НЕГАСНУЩИЙ БЛЕСК БОЛЬШОГО ТАЛАНТА

(К 110-летию со дня рождения Амира Курбанова)

Сегодня это имя известно только знатокам театрального искусства. Но в свое время – оно, что называ­ется, гремело и олицетворяло со­бой все самое яркое и талантливое в дагестанском театре. Причем во всех его ипостасях – актерском, драматургическим и режиссер­ском. Природа щедро одарила его талантами, но судьба преподнес­ла ему несколько горьких уроков. Хотя – жизнь его пришлась на та­кое время, когда многие его ро­весники испытали на себе право­ту русской пословицы: «От сумы и тюрьмы не зарекайся…».

Как сообщают справочники, Амир Абакарович Курбанов родился 23 де­кабря 1909, в селении Нижний Джен­гутай, Темир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области, (ныне Буйнак­ского района Дагестана) в простой, крестьянской семье.

Родителей Амир лишился рано: мать Дагибат умерла в 1916 году, когда ему еще не было и семи лет. Недолго про­жил после этого и его отец Абакар ак­тивный участник Гражданской войны, в 1920 году он скончался от ран, нанесен­ных ему белогвардейцами Деникина. Два брата, Амир, Нажмутдин и пятеро сестёр Умайгьанат, Апам, Хасайбат, Па­тимат, Жахбат, остались сиротами. В 1921 году Амира «подобрали» красно­армейцы 11-й Армии. Бойкий, острый на язык, неутомимый на выдумки юно­ша понравился им и они определили его в детский дом в селении Дженгутай… Удивительно, что в таком захолустье в то время в Дагестане функционировал Детский дом, но так оно было. Там Амир Курбанов воспитывался до 1923 года, после его перевели в Буйнакский дет­дом №2, где он учился до 1925 года, а позже поступил в Буйнакский Педаго­гический техникум. В 1926 году Амир переводится в театральный техникум, который заканчивает в 1930 году. Затем Амир едет в Ленинград и становится студентом Рабфака при Академии худо­жеств, после его окончания в 1932 году по 1937 год работает режиссером и ак­тером в Кумыкском театре. То есть, он стоял у самого истока зарождения Ку­мыкского и Дагестанского театрально­го искусства, уже лишь этим заслужи­вая похвал и поощрений! Однако время было такое, что под каток репрессий попадали и более известные и значи­мые фигуры. Увы, талант и регалии не спасли Амира, в октябре 1937 года он был арестован органами НКВД. Целых семь лет провел он в заточения, толь­ко в начале 1944 года его освободили в связи с прекращением уголовного дела и установлением его невиновности в предъявленных ему обвинениях. Каких титанических усилий стоило это его жене и друзьям – я расскажу позже.

Любопытно, что среди людей, кото­рые впоследствии стали видными по­литическими, культурными, научны­ми деятелями очень много воспитан­ников детских домов. Такой же путь прошел и Амир Курбанов, возможно, этим объясняется его необычайная простота в общении с людьми, его отзывчивость и готовность поделить­ся последним с каждым, кто в этом нуждался. Да и сам выбор профес­сии – театр, деятельность которая по определению предназначена людям, обществу, также подтверждают это. После окончания театральной сту­дии, Амир Курбанов участвует в ор­ганизации Кумыкского музыкально-драматического театра.

Как видим, театр, театральные под­мостки стали родными для него в столь раннем возрасте, что можно говорить о его истинном призвании.

Как это часто бывает, люди одарен­ные в одной области искусства, име­ют способности и в других, смежных областях. Амир был именно из таких: он был талантливый драматург, писа­тель. Литературную деятельность он начал в 1929 году, в 1947 году был при­нят в члены Союза Писателей СССР! По тем временам – это было большим признанием и достижением.

В 1955 году Курбанов удостоен зва­ния Заслуженный деятель искусств ДАССР. А спустя всего четыре года, в 1959 году, ему присваивают звание На­родного артиста Дагестанской АССР. Сегодня любой источник по истории Дагестанского театра сообщит вам, что Амир Курбанов является «одним из основоположников кумыкской и дагестанской драматургии».

