Выбор длиною в жизнь

Испытывая сострадание к больному,

 врач лучше лечит, а ощущая это сострадание

 — больной быстрее выздоравливает.

Эдуард Александрович Севрус

 

17 декабря 1954 года в селе Сумета, Чародинского района республики Дагестан родился мальчик. По традиции родители нарекли сына именем Магомед. Магомед рос смышлёным, любознательным ребенком.Не раз ставил взрослых в тупик своими вопросами. Суровая реальность горного селения не раз испытывала семью на предмет здоровья. Частенько сражала детей, а иногда и взрослых простуда и ОРЗ. Магомед рос физически здоровым, спортсменом. И каждый раз в соседнее село за фельдшером или врачом бегать приходилось ему. Магомеду казалось, что эти божественные люди, своим прикосновением снимают все болезни. Это запало в память и предопределило судьбу юноши. В 1971 году с отличием окончив Тлярошскую среднюю школу, поступил в Дагестанский государственный медицинский институт. Ему всегда хотелось «нырнуть» поглубже, погрузиться с головой в мир медицины. Только лекций было уже мало. И увлеченный медициной студент пошел медбратом в больницу. Жадно ловил каждое слово врачей, выслушивал пациентов. Приобретал опыт, закалялся. Именно тут точно понял, что всю свою жизнь готовился именно к этому пути — спасать людей. Быть врачом.

Учеба в институте дала молодому человеку многие знания не только по изучаемым дисциплинам, но и множество жизненных уроков. Студенческая жизнь, участие в общественной работе выработали у Магомеда стойкий иммунитет к негативам. В 1977 году с отличием окончил лечебно – профилактический факультет этого института. Мечта Магомеда стала реализоваться. Вот он прошел интернатуру по хирургии в Новомосковской больнице Тульской области и вернулся домой. Три года работая врачом – хирургом в Республиканской больнице г. Махачкалы отдавал лечению пациентов накопленные знания и опыт. Знаний никогда много не бывает, рассуждает Магомед и с 1981 по 1983 год – учится в клинической ординатуре кафедры хирургии Ленинградского санитарно – гигиенического медицинского института. Оценив деловые качества и способности молодого хирурга, Магомеду Абдуллаеву поручается заведовать хирургическим отделением Шлиссельбургской портовой больницы в Ленинградской области. Он пришёл к научной работе, как к объективной необходимости. В 1989 году поступил в очную аспирантуру при институте онкологии им. профессора Н.Н. Петрова и через три года защитил кандидатскую диссертацию. С 1992 года по 2003 год, работая заведующим хирургическим отделением Шлиссельбургской портовой больницы, Магомед Абдулаевич проводит значительную работу по внедрению в практику передовых методов и технологий в хирургию. В ноябре 1997 года в Петербургском издательстве вышла книга, обобщающая богатый практический опыт хирурга — « Рак ободочной кишки, осложненный кишечной непроходимостью». В 2005 году защитил докторскую диссертацию. С января 2003 года до ноября 2019 года работал заведующим 1- хирургическим отделением Александровской больницы г. Санкт – Петербурга, врач – хирург высшей квалификационной категории, с 2005 года профессор кафедры хирургических болезней СЗГМУ им. И.И.Мечникова. Магомед Абдулаев не просто врач, хирург, он уже состоявшийся ученный, под его руководством защитили кандидатскую диссертацию десятки талантливых докторов.

Магомед Абдулаевич, для вас врач это профессия или призвание?

— Мне вспоминаются слова Абу Али Ибн Сина: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Лучше и не скажешь. Выучиться и стать врачом не так-то просто. Такая сложная профессия требует глубоких знаний, сострадания, быстроты реакции. Это профессионализм.

Оставаться среди бесконечной боли стойким, мужественным, четко и правильно мыслящим, когда вокруг страдания, слезы, болезни, страх.Восстановить здоровье пациента, учить его преодолевать недуг и снова жить и дышать полной грудью. Не бояться, принимать взвешенные решения, сопоставлять невидимое, решать загадки условно одинаковых, но таких разных человеческих организмов. Это призвание.

Я считаю, что в каждом человеке, посвятившему свою жизнь медицине, должны органически быть переплетены призвание и профессионализм.

