Роль гражданского общества в противостоянии коррупции

Коррупция по своей сути явля­ется сложным социально-полити­ческим явлением, соединяющим в себе имеющиеся противоречия, достигшие в России, в том числе в Дагестане, уровня конфликта. Рост коррупции происходит на фоне об­щего роста числа ее проявлений в мире.

Известно, что коррупция суще­ствует во всех странах мира. Во­прос только в том, в каких масшта­бах и формах. Некоррупционных стран или государств в принципе не было и быть не может. В сегод­няшней России масштабы корруп­ции не самые большие в мире, но отмечается устойчивая тенденция ее роста. Данный факт можно про­следить на фоне оценок коррумпи­рованности стран мира.

Если в 1999 г. из 99 государств мира Россия заняла 83-е место и усерднее ее взятки брали в таких странах, как Нигерия, Индонезия, Азербайджан, Югославия, Кения, Уганда, Пакистан, Киргизия, Гру­зия и т.д., то в 2016 году Россия заняла 90-е место в списке 146 стран.

Говоря о роли коррупции как факторе организованной преступ­ности в Дагестане, следует от­метить, что Дагестан имеет здесь менее криминальный потенциал. Коррупция в республике не столь­ко средство, сколько основной фактор организованной преступ­ности, где последняя носит струк­турно-клановый характер, а кланы выстраиваются по лидеру, кото­рый, как правило, является чинов­ником.

В Дагестане коррупция начина­ет проникать все глубже во власть. Как и в других регионах, вместо демократизации власти в Дагеста­не развернулась жестко агрессив­ная борьба за доступ к ней, что, по местным меркам, прежде всего, подразумевает контроль за деле­жом общенародной собственно­сти. Такой подход предопределяет не только местную «концепцию» реформ, но и кадровое качество властных структур, где правят ба­лом люди, имеющие весьма по­верхностное и примитивное поня­тие о функциях органов власти и управления.

Коррупция в Дагестане пред­ставляет серьезную опасность для общества, многие дагестан­цы утверждают, что стала источ­ником дохода для большой части руководителей, представителей законодательных органов, по­литических партий, она стала обыденным явлением. Речь идет о банальных взятках, не о тяже­лой болезни, разъедающей нашу экономику и разлагающей все общество. Но все же коррупция оказывает отрицательное вли­яние на развитие экономики и культуры Дагестана. Поэтому с ней надо нашему гражданскому обществу и ее структурам вести систематическую борьбу по всем направлениям. Следует отметить, что в последнее время в Дагеста­не активизировалась работа по борьбе с коррупцией. Глава ре­спублики Владимир Васильев на состоявшемся в Махачкале фору­ме «Эффективные меры противо­действия коррупции» выступил с предложением о необходимости назначить в муниципалитетах, министерствах и ведомствах ак­тикоррупционных комиссаров. По его мнению, выбирать их надо от­крыто и они должны функциональ­но подчиняться Управлению по вопросам противодействия кор­рупции, оперативного управления и контроля Администрации Главы и Правительства Республики Да­гестан.

По мнению Васильева Влади­мира Абуалиевича, «в республике принимаются серьезные меры по борьбе с коррупцией и проделано много работы по противодействию коррупции. Освобождены от за­нимаемых должностей многие ру­ководители различных ведомств, органов исполнительной власти, правоохранительных структур, образовательных, социальных и медицинских учреждений, муни­ципалитетов. Работа в этом плане должна быть каждодневная на всех уровнях и во всех сферах, иначе не победить эту болезнь».

Однако указанные меры далеко не достаточны для преодоления такого массового социального порока, как коррупция, с которой должны активно бороться не толь­ко власть, но и народ.

Министр внутренних дел по РД Магомедов Абдурашид Магоме­дович на заседании Комиссии по координации работы по противо­действию коррупции в Дагестане сказал, что бюджетные средства по-прежнему являются основным объектом преступных посяга­тельств.

Глава республики Васильев от­метил, что коррупция подрывает доверие общества к разным ми­нистерствам, учреждениям, в том числе к медицине в целом. «Врачи не должны ставить личные интере­сы выше интересов больного че­ловека. Люди верят, что основная цель здравоохранения – исцелять, а не наживаться на здоровье», – подчеркнул он.

Современные коррупция и тер­роризм в мире представляют со­бой разветвленную и хорошо от­лаженную систему, обладающую огромными финансовыми и люд­скими ресурсами, управляемую из международных центров. Они многогранны в своих формах, ма­скируются и прикрываются раз­личными идеологическими и по­литическими доктринами, в том числе религией, чем наносят не­поправимый вред устоявшимся общественным ценностям челове­чества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека. Про­тиводействие терроризму и кор­рупции в Российской Федерации, а также Дагестане – одна из наи­более важных задач обеспечения безопасности на уровне граждан­ского общества и государства.

