Преподавание культуры и традиций Дагестана в школах

В указе Президента России Владимира Путина от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» пункт 5а, абзац 2 сказано: Правительству при разработке национального проекта в сфере образования необходимо обеспечить: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Пункт 12. при разработке национальной программы в сфере культуры обратить особое внимание на необходимость: укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.

При очевидной важности и неукоснительности выполнения указа Президента Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» трудно понять отношение образовательных структур, рекомендующих изучение предмета «Культура и традиции народов Дагестана» по усмотрению руководителей школ, по желанию родителей и учащихся.

В условиях цивилизованного развития мирового сообщества, у разумно мыслящего человека не может вызвать сомнение то, что сохранение и обеспечение духовно-нравственного облика людей, требует достойной оценки, бережного отношения, умения сохранить и передавать подрастающему поколению материальных и духовных ценностей, веками сконцентрированных в историко-культурном наследии каждого конкретного народа. Об этом в последние годы неустанно напоминают озабоченные состоянием духовной деформации современного общества зарубежные, российские, в том числе и дагестанские ученые историки, культурологи, этнографы, деятели науки, культуры, литературы, общественные деятели и т.д. О необходимости цивилизованного сохранения, изучения и преемственности культурных ценностей говорят законодательные акты как федерального, так и регионального уровня, различные программно-инструктивные документы, распоряжения и методические указания последних десятилетий. Так, например, непосредственное отношение к возрождению, сохранению и преумножению материальной и духовной культуры в республике имеют законы Республики Дагестан «О культуре», «О личной и общественной нравственности», «О свободе вероисповедания» и т.д. Все они, наряду с другими не менее важными задачами, нацеливают структуры образования на необходимость максимальной оптимизации культурологического образования учащихся и молодежи на всех уровнях обучения и воспитания.

Прошедший 28 летний период изучения в школах республики общеобразовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана» позволяет сегодня говорить как о положительных результатах, достигнутых в культурологическом образовании учащихся, так и о проблемах, негативно отразившихся на глубоком и всестороннем усвоении учащимися воспитательного потенциала духовной и материальной культуры народов Дагестана. «Культура и традиции народов Дагестана», как первоначально предусматривалась программно-инструктивными документами Министерства образования и науки Республики Дагестан, следовало изучать как обязательный региональный предмет в 4,8,9,10,11 классах всех без исключения школ, лицеев, гимназий Дагестана.

Однако, основная проблема возникла тогда, когда в некоторых общеобразовательных учебных заведениях, на определенном этапе изучения, предмет был воспринят не как обязательный, а как рекомендательный, и то из-за недальновидности руководителей школ. А последние свое пассивное отношение к предмету объясняли тем, что в школах отсутствует педагоги-культурологи, недостаточно представлена учебно-методическая литература и т.д. При этом было совершенно очевидно явная не осведомленность подобных руководителей школ в целях и задачах изучения данного предмета, предусматривающих, в условиях деформации ранее стабильной идейно-нравственной базы, прежде всего сохранение ключевой базы человеческой морали — воспитание учащихся на прогрессивных духовных традициях дагестанского сообщества, обеспечение исторической преемственности духовной и материальной культуры, на благо сохранения и укрепления единства и целостности всех народов Дагестана.

Недостаточность восприятия и осмысления учащимися культуры и традиций народов Дагестана было связано и с тем, что в большинстве школ республики преподавание предмета поручалось учителям, не только не имеющим функциональной культурологической подготовки, но и еще не заслужившим соответствующего признания, как авторитетные педагоги, краеведы, общественники, да и не позаботились о создании собственной школьной или районной учебно-методической базы по предмету. Ведь совершенно очевидно, что для многонациональной республики, где представлены 10 городов, более сорока сельских районов, где проживают около 40 народностей, трудно только силами Минобрнауки РД и его институтов сиюминутно создать культурологическую базу, учитывающую реалии каждой местности и каждого народа.

