Результаты
Главным управлением в Северо- Кавказском и Южном федеральных округах во исполнение поручения Генерального прокурора Российской Федерации проанализированы результаты проверок соблюдения законодательства, регулирующего вопросы предоставления услуг, связанных с использованием аттракционной техники, проведенных прокуратурами субъектов РФ.
Всего по итогам проведенных проверок прокурорами в Южном федеральном округе выявлено свыше 600 нарушений законодательства, в целях устранения которых внесено 108 представлений, направлено 22 иска в суды о запрете деятельности по эксплуатации аттракционного оборудования, возбуждено 7 дел об административном правонарушении, в уполномоченные органы направлено 38 материалов для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Прокурорами в СКФО выявлено более 200 нарушений законодательства, в целях их устранения внесено 33 представления, возбуждено 21 дело об административном правонарушении, в суд направлен 1 иск, по материалам прокурорской проверки возбуждено 1 уголовное дело по ст. 238 УК РФ.
Органами прокуратуры в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия – Алания приняты меры реагирования в связи с пробелами в правовом регулировании отношений, связанных с эксплуатацией аттракционов. Во исполнение представлений прокуратур соответствующих республик уполномоченными региональными органами власти разработаны и утверждены требуемые нормативные правовые акты.
Прокуратурами Кабардино-Балкарской Республики, Республики Крым и г. Севастополя установлены факты использования аттракционов, не прошедших процедуру регистрации в органах государственной власти, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния аттракционов, а также без документов, подтверждающих их соответствие требованиям технических регламентов.
Так, по итогам проверки публикаций в средствах массовой информации о сбое в работе экстремального аттракциона в г. Нальчике, повлекшем зависание его пользователей в верхней точке в положении «вниз головой», установлено, что индивидуальный предприниматель Озманян А.Ф. осуществлял деятельность по оказанию развлекательных услуг на оборудовании «Миксер», не отвечающем требованиям безопасности жизни или здоровью потребителей, без прохождения обязательной государственной регистрации аттракциона. В связи с этим по материалам проверки прокуратуры республики, направленным 22.07.2020 в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в СУ СК России по республике, 27.07.2020 возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ, которое находится в стадии расследования.
Повсеместно выявлены нарушения Технического регламента ЕАЭС «О безопасности аттракционов», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016.
К примеру, Прокуратурой Адлерского района г. Сочи пресечено бездействие АО «Сочи-Парк», МУП «Парки отдыха Ривьера-Сочи», АО «Амфибиус», выразившееся в непринятии мер к актуализации паспортов безопасности объектов, неустранении дефектов, установленных по результатам ранее проведенного освидетельствования техники.
В Ростовской и Волгоградской областях, где в период проверки действовали ограничения на работу аттракционов, введенные региональными нормативными правовыми актами в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции, выявлены факты нарушения указанных ограничений.
В Краснодарском крае, Астраханской области и г. Севастополе приняты меры реагирования в связи с нарушением санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации аттракционов.
В отдельных регионах выявлены нарушения требований законодательства о защите прав потребителей.
Результаты рассмотрения актов прокурорского реагирования и фактическое устранение нарушений законодательства контролируются прокуратурами субъектов Российской Федерации.
Татьяна Голубова,
старший помощник прокурора РД
Об ответственности работодателя
Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность работодателя в виде штрафа за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции составляет 6 лет.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Порядок уведомления регламентирован Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Пунктами 2-4 Правил предусмотрено, что работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме.
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации.
Сообщение направляется работодателю гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско- правового договора.
Али Нурмагомедов,
Кизилюртовский межрайонный прокурор
Наказание за со действие терроризму
Согласно статье 205.1. Уголовного Кодекса Российской Федерации склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205.2, частями 1 и 2 статьи 206, статьей 208, частями 1 – 3 статьи 211, статьями 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
В случае если данные деяния совершены с использованием должностного положения, то предусмотрено более строгое наказание, а именно: лишение свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафом в размере от 500 тыс. до 1 млн. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового или пожизненное лишение свободы.
Также за пособничество в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205 (террористический акт), частью 3 статьи 206 (захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое- либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия), частью 1 статьи 208 (создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование) УК РФ, установлена ответственность в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет.
