Роль СМИ в формировании общественного мнения

Политические процессы в России неразрывно связаны с деятельностью средств мас­совой информации. Попытки установить демократические основы в нашей стране, об­условили большие перемены и модный скачок в развитии СМИ. По количеству зареги­стрированных СМИ сегодня Дагестан занимает одно из ведущих мест среди субъек­тов Юга России. В республике зарегистрировано более 500 газет и журналов, вещают 120 телевизионных и радиокана­лов.

Согласно экспертным оценкам, телевидение все еще опережает все остальные СМИ по уровню ох­вата аудитории. Тенденции раз­вития современного общества таковы, что сегодня практически всю политически значимую ин­формацию граждане получают посредством социальных сетей и телевидения. А это значит, что именно они несут огромную от­ветственность перед обществен­ным мнением и должны отдавать себе отчет в том, что они играют решающую роль в его формиро­вании и ориентации или дезори­ентации, понимания роли идео­логической и информационной составляющей на этом непро­стом этапе развития нашего об­щества.

Многие эксперты и исследо­ватели малого экрана ныне схо­дятся на том, что СМИ как обще­ственная трибуна не только ре­зультат демократизации, но и её непременное условие, даже га­рантия. Однако освоить именно эту новую роль в процессе теле­визионной перестройки оказа­лось труднее всего.

Особенно велика роль теле­видения в формировании граж­данского общества. И решение целого ряда проблем, обуслов­ленных, прежде всего, новым пониманием роли телевидения в жизни общества, исходит из того, что только в объективно инфор­мированном обществе возможна эффективная деятельность демо­кратических институтов власти, реализация принципов социаль­ной справедливости.

Падение старого режима внес­ло коренные изменения в поли­тическую и общественную жизнь. Сегодня актуальны вопросы со­стояния дел в СМИ, и особен­но взаимоотношения власти и общества. Что касается пробле­мы взаимоотношения власти со СМИ, то она имеет два серьез­ных аспекта. Первый связан с естественным правом власти, определять общие для всех СМИ «правила игры», то есть законо­дательно оформлять деятель­ность СМИ и требовать соблюде­ния этого законодательства. Эти «правила игры» на сегодняшний день весьма несовершенны. Второй аспект существует по­стольку, поскольку после приня­тия Закона РФ «О СМИ» властные структуры разного уровня по­всеместно стали учредителями печатных и электронных СМИ. Причем, по утверждению неза­висимых экспертов, в последние два десятилетия представите­ли власти, особенно на уровне региональных администрации и органов местного самоуправ­ления, стали все более жестко проводить политику подчинения газет, журналов, телевидения и радио своей воле. Таким об­разом, СМИ, с одной стороны, попали под жесточайший эконо­мический пресс рыночных отно­шений, а с другой — продолжают испытывать давление властных структур, пытающихся управлять ими старыми методами.

Все это, а также резкое сниже­ние платежеспособности массо­вого потребителя информации, принципиально изменило ситуа­цию в целом на российском ин­формационном рынке.

Неинформированность насе­ления о действиях власти, в не­малой степени, зависит от уровня сознательности каждого челове­ка в отдельности. Напрашивается вопрос — в чем причина? Может в нежелании самих наших со­граждан быть в курсе всего, что происходит во властных структу­рах? В реализации собственных амбиций? Взаимное отчуждение выражается в том, что как пра­вило, отдельный человек заци­кливается на проблемах личного характера. Индивидуум занимает позицию несотрудничества, отка­за от взаимодействия с властью. Более того, какая-то часть наших граждан воспринимает власть как силу, не способную решить ре­альные проблемы. А значит, что все это приводит к колоссальной пропасти между народом и вла­стью.

Совсем недавно в республике создана новая структура – Мини­стерство информатизации, связи и массовых коммуникаций. Но это вовсе не значит, что в Дагестане нет проблем в деятельности госу­дарственных СМИ, есть утверж­денная информационная полити­ка, направленная на улучшение информированности населения? Главная задача СМИ – доведение до власти насущных проблем об­щества, которая в свою очередь обязана их решать, — зачастую не срабатывает.

