Я горжусь

«Во имя жизни на земле»

Из материалов поэта и журналиста Яхи Апачевны Завуровой

Талантливые, одаренные люди са­мое настоящее богатство страны, они двигатели прогресса, идейные вдох­новители цивилизации, ведь любовь и уважение народа завоевывается ими всегда упорным трудом.

Я очень горжусь тем, что мой Дагестан богат талантливыми людьми, учёными, писателями, композиторами, народными умельцами. В этой плеяде немалое место занимают и наши замечательные артисты- танцоры.

Недавно мне удалось познакомиться и подружиться с одной очень интересной и дружной семьёй, добрыми и порядочными людьми. Их знают не только в Дагестане и России, но и за рубежом. Я говорю о со­листах Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка», заслуженных артистах Дагеста­на, дипломантах Всесоюзного конкурса ар­тистов эстрады Гаджи и Патимат Гаджиевых.

Они начали свой творческий путь ещё со школьной скамьи, с пятого класса. Вспо­миная свои детские годы, Гаджи с востор­гом рассказывает о школе, сверстниках, учителях. Именно здесь его заметил из­вестный педагог – балетмейстер, компо­зитор, заслуженный работник культуры Бамматхан Адилханов, который на каждой репетиции всё больше убеждался, что Гад­жи талантливый, от природы, способный мальчишка, рождённый для танца.

В тот период при консервном заводе го­рода Буйнакска был большой зал, куда при­ходили учиться дети со всех школ города. Когда Гаджи выходил в круг, его стройное тело вытягивалось в струночку, и он нёсся по кругу будто летел, парил на сцене, слов­но орёл, раскинув руки, высоко подняв го­лову, с залихватски выправленной грудью. Под музыку танцев у Гаджи родилась пер­вая и последняя любовь. Он сразу влюбил­ся в прекрасную, лучезарную, неповтори­мую Патимат, девочку будто созданную из музыки. Руководитель ансамбля Агай Иба­дуллаев высоко оценил талант Патимат: она прекрасно танцевала и была принята в тот же ансамбль где был Гаджи. Так ста­ли они танцевать вместе в одном коллек­тиве, затем в паре, в итоге став солистами ансамбля. На момент поступления в «Лез­гинку» Гаджи и Патимат были совсем ещё юными. Позже, была сыграна свадьба этих молодых солистов ансамбля. К сожалению сценическая, творческая жизнь Патимат продлилась недолго. Она как любящая женщина пожертвовала танцами выбрав семью, дом, уют. Она подарила своему Гад­жи двух прекрасных джигитов Джанбулата и Керима. Но её сердце, конечно же тяжело прощалось со сценой, быт забирал время, теперь она ухаживала за больной матерью, занималась детьми и гнала свои мысли о танцах.

– Один из нас должен был пожертвовать творчеством ради детей, семейного очага – говорит с грустью Патимат.

–Решила мой муж талантливее, он рож­дён для искусства, освободила его от до­машних забот.

Лишь Патимат и её подушка знают с ка­кой болью она расставалась со сценой, с миром танца, к которому привыкла, сжи­лась, как ныло её сердце, как тосковала она по ансамблю! Ведь она начинала тан­цевать совсем маленькой девочкой, жила танцами, музыкой, сценой. Вдруг изме­нить жизнь, принять такое сложное реше­ние – стать домохозяйкой… Легко ли это?! Патимат воистину мужественный человек, всю свою мечту, любовь сложила к ногам мужа и семьи.

Дорогая Патимат, пусть твои способности, талант не были реализованы в полной мере но ты совершила великое дело во имя жизни на земле; вырастила двух сыновей, а мате­ринство – высший дар для женщины. Счастье – короткое слово, но очень ёмкое, желаю вам здоровья, будьте всегда в окружении детей, родных, дорогих сердцу людей.

– Когда Патимат выходила в круг, – вспо­минает Гаджи, словно лебедь, нежно рас­кинув руки, кружась, плыла в танце, гордо вскинув подбородок! Все восхищались её красотой, нежностью, грациозностью. Звонкий ритм барабана, быстрые перели­вы гармони, весёлые звуки зурны – это всё звуки нашей молодости, нашей любви.

Было много гастролей по Дагестану и России, зарубежным странам, мы побы­вали в Югославии, Голландии, Италии, Франции, Болгарии. Три месяца с гастро­лями провели в Америке. Гаджи солиро­вал почти во всех номерах, «Унцукульцы», «Горский танец», «Дагестанские народные игры», «Русская пляска» и в каждом номе­ре демонстрировал характер, образ, имел свой почерк. Гаджи исполнял сложнейшие трюки очень легко, будто летал. Художе­ственный руководитель «Лезгинки» Танхо Израилов говорил, что в танце, в возду­хе никто не умел делать тройной «Тулуп», гимнастический элемент, кроме Гаджи и никто не смог повторить этот трюк.

Всемирный фестиваль в Болгарии, Гад­жи выступал солистом акробатических, характерных танцев. Выступление с са­блями, с барабанами привели публику в восторг. Гаджи Гаджиев выступал в Софии с известным ансамблем Бахор, так же он участвовал с грузинским эстрадным кол­лективом «Арэра» по приглашению во время фестивалей. Трудно перечислить все его выступления, конкурсы, весь мир ему рукоплескал! В зарубежной прессе не раз писалось о танцорах ансамбля, о Гад­жи. Они великолепны с начала и до конца концерта. Это танцевальное зрелище бес­подобно! Грация, удаль, легкость, стреми­тельность – это лишь скромные заголовки газет. В его жилах вместе с кровью течёт музыка, а сердце – барабан». Так писали о Гаджи в прессе разных стран.

Сегодня Гаджи не сидит сложа руки, он занят делом. Любимым делом. Он воспи­тывает и учит новое поколение танцоров, занят поиском одарённых детей. Он – пе­дагог, хореограф, руководитель нацио­нальных танцев при центре образования «Академия детства». Своим творчеством ярко пропагандирует самобытное танце­вальное искусство народов Дагестана.

Гаджиев Гаджи объехал весь мир, но са­мые незабываемые минуты у него были, когда он со своей Патимат стояли рядом на сцене и им аплодировал весь зал. Ка­кое счастье лицезреть свой успех, быть реализованным, отдать миру свой талант и мастерство!

2012г.