Как отметил Президент Россий­ской Федерации Владимир Путин, «коррупция и терроризм превра­тились в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интере­сам личности, общества и госу­дарства. Коррупция и ее крайняя форма – терроризм – это не ло­кальная и даже не региональная форма сегодня, а уже достаточно масштабное общероссийское яв­ление».

Учитывая нарастание явления коррупции в нашей стране, борь­ба с этим социальным злом в Да­гестане превратилась сегодня в общегосударственную, общенаци­ональную, общедагестанскую про­блему, требующую обеспечения безопасности страны. Все это тре­бует создания общегражданской и общегосударственной системы мер борьбы с ней, которая должна включать в себя организационно- политические, правовые, воспи­тательные и специальные меры, в том числе использование воз­действия институтов гражданского общества.

Профилактика коррупции и экс­тремизма – задача не только го­сударства, но и в немалой степени всех представителей гражданско­го общества Дагестана. Данная работа зависит от деятельности общественных и религиозных ор­ганизаций, выступающих как ин­струмент утверждения мира.

Основой гражданского общества является развитие общественных институтов. Коррупция расцветает там, где государственная система потеряла право называться спра­ведливой, и там, где слабо разви­ты институты гражданского обще­ства. Если мы видим, что в районах Дагестана развиты институты пра­ва собственности на землю, права бизнеса, развития крестьянско- фермерских хозяйств, то там на­много меньше коррупционных на­рушений. У нас есть возможность использовать институты дагестан­ских традиций и джамаатов. Их ак­тивнее используют в селах районов республики. При их использовании в полной мере у нас уменьшает­ся число проявлений коррупции и уровень агрессии. Но мы не всегда используем наши институты при­мирения в воспитании молодежи. Дагестанская молодежь в горных районах должна учиться не только стрелять, драться, но и примире­нию, учиться на примерах наших отцовских традиций.

Необходимо при поддержке и помощи министерств образова­ния, культуры и по делам молоде­жи Республики Дагестан создать в школах, культучреждениях, вузах Дагестана службы использова­ния прошлых традиций, обрядов, службы примирения в целях вос­питания подрастающего поколе­ния.

В соответствии с Федераль­ным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муници­пальные образования участвуют в профилактике терроризма, кор­рупции в границах, на территори­ях муниципального образования. Приоритетными в этой работе являются предупредительные меры. Работу можно успешно проводить только совместными усилиями глав администраций, правоохранительных органов, при содействии трудовых коллективов и общественности. Поэтому глав­ная задача всех государствен­ных структур, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных орга­низаций, всех слоев населения – вместе, сообща бороться с этим злом. Надо работать на опереже­ние, чтобы потом не сражаться с последствиями. Примером об­разцовой работы могут служить Гунибский, Цунтинский, Дахада­евский, Карабудахкентский, Дер­бентский районы и др.

Для победы над коррупцией, из­бавления от опаснейших негатив­ных социальных явлений необхо­димо объединение всех сил обще­ства, разумное их использование, необходима духовно-нравствен­ная и психологическая работа с молодежью.

Участие гражданского общества в противодействии коррупции со­стоит в том, чтобы раскрыть назна­чение и сущность того, что выдает­ся за «конфликт», а по сути являет­ся преступностью и бандитизмом. Гражданскому обществу важно осознать, что коррупционеры и их пособники живут в данном обще­стве, подвержены его информаци­онному, эмоциональному и психо­логическому воздействию. А само информационно-психологическое влияние общества может быть по своей форме различным. Важно, чтобы оно было направлено на не­терпимость к любому роду и виду проявлений ненависти и насилия внутри общества, обличение пре­ступной сущности коррупции.

Вместе с тем отечественный и мировой опыт противодействия коррупции показывает, что идео­логия насилия начинает широко распространяться тогда, когда на­ходит поддержку в обществе. Та­ким образом, основная задача в современных условиях – создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов – носителей и ка­налов распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного со­знания, исключающего саму воз­можность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского об­щества, научного и бизнес-сооб­щества, образовательные струк­туры и средства массовой инфор­мации.

Указанные институты, являясь органической частью общества, имеют достаточный набор ин­струментов воздействия на обще­ственное сознание, порой больше, чем государство. На современном этапе задача заключается в том, чтобы наши институты граждан­ского общества, научного, образо­вательного и бизнес-сообщества, СМИ могли бы более активно под­ключиться к антикоррупционной деятельности государства и вне­сти свой значимый вклад в дело за­щиты граждан России, в том числе Дагестана, от коррупционных по­сягательств.