Давайте смотреть правде в глаза. Сегодня деятельность журналистов, вызывают разную реакцию. Многим людям не нра­виться то, что о них говорят и пишут. Там где критика — всегда будут недовольные. Это реалии нашей жизни и с этим приходит­ся считаться.

В моей многолетней практике не было ни одного случая, чтобы человек, которого перехвалили, был бы недоволен этим. И наобо­рот, как правило, весьма агрес­сивно и, даже истерично воспри­нимается каждое критическое слово, особенно, со стороны тех, кто многие годы занимает долж­ности в высших эшелонах власти. Как-то один из крупных чиновни­ков недовольный критикой в свой адрес возмущался: но зачем, же зря будоражить народ? Такая вот логика. Получается, что правда будоражит, а ложь успокаивает.

Журналистская профессия, как и любая другая, предполагает на­личие определенных этических норм и кодекса чести. В сложных ситуациях, именно, эти неглас­ные правила помогают журнали­сту.

И вот для того, чтобы право журналиста было гарантирова­но, конечно, государство должно самым внимательным образом следить за трудом журналистов и принимать необходимые реше­ния в случае посягательства на их здоровье или на жизнь. Именно в силу общественной значимости журналистов.

«Журналистам в это непростое время надо помогать и защищать их, особенно в регионах. Ведь это люди, которые находятся в зоне риска, и государство долж­но более внимательно относить­ся к их служебной деятельности. Потому что задача журналиста – рассказывать правду, расска­зывать о людях, о событиях в стране и делать это профессио­нально и честно», — заявил, на од­ной из встреч с представителями федеральных СМИ председа­тель Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Региональное телевидение от­личается от федеральных кана­лов гораздо большей зависимо­стью от внешних обстоятельств, от учредителя, от рекламодате­ля, от властных структур, от мне­ния тех людей, которые приходят в телекомпанию с денежками. Руководитель одной из регио­нальных телерадиокомпаний, в эфире сказал: «Я сделаю всё, что закажет мне человек с день­гами».

«Особенное давление испыты­вают региональные редакции от муниципальных органов власти, политика которых в значитель­ной степени носит инструмен­тальный, дифференцированный и конъюнктурный характер, ори­ентируясь на достижение кратко­срочных и изменчивых утилитар­ных целей. Наиболее недально­видные и «медианеподкованные» чиновники стремятся максималь­но ограничить зону действия СМИ и упростить взаимодействие с журналистами до уровня отдачи распоряжений».

Руководитель Московского бюро по правам человека А. Брод считает:

— «Один из самых больших про­счетов федеральных и регио­нальных властей СКФО – слабая поддержка неправительственных организаций, СМИ, а зачастую – тупое давление на них и пре­вращение в послушные винтики. Складывается впечатление, что бюрократам нужно создать бла­гообразную картинку, нежели исправлять уродливые перекосы для улучшения жизни людей».

А ведь таких руководителей телевидения и радио, газет и журналов, к сожалению, сегодня немало. И если СМИ и их руково­дители, работники во главу ста­вят вопрос зарабатывания денег любой ценой – там серьезно го­ворить о творчестве, рейтинго­вых передачах, нормальном кли­мате в коллективе журналистов не приходится. А ведь в любой, даже самой сложной ситуации нельзя забывать о главном пред­назначении СМИ – оперативно и объективно информировать о происходящих в регионе собы­тиях во всех сферах жизни, соз­давать общественное мнение. И здесь очень важно кто возглав­ляет телерадиокомпании, редак­ции газет, журналов. Насколько они обладают политическим чу­тьем, являются профессионала­ми своего дела, организаторами и патриотами республики, стра­ны.

По мнению экс-министра печа­ти и информации РД Умаросмана Гаджиева необходимо вырабо­тать правильные схемы взаимо­действия пресс-служб и СМИ. «Сегодня в республике поставле­на задача ускоренного развития, коренного изменения всех сфер, и она не может быть решена без эффективного государственного управления. Эффективное управ­ление не может быть без откры­тости власти, без информацион­ного сопровождения», — считает Гаджиев.

