Выбор за который не стыдно

О басенном творчестве Багаутдина Узунаева

Сразу хочу оговориться, что, указав в ка­честве предмета этой статьи басенное твор­чество Узунаева, я вовсе не собираюсь при­низить ценность его деятельности в других жанрах, в которых проявил себя этот автор. А это поэзия, проза, драматургия, публици­стика, и даже литературоведение! Например, в своих исследованиях «Талант и Гений», «На страданья рожден человек», «Молчите, про­клятые книги!», «Вначале было слово… при­митивное», «Троянский конек французского авангарда», «Там жили поэты…» и других, он поднимается на уровень лучших образцов русской литературно-философской прозы. Эти работы Багаутдина Узунаева еще не по­лучили должной оценки, чему есть как объ­ективные причины (необходимость для этого большого круга знаний, так и субъективные, связанные с этнополитическими установками литературного начальства Страны Гор… Тем не менее, нашлась одна смелая душа, кото­рая написала диссертацию на тему поэзии Узунаева. Я имею в виду работу Инны Алхла­вовой «Творчество Багаутдина Узунаева: жан­ровые и художественно-стилевые аспекты и особенности». Конечно, для такого крупного явления, как Узунаев этого явно недостаточ­но, но, по-видимому, в данном случае дей­ствует принцип, хорошо описанный Сергеем Есениным: «Лицом к лицу – лица не увидать, Большое видится на расстоянии…». Так что поэзия этого автора наверняка еще найдет своих исследователей в будущем. Тем более, что она – в силу достаточно сложного его ми­ровоззрения и, соответственно, вызванных этим художественных средств и приемов, до­вольно сложна для адекватного определения ее важнейших сущностных и литературных свойств и особенностей.

Не изучена и не получила достойной оценки и проза Багаутдина Гаджиевича, хотя он на се­годняшний день является автором несколь­ких крупных художественных полотен: поли­фонического романа-трилогии «Троя неиз­вестных…» (первая книга этого издания уже вышла в свет, вторая завершена и включена в тематический план будущего года Даггиза; третья, как сообщил мне автор, в работе и будет закончена в ближайшее время). В про­шлом году вышла книга рассказов Б. Узунае­ва «Истории жизни и жизнь в Истории», где мы встречаемся с Узунаевым рассказчиком. Кни­га объемная, в двух словах о ней не скажешь. Она состоит из двух частей. В первой видим рассказы реалистические, остросюжетные, местами в традициях натурализма и «чер­ного юмора»… Во второй — сюжеты из даге­станской и мировой истории. Жанр сложный, очень конкурентный. Но Узунаев нашел в нем свою нишу: умение усмотреть детали, мимо которых прошли другие авторы, способность к всестороннему рассмотрению предмета, к тонкому анализу его, делают его расска­зы на исторические сюжеты неповторимо оригинальными. Отмечу также его докумен­тально-аналитическую книгу «Легендарный прокурор…» с подзаголовком «Вся правда о Ботлихской войне». Благодаря мастерскому построению рассказа, яркому стилю и сочно­му русскому языку, книга читается на одном дыхании, обогащая не только в художествен­ном плане, но и в познавательном.

Больше известна публицистика и журнали­стика Багаутдина Узунаева. Книга «Судебные очерки – очерки судеб», где собраны его су­дебные и прочие расследования, стала бест­селлером и, несмотря на сроки давности, чи­тается с большим интересом.

Пожалуй, больше всего Узунаев известен, как журналист, что объясняется, как смелостью и мастерством его пера, так и общим упадком читательского интереса к художественным жанрам, особенно большого формата. Время нынче такое, что хочется получить ответы на множество вопросов, волнующих наше обще­ство. Эту потребность испытал и сам Багаут­дин Гаджиевич, на мой вопрос о том, почему он, талантливый поэт и прозаик, способный создавать долговечный творческий продукт, тратит свои силы на злободневную текучку, на темы-однодневки? «Во-первых, — ответил он мне, — я не перестал заниматься литературным творчеством, оно стало для меня непреодо­лимой потребностью, смыслом моей жизни. Но в тоже время я не могу преодолеть жела­ние понять явления текущей жизни, того, что происходит с нами ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Есть и другая, более глубокая причина. Глядя на ли­тературную среду Дагестана, на ее «столпов» и «корифеев», на то, как они из литературы, в особенности из поэзии, делают себе пьеде­сталы и кормушки для удовлетворения своих честолюбий и физиологических потребно­стей, я испытал огромное разочарование и, кажется, впервые понял значение странных и непонятных для меня до последнего времени строк Александра Блока: «Молчите, проклятые книги!

