«Во имя жизни на земле»

Из материалов поэта и журналиста Яхи Апачевны Завуровой

 

О природе

 

Я хочу поделиться своими мыс­лями и восхищением проявлениям природы.

Говорят, что чудеса бывают толь­ко в сказках. Да! Только это удиви­тельная, прекрасная сказка назы­вается – Жизнь, со всеми сочета­ющимися, взаимодействующими проявлениями под называнием Природа. Планета Земля, которую подарил нам, живым организмам Всевышний Творец. Приведу не­сколько примеров моих наблюде­ний.

Погода была ясная, с лёгким ве­терком, а небо… небо было просто сказочным! По воздушной синеве проплывали облака, будто разные животные, пингвины, моржи, птицы. Вот из-за горы показался огромный белый медведь, потом появились лошади, у них от дуновения ветра гривы чуть-чуть трепетали, за ними белые барашки, плывут по небу, как по речной глади. День клонился к закату, а чудные облака всё плыли и плыли… Далеко за горизонт.

В неведомые нам дали…

Разве не чудо?! Среди ясного дня показалось небольшое облако, которое пролилось коротким, тё­плым дождём, после образовалась семицветная радуга, на удивление детям и взрослым.

Первый пушистый снег… Цветы многообразные, неповторимые, прекрасные, бабочки порхающие над каждым цветком, такие лёгкие, как дыхание!

Да вся наша природа – это чудо дающее человеку силы жить, тво­рить и любить!

Однажды во дворе ранним ве­сенним утром, я любовалась обильно растущими, ярко красны­ми тюльпанами и аккуратно среза­ла себе небольшой букет. Постави­ла их в вазу, в течении дня занима­лась домашними делами и глядя на цветы, ласково разговаривала с ними, прикасаясь кончиками тё­плых пальцев, гладила нежные, бархатные бутоны. Закончив свои дела, сорвала несколько листьев мяты, растущей во дворе для чая, прося у неё прощения.

Села пить мятный чай, а передо мной ваза с букетом. Цветы ещё не раскрылись, были сжаты в тугие бутоны. Красота и лёгкий аромат­ный запах свежести очаровывал и завораживал меня. Глядя на них, любуясь, я продолжала своё ча­епитие. Вдруг на моих глазах два бутона раскрылись, и преврати­лись в прелестные, насыщенно – красные цветки, с чёрными, бар­хатными тычинками в самом серд­це. Я, даже немного испугалась от неожиданности, ведь я никогда не наблюдала такого чудесного пре­вращение бутона в цветок.

Я была в восторге, когда впервые увидела как гусеница шелкопряда, прятала себя в кокон и вылетала белой прелестной бабочкой. Смо­тришь на всю эту дивную, пышную красоту природы, и дух захватывает!

А еще, кажется, что она продле­вает молодость и жизнь…

Ведь весь этот дар природы, что имеет человечество, от Творца!

С начала весны и до самого конца осени, часто вижу отдыхающих на берегу канала им. Дзержинского, где имеется узкий гидроизмери­тельный мост, это рабочее место, чистое ухоженное. Но после от­дыхающих людей на берегу кана­ла, которые ведут себя недостой­но, безжалостно по отношению к природе, срубая ветки и калеча деревья и очень красивые кустар­ники гребенщика, которые кормят многочисленных насекомых и пчёл. Ведь, ягоды таких кустарников корм для диких птиц, а хулиганы еще умудряются соскабливать верхнюю кору деревьев. Тем самым нанося глубокую рану дереву, из которой течёт жидкость кровянистого цве­та, будто оно плачет и стонет от по­лученных ран. Разводят прямо под живым деревом костёр, не думая о последствиях, бросают разбитые бутылки в реку. Откуда берётся та­кая необузданная жестокость?

Любая мать наказывает ребёнка за пренебрежительное, плохое по­ведение.

Природа – Мать, тоже сердится и страдает, иногда сильно гнева­ется…

Люди, будьте добры, ведь че­ловек разумное существо! Земля заслуживает обращения как к ма­тери, заботливо, уважительно, с благодарностью.

2011 год

 

Один урок

Это было давным-давно. В нашей юности, но до сих пор не могу за­быть этот случай, который стал на­зиданием на всю жизнь.

