Взгляд назад или, как сейчас говорят, ретроспективный анализ часто позволяет более ясно понять глубину тех преобразований, которые произошли в последнее время.
Время – не вещь, чтобы лежать на полках, оно в нас, бывает рождает живую мысль, иногда опустошает людские души. Мы все свидетели того, как проходят через наше время, исторические и духовные разломы, обостряя в людях буквально каждый нерв.
Всем известно, особенно, старшему поколению какая растерянность хаос и беспредел царили в начале 90-х годов прошлого века, общественно-политическая ситуация и в столице и в республике крайне обострилась.
Деструктивные силы не давали властям городов и республики нормально работать, оказывали упорное сопротивление всем созидательным мероприятиям.
Криминалитет сделал попытку открыто войти во власть. Результатом этого явился захват Дома Госсовета и Правительства Республики. Была организована серия жестких терактов против Главы столичной администрации, убийство муфтия Дагестана, взрыв на улице Пархоменко и другие.
Ко всему этому и экономический кризис, многие предприятия оказались на грани краха. Учителя, врачи уже долгое время оставались без зарплаты.
К сведению, на тот момент (1998г.) долги Махачкалы составляли 400 млн. рублей. Жизнь и время выдвинули личность, ведь необходимо было переломить ситуацию и вывести столицу из хаоса! Так в 1998 году Саид Джапарович Амиров принял город в тяжелейшей ситуации. Инфраструктура, включая инженерные коммуникации и дорожные покрытия была изношена на 70% и более.
Жилой фонд и объекты социального назначения много лет не ремонтировались. До 2000 года город развивался хаотично, без генплана. Беспорядочный характер застроек создавал конкретную угрозу сохранения нормальной городской среды. Территории общего пользования, парковые и зеленые зоны были самовольно заняты коммерческими объектами, а налоговая база из-за отсутствия должного учета была мизерной.
Более 20 тысяч человек, занятых предпринимательством не были зарегистрированы, это касалось и многих предприятий среднего бизнеса, росла безработица. Система сборов за коммунальные услуги была расстроена. Одним словом, город был пущен на самотек, везде царила стихия, а беспорядочная стрельба на улицах стала обычным явлением.
В то время, я думаю горожане перестали улыбаться, был жгучий страх перед завтрашним днем. В такое смутное время новый мэр принял программу вывода Махачкалы из кризиса. Она состояла из четырех блоков: экономика, социальная сфера, коммунальное хозяйство, обеспечение законности и безопасности граждан. Главным правилом в работе главы города стало «у нас нет мелочей, все надо решать, иначе они превратятся в крупные проблемы».
Я хочу напомнить о некоторых прошедших преобразованиях в столице за короткий срок, сразу после того, как Саид Амиров возглавил город. Горожане должны иметь объективную информацию о важнейших сторонах жизнедеятельности Махачкалы тех дней.
Это строительство новой линии водовода протяженностью 65 км и диаметром 1000мм для устойчивого водоснабжения города.
Завершение реконструкции с полной заменой инженерных коммуникаций выездных магистралей: улиц Акушинского, Аметхана Султана, Казбекова, а также Аэропортовского шоссе. Ремонт и озеленение центральных районов города, площади, строительство путепровода по линии проспектов Насрутдинова-Ленина…
В Махачкале проживало около 30 % населения республики, во все уровни бюджета город собирал более 65 % налоговых поступлений, а при распределении межбюджетных трансфертов столица получала 9,2%. Махачкала с дотационным на 88% бюджетом стала городом-донором, питая экономику всей республики, ведь ежегодно собиралось 20 млрд рублей налогов. Все вопросы и проблемы жителей ложились на плечи мэра и администрации города. В те годы не действовали федеральные проекты, программы как сегодня.
Это сейчас есть проекты: «Мой Дагестан – комфортная среда», «Мой Дагестан – мои дороги», «Мой Дагестан – моя вода». И эти программы лично курирует руководитель Администрации Главы и правительства РД Владимир Иванов, у него есть понимание того, как нужно развивать город и республику. Никогда прежде в Дагестане не строили столько дорог, не приходило столько денег на обеспечение водой, не обустраивались такими темпами городские территории. Владимир Иванов пытается вырулить сложившуюся ситуацию в республике, будем надеяться, что у него все получится.
