Самовольное подключение к газопроводам
Обеспечение безопасности топливно-энергетическом комплекса (ТЭК) является одной из приоритетных задач государства. На принятие мер по недопущению правонарушений в сфере ТЭК ориентированы органы власти всех уровней, а также правоохранительные органы.
Статистические данные свидетельствуют о значительном росте в 2020 году выявленных преступлений в сфере ТЭК.
Рост числа преступлений обусловлен, прежде всего, значительным увеличением доли преступлений, предусмотренных статьей 215.3 уголовного кодекса Российской Федерации. Указанной статьей уголовного кодекса (в редакции Федерального закона
от 29.07.2018 № 229-ФЗ, которым в нее вносились изменения), предусмотрена уголовная ответственность за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние (по ст. 7.19 кодекса об административных правонарушениях РФ).
Самовольное подключение к газопроводам заключается в неправомерном проведении работ на объектах, предназначенных для транспортировки нефти и газа. Подобные работы осуществляются лицами, не имеющими полученного в установленном порядке допуска, а также сопровождаются пренебрежением всеми правилами безопасности.
Самовольные врезки (подключения) в газораспределительную систему зачастую осуществляются с использованием не пригодных для этих целей подручных материалов (включая садовые шланги, полипропиленовые и пластиковые трубы, из трещин которых происходят утечки газа), что в свою очередь, создает угрозу взрывов.
Своевременное выявление фактов таких врезок позволяет снизить угрозы повреждения объектов для передачи энергоресурсов, следствием которого может стать возникновение аварий на газораспределительных системах, влекущих за собой серьёзные риски причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу граждан и юридических лиц.
Санкцией части 1 статьи 215 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
За аналогичное деяние, совершенное в отношении магистральных трубопроводов, предусмотрено наказание частью 2 статьи 215.3 УК РФ в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 400 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 4 лет.
За разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов,
а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы и были совершены из корыстных или хулиганских побуждений, предусмотрено наказание частью 3 статьи 215.3 УК РФ в виде штрафа в размере от 400 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 7 месяцев до 1 года, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
За деяние, предусмотренное частью 3 статьи 215 .3 УК РФ, совершенные группой лиц по предварительному сговору, либо в отношении магистральных трубопроводов, предусмотрено наказание частью 4 статьи 215.3 УК РФ в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет.
За деяния, предусмотренные частями 1,2,3 и 4 статьи 215.3 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, предусмотрено наказание частью 5 статьи. 215 УК РФ в виде принудительных работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 8 лет.
В соответствии со статьями 150 и 151 УПК РФ расследование преступлений по части 1 статьи 215.3 УК РФ отнесено к компетенции дознавателей органов внутренних дел РФ, а предусмотренных частями второй-пятой — следователей Следственного комитета РФ.
Необходимо отметить, что если помимо выявления факта самовольного подключения к нефтепроводам будет доказан объем похищенного из трубопровода ресурса (нефти, нефтепродуктов или газа), то виновные лица понесут ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью статьи 215.3 УК РФ и пунктом «б» частью 3 статьи 158 УК РФ «Кража, совершенная из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода», совершение которого наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного 1 до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1,5 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет либо без такового.
Тамерлан Гарунов,
заместитель начальника управления прокуратуры РД
Смерть ребенка
Прокуратурой республики организована проверка по факту смерти ребенка после посещения детской стоматологии в г. Махачкалы.
По предварительным данным, 1 октября 2020 года, во время оказания стоматологических услуг в одной из клиник г. Махачкалы у ребенка произошла остановка сердца. Впоследствии он скончался в Детской республиканской клинической больнице.
В ходе надзорных мероприятий будет проверено соблюдение требований законодательства о здравоохранении при оказании ребенку медицинских услуг, а также дана оценка действиям виновных должностных лиц.
Прокурором республики поставлен на личный контроль ход расследования возбужденного по данному факту уголовного дела по п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни потребителя, повлекшие по неосторожности смерть человека).
Торговля людьми
Прокуратурой г. Каспийска утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух жительниц республики, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ (покушение на торговлю людьми).
По версии обвинения, указанные лица являются членами преступной группы, созданной для вербовки девушек с целью занятия проституцией на территории иностранного государства.
Так, в ноябре 2019 года, в ходе проведения оперативного эксперимента одна из женщин «завербовала» девушку, участвовавшую в оперативно-розыскном мероприятии, а вторая – обеспечивала ее перевозку в целях перемещения через границу России. При этом, согласно заранее распределенным ролям, находящаяся в иностранном государстве третья сообщница должна была заниматься дальнейшим пребыванием девушки на территории данного государства для занятия проституцией.