Я вас не писал никогда…». Это про таких на­писал любимый мной Борис Пастернак:

«Поэзия – самоотдача,

А не шумиха, не успех!

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех…».

Это прозвучит дико, но я только недавно преодолел отвращение к тому, что мы называ­ем литературой, творчеством. А причину этого отвращения объяснил мне все тот же Пастер­нак, написавший в своем стихотворении «Ху­дожник:

«Мне по душе строптивый норов

Артиста в силе: он отвык

От фраз, и прячется от взоров,

И собственных стыдится книг…».

Стыд за свои книги возникает, в том числе и через стыд за чужие: пустые, бездарные, ни­кому не нужные, тешущие только самолюбие автора, не давая ничего ни читателю, ни лите­ратуре в целом…».

Прав ли Узунаев в своих жестких оценках текущей дагестанской литературы — покажет время. А пока я решил восполнить пробел, я бы даже сказал – брешь, образовавшуюся в нашей литературе в связи с молчанием кри­тиков о творчестве Багаутдина Узунаева. Как говорится, шила в мешке не утаишь…

В этой статье я разбираю басенное твор­чество Узунаева, но планирую подготовить и очерки о его творчестве как поэта и прозаика. Думаю, что дагестанская литература станет от этого только богаче и влиятельней. Как и сам наш Дагестан.

Теперь, после этого длинного, но абсолютно необходимого предисловия, я перехожу к соб­ственно анализу басенного творчества Багаут­дина Узунаева.

В Дагестане басня не просто популярный жанр, но, если так можно выразиться, и весь­ма органичный для ментальности местных на­родов. Нравоучительность, назидательность, морализаторство, — в положительном смысле этого слова, тяга к притчевой форме выраже­ния своих представлений о мире — всегда были одной из характерных особенностей восточ­ных народов. И Дагестан в этом смысле не является исключением. Басни писали практи­чески все классики советской дагестанской литературы — и Сулейман Стальский, и Гамзат Цадаса, и Абуталиб Гафуров и многие другие. Можно назвать и имена более близких по вре­мени авторов: это кумык Аткай Аджаматов, лезгин Жамидин Гаджимурадов, аварец Гад­жи Залов и другие. Тем не менее, несмотря на достаточно развитые традиции в использо­вании этого жанра, на хорошее знакомство с ним дагестанских читателей — каждый пример публикации басен, а тем более выхода целой книги басен воспринимается в Дагестане как довольно экзотическое событие. Причина этого объясняется как раз тем, с чего я начал свою статью: искренней любовью дагестан­цев именно к такому, острому, хлесткому и при этом выраженному в аллегорически-диплома­тичной форме высказыванию о лицах, событи­ях и делах.

Поэтому выход в свет басен Багаутдина Узу­наева в сборнике «Выбор есть!» был в такой же мере ожидаемым, сколь и неожиданным. Од­нако данный автор внес в этот жанр такие тех­нические приемы, включил в свои произведе­ния такие темы и стороны действительности, что это позволяет нам говорить об обновлении им этого древнего жанра. Впрочем, обновле­ние само по себе не несет никакой оценки. Не будем давать ее и мы. Скажем только, что жанр в исполнении Багаудина Гаджиевича стал более публицистичным, злободневным, что в условиях Дагестана уже равносильно серьез­ному нравственному поступку.

В свою книгу Багаудин Узунаев включил 100 басен. И это неспроста: цифра 100 в имеет в русском языке оценочный характер. Не зря, желая похвалить сделанное дело, говорят: на все сто! И т.п. Конечно, речь не может идти о каком-то самохвальстве. Скорее, удовлетво­рение по поводу благополучно завершенного дела. И это понятно: написать 100 басен, да еще издать их в условиях Дагестана задача очень непростая. Узунаев успешно справился с нею. А мы, дагестанские читатели, получили отличный подарок: острый, ироничный, места­ми едкий взгляд поэта на многие непригляд­ные явления и лица дагестанской действи­тельности.

Важной особенностью книги басен является наличие в ней комментариев к каждой из них, где автор сообщает о поводах и причинах на­писания той или иной из них. Возможность окунуться в атмосферу, вызвавшую к жизни эти яркие, меткие, остроумные миниатюры, сопо­ставить художественную выжимку из реальных событий и фактов, доставляет не только пищу для удовлетворения любопытства, но и несет в себе содержательно-познавательный смысл.

Но перейдем к собственно басням Багаут­дина Узунаева. В них, на мой взгляд, как и в баснях Ивана Крылова читатель встречается с подлинно народными, реалистическими тра­дициями басенного творчества: персонажи являются типическими, обобщающими обра­зами, в них метко отражены человеческие по­роки.

У Багаутдина Узунаева всякое животное имеет свой индивидуальный характер — лиси­ца, везде хитрая, уклончивая, бессовестная и больше похожая на человека, чем на лисицу; «заяц-судак» («обычно зайцы нравом кротки, а этот – прямо сущий бес…»), «верховный лев» — грозно-могучий, величественно-страшный; «премудрый еж» – любитель поморализатор­ствовать; и «серый волк – политик хоть куда!» и т.д.

Столкновение этих животных образует ма­ленькую драму, где каждое лицо существует само по себе, а все вместе образуют одно общее целое. Это еще с большею характер­ностью, более типически и художественно совершается в тех баснях, где героями высту­пают «Верховный Лев», которому приснился страшный сон об окончании срока его прав­ления; «гиена», которая поверила обещаниям волка о ее повышении, если она пойдет против льва и осталась с носом; «еж» — стихотворец, который не смог сдать свою книжонку в «Ле­сиздат», потому что его черед, как объясняет ему редактор «Гриф», наступит «лишь через века полтора», на что бедолага-еж, возражает, говоря «ежи так долго не живут…»; серые «вол­ки-политики» — сочетание, которое говорит само за себя, и другие персонажи.

«Звериный маскарад» еще более усиливает сатирический комизм басни, придавая ей гро­тескную остроту. Животные, наделенные свой­ствами людей, лишь подчеркивают нелепость и комизм ситуаций. «Простодушное» восприя­тие их проделок делает еще более смешными поведение и речи басенных персонажей.

Баснописцем выведены сказочные звери, но, несмотря на это, настолько естественны их разговоры, настолько реальны и правдо­подобны все отношения между персонажами, лишь слегка завуалированные условностью басенного сюжета, что эта реальность как бы смешивается с нашей, указывая нам, что мы еще очень недалеко ушли от «братьев наших меньших»… Более того, именно этот элемент сказочной фантастики создает особый смысл сатиры, превращая повседневное, обычное в гиперболический гротеск.

Басни – это удивительный, не иссякающий источник жизненной премудрости, где вы­смеиваются невежество, жадность, скупость и другие людские пороки.

Басни Узунаева имеют не только бытовой, но и общественный характер. Об истинном отношении автора к власть предержащим особенно ясно говорят басни «Серая дума» и «Эликсир бессмертия». Кто имеет власть («тигр», «волк», «лев»), тот имеет и деньги и возможности. И наоборот: кто богат, может прийти к власти без каких-либо проблем. То есть, тут описан процесс, получивший в поли­тологии название… а лучше сказать «звание» — «сращение», которое не требует пояснений. Например, в басне «Серая дума» читаем:

— А волк прошел?

— Само собою!»

— А волк второй?

— Уже в Госдуме!

— Ему б в смирительном костюме…

Эх-эх… А третий волк?

— И он

В законодатели внесен!

По мнению автора, даже человек, у которого нарушена психика, который представляет не­кую опасность обществу, тоже без всяких про­блем попадает в Госдуму. И, увы, у кого сегод­ня повернется язык сказать, что он не прав?

В настоящее время везде и всюду деньги решают любую проблему. Деньги не просто власть, это контроль над жизнью миллиардов людей. С помощью денег можно купить все, даже «Эликсир бессмертия». Так называет­ся следующая басня Узунаева. В ней мораль, как пишет сам автор: «… прозрачна, как всег­да». Кто может купить «эликсир бессмертия», вживить в свой организм «ген» вечной жизни? Конечно же, богачи! Простым людям этот «ген» не по карману:

«… И стало ясно – этот ген

Не для шакалов и гиен.

Он для волков, для львов и тигров

Теперь их род неуязвим!

Бедняк же, разве только выкрав,

Тайком воспользуется им».

Так оно и есть. Что делать простым людям, у которых нет счетов в Швейцарском банке, которые не ездят отдыхать на Мальдивы, кото­рые считают каждую копейку и думают о том, как прокормить свою семью? Это вечная тема, тема «власти и народа». А в настоящее время она день ото дня становится все актуальней…

Обратимся к следующей басне Узунаева «Выбор есть». Заголовок послужил названием сборника басен. Автор неспроста назвал книгу таким образом. Из авторских комментариев нам становится все ясно. Сама басня о том, как Еж со своей рукописью пошел в «Лесиз­дат». Но там ему отказали издавать его лите­ратурные труды, (хотя и похвалили рукопись), под предлогом, что планы забиты на сто лет вперед:

Еж сто ночей не ел, не спал –

Стихов книжонку накропал…

Подмышкой рукопись держа,

Еж в Лесиздат вошел. Ежа

Встречают. Хвалят: «Полистать

Ваш труд приятно, но издать…

Увы… Издательские планы

Забиты на сто лет вперед…

Конечно, это несправедливо. Если прибли­зительно представить себе эту ситуацию и учесть то, что очередь расписана «на сто впе­ред», то получается, что каждый второй житель Леса является «писателем»?!

Но, прочитав басню до конца, мы понимаем, что есть и другое решение проблемы:

«Ежи так долго не живут», — грустно возража­ет издателю колючий автор строгому редакто­ру, и тот дает ему такой – «дельный» — совет.

— Зарядку делай, не ленясь,

А лучше, если не чинясь,

К министру книг ты сам пойдешь

И красноречием блеснешь…

— А если спляшешь да споешь!..

— А если ты еще лизнешь –

То вверх по списку проскользнешь!

Стоит, скребет в затылке Еж.

Тут поневоле заскребешь.

На самом деле, Ежи так долго не живут. Но и второй вариант – не выход из ситуации. По­лучается, если дать «кругленькую сумму» ми­нистру книг, или, как клоун будешь выступать перед ним и унижаться, то тебя могут протол­кнуть вперед, несмотря на такую очередь?! Но, к счастью, выбор есть! И никакой министр книг не сможет заставить порядочного автора «пля­сать перед ним и унижаться».

У нас в Дагестане нет альтернативных из­дательских возможностей. Частный издатель заинтересован в издательстве талантливых рукописей. У каждого есть право на выбор: или дать «взятку», чтобы его труд поскорее протолкнули вперед, или ждать своей очере­ди, несмотря на то, что это будет очень долго…

Заключительные слова автора – это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

«Лизнуть или же не лизнуть?» —

Таков текущей жизни суть!

Живут бок о бок честь и лесть…

Но, слава богу, выбор есть!

Пожалуй, в этих двух словах («Выбор есть!») выражена основная идея книги Багаудина Узу­наева. Как говорили в старину: все потеряно, кроме чести! А проявление чести в том и за­ключается, чтобы иметь выбор и не бояться его сделать. Разумеется, речь идет о таком выборе, за который потом не было бы стыдно.

Гусейн Адилов