«Учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний
до незнания ученика и совершить вместе с ним восхождение»
( Шалва Амонашвили – советский педагог, академик)
Жизненные уроки становятся впоследствии самыми важными и определяющими ступенями в судьбе каждого человека. Не зря знающие люди говорят: «Жизнь – лучший учитель, она всему научит». Некоторые граждане усваивают советы очень хорошо. Они понимают совершенные ошибки, анализируют их и в будущем стараются вести себя правильно и чаще становятся удачливыми и добиваются в жизни больших успехов.
Бывает и так, что человек постоянно совершает наступает на одни и те же грабли, совершенно не задумываясь над причиной своих несчастий. Не у всех получается учиться даже на собственных ошибках, не говоря уже про чужие. В основном люди от жизни получают то, что заслужили. Народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнеш: «я на собственных ошибках, не говоря уже про чужие. не задумываясь над причиной своих несчастий. ь». Главное учиться всегда, ведь время всё расставит по своим местам.
Каждый человек, появляющийся в нашей жизни учитель. Одни учат нас быть сильнее, другие быть мудрее, некоторые учат прощать, а есть и такие, которые с уверенностью призывают быть счастливыми и радоваться каждому прожитому дню. Ветерана Великой Отечественной войны, Учителя с большой буквы Черивмурзаева Магомеда Арзулумовича по праву можно отнести к данной категории. По зову сердца он осознанно стал педагогом, выбрав для себя одну единственную и самую почитаемую профессию.
Наставничество во все времена считалось трудоемким процессом, отнимающим много сил и времени. Воспитатель в первую очередь должен заботиться об успехе подопечного, взяв на себя ответственность в роли наставника, помочь ученику поверить в себя и взрастить уверенность в собственных силах. Он способствует созданию условий, при которых появляется возможность осознать цели жизненного пути и быть ответственным за их осуществление.
Бесспорно, наставник помогает человеку стать счастливым и достичь максимальной самореализации, он защищает ученика от самых досадных ошибок, это маяк, освещающий путь, который ведет к цели. Жизнь ставит перед ним вопросы, как увлечь ребят учебой, помочь им определиться, найти свое место под солнцем, выбрать профессию по душе и адаптироваться во взрослую сферу. При решении этих проблем ему помогают методы воспитания, основанные на доверии, имеющийся у ребят потенциал, поиск и развитие их дарований, способностей, значимость в коллективе, справедливость и т.д.
Ведь справедливость для классного руководителя является критерием его профессии, а для школьника она – условие защищенности. Когда дети видят перед собой умного, грамотного, успешного, любящего свое дело педагога, то тогда есть вероятность успеха. У Магомеда Черивмурзаева в школе было неизменное кредо: «Урок – это творческая мастерская учителя и ученика. Будь терпелив в ожидании чуда и готовься для встречи с ним в каждом ребенке!».
Биография героя нашего рассказа Магомеда Арзулумовича особо не отличается от жизни и деятельности его сверстников. Судьбе было угодно, чтобы стать учителем, обучать сельских ребятишек грамоте, готовить их к службе в армии. Будущий педагог родился 23 мая 1924 года в с. Хамаматюрт Бабаюртовского района Дагестана, расположенного на правом берегу реки Терек. Родители с детских лет привили своему сыну любовь к труду, с которым он никогда не расставался, вплоть до 2011 года, пока не перестало биться сердце.
После успешного окончания семилетки в родном селе Магомед Черивмурзаев поступает на курсы по подготовке учителей начальных классов в городе Хасавюрте. У него тогда было огромное желание прийти в местную школу уже с дипломом педагога, которых здесь не хватало. Начинается совершенно новый этап в его трудовой деятельности: школа, уроки, дети, их воспитание в духе преданности идеалам Отчизны.
Молодой учитель начальных классов многому научился у более опытного наставника Кайрава Кагерманова, который построил в селе школу и стал первым её директором, вплоть до ухода на фронт в 1941 году. Ему не суждено было вернуться живым с той жестокой войны, в марте 1944 года он скончался от полученных ран в госпитале города Апостолово Днепропетровской области.
В Хамаматюртовской школе даже в годы Великой Отечественной войны не прекращались занятия. Определенная роль в образовательном учреждении отводилось и трудовому обучению школьников. Из-за нехватки бумаги они порой писали на полях старых газет. Тогда школьные учебники, как правило, заменял живой, увлекательный рассказ учителя. Основой метода Магомеда Черивмурзаева были такие принципы: убеждение, личный пример, поощрение, требование и принуждение. Все вместе они выступали в качестве универсальной системы образования, воспитания и достижения результатов.