Здесь непременно следует упомянуть и о патриотизме, где бы ни трудились наши специалисты, они никогда не забывают родные края. Они всегда готовы помочь людям, обратившимся к ним. С Магомедом Абдулаевичем случилась подобная история. Когда он вник в клич брошенный Министром здравоохранения РД Гаджиибрагимовым Д. что бы дагестанцы, специалисты высокого класса вернулись домой, то решение было однозначное вернуться в Махачкалу. Он тут же связался с главным врачом ГБУ РД «Городская клиническая больница» Хаджимурадом Малаевым, который предложил ему заведование хирургическим отделением больницы. Надо сказать, что в лице Магомеда Абдулаевича больница произвела крупное приобретение

Вы выбрали хирургию,самую захватывающую, экстремальную и ответственную отрасль медицины.

— После окончания интернатуры выбираешь общетерапевтический профиль или общехирургический. Общехирургический профиль – это офтальмология, травматология, урология, лор, онкохирургия и т.д.. Мне всегда нравилась общая хирургия, там есть адреналин, драйв, но, к сожалению, это такая стезя, где люди не всегда остаются, потому что работать очень тяжело. Работа связана с инфекциями желудочно-кишечного тракта. В плановой кардиохирургии или офтальмологии таких инфекций нет. Часто бывают осложнения, тем более при экстренной службе, а авторитет хирурга всегда зависит от того есть ли осложнения или нет. Вот сейчас вся больница перепрофилирована под коронавирусный госпиталь. Со всей республики привозят больных атипичной пневмонией. В то же время другие болезни же никто не отменил. Привозят больного с симптомами коронавируса и в тоже время, скажем, с непроходимостью кишечника. При этом доминирует непроходимость. Приходится облачаться в специальный костюм, маски и очки, кстати, очень неудобные и оперировать. Хорошо когда рукоприложением хирурга можно что- то исправить, но когда обнаруживаешь раковые опухоли с метастазами в другие внутренние органы, горечью и сожалением заполняется каждая клетка хирурга. Да и в этом состоянии хирург должен успокоить, подбодрить больного и их родственников.

Быть хирургом очень непросто в психологическом плане. Ведь бывает, что пациент умирает. Очень сложно после такого происшествия прийти в себя. Но любому пациенту нужен врач, уверенный в своих силах, уверенный в том, что сможет помочь.

Никто не знает, что именно пошлёт судьба хирургу. Перед операцией люди спрашивают: как доктор, жить будет? Надеясь, что ответ известен. В этом случае у врача есть только профессия и владение техникой. И есть ещё почти непредсказуемый организм больного. Магомед Абдулаевич знает, что он, как и все хирурги, всегда стоит на рубеже жизни и смерти. Всегда! Даже если приходится оперировать обычный аппендицит, который тоже может обернуться невероятной сложностью, а что уж говорить о тяжёлых недугах.

Прекрасное чувство юмора, которое ему никогда не изменяет, легкость характера, культура в общении, красота в работе всё это есть у доктора Абдулаева. Он знает, насколько важен смех для выздоровления больного. Его слова, как бальзам, действуют на них. Если даже он ничего не сделает, одни его слова вылечат больного.

Более 30 лет Магомед Абдулаевич работал за пределами нашей республики, но ни когда не терял связь с родным Дагестаном. Он не упускал возможности приехать в отчий дом, находящийся в высокогорном Сумета, надышаться чистейшим воздухом и попить из знакомых с детства родников. Каждый приезд домой заряжал Магомеда на новые успехи. В 2000 году за заслуги, приказом министра здравоохранения Российской Федерации, награжден нагрудным значком «Отличник здравоохранения». В 2000 году награжден правительством Ленинградской области дипломом « ЧЕЛОВЕК СЛОВА И ДЕЛА». В 2005 году постановлением Законодательного собрания Ленинградской области награжден почетным дипломом.

Что, на Ваш взгляд, отличало медицину Вашей молодости и сегодняшнюю?

— В медицине того времени присутствовала романтика, а сейчас на первом месте прагматизм. Романтика из медицины, к сожалению, ушла.

Магомед Абдулаевич, что заставило вас пойти в политику?

