Еще раз о культуре

Культура — в переводе с латинского, culture-возделывание, воспитание, почитание. Культура общества это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального и духовного развития, гуманистического мировоззрения.

Культура Дагестана разнообразна, как деревья в саду. Это культура быта, семьи, гостеприимства, костюмов, обычаев, обрядов, письменного и устного творчества и многого другого, что видоизменилось с нашествием иностранных захватчиков арабов, татаро — монголов, турок сельджуков, Тамерлана, Надиршаха и наконец приход России в Дагестан. Говорят раньше в Дагестане существовал матриархат, а с приходом арабов возник патриархат. И каждый раз с появлением сильной власти, некоторые адаты и шариат видоизменились.

Так на протяжении многих веков сложился институт культурологии дагестанских народов.

В Дагестане около 33-х национальностей, и 11 из них имеют свою письменность, а остальные устное народное творчество, фольклор.

У каждого народа свои обряды, костюмы, культура быта, но их объединяет не только религия, но и многие сложившиеся веками обычаи и традиции.

Каждое поколение дагестанцев создавало свои культурные, духовные и материальные ценности. И сегодня, когда мы шагнули в 21 век когда для Дагестанцев все шире распахнуты ворота миро- вой цивилизации, мы теряем свою идентичность, менталитет, мораль, которые складывались у народов Дагестана веками. С изменением политического строя в стране, и созданием новой Конституции, где в статье №13 пункте 2 сказано:

«Никакая идеология не может, устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а в статье №29 пункт 5 сказано:

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена». Вот тебе и Юрьев день. Как же без идеологии и цензуры жить? В результате без этих законов за 30 лет моральные и нравственные ценности народов рухнули. В письменном творчестве появились книги разлагающие народ своей безнравственностью, в театре, в кинематографе сплошные пороки человечества.

Говорят, Дагестан богат своей национальной культурой. Это народно-прикладное искусство, фольклор, письменное наследие, театральное искусство, музыкальное творчество, изобразительное искусство, бытовая культура, правовая культура и многое другое, что отличает человека культурного от неандертальца, его нравственные и духовные идеалы.

Давайте рассмотрим каждый из этих разделов в отдельности.

Народно-прикладное искусство

С развалом Союза новое пра- ительство отпустило на вольные хлеба фабрики и комбинаты на- родных художественных промыс- лов. Это златокузнецы из Кубачи, чеканщики Гоцатля, деревообработчики Унцукуля, гончары Балхара, ковроделы Дербента, Табасаранского и Агульского районов. Эти отрасли в Советское время достигли больших высот, а сегодня они гибнут без государственной помощи. Ковроделие уже можно сказать погибло, навсегда, фабрики закрыты, потому что не обеспечиваются сырьём, т.е. шерстью, нитками, красителями, станками, нет социального пакета для работниц, не реализуется готовая продукция, а творческий труд ковровщиц адски трудный и сложный. В 2007 году на грант Президента России я снял фильм под названием «Искусство рождённое в горах» и тогда я впервые столкнулся воочию со всеми проблемами которые возникли у художественных промыслов Дагестана и России, ведь такие же проблемы испытывают и знаменитые «Хохлома», «Гжель», «Гусь хрустальный» и многие другие. Думаю, что после просмотра моего фильма в высших эшелонах власти множество просьб, заявление граждан и вышло два указа облегчающих налоговое бремя для художественных промыслов, но это не решило всех накопившихся проблем.

Фольклор – народное творчество

Оно живо, пока есть такие энтузиасты, как Мариян Велихановна Мугадова, заместитель Министра культуры Дагестана и директор Дома народного творчества. Её команда и единомышленники в районах делают все для пропаганды и развития этого народного искусства.. Нас радует, что это искусство пользуется большим успехом не только у нас, но и за рубежом. Хотелось бы большего внимания и материальной поддержки этому виду народного творчества. Ведь это наше прошлое, наши корни. Каждый ребенок должен знать историю, культуру своих предков, к сожалению, оно держится на плечах вот таких энтузиастов, как коллектив Дома народного творчество.

