Присяжные заседатели
Статьей 47 Конституции Российской Федерации закреплено право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. С 1 июня 2018 года уголовные дела с участием коллегии присяжных заседателей рассматриваются не только судом субъекта РФ, но и районными (городскими) судами. Деятельность присяжных закреплена в Федеральном законе от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и УПК РФ, регламентирующим порядок ведения судебного заседания с их участием, их права и обязанности, порядок взаимодействия председательствующего и присяжных в судебном заседании. Согласно статье 339 УПК РФ на разрешение присяжных заседателей в судебном процессе ставится три основных вопроса:
1) доказано ли, что деяние имело место;
2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
В случае признания подсудимого виновным перед ними ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.
Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. Принимать участие в качестве присяжных заседателей граждане могут один раз в год. Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере;
4) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
5) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
6) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Законом предусматривается возможность исключения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и в случае подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является: лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; лицом, достигшим возраста 65 лет; лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащим; гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны или органов внешней разведки, в течение пяти лет со дня увольнения; судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом органов принудительного исполнения РФ или частным детективом – в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения; имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и в течение пяти лет со дня увольнения; священнослужителем.
На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ и федеральными законами.
Воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве влечёт наложение административного штрафа по ст. 17.5 КоАП РФ.
Омар Темирханов,
старший помощник Кизилюртоского межрайонного прокурора
Эксплуатация объектов ЖКХ
В силу ст. 161 Жилищного кодекса РФ организации управляющие многоквартирными домами должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг гражданам и готовность инженерных систем.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ.
Подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации включает в себя комплекс мероприятий по обеспечению нормативных требований к комфортности проживания, повышению надежности функционирования инженерного оборудования в течение отопительного сезона.
Работы по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период выполняются во всех зданиях по утвержденному графику в период с 1 мая по 1 сентября.
Целью подготовки объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период (п. 2.6 Правил и норм, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003
№ 170).
Требования и нормы к техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций, инженерного оборудования установлены разделами 4 и 5 Правил.
Готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием актов, установленных пунктом 2.6.10 данных Правил.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством РФ и договором.
Непринятие мер по соблюдению правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами влечет административную ответственность по части 1 статьи 7.23.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа или дисквалификации.
Магомед Дибиров,
старший помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора
Сильнодействующие и ядовитые вещества
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1495 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» расширен список сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ. В указанный список включена позиция «Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин (7-бромо-5-(2-хлорфенил)-1,3-дигидро-2H-1,4-бензодиазепин-2-он)». Установлен крупный размер для указанной позиции (свыше 300 граммов).
Одновременно указанная позиция включена в раздел II номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.1996 № 278. Указанное Постановление вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.
За незаконные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки (ч.1 ст.234 УК РФ) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. За совершение аналогичного деяния группой лиц по предварительному сговору (ч.2 ст.234 УК РФ) законодатель предусмотрел наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, а за совершеннее указанного деяния организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере (ч.3 ст.234 УК РФ) – на срок до 8 лет.
За нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих, или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда (ч.4 ст.234 УК РФ) также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет.
Новые виды мошенничества
Мировой экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, вызвал волну новых видов мошенничеств и рост количества преступлений, совершаемых с использованием сети «Интернет».
Одним из них является хищение средств граждан и организаций под видом сбора денег на благотворительные нужды (в помощь заболевшим коронавирусом и членам их семей, медицинским работникам и т.д.). Как правило, такие преступления совершаются посредством размещения призывов к оказанию помощи в мессенджерах и социальных сетях.
Следующим видом является реализация товаров, якобы спасающих от заражения коронавирусом, а также «вакцины» от этой инфекции.
С начала января 2020 г. в сети «Интернет» по всему миру появились объявления о продаже средств от коронавируса, несмотря на то, что таковых до сих пор не имеется. Кроме того, реализуются амулеты, микстуры, предметы религиозного культа, якобы спасающие от этого заболевания. Имеет место оказание услуг окультизма в виде «заговора», «заклинания», реализации «заговоренной воды» и т.д.
Также, злоумышленниками осуществляется рассылка гражданам извещений и сообщений о якобы имевших место фактах нарушения ими режима самоизоляции с требованием уплаты штрафов на указанные реквизиты.
В целях получения доступа к персональным данным мошенниками организовывается рассылка абонентам писем, содержащих вредоносное программное обеспечение, в том числе якобы направленных медицинскими учреждениями, Всемирной организации здравоохранения и т.д. Впоследствии полученные таким способом персональные данные используются для хищения денежных средств со счетов владельцев.
Распространены в настоящее время мошенничества, связанные с обращением к гражданам от имени их родственников или сотрудников медицинских учреждений с просьбой перевести денежные средства на лечение близких лиц, якобы заразившихся коронавирусом.
