КОРКМАСОВ И РОССИЙСКО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Исторические этюды к 143-летней годовщине, 85-летнему юбилею 3-его Международного Конгресса по Иранскому искусству и археологии и празднествах, посвященных 1000-летию великого персидского поэта Фердоуси.

В преддверии 143 — летней годовщины Джелал-эт-Дина Коркмасова, память, оживленная мыслью благодарного ума, возвращает нас к очень знаменательным, малоизвестным большинству, двум очень ярким страницам из хроники его жизни.

Прежде всего, они связаны с чрезвычайно интересным и важным событием — 85-летней давности, приковавшем тогда внимание всей мировой общественности – III-им Международным Конгрессом по Иранскому искусству и археологии.

Для нас, это важно потому, что явившись результатом многолетних исследований,оно, в описании жизни и деятельности выдающегося человека стало настоящим открытием, позволившим теперь с радостью устранить глубокий вакуум, образовавшийся за всю новую и новейшую историю, когда ни в одной из до сих пор существовавших, в частности и дагестанских исторических трудов, об этом даже не заикались.

Этот Конгресс, третий по счету, после Филадельфийского (1926 г.) и Лондонского, прошедшего в 1931 г. в залах Академии Художеств Берлингтонского дворца и признавшего желательным проведения следующего в Ленинграде, на базе государственного Эрмитажа, собрания которого по культуре и искусству Ирана представляют исключительно большой интерес, был созван Международной ассоциацией по искусству Ирана в 1931 году.

Однако, несмотря на порядок событий расположившихся в подзаголовке, хронологически правильнее, все же будет, прежде чем вновь вернуться к изложению обстоятельств, связанных с этим Конгрессом и в рамках гармонично обнимающих ту же иранскую тему, начать с предшествующего ему, не менее знаменательного события — 1000–летия величайшего Иранского поэта Фердоуси (Хаким Абуль Касим Мансур), торжественно отмеченного в 1934г.

Для руководства подготовкой и торжественного проведения этих мероприятий, при Президиуме ЦИК Союза ССР в самом начале 1934 г. был образован Всесоюзный Орг. Комитет, под непосредственным руководством Дж. Коркмасова.

Отдельным Постановлением Правительства Союза ССР было принято решение, возлагавшее на Дж. Коркмасова, «как большого знатока и тонкого ценителя искусства» и, коменданта Кремля Р.А. Петерсона, отбор наиболее ценных произведений древне — иранского искусства в хранилищах Оружейной палаты и Алмазного фонда Кремля, для последующего их экспонирования на специальных выставках, посвященных 1000-летию Фердоуси в Москве и Ленинграде (Эрмитаж).

Мероприятия в честь выдающегося деятеля мировой культуры, в СССР, в немалой степени удивившие поначалу иранские власти, однако, быстро ретировавшихся и развернувших соответствующую работу в своей стране.

Не отвлекаясь пространностью и не погружаясь глубоко в освещение столь замечательных событий, безусловно требующих отдельной работы, заметим, что возникавшие, казалось бы, на почве сугубо культурных связей, они стали важной вехой в истории развития российско-иранских отношений.

Заместителем Дж.Коркмасова в Союзном Орг.Комитете стал академик АН СССР И.А. Орбели, только что назначенный директором Эрмитажа и, одновременно возглавивший ленинградское бюро Всесоюзного Орг.Комитета.

Деятельность Комитета по подготовке и проведению торжественных мероприятий, посвященных 1000-летию Фердоуси, в которую были вовлечены многие союзные наркоматы и ведомства, явилась крупным событием и обрела поистине международный размах.

Мероприятия прошли в Риме, Париже, Берлине и других европейских столицах. Естественно, широко они проводились и в самом Иране.

В них приняла участие представительная советская делегация в составе государственных деятелей, представителей науки и культуры.

Делегация эта передала иранскому правительству ценные подарки советского правительства: гальванопластические копии единственных в своем роде сассанидских серебряных блюд, принадлежащих Эрмитажу, фотокопию одной из древнейших рукописей «Шах-Намэ», хранящуюся в Государственной публичной библиотеке, а также ряд изданий произведений иранского искусства

В эти дни в столице Ирана — Тегеране торжественно была открыта монументальная скульптурная композиция- памятник ФЕРДОУСИ.

