КРАСНАЯ ЛОЩИНА

Из неопубликованной книги Нуралиева Ахмедхана Михралиевича «Мысли памяти»

 

(продолжение)

Отсидев свой незначительный срок – 6 месяцев, за которой он успел лишь испугаться, Бахти вышел на свободу. Мозг его, все никак не успокаивался по поводу исчезновения архива, и он решил начать действовать через родственников покойного Кулиндера. Приходя к ним, он стал настраивать их против Арзума, все время, напоминая им, что в смерти Кулиндера виноват Арзум.

Во время следствия Арзум заявил: «… я не имею понятия, ни о каком архиве. Какие – то, книги и тетради, уложенные в мешок, на хранение мне передал студент Анап. Он обещал заехать и забрать их, но так и не приехал. Больше я его не видел».

Бахти понял, что Халиф тогда, сказал им правду про Анапа. Истинным похитителем архива, был именно он – Анап. И зря же я разболтал на следствии про Халифа и Кошана, подумал Бахти, теперь их родственники настроены враждебно. И теперь при встрече они напомнят ему о его подлости, и никогда не простят.

Сидя вечерами дома, Бахти размышлял, что ему делать дальше, как поступить. Работы нет, и денег, естественно нет. А вот если бы разыскать архив, и начать его использовать, то денежки потекли бы к нему рекой, ведь теперь, он Бахти, единственный хозяин архива и делиться ни с кем не нужно. Надо все-таки съездить на кутан, к Арзуму, подумал он, может что-нибудь найду или разузнаю. С этими мыслям Бахти улегся на своем топчане и заснул крепким сном.

Проснувшись на следующее утро ни свет, ни заря, Бахти собрался, и поехал на кутан Арзума. Туда, где произошла жуткая трагедия. Подъезжая к кутану, Бахти увидел старика, сидящего на большом круглом камне под полузасохшим деревом, и наблюдающим за пасущимся внизу на пойме реки Чарахан, стадом. Охватив взглядом окружающую его, картину. Бпхти обратился к старику, скорее всего, это и был новый хозяин кутана. Подойдя ближе, он учтиво поздоровался с ним:

— А саламу — алейкум, дядя!

— Ва алейкум — салам юноша! – ответил старик и продолжил, — ты, наверное, устал с дороги, проходи, садись, вот сюда, рядом со мной, на камень. Угощайся, чем богаты, тем и рады. Вот айран и лепешки. Пока еще вся семья не переселилась, я один здесь живу. Сыновья мои в городе, они строительством занимаются. Раньше вот мало строили, все время и внимание уделяли разведению скота.

— Уважаемый, -вежливо перебил его Бахти, — Вы на этом кутане с того самого дня, как купили его!?

— Да, конечно. Я приехал сюда с сыновьями, и они помогли мне обустроиться, — ответил старик.

— А бывшие хозяева уезжали в Вашем присутствии? – не унимался Бахти.

— А в чем собственно дело, и что конкретно тебя интересует? — уже как-то настороженно, спросил старик.

— В сгоревшем сарае, не находили ли Вы мешок, с книгами и тетрадями, — притворившись удрученным, спрашивал Бахти, — это были мои вещи, я оставлял их на хранение.

— Да, слышал я, кажется такой разговор. Мать девушки говорила: «Не ложи этот хлам в контейнер», а дочь твердо стояла на своем, говорила,что студент обязательно приедет за ними.

— И куда же они дели этот хлам!? – не унимался Бахти.

— Дочка была настырная, и все-таки засунула этот мешок, в контейнер с их пожитками, — заметил старик, — мать девочки все твердила и сокрушалась, что из-за этих тетрадей, в их семье произошли все беды.

— Ну, а Вы довольны тем, что купили, этот кутан? – спросил Бахти, решив перевести разговор на другую тему, — раньше – то, Вы где жили?

— Наш кутан был в Кочубее, — сказал старик и затем продолжил, — здесь конечно климат лучше, но только вот, почему-то ягнята пропадать стали. А, на соседнем кутане, чабан рассказывал, корова всю ночь неистово мычала, а утром, он её задушенную и с переломанным хребтом, нашел. Да, и теленок, куда- то, пропал. А еще он рассказал, как видел огромную красную змею, которая плыла вниз по реке Чарахан, до лианских лесов, а затем обратно возвращалась в горы, в заброшенные штольни шахты, где в шестидесятые годы, геологи добывали цветные металлы.

— Да, я тоже слышал про змею, которая наводит страх на сельчан, но пока в точности никто не знает: она одна или их несколько. Каждый раз она появляется в разных местах. То в Красной лощине, то в лианском лесу, а вот недавно, знакомый чабан рассказывал, что видел, как стадо туров спустилось к соленым влажным скалам (хины называют это место Чуба), что бы полизать соль и в это время, откуда ни – возьмись, выскочила огромная красная змея, схватила туренка, и уволокла в темное ущелье. Чабан просто онемел от страха и долго не мог прийти в себя от увиденного.

