«Во имя жизни на земле»
Из материалов поэта и журналиста Яхи Апачевны Завуровой
Талантливые, одаренные люди самое настоящее богатство страны, они двигатели прогресса, идейные вдохновители цивилизации, ведь любовь и уважение народа завоевывается ими всегда упорным трудом.
Я очень горжусь тем, что мой Дагестан богат талантливыми людьми, учёными, писателями, композиторами, народными умельцами. В этой плеяде немалое место занимают и наши замечательные артисты- танцоры.
Недавно мне удалось познакомиться и подружиться с одной очень интересной и дружной семьёй, добрыми и порядочными людьми. Их знают не только в Дагестане и России, но и за рубежом. Я говорю о солистах Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка», заслуженных артистах Дагестана, дипломантах Всесоюзного конкурса артистов эстрады Гаджи и Патимат Гаджиевых.
Они начали свой творческий путь ещё со школьной скамьи, с пятого класса. Вспоминая свои детские годы, Гаджи с восторгом рассказывает о школе, сверстниках, учителях. Именно здесь его заметил известный педагог – балетмейстер, композитор, заслуженный работник культуры Бамматхан Адилханов, который на каждой репетиции всё больше убеждался, что Гаджи талантливый, от природы, способный мальчишка, рождённый для танца.
В тот период при консервном заводе города Буйнакска был большой зал, куда приходили учиться дети со всех школ города. Когда Гаджи выходил в круг, его стройное тело вытягивалось в струночку, и он нёсся по кругу будто летел, парил на сцене, словно орёл, раскинув руки, высоко подняв голову, с залихватски выправленной грудью. Под музыку танцев у Гаджи родилась первая и последняя любовь. Он сразу влюбился в прекрасную, лучезарную, неповторимую Патимат, девочку будто созданную из музыки. Руководитель ансамбля Агай Ибадуллаев высоко оценил талант Патимат: она прекрасно танцевала и была принята в тот же ансамбль где был Гаджи. Так стали они танцевать вместе в одном коллективе, затем в паре, в итоге став солистами ансамбля. На момент поступления в «Лезгинку» Гаджи и Патимат были совсем ещё юными. Позже, была сыграна свадьба этих молодых солистов ансамбля. К сожалению сценическая, творческая жизнь Патимат продлилась недолго. Она как любящая женщина пожертвовала танцами выбрав семью, дом, уют. Она подарила своему Гаджи двух прекрасных джигитов Джанбулата и Керима. Но её сердце, конечно же тяжело прощалось со сценой, быт забирал время, теперь она ухаживала за больной матерью, занималась детьми и гнала свои мысли о танцах.
– Один из нас должен был пожертвовать творчеством ради детей, семейного очага – говорит с грустью Патимат.
–Решила мой муж талантливее, он рождён для искусства, освободила его от домашних забот.
Лишь Патимат и её подушка знают с какой болью она расставалась со сценой, с миром танца, к которому привыкла, сжилась, как ныло её сердце, как тосковала она по ансамблю! Ведь она начинала танцевать совсем маленькой девочкой, жила танцами, музыкой, сценой. Вдруг изменить жизнь, принять такое сложное решение – стать домохозяйкой… Легко ли это?! Патимат воистину мужественный человек, всю свою мечту, любовь сложила к ногам мужа и семьи.
Дорогая Патимат, пусть твои способности, талант не были реализованы в полной мере но ты совершила великое дело во имя жизни на земле; вырастила двух сыновей, а материнство – высший дар для женщины. Счастье – короткое слово, но очень ёмкое, желаю вам здоровья, будьте всегда в окружении детей, родных, дорогих сердцу людей.
– Когда Патимат выходила в круг, – вспоминает Гаджи, словно лебедь, нежно раскинув руки, кружась, плыла в танце, гордо вскинув подбородок! Все восхищались её красотой, нежностью, грациозностью. Звонкий ритм барабана, быстрые переливы гармони, весёлые звуки зурны – это всё звуки нашей молодости, нашей любви.
Было много гастролей по Дагестану и России, зарубежным странам, мы побывали в Югославии, Голландии, Италии, Франции, Болгарии. Три месяца с гастролями провели в Америке. Гаджи солировал почти во всех номерах, «Унцукульцы», «Горский танец», «Дагестанские народные игры», «Русская пляска» и в каждом номере демонстрировал характер, образ, имел свой почерк. Гаджи исполнял сложнейшие трюки очень легко, будто летал. Художественный руководитель «Лезгинки» Танхо Израилов говорил, что в танце, в воздухе никто не умел делать тройной «Тулуп», гимнастический элемент, кроме Гаджи и никто не смог повторить этот трюк.
Всемирный фестиваль в Болгарии, Гаджи выступал солистом акробатических, характерных танцев. Выступление с саблями, с барабанами привели публику в восторг. Гаджи Гаджиев выступал в Софии с известным ансамблем Бахор, так же он участвовал с грузинским эстрадным коллективом «Арэра» по приглашению во время фестивалей. Трудно перечислить все его выступления, конкурсы, весь мир ему рукоплескал! В зарубежной прессе не раз писалось о танцорах ансамбля, о Гаджи. Они великолепны с начала и до конца концерта. Это танцевальное зрелище бесподобно! Грация, удаль, легкость, стремительность – это лишь скромные заголовки газет. В его жилах вместе с кровью течёт музыка, а сердце – барабан». Так писали о Гаджи в прессе разных стран.
Сегодня Гаджи не сидит сложа руки, он занят делом. Любимым делом. Он воспитывает и учит новое поколение танцоров, занят поиском одарённых детей. Он – педагог, хореограф, руководитель национальных танцев при центре образования «Академия детства». Своим творчеством ярко пропагандирует самобытное танцевальное искусство народов Дагестана.
Гаджиев Гаджи объехал весь мир, но самые незабываемые минуты у него были, когда он со своей Патимат стояли рядом на сцене и им аплодировал весь зал. Какое счастье лицезреть свой успех, быть реализованным, отдать миру свой талант и мастерство!
2012г.