На пути к финишу, ознаменовавшегося в Москве 20 сентября, где проведение торжеств также возлагалось на председателя Всесоюзного Орг.Комитета Дж.Коркмасова, а в Ленинграде на ленинградское Бюро Орг.Комитета при Академии Наук СССР под председательством академика АН СССР А.Н. Самойловича, по результатам экспедиций проходили многочисленные торжественные заседания, научные сессии и собрания, в республиках СССР были развернуты выставки по иранскому искусству, обеспечено широкое освещение этого юбилейного события в СМИ, осуществлен выпуск художественных открыток с миниатюрами, а также текста истории сасанидов с иллюстрациями из знаменитого произведения Фердоуси — «Шах-Намэ».

По просьбе Комитета известный азербайджанский художник Газанфар Халыков, написал, в манере миниатюры замечательную картину. Она изображает трагическую сцену. Показано, как из одних городских ворот выносят тело Фердоуси, а в это время в другие ворота входит караван с запоздалыми царскими дарами, что подчеркивает слишком позднее признание при Дворе творений поэта. Картина в настоящее время хранится в Национальном музее искусств Азербайджана в Баку.

Одним из важных моментов работы Комитета стало решение об издании 2-х специальных Сборников, посвященных поэту Фердоуси.

Оно было намечено к изданию Академией Наук. Ответственность за его исполнение возлагалась на Ленинградское Бюро Оргкомитета, с непосредственным поручением академику А.Н. Самойловичу (выдающийся востоковед — тюрколог, коллега Дж.Коркмасова по работе в руководимом им Всесоюзном ЦК НА ССР, состоявшего членом его Президиума, не раз бывавшего в Дагестане, к примеру участника расширенного Президиума Научного Совета ВЦКНА СССР, проходившего в г.Махачкале в начале июля 1929 г. после которого Президиум ЦИК Союза ССР 9 августа т.г. принял закон о признании латинского Государственным в Союзе ССР.) вопроса об его издании на 2-х языках (русском и персидском).

Весьма примечательно, что также занимавшийся подготовкой Сборника профессор Б. Линде, в своем письме председателю ВОКС (всесоюзная организация культурных связей) В.Я. Аросеву и в отдел науки ЦК ВКП(б) писал: «Просмотрев Проект нашего Сборника, тов. КОРКМАСОВ высказался о его задачах следующим образом: Сборник ВОКС*а,- сказал он,- не должен быть официозного характера. Часть его, посвященная официальной стороне юбилейных празднеств, должна быть изложена в сжатом виде аннотацией. В основном же, нужно показать, как широкие массы трудящихся осваивают лучшие ценности прошлого. Для этого из ЗСФСР, Республик Средней Азии, привлечь наиболее одаренных писателей, получив от них в художественной форме очерки не только описания празднеств, но и данные о влиянии Фердоуси на национальное творчество народных масс. Отразить, опять-таки, в живой, занимательной форме отклики на это событие всей зарубежной печати. Дать в Сборнике фотоснимки в найденных в Нацреспубликах древних рукописей, а также отрывки из Шах-Намэ. С выпуском Сборника исключить торопливость, а тщательно, профильтровав материал, дать в нем подлинное отражение того, как воспринимаются народами Союза ССР лучшие завоевания человеческой мысли».

Торжественные мероприятия, с участием дипломатических миссий всех стран и правительственной делегации Ирана, венчало торжественное мероприятие в Большом Театре с праздничным концертом.

19 сентября 1934г., накануне, открывшегося на следующий день в Большом Театре, торжественного заседания, посвященного 1000-летию Фердоуси, Дж. Коркмасов принял делегацию командированную в Москву персидским правительством для участия в юбилейных торжествах; известного персидского искусствоведа г.Дибаи крупного историка и литератора, профессора персидской литературы Тегеранского Университета, окончившего Сорбонну, г. Саэда Нафиси, автора около 2 тысяч работ по вопросам литературы и истории народов Ирана, Средней Азии, Индии в поэзии которого отразились явления современной жизни, а за свой знаменитый роман «Ферангис» (1931г.), содержащий критику персидского общества, где главную причину социального зла автор усматривал в порочности современного человека, он получил Государственную премию. Его роман-памфлет «На полпути в рай» показывает негативную суть деятельности власти имущих.

Примечательна характеристика, данная Саэдом Нафиси в одном из своих интервью в Москве. Оценивая состояние культурной жизни в Персии и России, он, в частности, сказал:

« Мы — европейцы Азии, Вы- азиаты Европы.»

