Наше досье: Мурзаев Камиль Пашаевич — один из зачинателей борьбы каратэ в Дагестане. Мастер спорта России по этому виду спорта. Входил в состав первой сборной команды РСФСР по каратэ в 1980 году. В том же году в Калининграде стал чемпионом РСФСР в весовой категории 65 кг. Талантливый спортсмен, неоднократный победитель различных соревнований республиканского и всесоюзного уровня. Известный тренер страны воспитал десятки чемпионов. Основатель спортклуба по изучению и развитию восточных единоборств «Арена». Ветеран боевых искусств внес ощутимый вклад в становление и развитие каратэ в нашей республике.
Камиль Пашаевич, Вы 30 января 1993 года в газете «Северный Кавказ» заявили об открытии новой системы в области боевых искусств. Расскажите, как это начиналось? К чему Вы пришли? Почему с тех пор нет никакой информации о таком важном открытии мирового значения? С чем связанно Ваше 27-летнее молчание? Может эта система потеряло свою актуальность?
Начиналось это так. В 80-х годах прошлого века в стране много людей занимались восточными единоборствами, тайком от властей. Эти виды боевых искусств запрещались в то время в Советском Союзе. Руководство СССР решило упорядочить, поставить на официальный путь стихийно развившиеся виды единоборств. Из всех областей, краев и республик собрали тренеров в Москве. Представитель из ЦК КПСС поставил перед нами задачу следующего содержания. «Государства и народы в своём развитии постоянно обмениваются между собой материальными, духовными ценностями. Однако в процессе этого обмена может происходить воздействие одного государства на другое путем подмены традиционных ценностей. Это может расшатать, разрушить основы государственного строя. Сегодня данный обмен многократно возрос в связи с массово поступающими к нам разнообразными боевыми искусствами из разных стран, что повышает риск подмены ценностей. Поэтому нам необходимо срочно создать свою советскую систему боевого искусства, отвечающей менталитету советского человека».
Действительно риск был большой. Приведу пример. В далёкие времена китайцы придумали чай. Посредством церемонии чаепития они распространили его и сферу влияния своей культуры, мировоззрение на огромные территории, почти на полмира. А то влияние, которое можно было оказать посредством таких серьёзных, сильных, боевых искусств, и представить было трудно.
На разработку новой советской системы дали пять лет, которые прошли быстро. Но ничего не было создано. И государство среагировало жёстко– наложило запрет на восточные единоборства. Увидев это, я закрыл свою школу и уехал за пределы Дагестана. Однако поиски новой системы боевого искусства я продолжил. За девять лет было накоплено знание, дающее достаточное основание сказать: «Создана новая система боевого искусства». Об этом я заявил в 1993 году.
Молчание моё связано с тем, что открытие совпало со сложнейшим периодом истории нашей страны. СССР прекратил своё существование. Вместо него возникло другое государство под названием Россия. Наступил период его становления, который испытывал большие трудности и потрясения. При всём желании оно не могло уделить должного внимания таким вопросам, как боевые искусства.
Если говорить об актуальности вопроса создания новой системы, то она ничуть не потеряла свое значение и сегодня. Напротив, накал её потребности достиг наивысшей своей точки. Все ищут новую систему во всех видах единоборств. В каратэ, кунг-фу, айкидо, дзюдо, джиу-джитсу, ушу-саньда, тай-боксе, кик-боксе, боксе и т.д. Ищут в нашей республике, стране, в других государствах и континентах. Все хотят иметь свою собственную систему боевого искусства. Освободиться от своей зависимости в этой области от стран, которые держат монополию на данные виды как авторы, навязывая свою волю и нравы.
Чем же является эта, так всем нужная«система»? Это небольшой стройный комплекс физических упражнений, основу которого составляют не более десятка оптимальных форм, позиций и стоек для ведения боя. Они хорошо сочетаются друг с другом. Дают наилучшие возможности человеку в его самореализации, в решении боевых задач. Однако, данная боевая система, только на первый взгляд выглядит легко и просто. Специалисты, непосредственно занимающиеся этим делом, знают, что всё гораздо сложнее. Чуточку, на миллиметры повернёшь ногу, ты уже находишься в другой стойке. Ещё чуть повернёшь, рождается другая стойка. И так до бесконечности. Вторую ногу подключишь – появляются ещё ряд стоек. Начнёшь поднимать, опускать, переставлять ноги – будут рождаться миллионы позиций и стоек. И как выбрать из тысяч позиций именно те нужные, оптимальные стойки, отвечающие требованиям стройной системы искусства боя. А ведь стойки решают всё. Тренеры несут в себе все бесконечные количества позиций и стоек, в надежде извлечь из них ценное и построить систему. Они очень похожи на музыкантов, которые постоянно несут с собой множество звуков, тащат на спине огромный, тяжеленный рояль, в надежде на то, что, когда-нибудь создадут свою систему и музыку.