Введение предмета «Культура и традиции народов Дагестана» его программное содержание, скрупулезно отобранное гуманистически настроенными авторами, давало возможность не только создать собственную школьную, районную культурологическую базу, но и системно осмыслить материальные и духовные ценности каждого населенного пункта Дагестана.

Если исходить из тех задач, которые стояли в последние годы и сегодня стоят перед духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения и которые либо не решаются, либо в малой степени решаются другими формами воспитания и образования, можно отметить, что результаты общего культурологического образования в республике сегодня еще крайне малы. Это потому как мы еще недостаточно используем в воспитании учащихся духовно-нравственный потенциал как родного, так и общедагестанского историко-культурного наследия для оптимального решения таких задач, как: духовное и нравственное развитие личности учащихся; сохранение культурно-исторической преемственности и национально-культурной самоидентификации; воспитание семейных основ; обеспечение духовной безопасности человека и общества и особенно подрастающего поколения.

Попытаемся в нашей краткой статье раскрыть хотя бы одну из перечисленных задач. Нетрудно заметить, что сегодня каждый народ и каждое государство, в той или иной степени, формирует определенную систему безопасности своего существования. Большинство угроз – от природных бедствий до техногенных и военных катастроф – носят стихийный и быстродействующий характер.

Однако угрозы, связанные с разрушением духовно-нравственной сферы человека и общества, которые более страшны, нежели бедствия первого порядка, поскольку после них уже невозможно возрождение ни культуры, ни народа. Хорошо известно, насколько серьезно многие народы относились к этому и в древнее время, и в средние века, да и в ХIХ-ХХ веках. В этой связи следует помнить, что еще в ХIХ веке многие педагоги, в том числе гениальный русский педагог Константин Ушинский, доказывали, что духовная наследственность играет гораздо большую роль в развитии человека, чем генетическая.

Теперь зададимся вопросом: в чем главная причина современного кризиса российского и в том числе дагестанского общества, выражающегося в деградации и распаде семьи, семейно-родовых, соседских, бескорыстных межличностных отношений, в миллионах беспризорных детей, высокой преступности и т.д. Мы обязаны осознать реальность катастрофического состояния нашего общества, пораженного духовно-нравственным кризисом, как ни тяжело это сделать, потому что большинство населения никак не понимает этой опасности, а ряд средств массовой информации прямо занят духовным разложением своего народа, и не принимает адекватных мер к преодолению существующего кризиса.

Одним из важнейших путей преодоления этой катастрофы должно стать духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, возвращение к традиционной культуре своего народа.

Именно эта установка и стала определяющим мотивом всей нашей многолетней работы по скрупулезному отбору и методически обоснованному освещению в учебниках программного содержания по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» для 4,8,9,10,11 классов, направленной на духовно-нравственное воспитание учащихся дагестанских общеобразовательных школ. Если коротко подвести итоги той работы, которая была нами проделана, то мы можем сказать не только о расширении интереса учащихся, родителей и учителей к материальным и духовным ценностям дагестанской многонациональной культуры, но и то, что самое главное, наши программы и учебники принесли свои, пусть малые, но положительные результаты. Дети, изучающие культуру и традиции народов Дагестана, заметно изменяются в лучшую сторону. Об этом свидетельствуют наши личные встречи, отзывы учителей и родителей. И очень важны в этой связи анкетные данные. Несколько лет подряд мы проводили широкое анкетирование руководителей районных управлений образования, директоров школ, учителей предмета «Культура и традиции народов Дагестана», учеников и родителей.

Проанализируем только ответы родителей и детей. Замечу, что наш материал обработан количественно, но он еще ждет своего качественного анализа. Например, ответы детей, изучающих «КТНД» в 4 и 8 классах, существенно отличаются от ответов детей, не изучающих этот предмет. На вопрос: беседуете ли вы с родителями о том, что узнали на уроках «КТНД», 55 % учеников ответили – да. Но при этом практически все дети младших классов обсуждают с родителями то, что они узнали на уроках, а большинство старшеклассников – нет. Еще больше материала для размышлений дают нам конкретные ответы детей. Но даже количественные данные значимы для размышления и действия.

