Этикет гостеприимства народов Дагестана

Гостеприимство считается одной из главных добродетелей человека по всему Дагестану. В устном народном творчестве, особенно в пословицах и поговорках, важность обычая гостеприимства отражается во всей своей полноте и многосторонности. Гостеприимство является одним из важнейших каналов общения представителей разных селений, обществ, народов. Обычай этот, насыщенный множеством предписаний и этических норм, имеет в Дагестане многовековую историю.

Гостеприимство предусматривает право любого путника, пришельца быть гостем в любом доме селения и обязанность морально-этического плана хозяина предоставить ему кров, пищу и ночлег. Обычай предписывал горцу принять, оказать внимание и почести даже кровному врагу, переступившему порог дома. Со стороны хозяина дома прием гостя — это именно нравственный долг, обязанность, а не добродетель.

Ночной пришелец, путник, попавший под ливень, холодный ветер, буран, снегопад мог постучаться в любой дом, первый попавшийся, и попросить укрытия и ночлега, будучи абсолютно уверенным, что ему не откажут -по морально-этическим нормам, унаследованным от предков. Не только отказ в приеме гостя, но и малейшее неудовольствие по этому поводу (словом, взглядом, жестом, мимикой) было бы в глазах общественного мнения вопиющим нарушением основ морально-этического «кодекса предков», покрыло бы хозяина на долгие годы несмываемым позором, уронило бы честь и достоинство всего джамаата в глазах ближних и дальних обществ.

Все лучшее в доме, в хозяйстве предоставлялось гостю: лучшая еда, комната, посуда, коврик, тазик и кувшин для омовения и намаза, лучшая постель. Что-либо, недостающее в хозяйстве для обслуживания гостя, хозяин без зазрения совести просил у родственников или односельчан.

При повторном посещении селения, приезжий не направлялся в тот дом, где ему уже оказано было гостеприимство. Так поступить имел моральное право только тот приезжий, которого хозяин, хорошо приняв и обслужив, неоднократно напутствовал на прощанье: «Следующий раз, прибыв в селение, приходи прямо ко мне».

За моральное ущемление гостя, за поползновение на его честь и достоинство, виновный отвечал не столько обиженному, оскорбленному, сколько хозяину, у которого гость остановился. С другой стороны, к гостю, нанесшему кому-либо материальный урон, претензии не предъявлялись, они предъявлялись хозяину. Хозяин защищал жизнь человека, обретшего статус гостя его дома.

Таким образом, взаимоотношения «хозяин-гость» основываются, главным образом, на моральной, нравственной обязанности члена джамаата оказать радушие и внимание прибывшему, приезжему. Гарантом выполнения этой обязанности выступает внутренняя потребность члена общества принять и обслужить гостя, окружить его вниманием и заботой, которая в свою очередь базируется на совокупности морально-этических начал, унаследованных от предков. Кроме того, потребность эта поддерживалась силой общественного мнения, самого мощного, пожалуй, инструмента, средства поддержания в обществе вырабатывавшихся веками нравственных устоев.

Из всего вышеизложенного может сложиться мнение, что человек, приехав в селение и остановившись у кого-либо из местных жителей, будучи окружен вниманием и заботой, не несет почти никаких обязанностей. На деле это вовсе не так. Представляя собой не просто постояльца какой-либо семьи селения, а представителя другого джамаата, народности, горец, находясь в гостях, должен прилагать максимум усилий, чтобы поддержать статус своего родного окружения, не дать повода из-за своего поступка, даже самого незначительного, плохо судить о своей округе, о своем народе.

К тому же целый ряд морально-этических предписаний и запретов, сложившийся в течение многих веков, предусматривает любой эпизод, любую ситуацию поведенческих требований, предъявляемых к гостю «кодексом предков». Совокупность этих установлений и требований в своих основных чертах, в основном содержании весьма схожей у народов Дагестана, имеет очень много если не идентичного, то весьма схожего в традиционной материальной и духовной культуре, в семейном и общественном быте.

Поэтому первое требование морально-этического порядка, предъявляемое человеку, находящемуся в гостях — это знание местной специфики морально-этических установлений и ценностных ориентаций, стремление следовать им на все время гостевания, проявление уважения к местным обычаям и традициям.

Тема цели сроков приезда гостя с обоих сторон на первых порах не затрагивается. Лишь через некоторое время, после обеда, ужина, перед отправлением ко сну, утром за завтраком гость, как бы ненароком, вскользь, специально на этом внимания не акцентируя, упоминал о цели приезда и о примерном сроке своего пребывания.

Садясь за стол и начиная трапезу, гость должен помнить, что целый ряд нежелательных действий и прямых запретов застолья относятся, прежде всего, к нему. Например, считается неприличным складывание объедков и костей в посуду, поданную к столу с тем или иным блюдом, кушаньем.

Гость посчитал бы себя оскорбленным, если хозяин дома в его присутствии вздумал бы отчитать или сделать краткое внушение, замечание члену семьи — супруге, сыну, дочери — в отношении количества или качества приготовленной пищи и времени ее подачи.