— И, что, никто не может выловить эту гадину!? Надо мне заняться этим делом, устроить ей засаду, — воинственно сказал старик.

— Да, дядя, Вы правы, надо кому-то заняться поимкой этого чудовища, — утвердительно сказал Бахти, и решил закончить разговор, ведь все, что ему было нужно, он узнал, — все входы и выходы в шахте заварили решетками, но есть трещины в скалах, откуда выходит красная вода, вот это и есть лазейка. А что у вас в Кочубее на кутане, змей не было?

— Нет, сынок, если и были, то мелкие гадюки. Там были волки, которые с утра до вечера сопровождали стадо овец, на расстоянии, и только присутствие кутанских овчарок спасало.

— Ладно, дядя, спасибо тебе за душевный разговор и айран с лепешкой, поднимаясь с камня, сказал Бахти, — мне пора, пока до трассы доберусь, много времен уйдет.

— Так, что мне передать сыновьям? – так и не понявший причину прихода Бахти, спросил старик.

— Я, знакомый Арзума, бывшего хозяина кутана. Хотел навестить его, но не знал, что он уехал, — с этими словами Бахти пожал руку старику и направился к спуску, в сторону трассы. В голове его, уже вертелся план поездки в Тюмень.

Как только Бахти спустился к трассе, возле него остановился рейсовый автобус, из которого донесся родной хинский говор: «Эй, хин, садись, поехали!». Он сел в автобус огляделся и вместо приветствия крикнул:

— О, да здесь весь тухум Литаяр!?

— Да, это мы, и едем на свадьбу в горы, — весело ответила смуглая женщина, сидящая прямо у входа.

— А, ты Бахти, что здесь, в этих зарослях, потерял, — подавая руку для приветствия, спросил его, молодой парень, кажется родственник.

— Я вижу, у вас тут весело, — сказал Бахти, оставив вопрос парня без ответа.

— Конечно, весело, невесту же везем, — ответила все та же смуглая женщина.

— Городскую или нашу? – уточнил Бахти.

— Нашу, нашу, из тухума Кытаяр, только она городская, — чуть ли не хором ответили пассажиры автобуса.

— Да, скажу я вам, времена стали другие. Наша бабушка все время говорила и даже перед смертью завещала: «Убийца моего мужа, вашего деда остался безнаказанным». Подозревали Бахмуда из тухума Кытаяр, но так ничего и не доказали, — украдчиво начал говорить Бахти, — а теперь вот два тухума играют свадьбу.

— Да, точно известно, что дед Бахмуд из тухума Кытаяр убил деда Мазара из тухума Литаяр, во время свадьбы тухума Духулар, — недовольно ответил крупный пожилой мужчина, сидевший на заднем сиденье автобуса, — только вот, ты Бахти откуда об этом знаешь, ведь молод еще, для таких сведений, — уже грозно, насупившись, продолжил мужчина.

— Я прочел об этом в тетради из архива Кулиндера…, — начал было говорить Бахти, и тут же запнулся, сообразив, какую глупость, сморозил.

— И ты можешь это доказать? – резко спросил парень, сидевший рядом со смуглой женщиной.

— Ну, если верить информации из тетради архива летописи Хинов, то думаю, что это все-таки, правда. Эти записи сделаны еще прадедом, дедом и отцом Кулиндера, — уже, более, смелее продолжил Бахти. И если бы сейчас архив был у меня, я бы вам доказал, что говорю правду.

— Ты можешь подтвердить или опровергнуть, сказанную тобой информацию, до начала свадьбы, — спросил его мужчина средних лет, недовольно качая головой, -если нет, зачем тогда плюнул в колодец!? Испортил настроение людям.

— Вах-вах-вах, и что теперь будут со свадьбой!? – удрученно произнесла, все-та же смуглая женщина, заглядывая в глаза пассажирам автобуса.

— Свадьба будет, — радостно ответили девушки – подружки невесты, — то, что было в начале прошлого века, нас уже не касается, много воды утекло с тех времен, и не надо возобновлять вражду между тухумами. Язык, ведь без костей. Мужчины, вы же взрослые люди и должны понимать. Не надо портить праздник молодым.

Настроение пассажиров автобуса было испорчено. Но свадьбу, все же сыграли и без потасовок на почве, сказанного коварным Бахти, не обошлось. Подвыпившая молодежь начала бучу, в которой пострадала молодая беременная женщина. У нее случился выкидыш, когда на нее навалилась толпа дерущихся мужчин. И теперь её родственники хотят выявить виновных, устроить самосуд. В конечном итоге, всю вину свалили на Бахти, который публично объявил, кто и кого убил в прошлом веке.