Наставник часто повторял своим ученикам: «Образование – клад, а труд – ключ к нему. На одном из уроков он рассказал им поучительную притчу «Об учителе и учениках», которая затронула детей до глубины души. Она вкратце такова.
Учитель принёс сундук и сказал ученикам: «Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом».
Ученики столпились вокруг сундука. Кто-то попробовал открыть его с помощью инструмента, но замок оказался слишком сложным.
Другой принес из дома разные ключи, но они не подошли.
Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.
— Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик.
-Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.
Учитель обнял ученика и объявил: «Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад».
Будучи учителем по призванию, Магомед Арзулумович ежедневно давал перспективу размышлениям ученика. С этой важной задачей он умело справлялся. Дети очень любили своего педагога, который открывал им окно в увлекательный Мир знаний. Так продолжалось до конца 1942 года.
В начале 1943 г. комсомолец Черивмурзаев добровольцем уходит на фронт бить фашистов. В феврале того же года его отправляют в Грузию на курсы подготовки минометчиков. После завершения учебы в школе участвует в боях под Туапсе, в Крыму. Здесь он получает свое первое ранение в правую руку. Мягкие ткани были повреждены, остался шрам. После лечения снова на передовую.
Часть, где служил красноармеец, была переброшена на Западный фронт, в Белоруссию. Здесь тоже шли ожесточенные бои, враг упорно оказывал сопротивление. Второй раз пуля задела Черивмурзаева, но опять обошлось. При штурме Кенигсберга в апреле 1944 года (нынешний Калининград) он третий раз был ранен осколком в ногу. На этой земле завершил свой боевой путь фронтовик.
Заслуги ветерана отмечены орденом «Отечественной войны II степени», медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», а также другими государственными наградами. На войне Магомед Арзулумович потерял многих своих товарищей, которые, как и он, храбро сражались на полях сражений и завоевали Победу для мирной жизни на земле.
Когда ученики спрашивали своего любимого педагога о его фронтовой жизни, он всегда отвечал: «Война – это страшная трагедия, которая убивает человека, уничтожает его физические, духовные ценности, созданные им с древнейших времен. Во Второй Мировой войне погибло 70 миллионов человек, тысячи городов были уничтожены, наша страна потеряла 27 миллионов своих граждан.
С трепетом души воспринимаю руины, пожарища, которые оставляла война, перенесла наша земля. Гулким негаснущим эхом отдаются во мне стоны, плач детей и матерей. Они ранят мое сердце, разящей болью. Такое не должно больше повториться. Нет ни одной семьи, которая не потеряла в эту войну близкого, родного ей человека. И по сей день есть на земле места, где не растет трава, деревья. До сих пор слышны стоны матушки-земли».
Магомед Арзулумович с супругой воспитали шестерых детей, дали им должное образование и воспитание. Старшая в семье Зумрут Казанбиева работает медсестрой в районной больнице. Анварпаша Черивмурзаев в свое время окончил знаменитую Горьковскую высшую школу милиции, работал в правоохранительных органах, сейчас он подполковник в отставке.
Абдулла Черивмурзаев окончил Минскую высшую школу МВД СССР, работал оперуполномоченным уголовного розыска Бабаюртовского РОВД, старшим оперуполномоченным по борьбе с преступлениями террористического характера в Центре «Т» Южного Федерального округа, оперуполномоченным УУР при МВД по РД. В настоящее время подполковник милиции в отставке возглавляет отдел администрации Бабаюртовского района.
Трое младших пошли по стопам отца и стали учителями. Эмахан Арсанмурзаева работает в той же Хамаматюртовской школе, где трудился отец. Дильбарханум Хасаева – преподаватель английского языка в селе Янгиюрт. Ибадулла Черивмурзаев третий год трудится директором Хамаматюртовской школы № 1 имени Рашидхана Бекишева. Благодаря его профессионализму, целеустремленности и полученному у отца опыту школа заняла достойные позиции в сфере образования.
Глава семейства Магомед Арзулумович оставил о себе яркий след как наставник, давший путевку в жизнь сотням ребятишек, которые теперь верой и правдой служат Родине. Некоторые из них тоже стали учителями, продолжают творить разумное, доброе и вечное. В память о ветеране одна из улиц в Хамаматюрте названа его именем.
Никто не забыт и ничто не забыто,
На все поколенья и все времена.
Сединами живших и кровью убитых,
Оплачена страшная эта война.
Гаджи Мирзаев