Попытка пересечения Государственной границы была пресечена правоохранительными органами. В последующем злоумышленницы были задержаны.
Уголовное дело прокуратурой направлено в Каспийский городской суд для рассмотрения по существу.
Обе обвиняемые заключены под стражу.
Уголовное дело в отношении третьей соучастницы преступлений, находящейся в иностранном государстве, выделено в отдельное производство.
Противодействие коррупции
Прокуратурой республики на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части неисполнения должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления обязанностей, несоблюдения запретов и ограничений.
За полтора года прокурорами выявлено более 1,9 тыс. таких нарушений, в том числе связанных с представлением неполных и недостоверных декларационных сведений, неурегулированием конфликта интересов, участием должностных лиц в предпринимательской деятельности, близким родством с подчиненным лицом.
В целях устранения выявленных нарушений внесено свыше 300 актов реагирования, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 890 должностных лиц, из которых более 60 — уволено.
Подавляющее большинство актов реагирования принято в связи с установлением фактов представления недостоверных сведений об имущественном положении. Также выявлялись коррупционные нарушения, сопряженные с конфликтом интересов, участием должностных лиц в предпринимательской деятельности и несоблюдением других запретов и ограничений.
Так, проведенной прокуратурой Ногайского района проверкой установлено, что администрацией муниципального района «Ногайский район» с ООО «Заря-2» заключены два муниципальных контракта на выполнение работ по благоустройству общественных территорий сельских поселений.
При этом контрактным управляющим администрации района, состоящим в родственных отношениях с директором ООО «Заря-2», не приняты меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Другой пример. Прокурором г. Южно-Сухокумска установлено, что администрацией города с ООО «Гарант» заключены три муниципальных контракта на выполнение работ по благоустройству общественных территорий города.
Однако начальник финансового отдела администрации ГО «город Южно-Сухокумск», осуществляющая контрольные мероприятия по вопросам соблюдения бюджетной дисциплины и закупочной деятельности в администрации города, одновременно имеющая корпоративные отношения с учредителем ООО «Гарант» и состоящая в браке с ее руководителем, не приняла меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Прокуратурой республики выявлены факты непринятия главами
муниципальных районов «Унцукульский район» и «Ахвахский район» мер по урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупочной деятельности. Так, руководителями указанных районов в 2017-2019 гг. заключались муниципальные контракты с коммерческими предприятиями, директора которых находились с ними в родственных либо корпоративных отношениях, при этом меры по урегулированию и предотвращению конфликта интересов не принимались.
При осуществлении надзорной деятельности особое внимание уделяется вопросам соответствия расходов должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления их доходам.
В 2019 году прокуратурой республики инициирована процедура контроля за соответствием расходов депутата городского Собрания Махачкалы его доходам.
Установлено, что депутатом совершены три сделки по приобретению дорогостоящих автотранспортных средств на сумму, превышающую общий его доход за три последних года.
По результатам проверки в Советский районный суд г. Махачкалы направлено исковое заявление о взыскании с него денежных средств, эквивалентных стоимости транспортных средств, в отношении которых не подтверждена законность происхождения доходов, в пользу Российской Федерации.
В настоящее время усилия прокуроров сосредоточены на установлении фактов несоразмерности понесенных расходов полученным доходам, неправомерного приобретения имущества, подлежащего декларированию, сокрытия его от налогообложения, совершения действий по незаконному обогащению, в том числе аффилированных лиц, с использованием служебных полномочий.
Возбуждено уголовное дело
Прокуратурой Ногайского района проведена проверка исполнения пенсионного законодательства.
Установлено, что в 2016 году руководитель отдела Отделения Пенсионного Фонда России по РД в Ногайском районе, желая оказать услугу своей знакомой, на основании представленных копий поддельных документов, содержащих ложные сведения, незаконно организовал назначение местной жительнице досрочной страховой пенсии по старости.
В результате незаконный действий, с февраля 2017 по июль 2020 года, женщине незаконно выплачена досрочная страховая пенсия по старости и федеральная социальная доплата на общую сумму свыше 289 тыс. рублей.
По материалам прокурорской проверки в отношении бывшего руководителя отдела ОПФР по РД в Ногайском районе возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
Татьяна Голубова,
старший помощник прокурора РД