К сожалению, сегодня в регио­не на экране порой вместо вдум­чивого серьёзного разговора о серьёзных повседневных про­блемах в общественно-полити­ческой и социально-экономиче­ской жизни на экране зачастую мелькают одни и те же кадры со всякого рода заседаний, фору­мов, совещаний и конференций. И надо честно признаться, что в последние годы очень плохой пример показывают федераль­ные телевизионные каналы, ко­торые явно перебарщивают в по­казе политиков, руководителей и чиновников самого высокого уровня. Официальных материа­лов в отдельных информацион­ных выпусков, практически на всех каналах, гораздо больше, чем сюжетов на самые актуаль­ные социально-экономические темы с мест.

Вывод один — в самое ближай­шее время необходимо менять такую тревожную ситуацию. При­чем, здесь проблема не, только и не столько во власти, сколько в не умении подать этот официоз не­стандартно, а творчески.

По словам известного даге­станского журналиста Алика Аб­дулгамидова: «Низкое качество и не гибкость государственных информационных коммуника­ций вынуждает граждан искать альтернативные способы удов­летворения своих потребностей в оперативной и актуальной ин­формации. Молодое поколение сегодня активно использует Ин­тернет и чуть ли не круглосуточно общается на форумах и в соци­альных сетях. И с каждым днем таких «зависимых» от всемирной паутины становится все больше и больше. А самое массовое и до­ступное СМИ – телевидение те­ряет позиции и авторитет в обще­стве. Таким образом, республи­канское информационное поле формируется не за счет местных государственных информацион­ных ресурсов, а за счет внешних информационных источников, иногда не корректных, а подчас просто враждебных по отноше­нию к республике. При такой ин­формационной политике вряд ли можно мобилизовать общество на решение стратегических про­грамм развития республики и подправить негативный имидж Дагестана».

Интернет-журналистика, инте­грируя в себе все возможности прессы, радио и телевидения, существует и определяется в вет­вящемся интерактивном гипер­тексте, пока не вполне доступном традиционным медиа. Сам факт появления интернет-журналисти­ки, как полагают исследователи, требует смены информационной парадигмы и реконцептуализа­ции даже таких базовых понятий как массмедиа, аудитория и сама коммуникация.

Так постепенно интернет как новая медиаплатформа предо­ставил СМИ не только новые способы подачи информации, но и инновационные стратегии про­движения медиабизнеса именно посредством механизмов соче­тания контента и его распростра­нения.

Теперь о самом главном – о до­верии к СМИ.

Социологические иследова­ния последних лет свидетель­ствуют, что почти 78 % респон­дентов используют федераль­ные каналы как основной ис­точник информации. На втором месте – региональное (местное) телевидение (63%). Интернет в качестве источника информа­ции предпочитают 86%. А вот уровень доверия к большинству источников информации, по данным ВЦИОМ, в течение по­следнего времени снижается. В первую очередь, это касается телевидения – как федерально­го (с 78 до 69% за два года), так и регионального (с 63 до 54%). Более того, сегодня региональ­ному телевидению доверяет только чуть более половины из тех, кто его смотрит. Эти циф­ры и факты наводят экспертов малого экрана на серьезные размышления. Создается впе­чатление, что от старых методов работы мы пытаемся уйти, к но­вым еще не пришли и застряли на перепутье, пытаясь казалось бы обрести свое относительно независимое лицо в жестком мире рыночных отношений.

Специальные структуры – от­делы писем и социологических исследований, существовавшие во многих государственных теле­радиокомпаниях многие годы, давно ликвидированы. Вот и по­лучается, что все мы работаем вслепую, не зная свою аудито­рию…

И, тем не менее, современное региональное телевидение обе­щает быть сложнее, но и инте­ресней, чем 20 лет назад. И здесь возникает вопрос: а сколько вре­мени нужно, чтобы телевидение сделать действительно совре­менным и объективным?

Ильман Субханович Алипулатов,

председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза РФ, член Общественной палаты РД