Шёл урок истории в нашей сель­ской школе. Строгий учитель на­стаивал, чтобы мы вели записи в тетрадях. Так, говорил он, лучше за­поминается.

Большинство учеников старатель­но вели тетради, записывая всё, что говорил учитель. Особенно отлича­лась Зуля Хакимова своей аккурат­ностью, прилежностью и старатель­ностью. Надеясь получать хорошие оценки, она трудилась изо всех сил. Учитель не раз ставил в пример ти­хую, неприметную и исполнитель­ную Зулю, рядом с которой сидела Айза Алиева, озорная непоседа, которая несерьёзно относилась к занятиям.

И вот на уроке учитель Салих Са­лихович вызвал Айзу к доске, с те­традью. Она была не готова к уроку, не вела записи, а тут, обернувшись, стала просить у Зули тетрадь. Зуля отказалась, сославшись на то, что учитель все равно узнает её тетрадь по почерку и накажет её. Но Айза, недолго думая, бесцеремонно вы­рвала тетрадь из рук Зули и вышла к доске. Начала читать. Когда она закончила, учитель спокойно взял у неё тетрадь и сразу обнаружил, что это не её записи.

Надо было в тот момент видеть гнев в его глазах! Учитель резко встал и стал кричать на Зулю:

— Как ты посмела, отдать свои за­писи ей?!

— Как бы Зуля не старалась оправ­даться, учитель и слушать не хотел.

— Зуля, я ставлю тебе двойку!

— За что? Чуть не заплакала Зуля.

— За то, что отдала свою тетрадь ей и хотела обмануть меня. А Айзе я по­ставлю пятерку.

Зуля не умела постоять за себя, очень испугалась учителя, вся сжа­лась и тихо заплакала.

Сцену эту наблюдал весь класс, все молчали, не смея перечить учи­телю. Лишь всегда тихая и скромная Шура Мурадова встала на защиту, обиженной и оскорблённой Зули. Не думая о том, что может оказаться в опале, она смело заявила, что это несправедливо, уверенно защища­ла свою одноклассницу. Спорила с учителем, доказывая, что он не справедлив к Зуле, приводила до­воды.

Правильно говорят, что правда глаза колет. Учитель ещё больше разгневался, теперь уже на защит­ницу. Все свои упреки он обрушил на Шуру. Но Шура твёрдо и решительно отстаивала свою точку зрения:

— Представьте себе, — сказала она — что в учительской, среди ва­ших коллег к вам подходит учитель и просит помочь с занятиями, го­ворит, что очень нуждается в ва­шей помощи… Можно подумать, что Вы не помогли бы. Я за правду и за справедливость. Вы не хотите слышать правду. Довели Зулю до слёз.

— Как ты смеешь мне делать за­мечание!? — Кто ты такая? Ты, Шура, была одной из уважаемых учениц в классе, но я разочарован в тебе, подчеркнул учитель.

В этот момент в класс вошла, завуч и спросила:

— Что тут происходит?

Шура ответила:

— Ничего особенного…

Но по лицу завуча и улыбке было видно, что, она, стоя за дверью всё слышала. Завуч попросила отпу­стить одну из учениц — отличницу с ней, чтобы временно заменить за­болевшего учителя.

Салих Салихович сказал:

— Пусть идёт она! — и указал на Шуру. — Пусть идёт и доказывает свою правоту в другом месте. Заби­райте её.

— Может, ты хочешь мне расска­зать, что же у вас там случилось?

— Ничего особенного, — повторила Шура.

— Но я всё же права: я доказывала свою правоту. Вы все знаете, теперь Салих Салихович доложит, чтобы оправдать себя.

— Молодец! — сказала завуч. — Умей всегда говорить правду. При любых обстоятельствах. Невзирая на лица.

А Шура всё думала: Я, ученица, осмелилась высказать своё мне­ние, не поддержала учителя, по­шла наперекор, спорила с ним, доказывая своё… Он говорит, что разочаровался во мне. Это обидно до глубины души. Неужели защита слабого является причиной разо­чарования? Ведь это происходило в классе, на глазах у всего класса! Неужели власть сильного является судом для слабого? Ведь можно же было ко всему подойти объективно, вникнуть в суть дела, не тратить не­рвы… Зуля сама ведь не отдала те­традь, Айза вырвала ее из рук Зули.