По свидетельству собкора «Литературной газеты»:

«21 сентября Дж. Коркмасов с поверенными персидской правительственной делегации и представителями Наркомата Иностранных дел СССР посетил Институт Востоковедения, устроивший вечер памяти великого персидского поэта Фердоуси. Студенты Института демонстрируя прекрасное владение восточными языками, выступали с речами и приветствовали гостей на персидском, арабском и турецком языках.»

Утром 22 сентября Дж. Коркмасов в том же составе и представителем Наркомпроса РСФСР т.Бескиным, посетил Музей восточных культур.

В 12 часов дня состоялось торжественное открытие выставки персидского искусства – яркой краской восточных ковров расцветшей на полу и стенах музея, собравшей художников, скульпторов и крупнейших работников искусствоведческих музеев.

После торжественного заседания начался осмотр выставки. Ее организатор проф. Денеке, дал подробное объяснение экспозиции, а также ознакомил гостей с организованными недавно отделами турецкого и мавританского искусства.

«Выступивший на открытии поверенный в делах Персии в СССР г. Саэд поблагодарил советское правительство и общественность за горячее участие, которое они приняли в организации торжеств, посвященных памяти бессмертного Фердоуси. Он отметил, что это участие свидетельствует о все более укрепляющихся советско-персидских дружеских отношениях. Представитель персидского правительства г.Диба преподнес в подарок музею образец современного прикладного искусства Персии- расписанную лаком шкатулку – и поблагодарил работников музея за блестящую организацию выставки, которая дает полное представление о развитии персидской культуры, живописи и литературы.»

Уезжая с выставки члены правительственной делегации оставили автографы. Поверенный в делах Персии в СССР г. Саэд, в частности, о своих впечатлениях написал: « В день, посвященный памяти великого поэта Персии Фердоуси, посетил выставку. Вся культура Востока представлена с любовью и искренним пониманием души Востока и в части моей страны-Персии. Приношу свою благодарность организаторам музея, особенно организаторам торжественного дня Фердоуси за внимание и радушный прием».

12 октября того же года торжественный вечер, посвященный памяти Фердоуси был организован и Союзом писателей СССР.

Таким образом, III Международный Конгресс по Иранскому искусству и археологии, проходивший в Ленинграде и Москве 11-18 сентября 1935 года, стал другим примером дальнейшего культурного сотрудничества между СССР и Ираном.

Его почетными председателями были: председатель СНК СССР В.М. Молотов и председатель Совета Министров Ирана Мохаммед Али Форуги. Председателями Конгресса: Нарком просвещения РСФСР А.С. Бубнов и министр народного просвещения Ирана Али Асгар Хикмет.

По руководству подготовкой работами по созыву этого Конгресса и его проведением отдельным Постановлением правительством СССР был образован Организационный Комитет в составе: А.С. Бубнов (Наркомпрос РСФСР), М. Литвинов (Нарком Иностранных дел СССР), М.М. Крестинский (зам. Наркоминдел СССР), Д.А. Коркмасов (пред. Всесоюз. ЦК НА СССР), В.П. Милютин (пред. Ученого Комитета ЦИК СССР), М.А. Булганин (пред. Московского Гор. Исполкома), Н.И. Бухарин (глав.Редактор «Известий ЦИК СССР и ВЦИК), А.Н. Самойлович (академик АН СССР), И.А. Орбели (дир.Эрмитажа), Максим Горький (писатель, пред. Союза писателей СССР), Б. В. Легран (дир. Академии художеств), Я. Аросев (пред. ВОКС СССР), А.И. Таиров (выдающийся народный актер СССР.)

Заседания в г. Ленинграде проходили с 11 по 16 сентября в помещении Эрмитажного театра, где более 170 ученых из 26 стран мира представили свои доклады и исследования.

В связи с конгрессом в Эрмитаже состоялось открытие большой выставки, посвященной иранскому искусству.

Если Лондонский конгресс ставил своей целью демонстрацию только шедевров иранского искусства, то грандиозная, развернувшаяся в 83 залах Эрмитажа выставка служила задачей представить искусство Ирана и стран, бывших с ним в культурном общении на протяжении 6-ти тысячелетий, испытавших его влияние и оказавших в свою очередь воздействие на его культуру.