 

Скажем чуть подробнее о траги­ческой странице биографии Амира Курбанова, когда он в 1937 году был арестован, признан «врагом народа» и сослан в Архангельскую область, где располагался Северный желез­нодорожный исправительно-трудо­вой лагерь НКВД. В том, что удалось доказать невиновность Амира и до­биться его освобождения огромная заслуга его жены, актрисы Кумыкско­го театра Ушкият Сафар-Алиевой. Она писала в разные инстанции, убеждая, что достаточно более внимательно вникнуть в дело мужа, чтобы увидеть всю абсурдность, предъявляемых ему обвинений… Однако никаких положи­тельных ответов она так и не получила. Тогда она решается написать самому Председателю Президиума Верховно­го Совета СССР Калинину! Она трога­тельно и аргументировано убеждает в своем письме Михаила Ивановича в том, что арест ее мужа – огромная ошибка, что он честный человек, гражданин, преданный высоким идеалам Советской Родины. Но и Всесоюзный староста так же не отозвался на ее крик души, который, казалось был «криком вопиющего в пустыне», как это очень часто случалось в то время…

Но Ушкият была не из тех, кто складывает руки и предается унынию. Она едет в Москву пробиваться на прием к Калинину. В этом решении ее поддерживает знаменитый кумыкский певец Татам Мурадов, который был лично близко знаком с Михаилом Калинином и провел много времени в кругу с Все- союзным старостой. Дело в том, что Калинин, страдая астмой, частенько приезжал в Дагестан, где он в двух его высокогорных селениях, то в Гунибе, то в Чохе лечился целебным воздухом Страны Гор. Его принимал здесь председатель СНК Дагестана Джелал-Эд- Дин Коркмасов, заботливо опекая эту живую легенду Октябрьской революции. Коркмасов и познакомил Татама с Калинином. Зная, что тот любит музы- ку, песню, особенно романсы, Джелал- Эд-Дин поручил великому вокалисту скрашивать досуг высокого гостя, де- лая упор на своем певческом таланте. Надо сказать, что Калинин был восхищен искусством Татама Мурадова, и даже, шутя, говорил, что целебным для него наряду с воздухом Дагестана был и голос Татама…

Памятуя про это, Татам, хотя и не без колебаний, решается обратиться к Михаилу Ивановичу с просьбой принять и выслушать жену несправедливо, по чудовищной ошибке арестованного Амира Курбанова и помочь восстановлению справедливости. Калинин не смог отказать своему любимцу и Ушкият оказывается на приеме у Михаила Ивановича. Выслушав ее аргументы, изучив страницы обвинения актера и драматурга, Калинин добивается до- срочного освобождения Курбанова в 1944 году.

Отдавая должное гуманизму и чело- веческой доброте Калинина, хочется сказать сердечное спасибо и Татаму Мурадову и низко поклониться Ушкият Сафар-Алиевой за такую преданность своей любви и супружескому долгу.

Понятно, что в тюрьме Амиру Курбанову жилось вовсе не сладко, так же, как и всем остальным, кто попал под жернова репрессий. Он не любил вспоминать это время, и нам мало что известно о том, что он чувствовал и переживал, находясь в далекой Сибири. Но один эпизод из его тюремной одиссеи мы знаем.

Однажды, когда их, арестованных, по заведенному порядку вывели на прогулку во двор тюрьмы, он в веренице прохожих увидел знакомое лицо. От неожиданности замешкался и не сразу узнал его. А это был его хороший знакомый, кумыкский писатель организатор и первый Председатель Союза писателей Дагестана ,Нарком просвещения Багаутдин Астемиров. Когда первый шок от удивления прошел, Амир, устремив на друга горящий взгляд, спросил его по-кумыкски: «Багаутдин, как ты? Здоровье, настроение?». «Как гвоздь!», — ответил ему тот, выставив оба больших пальца вверх. Ни один мускул не дрогнул на его лице, он был спокоен и держался с достоинством, вел себя так же, как был всегда — на свободе, дома и на работе.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДРУЗЕЙ И КОЛЛЕГ

Вспоминает Гамид Рустамов: «Амир Курбанов был очень талантливый и работоспособный актер, обладавший богатым сценическим дарованием. Он блестяще воплотил на сцене слож- ные образы Отелло, Хаджи-Мурата по одноименной повести Льва Толстого, Алыпкача в спектакле «Под деревом» Гамида Рустамова. Эти роли пользовались большим успехом у зрителей городов Северного Кавказа: Нальчика, Орджоникидзе, Грозного, а также Москвы и Ленинграда. В роли Алыпкача проявился блестящий комический талант Амира.

Он добивался такой степени досто- верности образа, что зрители искренне любили героев Курбанова, верили им, ставили их в пример… Великолепен образ чавуша, созданный Амиром Курбановым, в спектакле «Молла Насретдин». Он настолько ярок, характерен, богат красками, что ставит его на один уровень с бессмертным образом самого Моллы Насретдина…».