Чувствуя, что совершил большую оплошность, и по его вине начались разборки, Бахти решил быстро исчезнуть из села. Не долго думая он собрал свои вещи, и на рассвете вышел на трассу, где благополучно сел на попутку и уехал в Махачкалу, а, оттуда, отправился в славный город Тюмень.

 

***

Буби усердно и добросовестно работала в доме Лены. Она уже привыкла ко всем прихотям, членов семьи и не обижалась на их вспышки раздражительности и недовольства. Она, тихо и молча, делала свою работу. Частенько заходил Анап, что очень радовало Лену, Буби отмечала это с улыбкой, но не хотела замечать, как смотрел на нее Анап.

Девушка хорошела с каждым днем, и внешне и внутренне. Работа в интеллигентной семье шла ей на пользу. Она, лучше и правильно, стала говорить на русском, выработала правила хорошего тона. Буби, как говорится, все хватала на лету. Даже с самым капризным и придирчивым человеком в семье, бабушкой Клавдией Ефимовной, она нашла общий язык и вошла к ней в доверие. Старая женщина часто приглашала её в свою комнату и просила почитать какую-нибудь книжку или последние новости из местных газет. А потом они дискуссировали на прочитанные темы.

Закончив всю работу по дому, она удалялась в свою, как она говорила, прекрасную комнату, брала очередную книгу, ложилась в кровать и читала. Благо библиотека в доме была большая и ей не запрещали брать книги. Лена даже удивилась, как это бабушка разрешила постороннему человеку, брать книги в дедовской библиотеке.

Самое любимое место уборки в доме Лены, для Буби, была библиотека. Она с благоговением стирала пыль со старинных томов, читая их названия и имена авторов. Буби, была воспитанной девушко-горянкой, в школе училась хорошо и всегда была любознательной. Неприятные события из её жизни, постепенно стали уходить, на смену им приходили знания, которые она черпала из книг и которые помогали ей жить новой жизнью.

Однажды Клавдия Ефремовна позвала Буби к себе в комнату, усадила рядом на диван и сказала:

— Буби, ты исполнительная, чистоплотная, трудолюбивая девушка. Иногда мне кажется, что ты пришла к нам из поэм великих писателей: Пушкина, Лермонтова. Они любили Кавказ в отличие от наших царей. Расскажи мне, пожалуйста, о своей Родине, своем крае, своих родителях, как тебя занесло на чужбину.

Буби, опустила голову и задумалась. Не очень то, хотелось открывать душу постороннему человеку. Но немного помолчав, она сказала:

— Мой родной край, неописуемо красивый и живописный. Если Аллах позволит, я обязательно отвезу Вас туда и познакомлю со своими родителями. Они очень добрые и порядочные люди. Я думаю, что вы подружитесь, сказала Буби, — А как я оказалась на чужбине, это долгая и очень неприятная для меня история. Мне, не хотелось бы переживать всё заново, — уже сквозь слезы продолжила она, — поверьте, мне очень больно вспоминать об этом.

— Не горюй Буби, — Клавдия Ефремовна по матерински, прислонила голову девушки к своему плечу, взяла её за руку,- знаю, что тебя, что-то гнетет. Ты выскажись и на душе станет легче.

Тяжело вздохнув, Буби рассказала старой женщине свою, как она считала, неприглядную историю.

— И, как ты поступила с ним, — спросила возмущенная женщина.

— Я приехала к нему в Люберцы и попросила его освободить меня, от супружества, — сказала Буби, но он мне отказал.

— Ты просила у него развода, а он тебе отказал!? – так я тебя поняла, возмутилась Клавдия Ефремовна.

— Нет, официально, в ЗАГСе наш с ним брак не оформлен. Мы поженились по шариату, ну, то есть по нашим мусульманским обычаям, — объясняла девушка, — а в официальном браке, он состоит с Эммой Васильевной.

— И такие вещи, происходят у нас в России – правовом государстве, безнаказанно!? – удивилась старая женщина.

— Чтобы освободить меня от брачных шариатских уз, мой муж должен три раза сказать слово «талак», а затем сказать: «Ты Буби, мне больше не жена». Пока он не освободит меня, я не могу вернуться в родительский дом. А сейчас, получается, что я, не жена и не девка, если вернусь домой, весь аул будет надо мной смеяться, — грустно заметила Буби.

— И, где же сейчас этот мерзавец? Почему он не просит у тебя прощения и не освобождает тебя!? – возмущенно спросила Клавдия Ефимовна.

(Продолжение следует)