Трогательная судьба Анны Коль

«Во имя жизни на земле»
Из материалов поэта и журналиста Яхи Апачевны Завуровой

Моя подруга Анна Коль. Да, да Анна Коль, я не ошиблась! Вы удив­ляетесь столь необычному для на­ших краев имени?! Спросите – кто она? Она скромная, прекрасная женщина, с добрым сердцем, нем­ка. Очень теплый человек, живёт вместе с нами в Бабаюртовском районе Дагестана. Как она оказа­лась здесь? История уходит кор­нями в далёкое прошлое нашей страны, во времена правления Ека­терины Великой (1762 – 1796гг.), когда императрица пригласила в Россию тысячу семей из Германии. Тогда был издан Манифест о даро­ванных правах, льготах, привиле­гиях, о выборе места проживания, о свободе вероисповедания для переселенцев. Многие немцы по­тянулись за новым счастьем, по­кинули Германию и поселились на просторах России, обретя новую родину. В Дагестане они появились в конце ХIХ века, образовав в 1900 году в Кизлярском округе, село Ро­мановка (Люксембург). Все годы они бережно хранили свои тради­ции, обряды, религию, язык и пере­давали последующим поколениям. Занимались они в основном зем­леделием, сеяли пшеницу, овес, ячмень, кукурузу, собирали боль­шие урожаи. Немецкие поселенцы образовали село разбили улицы, построили церковь, школу, урожай продавался и распределялся меж­ду членами общины, а часть прибы­ли использовали для общих нужд, вели строительство общественных зданий и хозяйственных построек.

Революция 1917 года, граждан­ская война вихрем прошлись по судьбам дагестанских немцев.

Правительство Дагестана в 1920 годах создало все возможные на тот период условия для установле­ния порядка. Был организован кол­хоз, возрождалось крепло и село. Построили конюшни, заложили фруктовые сады, выращивали хло­пок, хозяйство стало передовым, все стали жить хорошо. Но вновь наступили грозные дни для совет­ского народа, началась Великая Отечественная война.

Все изменилось в один миг.

27 октября 1941 года все жите­ли – немцы села Романовка были принудительно сосланы в Сибирь и в Казахстан. Страшные страницы той войны, которую писали своей кровью немцы – переселенцы, счи­тавшие себя советским народом, в один миг стали врагами и угрозой. Все были выселены из своих жи­лищ, бросив нажитое имущество покидали родные края в товарных вагонах, разлученные с любимым домом, земляками, уходили в неиз­вестность, погибали в пути.

Так маленькая 13 летняя девочка Клара Карловна Шварц, со своей матерью была сослана из Рома­новки, и оказалась в Казахстанских степях. Война, холод, голод.

Стали формироваться так назы­ваемые трудовые армии. В числе одной из них Клара Карловна (мать Анны) не жалея себя трудилась во славу нашей Родины, победы в городе Караганде. Победу в 1945 встретили там же. Хоть и тяжелое было время, а годы пролетели бы­стро и 13 летняя девочка повзрос­лела. В 17 лет вышла замуж за Ге­оргия Коль, у которого была схожая история, только он родился и жил в Ставропольском крае, так же ре­прессированный потомок немецких переселенцев. Пережили не только тяжкий труд, голод, лишения, но и ненавистное отношение к себе, к своей нации. Ожесточенные люди готовы были к убийству, лишь по­тому что они немцы. Всё пережили, всё одолели, всех простили, в этом им помог Бог.

– Моя мама, говорит, Анна, без­звучными губами шептала молитву, что бы никто не услышал, я запом­нила её. В то время было опасно молиться. До сих пор, я тоже шепчу эту молитву в самые тяжелые и в самые радостные дни, это молитва со мной. В марте 1946 года был за­ключён брак моих родителей, Геор­гия и Клары Коль, которые прожили в любви и в согласии многие годы. Родили шестерых детей, одного сына и пятерых дочерей. Казахская земля стала им второй Родиной.

Я в 1973 году, в июне приехала в гости к тётушке в Дагестан и оста­лась здесь. Вышла замуж, роди­лась дочь Нелли, она тоже заму­жем, пошли внуки, очень уважаю и ценю зятя своего Вольфа Йоганеса. В 1974 году поступила на работу в военный комиссариат Бабаюртов­ского района. Коллектив военкома­та во главе с Ибрагимовым Султан – Магомедом тепло встретил, принял по – свойски. К работе относилась серьёзно, была награждена меда­лью 200 лет Министерству оборо­ны, имею почетные грамоты от ко­миссариата Республики Дагестана, от военкома района, неоднократно помещали на «Доску Почета». Са­мая приятная и любимая награда – это «Победитель социалистическо­го соревнования 1977 года». Вручал её военный комиссар Республики Дагестан генерал – майор Халилов. Вот уже 40 лет как я посвятила себя служению Родине, любимой рабо­те. Многое пережили люди моего поколения. Часто, очень часто, моя память возвращает меня в те тя­желые, тревожные времена, когда родители были молоды, счастливы.

