АУЛ РИЧА. ВЕКТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ

В Агульском районе Дагестана, на древней ричинской земле прошел большой и волнующий праздник. Состоялась церемония торжественного открытия Народного мемориала, посвященного участникам героической обороны аула Рича от татаро-монгольских завоевателей с 20 октября по 15 ноября 1239 года.

На торжествах присутствовало подавляющее большинство ричинского джамаата, диаспоры, проживающей в разных регионах Российской Федерации, жители соседних сел. Сюда же прибыли гости из столицы нашей республики, в том числе: Тимур Гусаев — депутат Народного Собрания РД от Агульского района, Мажид Магомедов – бывший Глава администрации Агульского района, Багавдин Гаджиев – начальник Управления по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия Минкультуры РД, Ибрагим Гаджиев – кандидат исторических наук, преподаватель медицинского колледжа, Сабир Юсуфов – зам. Главы администрации Советского района г. Махачкалы, Хабиб Алиев – зам. Председателя Собрания депутатов Советского района г. Махачкалы, кандидат юридических наук, Замир Закарияев – доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии ДГУ, Нариман Исрафилов – кандидат филологических наук, преподаватель ДГПУ, Алаудин Гаджиомаров – директор ООО  «Фарм-Центр», Абдула Байрамов – бывший зам. Главы администрации Агульского района, представители республиканской научной и творческой интеллигенции, бизнеса, Закир Каидов — Глава администрации Агульского района, его заместители, руководители учреждений, организаций района, главы сельских поселений, представители республиканских и районных средств массовой информации и многие другие.

Почетное право разрезания алой ленты и открытия Мемориала с возложением корзин с цветами было предоставлено Главе администрации Агульского района Закиру Каидову; Председателю правления Дагестанской региональной общественной организации «Культурно-просветительское общество «РИЧА» Алаю Насруллаеву; депутату Народного Собрания Республики Дагестан Тимуру Гусаеву а также аксакалу селения Рича, учителю, стоявшему у истоков формирования светского образования в ауле, Ибрагиму Ибрагимову.

Выступая на церемонии торжественного открытия Мемориала, Алай Насруллаев, в частности, отметил: «Сегодня на нашей родине светлый и волнующий праздник. Событие, по которому мы здесь собрались, не может никого оставить равнодушным. Среди важнейших исторических событий, выпавших на долю наших предков, 27-дневная оборона аула Рича от татаро-монгольских завоевателей в 1239 году, наряду с другими яркими событиями, занимает особое место. Об этом свидетельствуют ричинские эпиграфические надписи, вошедшие в золотой фонд дагестанских исторических сообщений.

Более семи веков эта ярчайшая страница в истории нашего села оставалась в тени, безымянные герои её защиты не были отмечены хотя бы придорожным знаком для чтения поминальной молитвы по погибшим в неравной схватке с врагами.

Культурно-просветительское общество «РИЧА» решила исправить эту досадную промашку. Было принято решение, в целях сохранения исторической памяти, патриотического воспитания подрастающего поколения, инициировать возведение в ауле мемориала защитникам аула, за счет добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Строительство мемориала получило одобрение и поддержку джамаата, общественности села и ричинской диаспоры, проживающей за пределами своей исторической родины.

Благодаря целенаправленной агитационно-пропагандистской и организационной работе нашего актива, при посильном участии в этом благородном деле большинства сельчан, наконец-то, начатое в прошлом году строительство Народного мемориала обрело свое завершенное очертание. Вот он перед вами, во всей своей красе. Фактически он стал

коллективным кенотафом защитникам Рича. Основным компонентом Мемориала выступает его сторожевая башня, высотою около 10 метров, являющаяся самым важным и многозначительным символом, воплотившим в себе мощь, бдительность, твердыню, защиту, безопасность, суверенность, чистоту, духовный подъем и целомудрие.

Удачно вписывается в общую композицию Мемориала и барельеф лихого всадника, вставленная в нишу башни, изготовленная самобытными ричинскими художниками. Завершенный вид всему Мемориалу придает его ажурная кованная ограда изготовленная ричинским мастером-умельцем. Все это в совокупности выглядит очень изящно и величественно.

Сегодняшний день по праву можно считать днем величайшей исторической справедливости. Сердце переполнено волнением, радостью и гордостью, что мы объединенными усилиями осуществили нашу заветную мечту по увековечиванию памяти наших далеких предшественников. Мы восстановили связь времен – открыли Народный мемориал, посвященный героическим защитникам аула от ордынского нашествия в XIII веке. Его открытие – особо значимое событие в жизни всего нашего района. Это не просто дань памяти погибшим, а еще и урок мужества и славы для юного поколения.