В те годы, конечно, не всё удавалось столичной администрации. В 90-х война в Чечне, блокада Дагестана не дали нормально поработать, а в 1999 году вторжение международных экстремистов потребовало полной мобилизации всех людских и экономических ресурсов города в целях обеспечения безопасности республики и разгрома врага. В Махачкале была создана Интербригада, сводный отряд, который принял участие в боевых действиях, совместно с военным и правоохранительными органами, охранял особо важные объекты и жилищные массивы от террористов.
В те годы начался процесс планомерного и динамичного развития города, ликвидировались стихийность и беспорядок.
Конечно, переход от старого к новому – это сложный и болезненный процесс, особенно когда администрация ограничена во времени и ресурсах, а новое время диктовало повышенные требования к качеству самой городской среды и человеческой жизни. У мэра Махачкалы была заветная мечта – увидеть столицу самым благоустроенным, чистым и зеленым городом.
Обыватели, недопонимая многие преобразования в городе критиковали власть за проспект Ленина, где шла тогда вырубка старых деревьев и посадка новых. Конечно, критика нужна, поскольку как правильно подметил, древнегреческий философ: «Она – не яд, который убивает, а лекарство, которое лечит». Сейчас этот проспект чудно выглядит, подросли деревья, а кому сказать спасибо?
Мэру часто приходилось все разъяснять жителям города, чтоб не было недоразумений. Он многие вещи предвидел. Горожане должны были исходить из понимания того, что на муниципальном уровне не все имеющиеся и возникающие проблемы можно разрешать собственными усилиями. Здесь стоит отметить, что ряд просьб администрации Махачкалы к руководству республики остались без внимания.
Главными для муниципальной власти были вопросы жизнеобеспечения населения. Глава Махачкалы Саид Амиров со своей командой добился решения нескольких глобальных проблем города – одна из основных, как я считаю – это вода.
Заслуга Саида Джапаровича в том, что он сумел обеспечить миллионный город водой, без федеральных проектов, программ и вливаний, своими силами. На фоне этого, бессердечие некоторых именитых наших глав районов в отношении своих односельчан поражает. Они не смогли, на протяжении многих лет проложить несколько труб, чтобы дать селу воду, не считали нужным облегчить жизнь земляков, у которых не было элементарных условий. Есть вода – есть жизнь – нет воды – нет жизни!
Стоит ли перечислять все сделанное Амировым за период его руководства городом. Все факты – вся его работа у нас на виду, а сущность человека определяется не красноречием, а его поступками во благо людей. Он не мог спрятать голову, подобно страусу и окунулся в городские проблемы, потому что знал, что сможет вытащить столицу из этого хаоса, беззакония, кризиса…
Социологи давно подсчитали, что уровень жизни любой страны зависит от десяти-пятнадцати процентов самых энергичных, активных и в конечном счете самых необходимых людей. К тому же никто не отрицает роль личности в истории необходимой личностью для столицы, республики стал мэр Саид Амиров.
Говорить о нем, перечислить все его заслуги, достижения невозможно, не хватит слов, его стремление быть полезным обществу, было жизненным кредо. Судьба талантливого руководителя складывается удачно, когда ему дают возможность проявить себя, реализовать идеи и замыслы.
Сегодня Саид Джапарович – не глава города Махачкалы, потому что помешали ему творить на благо Дагестана – политические интриги. Политика во все времена была наукой парадоксов. Ей чужды простые разумные и естественные решения: создавать трудности – ее страсть, сеять вражду – ее призвание.
Парадокс состоит именно в том, что человек, всю свою жизнь словом и делом боровшийся за народные интересы – не понят властями, правосудием и наказан несправедливо. Я знаю одно – правда всегда побеждает и все недоразумения разрешатся. Он один из нас – он будет с нами.
Султанат Салихова