В ожидании индийского плова

Учеба в нашей стране для многих иностранцев стала исполнившейся мечтой. Несколько тысяч студентов из Индии ежегодно обучаются в российских вузах, чтобы получить высшее образование.

Эти студенты уже вряд ли знают, что интеллектуальную и техническую элиту независимой Индии в середине прошлого века вырастил и обучил Советский Союз. В 1995 году в интеллигентной семье инженера в штате Утапрадеш, что недалеко от Дели родился мальчик по имени Кхан Мохаммад. Сын рос умным, смышлёным парнем. Отец неоднократно говорил ему, что он хочет видеть его в белом халате и в лучшей клинике страны. В 2012 году после завершения двенадцатилетнего цикла обучения в школе решил поступить в медицинский ВУЗ. Восемь месяцев подготовки в частном институте для подготовки абитуриентов, и в конце экзамен, типа нашего ЕГЭ, он же и вступительный экзамен выдержал успешно. Мохаммад рассказывает, что по результатам вступительных испытаний, он мог быть зачислен на учебу в стоматологический факультет. Но стоматология, посчитал он, малоперспективна. С зубами у индийцев мало проблем, то ли из-за соблюдения определенной диеты, то ли от экологического фактора. Ведь Мохаммад мечтал стать классным врачом, известным нейрохирургом. А, что бы поступить на другие медицинские специальности, надо было ещё один год готовиться, а время упустить желания не было. Решил попробовать получить образование за границей.

А почему ты выбрал обучение именно здесь?

— Сравнивая с другими странами, Россия даёт лучшее образование и перспективы. Здесь созданы все условия для обучения иностранных студентов. В принципе, потому я и учусь здесь. Были варианты: Латинская Америка или Россия. Латинскую Америку, почему то я сразу отклонил, но и про Россию я мало что знал. Стал искать информацию в интернете. В любом случае информация всемирной паутины всё равно не сравнить с рассказами очевидца. Друг отца, Мохаммада, много рассказывал об учебе в России. Рассказывал о достопримечательностях, культуре, традициях. Всё это преподносилось на примерах из Дагестана. Оказывается, он учился в дагестанской медицинской академии. После этого на семейном совете было решено, что я поступаю в Дагестанскую медицинскую академию.

«В 2014 году я приехал в Дагестан. Город Махачкала, Каспийское море и горы, сама медицинская академия и внутренняя её атмосфера, общение со сверстниками, даже с совершенно незнакомыми, произвели на меня приятное впечатление. У нас тоже множество исторических мест и туристических зон, при этом очень большая плотность населения, довольно тесно. На меньшей территории сосредоточено большое количество людей. Здесь, в Дагестане, в чем красота: на больших пространствах сосредоточено небольшое количество людей. У нас так же зелено, как и у вас, но вот так свободно не прогуляешься.

Я подумал, здесь всё располагает к отличной учебе и приобретению знаний» — рассказывает мой собеседник.

Несмотря на то, что Мохаммад из-за проволочек с оформлением приехал с опозданием к началу учебного года на подготовительном отделении, включился в усиленное изучение русского языка. Ведь всё дальнейшее обучение будет проходить на этом языке. Он заметил, что в Дагестане очень много наречий, люди разговаривают на диковинных для слуха языках, а потом плавно переходят на русский. Ему вспомнилось, что и на Родине много разноплеменных языков, но между собой общаются на общем для всех английском языке. Буквально за месяц он догнал однокурсников и освоил основные русские слова «здравствуйте и пожалуйста».

Я спросил Мохаммада, трудно ли ему было, так сказать влиться в незнакомую для него дагестанскую жизнь? «Я придерживаюсь традиционного ислама, и в республике Дагестан в основном тоже вероисповедание. В идейном, морально-этическом плане мне не было трудно. Ведь, всевышний учит нас быть братьями. А как вести себя, как жить, где продукты покупать мне подсказали старшекурсники, мои земляки, которые на пару лет раньше поступили в наш ВУЗ. Проблем никаких не было. Местные ребята к нам добродушно относятся. Да и я стараюсь не злоупотреблять положением гостя, которого в Дагестане очень уважают».

«У нас очень хорошие преподаватели, и я их благодарю, что они меня так хорошо научили», — говорит Мохаммад. Правда в начале, когда начались профильные дисциплины было трудно, особенно нелегко давалась анатомия. Здесь русские названия органов дублировались латинскими, а так как много общих с латынью слов в английском языке стал понимать, и даже успешно сдал экзамен.

Спрошу прямо. Скажи, каково это быть иностранным студентом?