Под пособничеством понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
Следует помнить, что согласно УК РФ, лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 205.1 (содействие террористической деятельности) УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Шамиль Билалов,
первый заместитель Кизилюртовского межрайонного прокурора
Полномочия прокурора в гражданском процессе
Прокуратура была и остается на протяжении многих лет органом, ориентированным и способным на осуществление защиты прав граждан, отставание интересов государства и законности.
Наиболее эффективным способом такой защиты является участие прокурора в суде.
Гражданский процессуальный кодекс предусматривает несколько форм участия прокурора в гражданском процессе.
Во-первых, это обращение в суд с исковым заявлением в интересах указанного в законе круга лиц.
Так, прокурор может обратится в суд в целях защиты публичных и общественных интересов (в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований) или для восстановления нарушенных прав отдельных граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно отстаивать свои интересы в суде (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого послужило обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Во-вторых, прокурор может вступить в процесс для дачи заключения по делам определенных категорий. Так, с обязательным участием прокурора суды рассматривают гражданские дела: о восстановлении на работе; о выселении; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; об оспаривании нормативных правовых актов; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; об усыновлении (удочерении) и его отмене; о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иным доходом; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством; о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах; об ограничении родительских прав; о принудительной госпитализации больных заразными формами туберкулеза.
При этом следует иметь виду, что прокурор не является «бесплатным адвокатом», он вступает в процесс исключительно в интересах законности, что всегда положительно сказывается на результатах рассмотрения дела.
Заключение прокурора в гражданском процессе должно содержать не только юридическую оценку требованиям сторон, но и обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Также прокурор должен указать те нормы материального и процессуального права, которые подлежат применению при разрешении спора.
Следует отметить, что прокурор, обратившийся в суд с заявлением, выступает как истец и обладает всей полнотой процессуальных прав, указанных в ст. 45 ГПК РФ, за исключением права на заключение мирового соглашения и права требования прекращения производства по делу при отказе от иска, предъявленного в интересах конкретного лица. Кроме того, прокурор несет все процессуальные обязанности истца, за исключением обязанности по уплате судебных расходов.
Использование прокурором всего объема полномочий, предусмотренных ГПК РФ, служит эффективным правовым средством защиты и восстановления законных интересов граждан, общества и государства.
Магомедшарип Эмеев
заместитель Кизилюртовского межрайонного прокурора
Страховые гарантии медработникам
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1240 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Указом Президента РФ от 30.07.2020 № 487 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2020 № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» уточнен порядок подтверждения страховых случаев, при наступлении которых производится страховая выплата отдельным категориям медицинских работников, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции. Так, было установлено, что страховые случаи при отсутствии возможности проведения лабораторных исследований подтверждаются решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких.
Поправки, необходимые для реализации данного указа, внесены в распоряжение Правительства РФ от 15.05.2020 № 1272-р, постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 695 «Об утверждении Временного положения о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности».
Гаджимурад Муртазалиев,
заместитель Махачкалинского транспортного прокурора
Расширен список запрещенных наркотических средств
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2020 № 1140 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств» расширен список наркотических средств, оборот которых в Российской Федерации запрещен, а также перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Соответствующие поправки внесены в крупный и особо крупный размеры культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей ст. 231 УК РФ, и в Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 г. № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Марат Якубов,
старший помощник Махачкалинского транспортного прокурора
При ликвидации организации
С 13 августа 2020 года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица работодатель должен представить в регистрирующий орган заявление, в котором в том числе подтверждает, что расчеты с работниками завершены.
Работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации, при увольнении выплачивается выходное пособие в размере месячного среднего заработка. В случае если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня его увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства. В исключительных случаях по решению органов службы занятости, если период трудоустройства превышает два месяца, работнику выплачивается средний заработок за третий месяц трудоустройства. При этом работодатель может выплатить все положенные работнику суммы сразу в момент увольнения.
Лейла Халикова,
помощник Махачкалинского транспортного прокурора
Проездные документы через «Интернет»
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2020 № 1294 «О внесении изменений в Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» установлено, в частности, что при оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования с использованием официального сайта перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для идентификации и аутентификации пассажира используются единая система и иные способы, определенные перевозчиком.
