ЯЗЫК — ЦЕННОСТЬ НАРОДА…

Мобильные телефоны вытес­нили записные книжки, как мо­лодые оттесняют седоволосых, но мне трудно расставаться со всем, что связано с ушедшими годами. Уже нет желания что-то приобретать, а есть боязнь по­терять имеющееся. Перелисты­ваю старую записную книжку. Многих уже нет. Горло сжима­ется, а глаза увлажняются от не возвратности друзей, коллег, родственников и времени. А по радио сегодня поет песни во­енных лет гениальный Дмитрий Хворостовский, которого тоже уже нет с нами. Безвозврат­ность — особенность жизни, с которой нужно смириться. Раз­мышляя обо всем этом, натыка­юсь на старинный конверт с ко­ротким письмом великого уче­ного Дмитрия Лихачева ко мне. Я-то полагал, что, как многое в моей жизни, это письмо утеря­но навсегда. Ценность письма в личности его автора.

…И вспомнилось время горба­чевской перестройки, когда по­явилась надежда на коренные пре­образования всей закостенелой системы правления, когда депута­тов Верховного Совета Советского Союза по телевизору слушали, как политических актеров, ибо сразу становилось очевидным дурость и ум каждого. Для многих и для меня в том числе, особенным явлением в те годы стали выступления на­стоящего интеллектуала, академи­ка Дмитрия Лихачева, который был рыцарем и защитником доброты, культуры и нравственности. Пом­ню его набатный призыв беречь библиотеки.

Вдохновленный интеллигент­ностью Дмитрия Сергеевича, я написал ему в Пушкинской дом Ленинграда письмо следующего содержания. Привожу копию пись­ма, ибо есть у меня привычка со­хранять копии писем и обращений на всякий случай если возникнуть споры, конфликты, дискуссии, преследования или задержания.

«Глубокоуважаемый Дмитрий Сергеевич! Вы — для меня нрав­ственная высота моего Отече­ства! Когда мой коллега- доктор И.И.Геллер из ЦИТО спросил меня о впечатлении после телевизион­ной встречи с Вами, то я искренне ответил: «- Это новое явление Хри­ста народу!». Безусловно, это не в прямом отношении. Ваше присут­ствие в Верховном Совете СССР — крайне важно для чистых и честных, добрых и духовных людей страны; важно, что есть несгибаемые лич­ности высочайшей культурой и глубокими знаниями. Спасибо Вам за всё и здоровья Вам на великом посту служения Отечеству! Дядя мой – Ахмед Ниматулаев тоже за­щищал Ленинград. Когда я был в Северной столице, к сожалению, не осмелился зайти к Вам, боясь отнять у Вас время. Давно соби­рался писать Вам, но вновь какое- то чувство неловкости сковывало, а замечательная статья Даниила Гранина о Вас прибавила мне ре­шимости. Благодарен писателю за талант и проникновенность. У меня много вопросов, с которыми бы хотелось с Вами посоветоваться, но в этом письме обращусь к Вам лишь по двум моментам.

В некоторых произведениях ли­тературы и искусства имеется тен­денция отбеливания истории сво­его народа, но с чернением исто­рии и достоинств другого народа. До сих пор встречаются суждения некоторых авторов с шовинисти­ческими замашками и патологиче­ским нацизмом. И такие суждения, к сожалению, встречаются в по­вседневной жизни нашей страны тоже. Это очень и очень больно. Было бы ценным для каждого со­отечественника Ваше суждение о взаимоотношениях, союзе, дружбе и братстве советских людей. Ваше выступление не приемлет форма­лизма, а потому ожидаю великую пользу от Ваших выступлений. Братство людей важно не только в мировом масштабе, но. особенно, внутри нашей страны. Священнее и выше этих ценностей нет ничего в человеческом сообществе

Сам я — чамалинец. Их около 20 тысяч. Не угадали, наверное, где живут чамалинцы. В Дагестане жи­вут более 33 народов с отличными друг от друга языками. У многих этих языков нет письменности. Не подвиг ли это, когда два- три села создали свой язык и пронесли его в труднейших ареалах через века в сохранности до нашего времени!? Не вклад ли это в общечеловече­скую культуру?! Невозможно из­давать на всех этих языках газеты и литературу, но преподавать, хотя бы, на одном факультативном уро­ке в году на своем бесписьменном языке с рассказом об истории села и языка с собиранием школьника­ми песен, сказок и притч на родных языках. Это не уменьшило бы, а точно прибавило бы любовь к Ро­дине. А этого не делается. Я в тре­воге, что исчезнут бесписьменные народы, их языки и культура.

Будущие поколения, ученые, лингвисты мира и просто думаю­щие люди не простят нам исчез­новение бесписьменных языков Дагестана. Хотелось, чтобы было оглашено Ваше авторитетное мнение и по этому поводу тоже. А если бы у Вас нашлось время, то в летнее время я с великим удоволь­ствием пригласил бы Вас в Даге­стан. Там прекрасно.

Лихачев — академик, президент Советского (Российского) фонда культуры, автор более 500 научных и более 600 публикаций, почет­ный академик многих иностран­ных университетов, регулярно принимающий участие во многих Международных научных форумах, нашел время ответить на мое пись­мо, написанное от руки, а не напе­чатанное на каком-либо солидном бланке. Этой бы интеллигентно­сти малым, средним, большим и главным руководителям России и Дагестана, не было бы страны в мире более благополучной и при­тягательной нежели Российская Федерация! К сожалению, реаль­ность в стране и республике ровно стопроцентно наоборот.

И так, письмо.

«Глубокоуважаемый тов. Абдул­хабиров!

Вы пишете мне как раз о том, о чем беспокоюсь и я. Языки исчеза­ющих народностей- это огромная ценность. Надо их записывать на магнитофон и на видеомагнито­фонные ленты. Я говорил об этом в Венгрии на форуме осенью 86 г. и в других странах.

Пожалуйста, обратитесь с этим предложением в Институт языкоз­нания АН СССР и в Институт этно­графии АН СССР.

Это крайне важно. Сообщите им мое мнение. Потом напишите мне.

Искренне Ваш Дмитрий Лихачев. 25 1У.87 г.».

Моя вина в том, что я из-за своей стеснительности не искал встреч с этим великим ученым и не продолжил работу в защите языка, политического и правового стату­са бесписьменных народов, ибо понимал, что в нашей стране легче брать вражеские крепости, нежели расшевелить чиновников, многим из которых наплевать на предло­жения и размышления людей.

… А когда умер Дмитрий Сергее­вич, то я написал в адрес Губерна­тора Санкт-Петербурга Яковлеву Владимиру Анатольевичу с со­болезнованием большое письмо, которое (копия сохранилась) за­вершилось следующим предложе­нием« И я ощутил боль в сердце и опустошение в душе от того, что нет более с нами духовного и нрав­ственного Апостола России».

Прошли годы, и я остаюсь в своем мнении, никто после Дми­трия Лихачева не взошел на нрав­ственные высоты России, от чего россияне и страна наша очень много потеряли, теряют и ещё многое потеряют при функциони­рующей системе кадровой поли­тики в нашей стране. Я в тревоге, что ворующая элита России дове­дут нас и страну до Беловежской трагедии.

В эти дни я перечитываю книгу Лихачева «Письма о добром и пре­красном», которую советую всем школьникам, учителям и родите­лям. Я коллекционирую услышан­ные и прочитанные мудрые мысли. Здесь позволю привести несколь­ко афоризмов незабвенного Дми­трия Сергеевича.

«Воспитание любви к родному краю, к родному городу, к родной речи- задачи первостепенной важ­ности…».

«Совесть не только ангел-храни­тель человеческой чести. Это ру­левой его свободы».

«Если жить только для себя, то от прожитого не останется следа. Если жить для других, другие сбе­регут то, чему служил, чему отда­вал силы».

«Самая большая ценность в мире — это жизнь».

«Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее».

Доктор Магомед Абдулхабиров,

abdulkhabirov@yandex.ru

89035773525