Так, например, на вопрос, считаете ли Вы нужным изучение «КТНД» для вашего ребенка, 93 % родители ответили: да, 5,6 % — нет, 1,4 %,- не знаю.

А на второй вопрос: сколько лет должно продолжаться изучение предмета «Культура и традиции народов Дагестана» получены такие результаты: 1 год – 9,74 %, 2 года – 9,4 %, постоянно – 78,18 %, следовательно, это еще одно подтверждение достоверности полученных результатов.

Третий вопрос: обсуждаете ли Вы с ребенком уроки по предмету «Культура и традиции народов Дагестана»?

Да – 59 %, нет – 18 %, иногда – 20 %.

  1. Устраивают ли Вас формы изучения предмета «Культура и традиции народов Дагестана»?

Да – 83 %, нет – 7 %, не знаю – 3 %, более или менее – 2 %, нет ответа – 3 %.

  1. Чему научился Ваш ребенок на уроках по предмету «Культура и традиции народов Дагестана»?

Любви к своему краю и Родине – 4 %, любви к родным и близким – 11 %, соблюдению добрых человеческих отношений – 17 %, уважению прогрессивных народных традиций – 19 %, ничему – 8 %, многому – 19 %, не знаю– 2 %, нет ответа – 9 %.

  1. Изменилось ли что-то в Вашем ребенке?

Да – 70 %, нет – 15 %, не знаю– 6 %, нет ответа – 14 %.

  1. Как сказываются уроки по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» на Вашем ребенке?

Положительно – 81 %, никак – 6 %, отрицательно – 0,72 %, не знаю – 0,34 %, нет ответа – 10 %.

  1. Ваши предложения по организации уроков по предмету «Культура и традиции народов Дагестана»?

Улучшить качество обучения – 9 %, обеспечить литературой – 8 %, улучшить формы обучения – 8 %, другие предложения – 26 %, продолжить изучение – 9,43 %, не ответа – 31 %.

Результаты анкетирования учеников.

  1. Сколько лет Вы изучаете предмет «Культура и традиции народов Дагестана»?

1 год – 60 %, 2 года – 23 %, 3 года – 11 %, 4 года – 3 %.

  1. Сколько на ваш взгляд должно продолжаться изучение «КТНД»?

1 год – 15 %, 2 года – 14 %, постоянно – 70 %.

  1. В какой форме Вам нравится изучать «КТНД»?

Беседы – 33 %, чтение вслух – 9 %, экскурсии – 33 %, беседы-экскурсии-чтение вслух – 24 %.

  1. Что дает Вам знакомство с «КТНД»?

Веру в доброту и человечность – 24 %, любовь к Родине – 3 %, знание истории и культуры – 30 %, знание традиций и обычаев – 8 %, другое – 21 %, многое – 3 %, нет ответа – 4 %.

  1. Чему Вы научились на уроках «КТНД»?

Добрым межличностным отношениям – 15 %, родной истории и культуре – 12 %, любви к людям – 25 %, другое – 28 %, ничему – 3 %, многому – 3 %, нет ответа – 2 %.

  1. Беседуете ли Вы с родителями о том, что узнали на уроках «КТНД»?

Да – 55,76 %, нет – 21,88 %, иногда – 21,99 %, нет ответа – 1 %.

  1. Как родители относятся к Вашим занятиям по предмету «Культура и традиции народов Дагестана»?

Положительно – 78 %, нейтрально – 13 %, отрицательно – 3 %, нет ответа – 5 %.

  1. Беседуете ли Вы с друзьями о том, что Вы узнали на уроках «КТНД»?

Да – 43 %, нет – 37 %, иногда – 18 %, нет ответа – 3 %.

Итак, результаты анкетирования однозначно говорят в пользу предмета «Культура и традиции народов Дагестана»?

И поэтому задача образовательных учреждений и общеобразовательных учебных заведений, сделать все, чтобы этот курс в систематическом виде изучался во всех классах, как и было предусмотрено в учебных планах ранее.