Письменное наследие – литература

В Советский период народ много читал потому, что существовал Социалистический реализм, была строгая цензура и государственная идеология. В Союзе писателей Дагестана было много творчески одаренных писателей, чьи произведения издавались тысячными тиражами, автор получал гонорар за труды, а государство брало на себя обязанность распространения и продажи книг. Сегодня этого нет и нет стимула у писателей вообще писать, издавать свои книги, а ведь мы всегда считали, что писатель это врач души. Сегодня душа народа очерствела без такого врача.

Театральное искусство

В Дагестане 11 государственных театров, это значит профессиональных. Но извините, у меня язык не поворачивается так их назвать. Последние профессиональные студии для национальных театров готовили в Москве, Ленинграде, Тбилиси и Ереване в 60-80 годы. Те артисты уже постарели, иные дав- но на пенсии, а в театре сегодня работают актеры из самодеятельности, буквально с улицы. Никто с ними толком не работает, не обучает профессии актера.

О том, что есть такие дисциплины, как актерское мастерство, сценическая речь, пластика, этика, эстетика, которые необходимы для профессии актера, в местных театрах только слышали.

А между тем, в Ростове-на-Дону пять лет уже работает филиал ВГИ- Ка, и обучают там актеров такие мастера как В.Фокин, Т. Акулова, Э. Ишмухамедов. И если озаботится Правительство Дагестана финансовой поддержкой, то положение в театрах можно в корне изменить.

Местные драматурги перестали писать пьесы потому,что или со- всем не оплачивается их труд или дают сущие гроши. Развалу театрального искусства причастно и духовенство, которое не разрешает показывать постановки в не- которых районных центрах и селах.

Главы муниципальных образований должны вести государственную политику, но часто не могут противиться воли имамов, а ведь у нас религия отделена от Государства. В Конституции прописано, что Российская Федерация светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, это по конституции, а на самом деле религия исподволь навязывает свои жизненные правила народу, диктует, как жить,а духовное и моральное очищение народа от этого, к сожалению не происходит.

Вот что сказал о религии французский философ Поль-Анри Голь- бах еще в 17 веке.

«Религия – это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущих. Каждый человек, который разумно рассуждает, скоро станет атеистом, ибо при помощи рас- суждений он придет к тому, что теология является набором небылиц, что религия противоречит всем признакам здравого смысла, и вносит неисправности в человеческое познание.

В мастерской печали (церковь, мечеть, синагога) несчастный человек создает призрак, из которого он создает себе бога».

Религия все больше и больше вмешивается в дела Государства. Я осуждаю членов Правительства, которые не верят ни в бога, ни в черта, а просто заигрывают с религией для того, чтобы собрать больше голосов на выборах, и отвлечь внимание народа от тотальной коррупций и беспредела в стране. Боюсь, это заигрывание может плохо кончится, если не разграничат полномочия государства и религии.

Музыкальное творчество

Серьезная музыка в Дагестане стала непопулярной, а вот низко- пробная попса под видом мимикрии из народных песен звучит переложенная на турецкую, индий- скую, азербайджанскую мелодии. Зрителя, отучили смотреть и слушать серьезные произведения, как образцы высокого искусства.

На стене филармонии висела афиша, где крупным шрифтом на- писано «Лакская жара», концерт лакской песни. Что же у нас тогда получается 33 жары, у каждого на- рода своя жара?

Это наглядный пример падения нашей культуры. Профессиональных композиторов в Дагестане осталось совсем немного. И их будет еще меньше, потому, что мы не готовим замены, не ищем таланты, а если находим, не продвигаем их в консерваторию потому, что обучение стало платным.

На культурное развитие одного дагестанца по бюджету министерства культуры Дагестана государство отпускает 333 рублей, тогда как в России 4-5 тысяч рублей, разница примерно в 15 раз больше. Вот и делайте вывод, как мы можем поднять культурный уровень дагестанца за 333 рубля.

В законе «О культуре» принятом Народным собранием Дагестана в статье №32 написано, цитирую: « Органы местного самоуправления способствуют творческим работникам и коллективам творческих работников в представлении помещений для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест необходимых для творческой деятельности.