— Как медик, я стою ближе всех к людской боли. Каждый день люди доверяют мне, как хирургу, не только своё тело, но и душу. Те душевные страдания, которые они мне доверяют, гораздо сильнее, чем физическая боль, которую они испытывают. Для меня, очевидно, что корни боли физической и душевной в наших социальных неурядицах и проблемах. Кто же может лучше донести эту боль до власть имущих, если не медик?Так в течение ряда лет я работал и за хирургическим столом и за столом депутата Законодательного собрания Ленинградской области.19 лет был депутатом Городского Собрания МО« Город Шлиссельбург». Как член комиссии по экономической политике и бюджету принимал участие в разработке программ по развитию туризма, созданию условий для развития малого и среднего бизнеса, участвовал в разработке нормативно-правовых документов для эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку реального сектора экономики города. Активно работал с обращениями граждан. Почетный гражданин г. Шлиссельбург.

Красивой души человек

— Бытует мнение, что, человек неблагодарный духовно обкрадывает и себя, и других. Отзывы о Магомеде Абдулаевиче не могут не радовать. Они свидетельство того, что среди пациентов гораздо больше людей благодарных, умеющих отвечать добром на добро: «Была недавно у врача. Профессиональный специалист и приятный человек. Сразу заметно, очень любит свою работу и пациентов. Вёл себя позитивно, никакого ощущения дискомфорта или напряжения на приёме, всё в положительной форме. Идите без сомнений и нервов. Катя, город Шлиссельбург, Ленинградская область».

«У Абдулаева Магомеда Абдулаевича, как грамотного специалиста в своей области, вы можете получить консультацию относительно предстоящего лечения и послеоперационного восстановления. Несмотря на то, что многих пугает вероятность хирургического вмешательства, операции у него обычно проходят плавно и без осложнений — Таня».

Я как-то намекнул Магомеду Абдулаевичу, что он не просто ординатор отделения хирургии, а крупный специалист, выдающийся хирург, у которого на счету более 30 тысяч операций,профессор, обладатель почетных титулов и т.д., а находитесь в кругу малоприметных людей. На что Магомед мне коротко ответил: «Гордость и высокомерие — слуги дьявола. Если ты не сможешь управлять ими, они начнут управлять тобой».

Магомед Абдулаевич, с высоты вашего опыта назовите пять признаков хорошего врача.

Первое, это человеколюбие. Каждый врач, особенно хирург, на себе примерит состояние больного. Подумает, как бы поступил в отношении себя. Мы говорим о душевном отношении, так, человек с душой будет сострадать, сопереживать несчастиям другого. Это естественно и нормально.

Второе это профессионализм. «Не забывайте сомневаться!» — одно из важнейших деонтологических правил.У каждого врача за спиной медицинское образование, но современная наука развивается быстрыми темпами: методы диагностики совершенствуются, постоянно обновляется база знаний о болезнях, появляются новые результаты клинических исследований. Врач постоянно занимается собой.

Третье это ответственность.Памятуя основное требование к врачу «не навреди», он ни на минуту не должен забывать о том, кто к нему обратился за помощью, и о тех, кому пытаешься помочь. Нередко встречается форма вреда, наносимого врачом больному, которая связана с небрежностью, недобросовестностью, халатностью врача. По-моему, такие нарушения чаще допускают врачи с высоким самомнением и те, у которых недостаточно развито чувство долга.

Четвертое это открытость. Врач должен терпеливо отвечать на все вопросы пациента и комментировать каждое свое решение. Хороший доктор всегда объяснит, что происходит, раскроет все непонятные пациенту термины, даст пациенту возможность принимать решения.

Пятое это личный пример. Хороший врач выглядит опрятно: чистый медицинский халат, одежда, руки — все должно быть в полном порядке. Важно, чтобы с первой минуты знакомства врач вызывал у пациента чувство доверия и безопасности. Это обязательное условие, без которого невозможно никакое лечение.

Магомед Абдулаевич, когда вам бывает сложно?

— Сложно было, когда были тяжелые операции с летальным исходом. Бывает, что человек умирает, были возможности его спасти, но, к сожалению, он слишком поздно обратился, может быть, ему оказывали до этого не совсем квалифицированную помощь. В целом, сложно, когда умирают люди и приходится об этом сообщать родным. Со временем это автоматизируется, но первые годы было действительно сложно, в любом случае врачи тоже люди, у всех есть дети, братья, сестры.

Самое приятное, это когда ты помогаешь человеку, и он искренне благодарит тебя, думаю это самое приятное для любого врача, особенно когда ты чувствуешь, что это сказано действительно от души.

Рашид Рашидов