Само собой разумеется, что не было бы нужды в организации специального международного конгресса по изучению иранского искусства, если бы это искусство не имело мировой значимости. Иранское государство и создавший его народ имеют историю, насчитывающую за собой многие тысячи лет.

Древнейшая иранская культура распространялась по путям древней мировой торговли очень далеко за пределы Ирана и на восток, и на запад. Территория нашей страны с древнейших времен также входила в сферу значительного влияния иранской культуры.

Об этом наглядно свидетельствуют результаты многочисленных археологических раскопок в разных частях, дающие ценные предметы и следы влияния иранской культуры во многих областях и сферах деятельности: земледелии, коврового производства, музыкальных инструментов, изготовления одежды, литературы-так например, старый русский Еруслан Лазаревич, как известно, восходит к герою эпопеи Фирдоуси « Шах-Намэ»-Рустему, сыну богатыря Зала и т.д.

Поэтому в целях показа картины развития искусства Ирана в условиях его тесной культурной взаимосвязи с окружающими Иран странами и народами, выставка ее устроителями была построена так, что давала возможность рассматривать памятники иранской культуры в непосредственном сопоставлении с художественными произведениями, созданными хотя и вне Ирана, но в связи с его культурой, поскольку в одних случаях они являются отголоском иранского искусства, в других- источником определенных течений искусства Ирана.

Таким образом, на этой выставке иранское искусство рассматривалось в общем плане искусства Востока. Впервые в СССР была сделана попытка представить искусство Ирана во всем его многообразии и в неразрывной связи с искусством других народов Востока и Запада.

Правительством Ирана были предоставлены на выставке изумляющие своим великолепием экспонаты, происходившие как из иранских музеев, так и из мусульманских святилищ Ирана, обычно недоступных для большинства исследователей.

Прекрасные сасанидские серебрянные сосуды и штуковые рельефы были представлены на выставку Музеем Лувра.

Ценная коллекция фотографий памятников иранской архитектуры была прислана на выставку Американским Институтом Иранского искусства и археологии.

На выставке в Эрмитаже богатые экспонаты представили 25 тыс. редчайших произведений искусства и памятников культуры, расположенная в 83 залах, выставка занимала площадь в 40 раз большую чем залы, в которых до того были размещены восточные собрания старого Эрмитажа.

Ее обслуживал большой штат сотрудников Эрмитажа, в общей сложности владевших 28 восточными языками.

Особое место занимала уникальная коллекция сасанидкого серебра: кувшины и чаши для вина, вазы для фруктов, подносы, украшенные чеканкой, гравировкой и позолотой).

Своеобразным символом Выставки и самого Конгресса стала – Жемчужина эрмитажной коллекции – Блюдо с изображением царя Шапура II (309-379) на охоте — находка археологов 1927 г. в Кировской области, запечатленная на почтовых марках, посвященных Конгрессу.

В честь Конгресса была выпущена памятная бронзовая медаль с изображением крылатого морского пса сенмурва, излюбленного в иранской мифологии фантастического зверя и серебряный с эмалью значок для членов Конгресса с изображением Спасской башни Кремля. Всем членам Конгресса были также вручены на память о посещении Эрмитажа серебряные жетоны, выбитые по случаю Конгресса, с изображением фазана (с сасанидского блюда Эрмитажа) с серебряного блюда «Сенмурв и Древо жизни».

Закончил работу Конгресс 18 сентября в Москве. Заключительное заседание III международного конгресса по Иранскому искусству и археологии состоялось в концертном зале ЦДК.

По окончании этого заседания состоялся прием группы участников конгресса главой правительства СССР В.М. Молотовым. На нем, как отражает фотоснимок, присутствовали: В.М. Молотов, И.А. Орбели, А.С. Бубнов, Д.А. Коркмасов, Хекмет – Мин.просвещения Ирана, академик Н.А. Самойлович, проф. Пооп (США), проф. Зарре (Германия), глава турецкой делегации Шемседдин, проф. Аштон (Англия), проф. Кэн (Франция), проф. Стрижиговский (Вена) и др. представители МИДа и АН СССР.

В ознаменование конгресса,  издательство Академии наук СССР в 1939 г. издало( на русском и английском) Сборник: «  III Международный Конгресс по Иранскому искусству и археологии, доклады, Ленинград, сентябрь 1935 г.»

Анатолий Коркмасов

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяПамять
Следующая статьяПоэт и человек