Но музыканты в этом деле оказались успешнее других, им чаще удаётся радовать мир своими величайшими новыми музыкальными произведениями. Это они объясняют тем, что им периодически открывается вся музыкальная палитра космоса в миниатюре, помещающейся в пределы человеческого сознания, чтобы получилось обхватить все гаммы звуков и извлечь из неё то, что им нужно.
А что должно открываться для людей, занимающихся познанием движений, позиций и стоек? Наверное, вся палитра движений космической природы и Учение, определяющее место и положение человека в этом спектре?
На пути своего развития человечество прошло много цивилизаций и учений, одно из которых занималось именно этими вопросами. Подсознательный мир человека оно считало мини проекцией космоса, в котором складывается информация обо всём, что происходит там. Оно практиковало методы медитации. Считалось, что любая медитация должна служить для людей инструментом внедрения человека в свой подсознательный мир – генную систему для считывания заложенной в ней информации о человеке, мироздании, о жизни в целом.
Для меня это значило, что ещё в далёкой древности люди, проникая в подсознание, получали генетическую информацию не только через науку, но и своим сознанием. Оно снимает таинственные, мистические маски с современных форм медитаций, надетой ей шарлатанами. Разоблачает манипуляцию, искажение понятия медитации и использование по не изначальному её предназначению современным миром.
Древние люди посредством медитации черпали из внутреннего мира человека информацию о прошлом. Сравнивая прошлое с настоящим, вычисляли будущее. Объединяли времена, внутренний духовный мир человека с его внешним физическим. Сложив всё воедино формировали в человеке высококонцентрированную цельную Личность, способную охватить своим сознанием жизнь во вселенском её величии.
Все эти основы и формы учения, устремлённые на познание мира, особенно его принцип «познание мира через познание самого себя» легли в основу созданной мною системы боевого искусства. Не обошлось без трудностей.
Кроме индусских учений, другие аналогичные в мире не практикуют методы медитации. Воспользовавшись этим, индусы совсем решили присвоить себе все достижения ранее существовавших учений. Держать монополию на понятие медитации и на всё, что связано с нею в мире. Туда, куда идут боевые искусства тянутся методы медитации, за ней по пятам идут их учения.
Моя физическая система боя, состоящая из десятка стоек, очень проста по своей форме и содержанию. Как и все великое заключается в простоте вещей.
Но человек устроен так, что не может долго держаться на простых вещах. Склонен к растворению в многообразии жизни. Если не будет удерживающей его силы. Именно в этом качестве выступает учение, идущее вместе с системой искусства боя, оказывая ей внутреннюю опору. Специалисты это называют «внутренний стиль» или внутренней системой боевого искусства. Такую неразрывную их связь история развития боевых искусств объясняет так. В начале было учение, на своём познавательном пути оно вобрало в себя много духовного и иного богатства и ценностей. Так как все это нуждается в защите, была создана система защиты человека, как носителя учения. Система, сложенная из оздоровительных упражнений, должна была защитить человека от немощности, недомоганий и болезней, которые в случае внешней угрозы легко могли превратиться в приёмы самозащиты. Так появились боевые искусства.
В общем из таких больших закулисных баталий вынесена мною и создана система боевого искусства.
Камиль Пашаевич, когда может реализоваться эта ваша система?
Только сейчас начинаю понимать то, что подобная система, которая несет идеи формирования личности, делающая упор на познание генной системы, на принципы наследственности – никак не могла увидеть свет при СССР. Здесь категорически исключались подобные идеи, где прессуя всех в одну безликую массу, подавляя личности и народы, хотели создать из них новую, совершенно непонятную советскую нацию.
Россия несет другие ценности. Она, наверняка, обратит внимание на этот стратегический вопрос о значении боевых искусств прямо направленный на укрепление патриотизма у граждан страны, основ её государственного строя.
Хочется верить, что российское государство окажет необходимую поддержку и помощь в реализации данной системы боевого искусства, облегчит труд своим тренерам, чтобы у них возможности и времени хватало на познание и духовную часть своего дела, и на личную жизнь.
То есть, это дело государства и её политики. Дальше всё зависит от него. А также от местных властей, министерства спорта. От того, как они понимают данную проблему и как преподнесут её высшему руководству страны. Пока этого всего нет.
Поэтому ограничусь лишь только элементами системы, переданными от меня сегодня моим ученикам и тренерам. Некоторые элементы достаточно хорошо помогают их подопечным одержать победы в соревнованиях мирового уровня, по всем вышеупомянутым видам боевых искусств.
Беседовал Гаджи Мирзаев