С тех пор прошло много лет. Но я до сих пор вспоминаю, этот урок и перед глазами встаёт эта сцена. Обозленный учитель, испуганная Зуля, наглая Айза и смелая Шура.

Школу, всегда вспоминаешь с нежностью и теплотой. В любой си­туации человек должен оставаться человеком. Должен отстаивать своё мнение, свою точку зрения.

Этот случай стал большим уроком для меня. Так мы учились высту­пать за правду и справедливость, учились постоять за себя, встать на защиту слабых и оскорблённых, ко­торых кругом не мало, к сожалению.

2012 год

 

Мой язык

Недавно произошло значимое событие для нашего кумыкского на­рода. Издан толковый словарь сино­нимов кумыкского языка “Сёзлюк”! В этот словарь собраны удивительно красивые, самые старинные исчеза­ющие слова.

Была удивлена открытием нового старого языка!

Ибадулла Багавович Аджиев уве­ренно, кропотливо, долгие годы со­бирал исчезающие слова, проделал огромную, тяжелейшую работу, не побоюсь, если скажу, что почти полу­вековой труд вошел в эту книгу. Все это во имя будущего, во имя детей, ведь они — это продолжение моего народа. Все то, что получает человек с раннего детства до глубокой старо­сти, вся жизнь связана с языком. Лю­бимое дитя в своей люлечке (бешю­ке) засыпает под монотонное журча­ние бабушкиной сказки, песни. Ведь сказка- это язык, песня- это тоже язык. Затем провожаем наших де­тей сначала в школу, затем в инсти­тут, университет, где в речах учителя, на страницах книг предстает перед нами отраженная в слове огромная вселенная. Где бы человек ни жил, в его памяти будет жить слово, язык своего народа. Ибадулла Багавович человек, который посвятил свою жизнь педагогике, преподаванию родного языка, а теперь на пенсии, но и сегодня не знает покоя. Все свое время посвящает тонкостям родного языка, изучению и сохранению его. Наконец выпущена книга “Сёзлюк”, которую все ждали, которая всем не­обходима, ведь она создана на дол­гое будущее, для новых поколений. Пока среди нас есть такие люди, лю­бящие свой народ, Родину, культуру, будет жить тот народ!

Наверное, создать роман, сочи­нить стихотворение было бы проще, чем подготовить и выпустить сло­варь, словарь антонимов, синони­мов, толкующий значение и смысл каждого слова. Многие слова вы­зывают восхищение и удивление, некоторые вызывают досаду и оби­ду за то, что они утеряны и ушли из обихода. Грустно, что наша речь ста­новится ограниченной и бедной, по­тому что многое упразднено в связи с тем, что старинный быт заменил нынешний прогресс. Многими ин­струментами в современной жизни не пользуемся, цивилизация прочно входит в наши дома, в повседневную суету, вытесняет и модернизирует, вносит свои коррективы в бытие, и тем не менее, человеку необходимо знать свой язык, историю, культуру, знать и поддержать!

Нести знания с честью, достоин­ством, мы рождаем детей, чтобы продолжался наш род, чтобы имя и фамилия наши жили долгие годы, мы должны любить, беречь и нести свой язык, свою культуру в будущие века, вот именно для этого Ибадулла Аджиев приложил максимум усилий, пролил немало пота, чтобы появил­ся этот словарь. Я считаю, что сло­варь должен быть у каждого учите­ля, стать настольной книгой, ведь зачастую и учитель не находит нуж­ное слово и не от того, что наш язык беден, а потому что забыты многие слова. И нужных книг родного языка невозможно найти, без знания род­ного языка человек становится чу­жим среди своих.

Мне хотелось выразить свою при­знательность, благодарность от себя, от лица моих детей, внуков Ибадулле Аджиеву за многолетний труд, за толковый словарь, за бес­ценный дар нашему народу!

Этот словарь свидетельствует и доказывает, что наш язык богат, щедр, красив. Наш язык- это наше наследие! И оно прекрасно.

2013 год