Действительно, актеры старшего поколения, знавшие Амира Курбанова, видевшие его роли, признавали, что он очень серьезно относился к работе над ними, подходил к ним творчески, мог на ходу сымпровизировать, что- то добавить или что-то убавить, но не просто так, не ради галочки, а всегда уместно и кстати. Шлифовал свои роли постоянно и тщательно. Что же касается роли чавуша, то все в один голос говорили, что это — одна из уникальных актерских работ своего времени. Да и ныне остается образцом для подражания.

«Амира Курбанова, — продолжает свои воспоминания Гамид Алиевич, — в театре все звали «актер-шахтер», так как он углублялся в психологию свое- го героя, пытался дойти до самой ее сути… Работать с ним было и легко, и трудно, потому что у него был со- всем иной подход как к своей роли, так и к произведению в целом. Это я объясняю тем, что он был не только актер, лицо, которое непосредствен- но воплощает роль, но и талантливый режиссер и драматург, которые охватывают своим умозрением все произведение в целом! Это было огромное преимущество для самого Амира Курбанова, но усложняло работу остальных участников спектакля, не обладавших той же широтой взгляда, какой обладал Амир…».

О том же, о взаимозависимости трех ипостасей – актер, режиссер, драматург – их сочетании в личности Курбанова говорил и народный артист РСФСР Алим Курумов. Об этом я слышал от самого Алима Салимхановича. Это было осенью 1973 года. Гуляя по своей при- вычке, в свободное время от занятий по Приморскому парку, я увидел Ахмеда Амирханова и Алима Курумова, они о чем-то беседовали на скамейке. Я по- здоровался с ними и, не желая мешать их разговору, хотел пройти дальше. Но Амирханов, который был моим близким знакомым, остановил меня: «Ты знаешь кто сидит рядом со мной» — спросил он меня кивнув на соседа. Конечно, — ответил я, кто же в Дагестане не знает Алима Курумова?! Мое утвердительное высказывание очень понравилось Курумову. А кого ты еще знаешь в театре, молодой человек? — спросил он с приятной улыбкой. Я ответил, что знаком с Тажутдином Гаджиевым, Барият Мурадовой, Амиром Курбановым. Услышав имя Курбанова, он разом оживился. Садись-ка рядом, потребовал он — я расскажу тебе про Амира. Вы не против, если буду записывать? — спросил я мэтра. Пожалуйста, сразу же согласился он. Я буду говорить медленно, что бы ты успевал… «Амир Абакарович Курбанов, торжественно начал Курумов — был талантливым актером, драматургом и режиссером. Он обладал большой фантазией и неутомимым темпераментом и всегда находил смелые решения для воплощения своих художественных замыслов. Нередкое явление в театре, когда актер, драматург и режиссер предстают в одном лице. Столь же не- редки и случаи, когда одна из этих ипостасей хромает в сравнении с другой. Часто такой, единый в трех лицах творец, будучи хорошим актером – оказывается плохим режиссером, или наоборот. Отличный драматург предстает никудышным режиссером и т.д. В случае с Курбановым все три эти ипостаси были равноценны и равновелики друг другу. Он был прекрасный и актер, и драматург, и режиссер!.

Одной из отличительных черт Ами- ра Курбанова, как режиссера, — считал Курумов, — была установка на поиск и выявление нового в уже хорошо из- вестном и вроде устоявшемся. Вот он ставил пьесу Ширван-Заде «Намус», в которой сам исполнял роль Сейрана. Казалось бы, одна из чудесных пьес армянской классики, вполне завершенное драматургическое произведение, в котором ничего ни убавить, ни прибавить… Но Амир Курбанов все-таки прибавил! Да так прибавил, что спектакль заиграл новыми красками. Я имею в виду то место, где Сейрану, заночевавшему в караван-сарае, снятся кошмары. Курбанов инсценировал это место, воспроизведя в образах все эти кошмары, и очень эффектно ввел целую картину в почти готовый спектакль». Эффект был потрясающий!

Или взять одну из лучших пьес Алим-Паши Салаватова, имя которое сейчас носит Кумыкский Музыкально-драматический театр, «Красные партизаны», в которой Амир Абакарович создал образ командира партизанского отряда. Финальная сцена этого спектакля – видимо, в силу плохого знакомства драматурга с сценическими закона- ми, была неубедительной, вялой. Пока Амир Курбанов не включил свою фан- тазию и с помощью двух-трех ярких и точных деталей придал этой картине подлинно сценическое звучание…»

Амир Абакарович был не из тех актеров, которые слепо исполняли все предписания режиссера, он самостоятельно, добавлял в роль свои перчинки и искринки, так что все обретало живость, натуральность и убедительность.

Нельзя сказать, что в творчестве Курбанова все было хорошо и гладко, как говорят, без сучка, без задоринки. Наряду с достижениями и взлетами бывали у него и падения и досадные неудачи. Но он умел признавать свои ошибки и упорным трудом превращал их в новые высоты литературы и искусства. Курумов вспоминает один эпизод, ярко иллюстрирующий эту его мысль. «Помню, как-то он решил про- читать свою новую пьесу в узком кругу своих коллег. По-моему, нас было человек пять-шесть на этом чтении. Пье- са еще не имела даже названия, была сырой, слабой, на что мы все автору и указали, причем в достаточно резкой форме. Амир Абакарович терпеливо выслушал нашу критику, поблагодарил нас за откровенность, свернул свои листы и сказал: «Что бы вы ни говори- ли, а я все равно сделаю из нее отличную пьесу!». Не прошло и месяца, как он вновь читал нам ее, но теперь она неузнаваемо изменилась, стала живой, динамичной, драматичной и т.п. Теперь она уже имела название – это та самая «Свадьба Кайтмаса», которая долгое время не сходила с подмостков, став одним из любимых спектаклей зрителя.

Вряд ли можно перечислить всю галерею образов, созданных Амиром Курбановым за его творческую жизнь на сцене Кумыкского театра. Да это и не обязательно, достаточно назвать некоторые из них, запомнившиеся надолго, а может, на всю жизнь теми, кому довелось их увидеть, чтобы иметь представление об актере-мастере, актере-шахтере, творце большого темперамента и мысли. Разве можно забыть образ Хаджи-Мурата, или уже упоминавшийся нами выше образ Бо- лата из «Красных партизан» Алим Паши Салаватова, скромного аульского юношу, выросшего к финалу спектакля в пламенного вожака партизанского движения. А Надир-шах из «Андалала» М. Хуршилова, Сейран из «Намуса» Ширвазаде, позднее Бархудар в той же пьесе, чавуш в «Молла-Насрет- дине», часовщик в «Кремлевских курантах», полубезумный хан в «Черные волосы» Салаватова и многие другие. Особо следует отметить образ Отелло Шекспира, впервые созданный на дагестанской сцене Курбановым в 1934 году. В нем с особой яркостью прояви- лись мастерство и темперамент актера. «Я помню первый спектакль «От- елло», в котором мне пришлось играть с Амиром, — вспоминает Курумов. – Я играл в нем Яго. Там есть сцена, где Яго своими кознями вселяет в Отелло сомнения в верности любимой им Дез- демоны и доводит его до бешенства… И в этот момент Отелло-Амир бросается на Яго, то есть на меня, хватает меня за плечи и толкает мою голову книзу, и, постепенно переводя руки по моему горлу, начинает меня душить… Откровенно говоря, мне становилось страшно в это время. Тем более, что я не имел права сопротивляться. Мне казалось, что он меня сейчас задушит или, в лучшем случае, временно вы- ведет из строя и я не смогу доиграть спектакль…».

Многие артисты Кумыкского театра обязаны Амиру Курбанову, как драматургу и режиссеру, своей карьерой. За долгий период работы в нем он воспитал много хороших актеров. Одним из лучших его учеников был народный артист РСФСР Тажутдин Гаджиев.

Отметим и его неустанную помощь молодым начинающим драматургам, чьи пьесы в результате с успехом шли на сцене Кумыкского и других театров Дагестана. Наряду с признанием большого значения Курабнова, необъятной творческой деятельности его, с чувством большой нежности вспоминаются и чудачества в его характере, внезапные скачки настроений, в чем проявлялись свойства его горячей на- туры. Чудесный товарищ и друг, всегда безупречно скромный, искренний, лишенный какой-либо расчетливости или корыстных побуждений.

Последние два-три года здоровье Амира Абакаровича было очень слабым и часто выводило из строя, как актера, физическое напряжение приводило его к усталости. В силу чего он предпочитал литературную деятельность.

В 1966 году 12 июля Амира Курба- нова не стало. И тем обиднее, что его уход из жизни не явился следствием его плохого здоровья, он трагически погиб от нелепой случайности – удара электрическим током.

Уже почти полвека, как с нами нет Амира Курбанова. Но его пьесы, образы, созданные им, живы и продолжают волновать нас и внушать нам веру в красоту человеческой души и величие человеческого духа. Я уверен, что па-мять об Амире Абакаровиче – человеке и артисте – сохранится в сердцах всех, кто любит театр, верит в целительную и воспитательную силу искусства, понимает и ценит его вклад в ход и развитие нашей жизни.

Гусейн Адилов