрации решать оперативно все проблемы столицы, которые накопились в последние годы, просто к власти пришли люди, озабоченные лишь собственным благополучием, личными перспективами, все было принесено в жертву амбиций.
Хотя несколько лет назад Махачкала была обеспечена основными ресурсами: водой, газом, светом, канализацией, электроэнергией.
Чтобы сохранить этот ранее созданный запас прочности, надежности городских структур, нужно было вкладывать средства и энергию, ликвидировать чисто потребительское отношение к ресурсам. Мы разучились строить, ремонтировать, просто говоря предвидеть и созидать.
Как человеческий организм истощается от непомерной нагрузки, так и городское хозяйство приходит в негодность.
Не хочется мне кого-то с кем-то сравнивать, но приходится, потому что у каждого мэра свое отношение к городу и проблемам горожан.
В период хозяйствования Саида Амирова (1998-2013гг.) был и снегопад и мороз и прямые угрозы 1998-1999гг., чтоб парализовать столицу и республику. И в тоже время была со стороны администрации города мобильность и собранность в устранении всех проблем. Была созидательность, процветание и надежда.
В те годы, в работе экс мэра не было мелочей, иначе они превратились бы, как часто он предупреждал в крупные проблемы. Саид Джапарович знал всё, что касается наших горожан. Забота о человеке была его одной из насущных, главных задач.
И при написании этого материала, я прежде всего учитываю интересы дагестанцев, их потребность иметь объективную информацию о важнейших сторонах жизнедеятельности столицы нашей республики. Мысленно окидываю взглядом минувший отрезок исторического времени, когда резко был обозначен переход от стихийности, неупорядочности к планомерному и динамичному развитию города.
В 1998 году город Махачкала находился в тяжелейшей ситуации. Долги города составляли 400 млн рублей. Инфраструктура, включая инженерные коммуникации и дорожные покрытия были изношены. Жилой фонд и объекты социального назначения 20-30 лет не подвергались ремонту.
И до 2000 года город развивался без генплана. Строительство носило стихийный характер. В то время нужно было улучшишь облик города с учетом наличия всех этих построек.
Территории общего пользования, парковые и зеленые зоны были заняты коммерческими объектами.
Тем более деструктивные силы не давали нормально работать, оказывая сопротивление всем созидательным мероприятиям администрации. Криминал сделал открытую попытку войти во власть.
Результатом этого явился захват здания Госсовета и правительства республики Дагестан. Была организована серия жестоких терактов против главы администрации, убийство муфтия Дагестана. Плюс ко всему финансовый кризис в августе. Многие предприятия и предприниматели оказались на грани краха, нормально поработать администрации не удалось и в 1999 году.
Вторжение со стороны Чечни международных террористов и религиозных экстремистов потребовало полной мобилизации всех людских и экономических ресурсов города в целях обеспечения безопасности республики и разгрома врага.
В городе по инициативе мэра была создана Интербригада, сводный отряд, который принял участие в боевых действиях, совместно с правоохранительными органами охранял особо важные объекты и жилищные массивы.
Сегодня нет необходимости подробно говорить о цифрах, объемах, километрах, о проделанных работах. Если взять в 2002 году в столице Дагестана проживало 550 тысяч человек, а в 2008 уже более 700. За этот период Махачкала испытала сильное давление мигрантов. Они заселялись в окрестностях города, из-за них увеличивалась безработица, нагрузка на объекты ЖКХ, конечно люди приезжали в город не от хорошей жизни. Махачкала ежедневно давала работу десяткам тысяч дагестанцам.
В городе с помощью частных инвесторов были построены кафе, базы отдыха, гостиницы и другие объекты, необходимые предпринимательству.
Администрация своими силами организовала строительство поликлиник, школ и детских садов. Был сдан в эксплуатацию реконструированный санаторий «Талги» с уникальным сероводородным источником.
Итак, Махачкала из города с дотационным на 88% бюджетом, стала городом донором, город питал экономику всей республики. По сути. Махачкала собирала две трети из всех налоговых поступлений республики, что составляло почти 20 млрд рублей, при том, что большая часть экономики всего Дагестана находилась в тени.
В одном интервью Саид Джапарович говорил: «… Мы разработали целую стратегию преобразования экономики республики. Я знаю, что многие дагестанские политики рассказывают СМИ о своих экономических программах. Но, на мой взгляд, все эти программы можно осуществить только в теории, а ведь у нас за плечами немалый практический опыт хозяйственной работы и управления на региональном уровне».
В его словах нет сомнения. Он доказал все на деле. И хорошо известно, что большее видится на расстоянии. Одни и те же слова, произнесенные разными людьми, порой несут разную информацию.
Саид Амиров – настоящий экономист, хозяйственник и руководитель, он оставил за период работы свой заметный след в истории столицы. Мы и сегодня пользуемся этими благами. Самое главное его достижение – это вода в каждый дом и на любой этаж. Факт остается фактом. Самая его заветная мечта, это увидеть нашу столицу благоустроенной. Хотя его успешность, работоспособность и нарастающий авторитет не давали некоторым отщепенцам спокойно спать.
Каждый из нас знает, что чувство ответственности экс-мэра Саида Амирова перед своим народом зашкаливало, особо это понимаешь после чтения статьи Андрея Меламедова «не упал, не упал» при мне не упал». Как пишет автор, с 1981 по 1986гг. руководителем Махачкалы был Эльмар Заманов, он все переживал, что в конце улицы Ленина рухнет путепровод, похоронив под обломками поезд «Москва-Баку». Этот кошмар преследовал его последнее время.
Действительно, мост дышал на ладан и более двадцати лет, никто из власти за строительство путепровода не брался.
Вывод прост: для чиновников главное не решить задачу, а вовремя «соскочить», чтобы не пришлось отвечать за собственное бездействие и непрофессионализм. В итоге число нерешенных проблем с каждым годом росло, а качество жизни ухудшалось.
Сразу после избрания новый мэр Амиров, взял на себя ответственность и сумел решить глобальную проблему города: за короткий срок, а именно за 9 месяцев построил новый путепровод.
Неправда ли странно: того, кто реально помог республике и может многое сделать — не на свободе?!. Разве это не парадокс. Если мы хотим, чтобы наша экономика, наша жизнь реально улучшилась, нужно чтобы за экономику взялись экономисты, а не популисты и пустословы. Каждый из нас должен заниматься своим делом, принося пользу обществу и народу.
Естественно, такой человек может кому-то нравиться, кому-то нет, но никто не может отрицать значимость его деятельности на благо и процветание города и республики.
Конечно, в одной статье невозможно раскрыть его образ – созидателя, я сделала лишь попытку. И все, что он строил, создал осталось для города и народа.
В конце концов время, история, люди расставят правильные акценты и все встанет на свои места, станет ясно, кто был прав и кто виноват, свобода Саида Амирова для нас думаю и надеюсь будет благом.
Я знаю, правда в огне не горит и в воде не тонет, и как без корней нет здорового дерева, так и без правды нет настоящей истории.
Султанат Салихова