Остались тёплые воспоминания, рассказы об их жизни, любившие эту Родину, поднимавшие её из по­слевоенных руин своим каждоднев­ным трудом, со слезами, с улыбка­ми. Анна неспешно продолжила свой рассказ о семье. Меня очень сильно тронул её рассказ о родите­лях, в каждом её слове чувствова­лась безграничная любовь, горькая тоска разлучённой дочери. При­ехав в Бабаюрт Анна осталась жить тут навсегда. Встретила хорошего парня, влюбилась, вышла замуж, а мать, отец, сестрёнки в то время оставались в Караганде.

Родители каждый год приезжали в Дагестан, в Бабаюрт навещать дочь, родню, друзей. Какими ра­достными были эти встречи, все соседи засиживались допоздна.

– Папа уважал кавказский на­род, его гостеприимство и конечно очень любил «Лезгинку». При звуках барабана и гармони его так тянуло в круг! Во время танца у него вздра­гивала каждая жилка, – восторжен­но вспоминала Анна.

Отца очень радовало уважение народа, соседей к его дочери.

– Последние 40 лет папа работал в СПТУ – 89, в Ново – Александров­ке, в Казахстане. Заслужил уваже­ние, не только в своем коллективе, но и у местного населения, в рай­оне, в Целиноградской области. Папа был любитель – рыбак, охот­ник. Его порядочность, знания рас­полагали к себе любого человека. К нему всегда приезжали уважаемые люди района, для всех находилось время, доброе слово. СПТУ – 89 владело подсобным хозяйством, имелись лошади, крупный рогатый скот, свиньи, овцы. Участки где вы­ращивали овощи, бахчевые куль­туры, пшеничные поля с которых снимали большие урожаи и всем этим управлял мой отец! – с гор­достью говорит Анна. В 2008 году папа отпраздновал в июне 80-ле­тие, а в конце сентября его не ста­ло. Смерть папы была для нас боль­шим ударом. Папу очень любили не только близкие, родственники, но и друзья во многих районах Казах­стана, — вздыхает Анна.

– Мне очень дорога мать моего зятя Блейх Эльза Богдановна, рас­сказывает Анна. Она тоже житель Романовки(Люксембург), 18 лет­ней девушкой она оказалась в той жуткой ситуации, репрессирован­ной, которая все то время спасала младшую сестру от голода. Эльза с сестрой попали в город Соликамск, на Урале. Валили лес, хрупкие, лег­ко одетые, каждый день они вели свою войну с голодом, холодом. На деревьях оставались не собранные, замерзшие фрукты. Мёрзлые ябло­ки это было всё что можно было съесть… Что переживало Эльзино сердечко, когда её неоднократно жестоко избивали, для неё это был унизительный стыд вперемешку с голодом, и ответственностью за жизнь маленького, родного чело­века, когда вокруг столько смертей, когда погибла вся семья, остались вдвоём с сестрёнкой?! Ненависть к немцам в то время была слишком велика.

После войны жизнь Эльзы скла­дывалась как у многих, вышла за­муж, родила семерых детей.

Эльза Богдановна живёт в Люк­сембурге. Эта женщина заслужи­ла жизнь, уважение, внимание. Она пережила многие трудности, оскорбления, унижения, но её ни­что не сломило, она хранит свою культуру, язык, веру, уважает народ и религию, обычаи тех, с кем живет рядом, в одном селе.

Вот такая незатейливая судьба нашей современницы, коллеги, соседки, подруги, как они жили. Рассказывают, что двери было не принято запирать, если и запирали ключ был у порога, под половицей. Те кто продавал молоко отставляли у калитки, на скамеечке, там же и деньги клали. Никто не смел у кого либо что своровать, нельзя было чужое брать!

У Анны здесь, в Бабаюрте дом, работа, семья, дочь, внуки. Она на­всегда наша, может даже немного кумычка, так же любит песни, мо­литвы.

Живём, не часто задумываемся кто рядом с нами? О чем люди ду­мают, что пережили. Делимся по вероисповеданию и национально­сти, забывая, что мы все дети БОГа. Счастья тебе и родным Анна! Они заслужили все это. Пусть мы мо­лимся и разговариваем по разному – земля одна, небо – одно, Родина одна!

2012г.