— Первая проблема, с которой сталкиваешься при переезде, как я и говорил, — это язык. Первое время я не знал ни слова по-русски, в основном я его и выучил благодаря дагестанским друзьям. Мне люди никогда не говорят обидных вещей. У меня здесь есть друзья, с которыми я рядом, так что мне не приходится сомневаться в их открытости.

А с негативным отношением к себе сталкивался?

— С уверенностью скажу, что в Махачкале, да и в других местах Дагестана с этим проблем нет. Если кого-то и интересую я, то исключительно как представитель другой культуры. Меня никто не пытался как-то унизить по национальному признаку. Иногда люди смотрят на нас с мыслью, почему мы темные. Или почему мы не знаем русского языка. Я много езжу по республике, был в Дербенте, на Сулакском каньоне, видел много интересных мест. Но самое главное ваши гостеприимные люди. Узнав, что мы из Индии, каждый старался нас угостить чем-то национальным. Здесь к нам относятся очень хорошо.

Мохаммад, как ты оказался в городской клинической больнице Махачкалы?

— Я не хвастаясь, скажу, что во время учебы старался освоить кроме теории и практику. Много времени я тратил на освоение методов оказания медицинской помощи больным в стационарах. Смотрел, как ставить капельницы, уколы, как измерять давление, сатурацию и много другое. Мне нравится предмет «Пропедевтика внутренних болезней». Освоив описанную в ней технику обследования больного, я старался на практике осуществлять её. Ночами оставался дежурить в больницах, писал для себя дневники. Во время каникул, когда многие мои товарищи уезжали домой, я оставался обслуживать больных. Эта практика мне очень сильно пригодилась. Уже на последних курсах, когда я почувствовал, что знаю достаточно для работы с пациентами, я обратился к руководству станции скорой помощи г. Каспийск. В тот момент из-за пандемии коронавируса там не хватало врачей, меня взяли фельдшером, но пришлось выполнять врачебные обязанности. Я подумал, что если в этот тяжелый период я не буду помогать людям, перестану себя уважать. С первого июня работаю в «красной зоне городской клинической больницы, в самом её пекле, в отделении реанимации. Скажу честно, страшно не было, я осознавал роль врача, осознавал, что нельзя допустить ни малейшей паники и страха, но было жалко людей. У нас был больной в очень тяжелом состоянии. Был подключен к системе ИВЛ. Через две недели титанического труда врачей и среднего медперсонала этот больной вышел из того состояния. Радости моей не было предела. Я почувствовал, что внес определенный вклад в спасение пациента. К сожалению, недостаточно хорошо говорю по-русски, что бы на словах передать радость. «Мохаммад очень добросовестный, ответственный ординатор, за что и зауважали его коллеги. Очень перспективный, целеустремленный человек» — говорит о нем заведующий отделением реанимации и анестезиологии Гамзат Инчилов.

Мохаммад, о чем ты мечтаешь?

— В Индии медицинское образование обходится довольно дорого, да и услуги врачей там оплачиваются очень хорошо. Много работаешь – много и получаешь. В большинстве своем и пациенты в Индии чаще предпочитают частные клиники государственным. Мечтаю о своей нейрохирургической клинике, и быть ведущим нейрохирургом хотя бы штата. Но конечно и о семье, о спутнице, которая во всем будет меня поддерживать.

В принципе об иностранном студенте мы представление имеем. А что насчет различий между девушками?

— О, девушки… Русские девушки состоятельны, самобытны… Они взрослее, чем наши. Индийские девушки более традиционны. Наши девушки постоянно в контакте с родителями и общаются только в своем кругу. Они боязливы, привязаны к семье больше, чем парень, и ни на что не променяют свою семью, родителей. Поэтому парню из Индии здесь учиться проще. Парни менее зависимы от родителей. Чтобы понять, о чём я говорю, простой пример из школьной поры: родители провожали меня на остановку, даже когда я был в старших классах! Приезжая сюда, мы этот контроль в какой-то степени теряем, развеиваемся, общаясь с местными. А у девочек эта забота сохраняется до сих пор, потому они более стеснительные, боязливые. Кстати, любопытная деталь: дагестанские девушки тоже такие.

А как тебе дагестанская кухня?

— Всё очень вкусно, правда, нам не хватают специи, пряности, мы их привозим из дома. У нас всё острое, с непривычки, можно прослезиться.

Попрощавшись, мы с Мохаммадом договорились, после пандемии собраться вместе, закупить продуктов и он нас угостит индийским пловом.

Беседовал Рашид Рашидов