Следует подчеркнуть, что в России подобных памятников, посвященных борьбе его народов против ордынских завоевателей только единицы. На Северном Кавказе – этот Мемориал пока единственный. Этим он и уникален

Разрешите мне, от имени правления Культурно-просветительского общества «РИЧА» сердечно поздравить всех гостей, ричинский джамаат с этим поистине историческим событием. Искренне признателен всем за то, что оставив все свои дела, приняли наше приглашение, и разделяете с нами нашу радость, вместе с нами восхищаетесь великолепием созданного нашими мастерами-строителями монументального шедевра. Спасибо вам, огромное!

В этот незабываемый торжественный день, я, конечно, высказываю слова искренней благодарности всем, тем, кто имеет причастность к этому замечательному проекту, кто откликнулся на наш призыв возведения Мемориала, который стал поистине народным: мастерам-строителям, джамаату, который не скупился, всем нашим друзьям за поддержку. Вместе нам удалось выразить уважение и благодарность людям, отстоявшим свою честь и достоинство, сохранившим аул, в котором мы сегодня живем, воспитываем детей, строим, формируем общество. Огромное спасибо команде единомышленников, которая жертвуя личным временем и интересами, постоянно держала ситуацию на контроле.

Конечно, в ходе возведения монумента среди нас нашлись и слабые люди, которые постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плели интриги, строили козни. Были и такие, которые чтобы помешать нашему делу, хотели «сидя за печкой, крепость выстроить над речкой». Именно псевдопатриоты и диванные эксперты хотели внести смуту в наши ряды, сеяли в душах некоторой неподготовленной части молодежи тень сомнения, что и помешало нам реализовать проект в установленные сроки. Но, мы сегодня не об этом, пусть все останется на их совести. Большая сила всегда великодушна. К сожалению, долгое время Рича оказывалось в тени новой и новейшей истории Дагестана. Этому были веские причины. Прежде всего, неисчислимые лишения, перенесенные жителями села за многие столетия. А при советской власти стариков в селении по тем или другим причинам почти не стало, поэтому значительная память о Рича была стерта. Не стало ряда письменных источников, позволявших проникнуть в тайны прошлого для воссоздания собственной истории. После Октябрьской революции 1917 года важными считались иные ценности. Многие книги из мечетей Рича и частных библиотек были припрятаны, а в последующем бесследно исчезли. Да и сохранившиеся экземпляры уникальных книг, наследниками в лихие 90-е годы, были проданы. Допускаю, что среди них были и рукописные книги, содержащие бесценные сведения о древней истории и культуре Рича.

Поэтому возведение Народного мемориала нами рассматривается только как первый этап в освоении наследия Рича. История села заслуживает более объемного и глубокого исследования. Несмотря ни на что, следует сделать все для изучения истории народа, какой бы она не была, ее должны знать и сохранить потомки. Поэтому необходимо, чтобы изучение прошлого стало естественным стремлением не только ричинцев, но всего агульского народа, впрочем, как и любого этноса. Мы, ричинцы, конечно, далеки от мысли незаслуженно возвеличивать Рича, его роль в истории агулов и Дагестана. К этому нет стремления. Однако положенную тебе папаху желательно носить самому, понравится это кому-то или нет.

Примечательно то, что Мемориал возведен на стыке дорог издавна проходившей здесь важнейшей торгово-коммуникационной магистрали, связывающей центральную часть горного Дагестана с его южными районами, а через них – с Закавказьем. Может быть, именно из-за этот узловой стратегический пункт и была пролита кровь наших предков в том злополучном 1239 году, кто знает?!

До сих пор узнаваемыми символами Рича были и остаются его Джума-мечеть и примыкающий к ней величественный минарет – символы его былого величия и духовности. Теперь в Рича, помимо духовных, появился новый символ – символ возрождения. Рича вновь становится Центром притяжения. Село сейчас, как бы, обретает свое второе дыхание.

Очевидно, не пройдет много времени, и Народный мемориал станет визитной карточкой современного Рича. Хочется надеяться, что памятник в селении, построенный силами населения будет местом всеобщей гордости и преклонения перед подвигом наших далеких предков, местом паломничества для всех патриотов. Обращаясь к джамаату, призываю вас ежегодно проводить работы по благоустройству и озеленению этого священного места. Мы, в свою очередь, будем продолжать здесь работы по облагораживанию прилегающей к Мемориалу территории, совершенствованию облика самого Мемориала.

Уверен, что агульцы будут трепетно относиться к памятнику, который построили своими руками. Будущий сквер у Народного мемориала – станет одним из самых благоустроенных и красивых мест в ауле. Любое проявление неуважения к Мемориалу будет вызывать резкое осуждение джамаата. Территория, где возведен Мемориал, со временем станем любимым местом отдыха сельчан, сюда будут приходить молодожены, почтить память, сфотографироваться, отсюда буду провожать призывников на действительную военную службу, сюда будут приводить учащихся в Дни памяти и скорби и в другие знаменательные дни. Для каждого ричинца, покидающего родину ненадолго или на длительный срок, Народный мемориал, как и Джума-мечеть с ее величественным минаретом в старом ауле, будет своеобразным талисманом, оберегающим его от всяких невзгод.

Со словами благодарности к инициаторам возведения Мемориала, его строителям и спонсорам на церемонии открытия также выступили: Закир Каидов – Глава администрации Агульского района; Тимур Гусаев – депутат Народного Собрания РД; Ибрагим Ибрагимов – кандидат исторических наук, преподаватель медицинского колледжа; Ибрагим Ибрагимов – член Совета старейшин аула Рича; Мухаммад (Салвар) Мусаев – имам ричинской Джума-мечети; Нариман Исрафилов – кандидат филологических наук, преподаватель ДГПУ.

Особый колорит праздничному мероприятию придала богатая культурная программа. Гостей и всех зрителей порадовали танцовщицы «Маленькие горянки» из школы искусств, танцевальная группа Ричинской средней школы в своих красивых национальных нарядах, а также коллектив художественной самодеятельности районного досугового Центра.

Своими проницающими голосами ласкали слух зрителей Зульфира Шабанова, Роза Рамазанова (Ахмедова), Гури Рахманова, Аминат Алиева, Кевсар Тагирова, Рамазан Гадиев и Лукман Адамов.

Красочное мероприятие завершилось вручением именных благодарностей правления КПО «РИЧА» группе лиц за высокую социальную ответственность и весомый вклад в возведении Народного мемориала.

В этот день постарались все. Наверное, поэтому можно с уверенностью сказать, что праздник удался на славу.

 

К ИСТОРИИ СОБЫТИЙ 1239 ГОДА

 

Одна из кровавых страниц мировой истории связана с выходом на международную политическую арену монголов, а их завоевания оцениваются всеми как трагическая эпоха.

Не избежали такого натиска и народы Дагестана. Помимо того, что равнинная часть региона на долгие годы превратилась в арену страшных битв, монгольские отряды совершили катастрофические походы вглубь дагестанского нагорья.

В данном случае нас интересует поход монголов в горы, связанный с обороной аула Рича. Он состоялся осенью 1239 года, монгольские отряды под руководством полководца Букдая вторглись в Агул. В кладке стен старинной ричинской соборной и квартальной мечетей, а также минарета, сохранились надписи, рассказывающие о трагических событиях тех дней. Защита Рича – стала одной из самих ярких страниц освободительной борьбы, сопротивления монгольским завоевателям.

Впервые одна из этих надписей, повествующая об этом, была обнаружена в 1848 году талантливым востоковедом Н.В. Ханыковым.

Известный дагестанский ученый-востоковед А.Р. Шихсаидов пишет: «В январе 1845года Н.В. Ханыков был командирован в Тифлис, в дипломатическую канцелярию главного управления закавказского края. Состоя чиновником по особым поручениям при наместнике Кавказском Н.С. Воронцове, Ханыков проявлял большой интерес к культуре и истории местного населения.

В 1848 году Ханыков побывал в высокогорном ауле Рича, богатом арабскими надписями. Из всех надписей, что были вмонтированы в стены мечети в обильном количестве, его особенно заинтересовала одна, вдруг неожиданно открывшая новую страницу в истории аула. Надпись была вставлена в стену минарета так, что она хорошо видна и читается, если подняться на крышу мечети, но эстампировать ее неудобно. Исследователь снял копию надписи, а по приезду в Петербург в 1850 году доложил о своем открытии на заседании Академии наук. Затем надпись была издана. Но Ханыков чувствовал, что он не сумел снять точную копию, и поэтому попросил это сделать И.А. Бартоломея, генерал-лейтенанта, любителя и знатока археологии, нумизматики, эпиграфики. Просьба была выполнена с лихвой.

Однако ни Ханыков, ни Бартоломей не обратили внимания на две другие надписи в селении Рича, позднее обнаруженные и сфотографированные в 1953 году Б.А. Калоевым. В 1958 году они были переведены и опубликованы известными востоковедами Л.И. Лавровым и А.Р. Шихсаидовым. Эти надписи также являются важнейшими источниками по истории монгольского нашествия на Кавказ.

Таким образом, жители селения Рича, примерно в течение 27 дней, а именно с 20 октября до 15 ноября 1239 года сражались с монгольскими завоевателями. Руководил обороной села эмир Сабадж ибн Сулейман. Очевидно, к этому времени уже была сложена и боевая традиция ричинцев: считать каждого узденя – воином, находящимся в резерве, который быстро становился в строй; за обычное дело – войну с численно превосходящим противником, при котором неравенство сил они стремились уравновесить мастерским использованием горного рельефа, усиленного фортификацией существовавшей здесь еще при Сасанидах. Труднодоступность и оборонительный характер селения Рича отмечали многие путешественники и военные XVIII-XIX веков.

Согласно устной традиции народа, ко времени прихода монголов Рича был крупным населенным пунктом, с мощной крепостью, расположенной на господствующей высоте Хъюхъвал. На расстоянии 1,5 километра от этой крепости в сторону селения Тпиг, там, где образуется узкое ущелье, существовали «ворота» Рича. Здесь по обеим сторонам реки Чирагчай располагались две мощные сторожевые башни, связанные между собой цепями. Башни имели связь с основной крепостью в селении. Местность АрхатIагар, где находились «ворота» в аул и располагались сторожевые башни, настолько узка, что небольшая, хорошо вооруженная группа была способна отразить натиск солидного отряда войск.

Длительное время обороняться ричинцам помогло, видимо, и то, что, как рассказывают, от древней мечети до речки в старину был прорыт туннель, поэтому защитники села были обеспечены водой в случае захвата врагами окрестностей села, откуда в обычное время поступала вода в сельские родники и водоемы.

По преданию, до вторжения монголов Рича был крупным населенным пунктом, где было 700 дворов, после ухода захватчиков осталось 34 двора. В обезлюдевшее селение разрешено было вселиться лакцам и аварцам, и теперь жители верхней западной части села считаются потомками лакцев, а ниже живут потомки аварцев.

Защитники села нанесли монголам огромный ущерб, сорвали их план контроля над узловой транспортной магистралью, проходящей через территорию Рича. Тем страшнее был гнев монголов на ричинцев, и тем невыносимей были неисчислимые бедствия, какие обрушили пришельцы на непокорную землю.

Тем не менее, нашествие монголов в 1239 году, не привело к покорности населения Рича. Итальянский посол и путешественник Джованни да Плано Карпини в своей «Истории монголов» дает подробный перечень стран и народов, подчиненных их власти. В этом списке агулы среди народов, покоренных монголами, не числятся.

Жители разоренного села после ухода монголов возвращались на свои пепелища, восстанавливали разрушенные постройки, возводили оборонительные сооружения и готовились к сопротивлению в том случае, если враг снова вторгнется в их пределы, о чем свидетельствует и другая врезная надпись в стене минарета: «… Это то, что приказал построить эту крепость Сабадж ибн Сулейман в месяце зи-л-хиджжа, года шестьсот тридцать восьмого»

Будучи самостоятельным и сильным в то время владением, Филан (Агул) вполне мог проводить самостоятельную политику. Косвенно это подтверждается характером титулатуры ричинских правителей, подчеркивающих не только их самостоятельность, но и значимость. В первую очередь это, упомянутый выше эмир Сабадж ибн Сулейман, который не только руководил обороной Рича, но в следующем же году, уже занялся возведением новых оборонительных сооружений взамен разрушенных монголами.

Не совсем верное освещение в истории имеют вопросы о разрушении и поджоге ричинской соборной мечети. Некоторые исследователи считают, что мечеть была умышленно разрушена, а затем сожжена завоевателями.

Однако известно, что каждый преемник Чингисхана, при вступлении на престол, давал клятву следовать уставу – Ясе («Книга запретов»), в котором, кроме всего прочего, строго предписывалась веротерпимость и одинаковое отношение ко всем религиям. В противном случае он лишался престола. В ярлыках (указах) всех ханов, без исключения, духовенство освобождалось от дани, пошлин и повинностей. Вся культовая недвижимость признавалась неприкосновенной. Религиозные служители объявлялись свободными от общественных работ.

Хотя сами ханы до второй половины XIII века были язычниками, значительная часть монгольского войска состояла из мусульман. Даже после того как татарские ханы приняли ислам, они не изменили свое отношение к другим религиям и верованиям. Запреты Чингисхана выполнялись неукоснительно.
Армянский епископ Макарий, служивший проповедником в гуннских кочевьях равнинного Дагестана, по этому поводу свидетельствует: «И очень естественно, если они везде, где ни господствовали, покровительствовали всем религиям, дозволяли каждому из своих подданных и покоренных народов держаться своей веры и свободно отправлять свое богослужение; сами же соблюдали обряды и присутствовали при священнодействиях христиан разных исповеданий, магометан, буддистов и других язычников».

Поэтому, разрушение монголами ричинской Джума-мечети нельзя рассматривать как акт вандализма, осквернения ими культового сооружения мусульман. Можно предположить, что частичное разрушение мечети было связано с ее вынужденным штурмом, для подавления последнего очага сопротивления защитников.

Очевидно, и десять резных деревянных опорных столбов мечети были спасены от пожара самими завоевателями. Иначе, при умышленном поджоге, и отсутствии в селе жителей, для тушения пожара, от столбов остались бы одни головешки…

Материал подготовил

Гусейн Кабардиев