Для выдающихся деятелей культуры и искусства, талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений органами Государственной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления могут учреждаться государственные (муниципальные) стипендии, призванные содействовать созданию новых произведений литературы и искусства»

Закон хорош,но он не действует. Дагестанское Республиканское отделение «Союз кинематографистов РФ» вот уже 18 лет без собственного помещения. Вынужден- но меняем пятый раз свой офис. Обращались к каждому руководителю республики, безрезультатно. А ведь, наше отделение считается одним из лучших в Российской Федерации и делает большую работу для Республики. За 30 лет после распада страны Советов я не слышал и не видел, чтобы, кто-нибудь из коллег по искусству получил бы государственную или муниципальную стипендию, может это информация за семью печатями?. Почему бы не обнародовать кому, сколько и за какие заслуги. У нас есть талантливая молодёжь, которая нуждается в государственной помощи, для работы над новыми произведениями, а так же поколение старших, которое заслуживает помощи для творчества, обогащая этим национальную культуру.

Изобразительное искусство

В Дагестане очень много художников, графиков и скульпторов, многие из них заслуженные деятели искусств Дагестана и России, есть члены Академии художеств РФ, но все они не востребованы. Нет регулярных государственных заказов, на картины, скульптуры. Следовательно, и этот вид искусства приходит к упадку. Во времена Советского Союза картины художников не только выставлялись на разных выставках, но Государство, музеи, учреждения приобретали их лучшие произведения. Сегодня художник, как и писатель не востребован государством, созидает в частном порядке, а это значит гибнет художественное творчество.

Культура гостеприимства

Мне в 60-90 годы в период киносъёмок приходилось бывать в разных районах и селах Дагестана, помню, каким был желанным в каждой сакле гость. Сегодня, если появится незваный гость на годекане, каждый старается, в смущении опустив стыдливо голову по- раньше уйти домой.

Это не от того, что горцы стали жадными негостеприимными, а от того, что нечем гостя угостить. Мы хвастаемся тем, что у нас 5 миллионов овец, а мясо на базаре 350 рублей кг. Будучи в горах по случаю киносъёмок я ни одной завидной отары не видел. На мое недоумение горцы поведали мне, что продавать баранов например в Иран стало выгоднее, чем дома, вот и вся, прав- да. Поэтому и нет былой культуры, горского гостеприимства.

Ликвидировав колхозы, совхозы, фабрики и заводы власть лишила людей работы, земли стали собственностью Госкомимущества, образовалась огромная армия безработных в городах и в горах, сёла пустеют, многие земли не обрабатываются, не вспаханы, города перенасыщены.

Сегодня Дагестан из донора превратился в дотационную республику, и живем мы на подачки центра, едим хлеб, выращенный чужими руками, а ведь дагестанский народ всегда отличался трудолюбием и особым гостеприимством.

Культура быта

В этой области вообще катастрофа. Произошла переориентация ценностей- духовных и моральных.

Люди разделились на классы – богатые и бедные. Вернее будет сказано на воров и честных . И те и другие стали черствыми, злыми, озабоченными, неуважительными друг к другу.

Женщина в доме у горца это святая неприкосновенность, а сегодня ее могут оскорбить, побить, изнасиловать и общество не осудит публично нарушителя, как это было в прошлом. В том ушедшем государстве нарушителя общественного порядка вначале осуждали в селении, пионеры, комсомол, партия, потом в районе и уже в итоге в республике. Поэтому и преступлений по Дагестану было мало.

Сегодня дети могут нагрубить родителям, старшим, не уступят место в транспорте, обидят девочек в школе и т.д. Нет той культуры воспитания, что была раньше. Нам старшему поколению есть с чем это сравнить.

Вот приморский бульвар, парк для людей но увы, трудно назвать его местом отдыха, скорее всего это базар развлечений в парке. На этой набережной четыре ресторана, два кафе и тридцать два торговых павильона.

Каждое утро проходя на море через парк я наблюдаю страшную картину- мусор, грязь, будто здесь побывали варвары.