Актуальными в настоящее время стали мошенничества в сфере реализации разрешений на свободное перемещение лицами, находящимися на карантине в связи с выявленными признаками коронавируса либо контактом с зараженными.
Выявлены случаи преступных действий, связанных с предложениями под видом сотрудников авиакомпаний или турагентств о возврате стоимости билетов, туристических путевок, отмененных в связи с пандемией коронавируса.
Незаконная продажа алкоголя
В последнее время возросло количество преступлений, связанных с незаконным ввозом, поставкой, изготовлением и оборотом алкогольной продукции, не отвечающей требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан.
Ввиду высокой ликвидности и быстрой окупаемости, незаконное производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции являются привлекательной сферой для теневого бизнеса.
Зачастую нелегальный алкогольный суррогат не только не соответствует требованиям ГОСТа в части концентрации сивушных масел или эфиров, но может повлечь и реальные тяжкие последствия для здоровья человека.
Следует отметить, что фальсифицированная алкогольная продукция пользуется спросом у населения ввиду низкой цены, например, стоимость одной бутылки объемом 0,5 л. в среднем составляет 150 рублей.
Уголовная ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции, не отвечающей требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, предусмотрена статьей 238 Уголовного кодекса РФ, и в случае наступления последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека или смерти после употребления некачественного продукта назначенное наказание может достигать десяти лет лишения свободы.
Помимо этого, уголовным законодательством предусмотрена ответственность также и за деяния, связанные с производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом алкогольной продукции без маркировки (ст. 171.1 УК РФ), незаконным предпринимательством (ч. 1 ст. 171 УК РФ), изготовлением, сбытом поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование (ч. 2 ст.327.1 УК РФ), незаконным использованием средств индивидуализации товаров (ст. 180 УК РФ).
Мурад Абдулазизов,
помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора
Пожарная безопасность
В организации за пожарную безопасность отвечают ее руководитель и лицо, назначенное ответственным за пожарную безопасность по организации в соответствии со ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 4 Правил противопожарного режима, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.
Наряду с названными лицами отвечает за пожарную безопасность и собственник имущества, в котором находится организация.
Бездействие руководителя организации по назначению ответственного за пожарную безопасность сотрудника повлечет нарушение требований вышеуказанного законодательства и ответственность:
– по ст. 20.4 КоАП РФ (Нарушение требований пожарной безопасности);
– по ст. 219 УК РФ (Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).
Антитеррористическая защищенность объектов
Постановлением Правительства Российской Федерации №318 от 21 марта 2020 года внесены изменения в требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства здравоохранения РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения РФ.
Так, антитеррористическая защищенность объекта независимо от его категории обеспечивается также путем осуществления комплекса мер, направленных на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов независимо от присвоенной им категории изменениями предусмотрено проведение мероприятий направленных на своевременное выявление попыток проноса и применения на объекте запрещенных к проносу предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ), а также мероприятий направленных на разработку порядка действий работников объекта при получении подозрительных почтовых отправлений.
Также теперь на объектах, которым присвоена первая категория, дополнительно необходимо оснащение объекта техническими средствами обнаружения запрещенных предметов.
Магомед Гамзалаев,
помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора
Серьезное обсуждение
Состоялось совещание, где обсуждался вопрос возможных причин массовой гибели тюленей на побережье Каспийского моря.
В нем приняли участие представители различных ведомств: Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, Дагестанского отдела государственного надзора на море Северо-Кавказского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ТУ Росрыболовства, Министерства природных ресурсов и экологии РД, общественных организаций, а также научные сотрудники и ведущие ветеринары России.
В частности профессор, член корреспондент Российской академии наук, главный научный сотрудник ДНЦ РАН Прикаспийского института биологических ресурсов – Магомедов М-Р.Д., а также прибывшие из Москвы ведущий инженер лаборатории Института проблем экологии и эволюции им. Северцева РАН, координатор Российско-Казахстанской программы исследования Каспийского тюленя в акватории Северного Каспия, руководитель Агентства по спасению каспийских тюленей «Каспика»- Шумейко Н.Р., и старший ветеринарный врач Центра океанографии и морской биологии «Москвариум» Суворова И.В.
В своем выступлении представитель природоохранной прокуратуры подчеркнул необходимость объективного и всестороннего изучения возможных причин гибели тюленей и завершения исследовательских работ.
Ранее специалистами ТУ Россельхознадзора по РД и ГБУ РД «Республиканская ветеринарная лаборатория» по поручению прокуратуры были отобраны пробы для исследования тушек погибших тюленей на наличие в них следов инфекционных заболеваний, либо токсичных веществ или микроорганизмов повлекших смерть.
Отобранный специалистами биоматериал будет доставлен для дальнейшего изучения в лабораторию Института проблем экологии и эволюции им. Северцева РАН.
По результатам исследования и установления причины гибели тюленей будут приняты меры прокурорского реагирования.