Оформление проездного документа на поезд дальнего следования для пассажира из числа инвалидов, а также оказание ему без взимания дополнительной платы услуг в соответствии с законодательством РФ производятся на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира, а также на основании документа, подтверждающего инвалидность, в том числе подтверждающего необходимость использования кресла-коляски, или сведений, предоставляемых оператором ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» о факте установления инвалидности, группе инвалидности (категории ребенок-инвалид), степени ограничения способности к самостоятельному передвижению, в том числе рекомендации в обеспечении креслом-коляской.
Оформление проездного документа на поезд пригородного сообщения лицу, имеющему право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, производится, в том числе, на основании сведений о гражданах, которым предоставляется социальная услуга в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения, представляемых в электронном виде операторами информационных систем, содержащих сведения о гражданах, которым предоставляется указанная социальная услуга, сроке ее действия, а также сведений о документе, подтверждающем указанное право.
Также предусматривается, что заявление на возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ, приобретенный пассажиром с использованием официального сайта владельца инфраструктуры или официального сайта перевозчика в сети «Интернет», может быть подано через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Зураб Рамазанов,
помощник Махачкалинского транспортного прокурора
Работающим с COVID-19
Правительством Российской Федерации принято постановление № 1191 от 06.08.2020 года «О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19», согласно которому медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с COVID-19 и подозрением на COVID-19, день работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение медицинским работникам, засчитывается как два дня стажа на соответствующих видах работ.
Как 2 дня работы засчитываются: день работы с пациентами с COVID-19 в стационаре; день работы по оказанию скорой медпомощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, включая отбор биоматериалов для лабораторного исследования на наличие COVID-19, а также пациентам с подозрением на COVID-19; день работы по оказанию медико- санитарной помощи пациентам с COVID-19 в амбулаторных условиях, в том числе на дому, а также по оказанию первичной медико-санитарной помощи больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, отбору биоматериалов, транспортировке в медорганизации для прохождения исследований, в том числе в КТ-центры.
В указанном порядке исчисляются периоды работы, имевшие место с 1 января по 30 сентября 2020 года.
Анкета на коронавирус
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.07.2020 № 22 «О внесении изменений в постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 и от 30.03.2020 № 9» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства до прибытия на территорию РФ в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ должны заполнить анкету прибывающего на территорию РФ, образец которой размещен на официальном сайте Роспотребнадзора.
Гражданам РФ, прибывающим воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) необходимо:
– обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию РФ до прибытия в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
– в целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ обеспечить заполнение на портале «Госуслуги» анкеты для прибывающего в РФ в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» до вылета в РФ (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс);
– в течение трех календарных дней со дня прибытия в РФ пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на портале «Госуслуги», заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации»;
– в случае появления любого ухудшения состояния здоровья в течение 14 календарных дней со дня прибытия необходимо незамедлительно обратиться за медицинской помощью по месту жительства (пребывания) без посещения медицинских организаций.
Махач Гафуров,
помощник Махачкалинского транспортного прокурора
Разъяснение
В соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации запрещена оптовая или розничная продажа насвая, пищевой никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюханья, (снюса), а также продажа несовершеннолетнему табачной продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
За несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями предусмотрена административная ответственность согласно статье 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях для граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Федеральным законом от 31.07.2020 N 278-ФЗ в статью 14.53 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым значительно увеличены размеры административных штрафов за продажу насвая, снюса, а также за продажу несовершеннолетним табачной продукции, табачных изделий, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
Так, продажа насвая, табака сосательного (снюса) теперь влечет наложение штрафа на виновных граждан в размере от 15 000 до 20 000 рублей, должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей, юридических лиц – от
В случае продажи несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий граждане буду оштрафованы на сумму от 20 000 до 40 000 рублей; должностные лица — от 40 000 до 70 000 рублей; юридические лица — от 150 000 до 300 000 рублей.
Указанные изменения федерального законодательства, ужесточающие ответственность за продажу насвая, снюса, а также за продажу несовершеннолетним табачной продукции, подлежат применению с 11.08.2020.
Альбина Шамаева,
помощник прокурора Махачкалы