Молодежь, лузгая семечки, употребляя пищу, напитки и мороженое свинячат, там же, где сидят. Противно не то ,что бы там садится, но и пройтись мимо таких оплеванных невеждами скамеек. Ах, молодёжь, молодёжь! Неужели не стыдно, так безобразно вести себя в обществе? Недавно, был в Баку, за три дня я ни разу не видел, ни мусороуборочных машин, ни уродливых ящиков для сбора мусора, как у нас, а город чистый, вымытый. Как потом я выяснил, коммунальные службы работают ночью, когда город спит. Не мешало бы и нам перенять опыт цивилизованных стран ,чтобы не создавать днем автодорожный коллапс. Дорожный ремонт коммуникаций и уборка мусора должна производится только ночью, и город был бы чист да и народ был бы спокоен.

Я полагаю, что новый глава администрации прошел акклиматизацию Махачкалы и наконец, наведет порядок, ведь в Москве, где он работал, этого безобразия нет.

Городской пляж – это лицо города, вся- кий приезжающий приходит сюда. Первое, что он видит надпись, что купаться нельзя, а почему? Куда смотрят органы надзора? Ведь только благодаря директору пляжа Магомедову Арсену поддерживается чисто- та и порядок, он просто вынужден, пустить на территорию пляжа торговые павильоны, чтобы как -то расплачиваться с наемными работниками за проделанную работу.

Снимая фильм о гибели Аграханского заповедника, я коснулся и Махачкалы, по по- воду загрязнения акватории Каспийского моря, так вот насчитал 18-коллекторов,это реки нечистот, которые ежедневно сбрасываются в море, а говорят их около 29.

Загрязненное море – это экологическая катастрофа, гибнет планктон, травится рыба, люди заражаются всякими болезнями.

Хотелось бы знать, о чем так долго думает Правительство Дагестана по этому поводу, что делается по строительству водоочистных сооружений?

Или это нужно только коренным дагестанцам?

Правовая культура

О ней я просто промолчу, здесь как и по всей России, полный беспредел. Нет ее этой правовой культуры и в обозримом будущем, наверное, не предвидится. В качестве примера хочу привести один случай.

У второго рынка постоянно курсируют несколько машин эвакуаторов.

Однажды я пришёл на рынок. Купив все, что мне надо было я стал на выходе ждать такси. Смотрю рядом работники полиции, загружают на эвакуатор автомобиль, не дожидаясь хозяина. Лихо за считанные минуты, погрузив машину уехали, через минуту приходит хозяин, пожилой мужчина, увидев, что машины нет, ему стало плохо, люди стали вызывать скорую. Я считаю и многие со мной согласятся, что это узаконенное государственное воровство чужого имущество, иначе не назовешь. Неужели нельзя, как это делают в цивилизованных странах послать штраф по почте, вместе с фотографией неправильной парковки, но не угонять машину, не травмировать людей. Ведь этим методом могут воспользоваться и настоящие воры под видом эвакуаторов. Говорят, что кое — кто сильно на этом наживается. Если это закон, то он противоречит главному закону страны — Конституции где чёрным по белому написано. «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности». А,что делается в судах? Как футбольный мяч гоняют судебные дела от районного судьи до верховного, также арбитражные и ни один судья не несет конкретной ответственности за вынесение неправильного решения. В Конституции сказано, что народ имеет право публично выражать свою волю или требования к правительству. В царской России был закон запрещающий полиции бить демонстрантов и только 4 марта 1901 года градоначальник Петербурга Клейгельс отдал приказ казакам бить демонстрантов нагайками у Казанского собора. Спустя 120 лет после описания этих событий в современной России повторяется то же самое, только сегодня на вооружении у полиции резиновые дубинки, слезоточивый газ и водомёты, не дают народу права на мирную демонстрацию протеста. Вот только, кто сегодня в роли градоначальника Клейгельса?

Я прожил много лет и видел расцвет культуры Дагестана во всех ее проявлениях. Я помню, какими законопослушными были дагестанцы, как нас уважали за нашу культуру, воспитанность, гостеприимство, а высокий патриотизм и за многие другие качества, а сегодня мы теряем свое благородное лицо.

Ах, как хочется вернуться в прошлое, где был закон для всех один, порядок и высокая культура.

Магомед Сулейманов,

председатель Дагестанского отделения Союза кинематографистов России