Совсем недавно Дагестан стал первым кавказским регионом, в котором развернули массовую зачистку действующей власти. Чистки кадров в республике про­должаются, и специально сформи­рованная комиссия из московских прокуроров и силовиков возбуди­ла десятки уголовных дел. В ходе масштабной проверки следовате­ли нашли много нарушений, начи­ная с фактов коррупции, кумовства и заканчивая скрытыми убийства­ми и терактами. Выводы комиссии неутешительны. « В Дагестане, как и в других республиках Северного Кавказа, коррупция проникла в от­дельных городах и районах почти во все сферы общественных отно­шений и приобрела в республике системный характер», – сообщил зам. генпрокурора России Иван Сыдорук. В Дагестане было про­верено более 25 министерств, ве­домств, муниципальных образо­ваний и выявлено более 350 нару­шений антикоррупционного зако­нодательства. Возбуждено около 450 административных и более 70 уголовных дел.

Самой коррумпированной об­ластью комиссия назвала сферу строительства и торговли. Распро­странены случаи захвата земель для строительства, в том числе го­сударственных и муниципальных. Вокруг этого вопроса развернута борьба. «Мы победили бандитизм и терроризм. Сейчас надо побе­дить коррупцию», – подчеркнул на одном из совещаний Глава Респу­блики Дагестан Владимир Васи­льев.

На сегодняшний день борьба с коррупцией является одним из важнейших направлений деятель­ности властей. Президент Путин своим Указом утвердил Нацио­нальный план по противодействию коррупции на ближайшие годы. В этом программном документе речь идет о создании подразделения, координирующего мероприятия по противодействию коррупционным нарушениям в судейском корпусе и аппаратах судов. Владимир Пу­тин призывает «продолжить работу по формированию в обществе не­терпимого отношения к коррупци­онности поведения».

Наша общая цель состоит в том, чтобы коррупция и терроризм были дискредитированы в обще­ственном сознании, чтобы в нем глубоко укоренилось категориче­ское неприятие насилия, еще бо­лее упорядочились традиционные для наших народов ценности меж­национального согласия, веротер­пимости, патриотизма и социаль­ной солидарности, глубокое пони­мание нашей общей ответствен­ности за судьбу и будущее России, Дагестана.

Многие эксперты отмечают, что «механизмом взаимодействия гражданского общества и госу­дарства является коммуникация. Через нее осуществляется обмен различными информационными продуктами, сначала на междуна­родном уровне – среди индиви­дов, граждан, затем между различ­ными социальными группами и, наконец, в сфере взаимодействия гражданского общества и государ­ства. Только диалог способен обе­спечить взаимопонимание и вза­имодействие власти и общества, решить проблему социального со­гласия».

А как обстоит ситуация у нас в Дагестане? Официальная стати­стика такова, что по количеству не­коммерческих объединений наша республика отстает от многих дру­гих регионов страны, опережая лишь Чечню и Ингушетию. Из 3560 зарегистрированных обществен­ных организаций реально действу­ющих не так много (100-120). А это значит, что надо стимулировать рост числа разного рода обще­ственных объединений.

Конечно, на сегодняшний день можно констатировать недоста­точную скоординированность в де­ятельности общественных органи­заций как сегментов гражданского общества в борьбе с коррупцией, что, к сожалению, не позволяет говорить об их высокой эффектив­ности.

Для ликвидации коррупционной деятельности в стране, республи­ке необходимо создать антикор­рупционную коалицию. Мы счи­таем: чтобы формировать проект Гражданской коалиции (ГК), сле­дует объединить ряд либеральных партий и общественных движений. По информации экспертов, «граж­данских активистов», выступаю­щих за ее создание, в стране не­мало. Беда в том, что они еще раз­рознены – по отдельным группам, политическим и идеологическим квартирам, хотя у нас общая цель – кардинальное изменение поли­тической ситуации в стране.

На наш взгляд, для борьбы с кор­рупцией необходимо: прием на работу госслужащих, работников правоохранительных органов про­водить на строго конкурсной осно­ве; целесообразно создать право­вой и организационный механизм, направленный на выявление и пре­сечение взяточничества.

В конце можно сказать, что пока еще не удалось ликвидировать угрозу коррупции в республике, не удалось стабилизировать рост преступности, но правоохрани­тельные органы твердо заявля­ют, что криминал в республике не правит. Коррупции, терроризму, религиозному экстремизму по­ставлен надежный заслон. Уда­лось добиться существенных успехов в профилактике и рас­крытии тяжких преступлений, за­метно снизить вооруженную пре­ступность.

По утверждению независимых экспертов, уровень коррупции можно снизить и ликвидировать только при регулярной смене вла­сти на всех уровнях, наличии в об­ществе свободных СМИ и зрелости гражданского общества. И должна быть у руководителей политиче­ская воля по наведению порядка в этом вопросе! Воля и, что немало­важно, личный пример скромности руководителей и чиновников в со­блюдении законов и образцовое служение народу.

Патимат Гаджиева,

преподаватель истории,

журналист