Резюмируя вышеизложенное, попытаемся сформулировать основополагающие направления деятельности, на наш взгляд, целесообразные для возрождения роли и значимости культуры и традиций народов Дагестана в общеобразовательном процессе дагестанской многонациональной школы:

Первое – создать методологическую основу предмета. Опыт цивилизованных стран, исследования виднейших культурологов подсказывают, что народная культура является единственно вер­ным, консолидирующим фактором здоровых отношений (межличностных, межнациональных, международных), фактором, опреде­ляющим разумные духовные и материальные потребности человека и общества. Отсюда, методологической основой изучения предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в школе должны стать не случайные хаотичные идеи и националистические взгляды некоторых корыстолюбивых деятелей, а педагогически подкрепленные культурологические учения, построенные на здравом мышлении ученых-культурологов, педагогов и сокровенные идеи бессмертных классиков отечественной и зарубежной педагогики.

Второе – подготовка учителей «КТНД». Современная дагестанская общеобразовательная школа нуждается в функционально грамотных учителях-культурологах. Достойно обучаясь и всесторонне просвещаясь, в современных условиях нравственной деформации части общества, только они могли бы прийти на замену настоящим народным учителям — именитым дагестанским мыслителям и просветителям, смогли бы стать духовной опорой дагестанского многонационального общества. Для этого требуется согласованные решения Минобрнауки РД, ДГУ и ДГПУ.

Третье – обеспечение учебниками. Объектом серьезного внимания при отборе материала для программ и учебников культуры и традиций народов Дагестана должны стать ключевые источники культурно-исторического наследия дагестанских народов, национальные культурологические идеи, традиции и обычаи, получившие высокое признание в трудах дагестанских, русских и зарубежных культурологов, этнографов, историков, языковедов, писателей и педагогов.

Содержание учебного материала в равной мере должно освещать общественно значимые морально-этические нормы дагестанских народов, не допуская элементов национально-культурной исключительности, что явно игнорировано в некоторых действующих учебниках по культуре.

Четвертое – это создание районных, городских и республиканских общественных советов по развитию родной и дагестанской национальной культуры, которые взяли бы на себя решение организационных, и прежде всего материальных задач преподавания «КТНД».

Пятое – систематическая научно-методическая работа учителей предмета «Культура и традиции народов Дагестана», включающая и формы повышения квалификации.

Шестое — нужно не только поддержать школы, которые в той или иной мере выстраивают свою деятельность на ценностях традиционной культуры, но и делать так, чтобы все без исключения школы стремились к этой работе.

Седьмое – взаимодействие учителей предмета «Культура и традиции народов Дагестана» с деятелями культуры, науки, просвещения, старейшинами, духовенством республики, которые в большинстве своем готовы оказать и школам и учителям соответствующую помощь в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения. Опыт показывает: там, где деятели культуры, науки и просвещения, старейшины и духовенство оказывает помощь школе, дела идут значительно лучше.

Таким образом, мы можем успешно решить задачу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, если у нас будет большое желание и твердая воля по-настоящему заниматься ее решением.

Сегодня, в невероятно труднейших условиях становления нового российского государства, только культура способна обеспечить устойчивость социальных, нравственных, психологических характеристик страны и общества. Приобщение к родной и отечественной культуре всех граждан страны — одна из главных функций демократического государства. Обеспечивать дальнейшее развитие культуры на основе преемственности многонациональной российской культуры, лучших ее образцов – ключевая задача педагогической науки и образовательной практики.

Поэтому для «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», как и сказано в вышеназванном указе Президента Владимира Путина, сегодня крайне важно принять принципиальное решение о том, чтобы в соответствии с нашими авторскими общеобразовательными программами и учебниками, утвержденными Минобрнаукой РД, незамедлительно вернуть предмет «Культура и традиции народов Дагестана» в учебные планы 4,8,9,10,11 классов как сельских, так и городских школ, лицеев и гимназий республики. Если мы это не сделаем сегодня, то завтра будет очень поздно.

Шайдабег Мирзоев,

Почетный работник высшего профессионального образования России,заслуженный деятель науки Дагестана, профессор