Таким образом, находясь в гостях, пользуясь обслуживанием, опекой и защитой хозяина, у которого остановился, а также его родственников и односельчан, гость обязывается традиционными морально-этическими нормами к соблюдению целого ряда предписаний, призванных подчеркнуть достоинство его и общества, которое он представлял, а также продемонстрировать свое уважение к хозяину, его семье, родственникам и односельчанам.

 

Этикет куначества народов Дагестана

В условиях Дагестана развитию более прочных межличностных, межэтнических межнациональных отношений способствовали как обычные правовые нормы, так и морально-этические установления и общественное мнение, строго оберегающие «дух и букву» института куначества. Этикету куначества жителями каждого селения горного края придавалось огромное значение.

Кунаки — это лица, взаимно принимающие участие в делах друг друга наравне с родственниками, а нередко и больше чем родственники. Забота о жизни, имуществе, достоинстве, о решении значимых проблем, возникающих у кунака имеет не разовое проявление и не ограничивается территориально, а является постоянной, пожизненной.

Кунаки принимают участие в любых жизненных ситуациях друг друга. Строительство и ремонт дома, женитьба сына или замужество дочери, смерть или гибель члена семьи, близкого родственника и связанные с этим материальные расходы, ущерб, нанесенный стихийным бедствием и т.п. — вот неполный перечень ситуаций, в которых кунаки принимают взаимное участие.

Кунак — это не просто «близкий друг, приятель», это человек, не связанный узами кровного родства с другим человеком, но несущий обязанности и выполняющий функции близкого родственника. Именно куначеские связи имели в виду путешественники, ученые, офицеры, чиновники, описывавшие необычайно высокое внимание горцев Дагестана к гостю и говоря о культе гостеприимства в «стране гор». Отточенный до мелочей церемониал встречи гостя, его приглашение в дом, к столу, застольные нормы поведения, способы увеселения гостя, обмен подарками, церемония проводов и многое другое относится прежде всего и главным образом к куначеству. Весь этот набор сложностей по отношению к гостю как таковому, как вы уже заметили, намного проще: пришельца, приезжего надо было вежливо встретить, хорошо накормить и предоставить ему удобный ночлег — вот, собственно, и все основные обязанности хозяина по отношению к гостю, пришельцу.

В горах Дагестана зачастую весть о том, что в селение едет чей-то кунак, разносилась до прибытия его, нередко задолго. Понятно, всем было известно, у кого именно приезжий остановится. Поэтому часто кунак был еще в дороге, в окрестностях селения, а хозяин с сыновьями, братьями и др. уже выходили его встречать. При этом считалось неприличным ожидать гостя за селением, в начале селения, на годекане и прочее: встреча происходила непосредственно у дома хозяина.

Хозяин с приезжим кунаком обменивались взаимными приветствиями, при этом первый был щедр и расточителен в любезностях, преодолевая для этого случая традиционную сдержанность в эмоциях, в проявлениях чувств. Радость и удовлетворение по случаю приезда кунака выражается не только в словах: любезности, произносимые в сочетании с хмурым, неприветливым лицом, свели бы на нет этикетные требования, веками формировавшиеся в обществах Дагестана.

С первых же минут встречи с кунаком, после традиционных приветствий, хозяин подробно расспрашивает приезжего о его здоровье, о благополучии родных и близких, о подробностях каких-либо значимых событий в его семье и т.д.; подобные расспросы принято следовать хозяину и со стороны приезжего.

Место и роль этикета куначества народов Дагестана так велики и значимы, что нормы обхождения кунаков, традиционные правила приема, содержания и обслуживания кунака детализированы до мелочей, их соблюдение вменяется в обязанность всем членам общества, что поддерживается самым действенным началом морального климата в коллективе людей — общественным мнением. Этикет куначества – это веками апробированная на опыте народов Дагестана надежная и безотказная форма налаживания добрых и нерушимых межличностных, межэтнических и межнациональных отношений в Дагестане.

Таким образом, вы ознакомились лишь с некоторыми основными, повседневными нормами дагестанского народного этикета. Народы многонационального Дагестана за свою многовековую историю выработали и располагают и другими многочисленными, жизненно важными нормами этикета (например: танцевальный этикет, этикет спортивного единоборства, этикет провода в армию, воинский этикет и др. Все это и много другое, уважаемый читатель вы можете найти, ознакомившись с работами известных дагестанских ученых историков, этнографов и культурологов С.А. Лугуева «Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана», Б.Б.Булатовой и С.А. Лугуева «Духовная культура народов Дагестана», Р.М. Магомедова «Вековые ценности Дагестана», С.Ш. Гаджиевой «Семья и семейный быт народов Дагестана», «Материальная культура даргинцев» С.С. Агашириновой «Материальная культура лезгин, XIX — начало XX в.», М.М. Ихилова «Материальная культура аварцев» и другие. Эти замечательные ученые — настоящие патриоты Дагестана сумели собрать по крупицам, систематизировать и сосредоточить в своих фундаментальных научных трудах величайшие непреходящие ценности культуры народов Дагестана, направленные на духовно-нравственное благополучие нынешних и будущих поколений дагестанцев.

Шайдабег Мирзоев,

профессор