Шамиль Насимов,
И.о. заместителя прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры
По результатам проверок
Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Дагестанского отдела государственного надзора на море Северо-Кавказского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в водные объекты и на рельеф местности на административной территории г. Каспийска.
В ходе проверки установлено, что в центральном микрорайоне города, в дренажный канал «Моисеевские ручьи» из закопанных в землю на глубину 2-3 метров асбестовых труб, осуществляются сбросы канализационных сточных вод из близлежащих домов. Дренажная вода, перемешанная с канализационными стоками, протекая по каналу «Моисеевские ручьи» впадает в акваторию Каспийского моря в п. Турали, в районе гостиничного комплекса и пляжа «Джами». В указанном микрорайоне отсутствует централизованная система водоотведения.
Хозяйственно-фекальные отходы, сбрасываемые жителями города Каспийска в «Моисеевские ручьи», которые последующем впадают в Каспийское море, могут привести к массовому инфекционному заболеванию граждан, а также могут вызвать гибель рыбы, обитающей в водном объекте.
По результатам проверки в адрес главы Каспийска было внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства и законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В ходе рассмотрения представления, администрацией МО «город Каспийск» с привлечением застройщиков многоквартирных домов, МУП «Горводоканала» проведены строительные работы по прокладке канализационной трубы для отвода хозфекальных сбросов в общегородские канализационные сети.
Принятыми прокуратурой мерами удалось ликвидировать очередную точку сброса неочищенных сточных вод в Каспийское море.
Кроме того, по материалам проверки дознавателем ОМВД России по г. Каспийску 25.11.2020, по факту сброса неочищенных сточных вод в дренажный канал «Моисеевские ручьи», возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного ч.1 ст. 252 УК РФ. Проверки в указанном направлении продолжаются.
Шамиль Насимов,
И.о. заместителя прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры
***
Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по публикации размещенной на интернет сайте газеты «Черновик» по факту несанкционированного сброса в водоем канализационных сточных вод, массовой гибели рыбы в пруду.
Из видеоролика, опубликованного в средствах массовой информации (в социальной сети «Инстаграм», на странице аккаунт «minprirody_rd_») следует, что на административной территории г.Дербент, в пруду, расположенного по ул.Хандадаша Тагиева, возле ресторана «Озеро» в результате несанкционированного сброса в водоем (пруд) канализационных сточных вод произошла массовая гибель рыбы.
По результатам указанной проверки в адрес Министра природных ресурсов и экологии Республики Дагестан прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона по факту непринятия надлежащих мер.
Кроме того в Дербентский городской суд в интересах неопределенного круга лиц направлено Административное исковое заявление к МО ГО «город Дербент» о признании их бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по организации водоотведения в районе ул. Х.Тагиева, возле ресторана «Озеро» в соответствии с требованиями законодательства об охране вод и по прекращению сброса неочищенных сточных вод в водоем, а также по принятию мер по обращению в уполномоченный орган для внесения вышеуказанного пруда в государственный водный реестр.
Идрис Магомедов,
старший помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора
Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по размещенной в сети Интернет информации, о нарушениях законодательства об охране окружающей среды и незаконном использовании земель лесного фонда на территории Хасавюртовского лесничества.
Проверкой установлен факт незаконного, а именно в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора аренды, использования участка лесного фонда, расположенного в квартале 25 Хасавюртовского участкового лесничества ГКУ «Хасавюртовское лесничество», на котором возведен объект капитального строительства, используемый под заведение общественного питания.
В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой внесены представления в адрес начальника ОМВД России по г. Хасавюрт и врио председателя Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан, которые рассмотрены и удовлетворены с привлечением к дисциплинарной ответственности 2 должностных лиц.
Кроме того, по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ (самоуправство).
Амир Гамидов,
помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора
Наркотики
Кизилюртовской межрайонной прокуратурой 30 ноября 2020 года утвержден обвинительный акт по уголовному делу в отношении жителя селения Комсомольское Кизилюртовского района Республики Дагестан. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ (совершил незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотического средства).
По версии дознания, обвиняемый в с.Комсомольское, Кизилюртовского района РД, путем сбора частиц дикорастущей конопли, незаконно приобрел для собственного потребления без цели сбыта наркотическое средство растительного происхождения.
Уголовное дело направлено в Кизилюртовский городской суд для рассмотрения по существу.
Пьянство за рулем
Кизилюртовской межрайонной прокуратурой 20 ноября 2020 года утвержден обвинительный акт по уголовному делу в отношении жителя селения Стальское Кизилюртовского района Республики Дагестан. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ (совершил нарушение правил дорожного движения, будучи подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения).
По версии дознания, обвиняемый будучи подвергнутым постановлением суда административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, 1 ноября 2020 года вновь совершил преступление управляя транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Уголовное дело направлено в Кизилюртовский городской суд для рассмотрения по существу.
Магомедрасул Мусаев,
помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора