Стать нужной людям

«Во имя жизни на земле»

Из материалов поэта и журналиста Яхи Апачевны Завуровой

За жизненной суетой мы не замечаем, не задумываемся, как тот или иной че­ловек оказывается рядом с нами. Мне хочется рассказать об учительнице Ади­льянгиюртовской школы Людмиле Ма­каровне Чихрадзе. Как она оказалась в наших краях? Задаваясь этим вопросом, я решила побывать у неё в гостях.

«- Родилась я в 1934 году в Нальчике в ин­тернациональной семье: мама – русская, отец – грузин, — поведала Людмила Марков­на. – В семь лет кончилось моё безоблачное детство – началась Великая Отечественная война. Всё свежо в памяти и не забывается никогда: голод, бомбёжки, отступление Со­ветской армии, наступление фашистских войск, страх, охвативший население, эваку­ация, долгие дни ожиданий весточки от отца с фронта.

Так и шли эти тревожные годы войны. И вот, наконец, победная весна 1945-го! Стра­на с невероятным энтузиазмом приступает к восстановлению разрушенной родины.

В 1954 году я окончила Нальчикскую шко­лу и в этом же году поступила в Кабардино- Балкарский государственный университет на физико-математический факультет. В 1958 году была направлена по распреде­лению в селение Адильянгиюрт Республики Дагестан. Помню горечь расставания и слё­зы отца и матери, которые провожали меня, как оказалось, навсегда».

С огромным волнением молодая девушка покидала семью, родителей, родные края, милые сердцу улочки, подруг…

До распределения не имела никакого понятия и представления о том, где это большое село, какой национальности его жители, какие у них традиции, язык. Было дано комсомольское задание: полученные знания передать новому поколению. В тот период народу, победившему фашизм, воз­рождённому из пепла и разрухи, предстоя­ло учиться, осваивать и продвигать вперёд науки во имя победы социализма и прибли­жения коммунизма. По разработанной про­грамме выпускники вузов направлялись во все уголки необъятной родины, даже в са­мые маленькие аулы.

В те годы много прибыло в Дагестан мо­лодых квалифицированных специалистов: врачей, медсестёр, инженеров, строителей и др., которые оставили свой неизгладимый след в экономике, культуре, образователь­ной среде и в судьбах многих людей.

В 1958 году худенькая девушка Людмила Чихрадзе с волнением в глазах появилась на пороге сельсовета. Молодому специалисту выделили комнату для проживания, но вско­ре возникли трудности. Людмила не умела топить печь и выпекать хлеб, в селе не было магазина, света, радио, разбитые дороги, отсутствие машин. В магазин за хлебом, бы­товыми и хозяйственными мелочами прихо­дилось преодолевать 8 км пути в соседнее село Туршунай, где был единственный ма­газин на всю округу. Но она не сдавалась и достойно переносила все невзгоды.

— Вспоминается с особой теплотой, как местное население приняло меня, с уваже­нием, вниманием, — продолжает свой рас­сказ Людмила Марковна, — все старались всячески помочь мне, всем, чем могли, про­дуктами и т.д. В классах тогда не было света, в зимнее время приходилось тяжелее – бы­стро темнело. На каждый класс выдавалось по две лампы: одна горела в начале ряда, вторая — у последней парты. В классах так­же приходилось топить печи. Старшекласс­ники помогали рубить дрова, складировать, девушки выносили золу, растапливали печи. А после уроков расходились все по домам, изготовив самодельный факел, намочив в керосине, обсуждая по дороге новости, ве­селясь, мечтая, рассматривая звёзды…

Незаметно пролетели годы. Янгиюрт стал для меня второй родиной, тут я встретила свою вторую половинку. Вышла замуж, ро­дила двух дочерей. С 1958 года и до сегод­няшнего времени работаю в этой школе, из них 25 лет – завучем. С возрастом трудиться тяжело, но я не мыслю себя без любимого дела, да и время интересней и быстрее про­текает в работе.

А владеете ли Вы кумыкским языком и пошли ли Ваши дети по Вашим стопам? – спрашиваю я в процессе нашей бесе­ды.

— Да, за годы жизни здесь я освоила этот язык, а дочери мои тоже стали учителями: одна — физики, а другая — математики, — отве­тила с нескрываемой гордостью моя собе­седница. – Мой первый внук – моя гордость, окончил Московский технический универси­тет, внучка тоже окончила физико-матема­тический факультет. Уже работает, замужем в Бабаюрте. Дети второй дочери меня также радуют. Внук учится в Московском нефте­газовом университете, а младшая внучка в этом году будет оканчивать нашу Адильян­гиюртовскую школу. Я очень горжусь сво­ими детьми, внуками и внучками, рада их успехам, их образованности, ведь в новом веке не престижно быть неучем. Ведь вокруг столько всего нового, инновационного, век высоких технологий!

Скажите, пожалуйста, как Вам видит­ся молодёжь послевоенного времени? — поинтересовалась я.

— Воспитание тогдашней молодёжи было в тесном взаимодействии с государством: пионерия, комсомол, партия, коммунисти­ческие лозунги, положительные примеры героев войны и труда. Ещё безграничное желание всего населения жить лучше, по­корение космоса, целина, БАМ, стремление к победе коммунизма. Всё это в совокупно­сти давало свои результаты. А что говорить о молодёжи? Она в те годы стремилась к учёбе и обязательному труду, были развиты чувства ответственности, товарищества, че­сти и долга. Долг был важен не только перед Родиной, но и перед товарищами, коллега­ми, земляками. Молодёжь была трудолюби­вой, старательной, послушной. При школе функционировали производственные бри­гады, без прогулов школьники участвовали в прополке, занимались сбором кукурузы, кормовой свеклы. Родной колхоз им. Кирова получал большую поддержку и безвозмезд­ную помощь от школы.

А нынешние дети, какие они? Ведь это поколение нового века, новой эры. Что скажете о них? – задала я встречный вопрос.

— Я считаю, что нынешние дети – очень умные, интересные, намного развитые, но каждый день они пользуются благами ци­вилизации. Большую часть времени пре­доставлены сами себе, что очень вредно. Чувствуют себя самостоятельными и рас­крепощёнными. В то время, когда родите­ли заняты обустройством быта, карьерой, думами о хлебе насущном, дети воспиты­ваются телевизором, интернетом, ули­цей, где много негативной информации, а чтение книг, стихов, увлечение поэзией и т.д. почти не приветствуется у них.

Мне кажется, что у некоторых детей нет цели, мечты, правильного ориентира в жизни. Понятно, что время изменилось, но государство, школа и родители, прежде всего, должны влиять на формирование подрастающего поколения. Я думаю, что школьная реформа разработана совер­шенно неправильно. Необходимо больше времени уделять таким предметам, как русский язык, история, химия, биология, заниматься нравственным воспитанием, прививать чувства этики, эстетики. Учи­теля тоже мало прилагают к этому сил и стремлений, так как нет стимула, достой­ной материальной оценки.

Обучать и воспитывать чужих детей очень сложно и ответственно, раньше говорили, что учительский труд приравнивается к труду шахтёра, – заключила Людмила Марковна.

После нашей беседы мне немного взгрустнулось… Подумалось, почему в то непростое послевоенное время были такие люди, благородные, ответственные, отдаю­щие всего себя профессии, во имя родины покидавшие семью и родные стены, искрен­не верившие в своё Отечество.

…Молодая, хрупкая девушка с достоин­ством выстояла в жизненной борьбе, полу­чила признание, стала своей среди чужих, заслужив уважение и любовь многих поко­лений учеников и коллег. За плечами Люд­милы Марковны многолетний, непростой, но славный жизненный путь яркого талант­ливого педагога, прекрасного человека. Она – пример профессионализма, объек­тивности, трудолюбия для молодых учите­лей и для своих учеников, вложившая в умы и души детей зерна знаний, добра, усердия, трудолюбия.

В маленьком кумыкском селе Адильян­гиюрт, впоследствии ставшим огромным и имеющим две школы, имя Людмилы Мар­ковны Чихрадзе будет вписано золотыми буквами. Она по праву является достоянием родного села, родной республики! Хочется пожелать ей счастья, семейного благопо­лучия, крепкого здоровья, долгих лет жизни, признания учеников.

2012г.