Из материалов поэта и журналиста Яхи Апачевны Завуровой
О природе
Я хочу поделиться своими мыслями и восхищением проявлениям природы.
Говорят, что чудеса бывают только в сказках. Да! Только это удивительная, прекрасная сказка называется – Жизнь, со всеми сочетающимися, взаимодействующими проявлениями под называнием Природа. Планета Земля, которую подарил нам, живым организмам Всевышний Творец. Приведу несколько примеров моих наблюдений.
Погода была ясная, с лёгким ветерком, а небо… небо было просто сказочным! По воздушной синеве проплывали облака, будто разные животные, пингвины, моржи, птицы. Вот из-за горы показался огромный белый медведь, потом появились лошади, у них от дуновения ветра гривы чуть-чуть трепетали, за ними белые барашки, плывут по небу, как по речной глади. День клонился к закату, а чудные облака всё плыли и плыли… Далеко за горизонт.
В неведомые нам дали…
Разве не чудо?! Среди ясного дня показалось небольшое облако, которое пролилось коротким, тёплым дождём, после образовалась семицветная радуга, на удивление детям и взрослым.
Первый пушистый снег… Цветы многообразные, неповторимые, прекрасные, бабочки порхающие над каждым цветком, такие лёгкие, как дыхание!
Да вся наша природа – это чудо дающее человеку силы жить, творить и любить!
Однажды во дворе ранним весенним утром, я любовалась обильно растущими, ярко красными тюльпанами и аккуратно срезала себе небольшой букет. Поставила их в вазу, в течении дня занималась домашними делами и глядя на цветы, ласково разговаривала с ними, прикасаясь кончиками тёплых пальцев, гладила нежные, бархатные бутоны. Закончив свои дела, сорвала несколько листьев мяты, растущей во дворе для чая, прося у неё прощения.
Села пить мятный чай, а передо мной ваза с букетом. Цветы ещё не раскрылись, были сжаты в тугие бутоны. Красота и лёгкий ароматный запах свежести очаровывал и завораживал меня. Глядя на них, любуясь, я продолжала своё чаепитие. Вдруг на моих глазах два бутона раскрылись, и превратились в прелестные, насыщенно – красные цветки, с чёрными, бархатными тычинками в самом сердце. Я, даже немного испугалась от неожиданности, ведь я никогда не наблюдала такого чудесного превращение бутона в цветок.
Я была в восторге, когда впервые увидела как гусеница шелкопряда, прятала себя в кокон и вылетала белой прелестной бабочкой. Смотришь на всю эту дивную, пышную красоту природы, и дух захватывает!
А еще, кажется, что она продлевает молодость и жизнь…
Ведь весь этот дар природы, что имеет человечество, от Творца!
С начала весны и до самого конца осени, часто вижу отдыхающих на берегу канала им. Дзержинского, где имеется узкий гидроизмерительный мост, это рабочее место, чистое ухоженное. Но после отдыхающих людей на берегу канала, которые ведут себя недостойно, безжалостно по отношению к природе, срубая ветки и калеча деревья и очень красивые кустарники гребенщика, которые кормят многочисленных насекомых и пчёл. Ведь, ягоды таких кустарников корм для диких птиц, а хулиганы еще умудряются соскабливать верхнюю кору деревьев. Тем самым нанося глубокую рану дереву, из которой течёт жидкость кровянистого цвета, будто оно плачет и стонет от полученных ран. Разводят прямо под живым деревом костёр, не думая о последствиях, бросают разбитые бутылки в реку. Откуда берётся такая необузданная жестокость?
Любая мать наказывает ребёнка за пренебрежительное, плохое поведение.
Природа – Мать, тоже сердится и страдает, иногда сильно гневается…
Люди, будьте добры, ведь человек разумное существо! Земля заслуживает обращения как к матери, заботливо, уважительно, с благодарностью.
2011 год
Один урок
Это было давным-давно. В нашей юности, но до сих пор не могу забыть этот случай, который стал назиданием на всю жизнь.
Шёл урок истории в нашей сельской школе. Строгий учитель настаивал, чтобы мы вели записи в тетрадях. Так, говорил он, лучше запоминается.
Большинство учеников старательно вели тетради, записывая всё, что говорил учитель. Особенно отличалась Зуля Хакимова своей аккуратностью, прилежностью и старательностью. Надеясь получать хорошие оценки, она трудилась изо всех сил. Учитель не раз ставил в пример тихую, неприметную и исполнительную Зулю, рядом с которой сидела Айза Алиева, озорная непоседа, которая несерьёзно относилась к занятиям.
И вот на уроке учитель Салих Салихович вызвал Айзу к доске, с тетрадью. Она была не готова к уроку, не вела записи, а тут, обернувшись, стала просить у Зули тетрадь. Зуля отказалась, сославшись на то, что учитель все равно узнает её тетрадь по почерку и накажет её. Но Айза, недолго думая, бесцеремонно вырвала тетрадь из рук Зули и вышла к доске. Начала читать. Когда она закончила, учитель спокойно взял у неё тетрадь и сразу обнаружил, что это не её записи.
Надо было в тот момент видеть гнев в его глазах! Учитель резко встал и стал кричать на Зулю:
— Как ты посмела, отдать свои записи ей?!
— Как бы Зуля не старалась оправдаться, учитель и слушать не хотел.
— Зуля, я ставлю тебе двойку!
— За что? Чуть не заплакала Зуля.
— За то, что отдала свою тетрадь ей и хотела обмануть меня. А Айзе я поставлю пятерку.
Зуля не умела постоять за себя, очень испугалась учителя, вся сжалась и тихо заплакала.
Сцену эту наблюдал весь класс, все молчали, не смея перечить учителю. Лишь всегда тихая и скромная Шура Мурадова встала на защиту, обиженной и оскорблённой Зули. Не думая о том, что может оказаться в опале, она смело заявила, что это несправедливо, уверенно защищала свою одноклассницу. Спорила с учителем, доказывая, что он не справедлив к Зуле, приводила доводы.
Правильно говорят, что правда глаза колет. Учитель ещё больше разгневался, теперь уже на защитницу. Все свои упреки он обрушил на Шуру. Но Шура твёрдо и решительно отстаивала свою точку зрения:
— Представьте себе, — сказала она — что в учительской, среди ваших коллег к вам подходит учитель и просит помочь с занятиями, говорит, что очень нуждается в вашей помощи… Можно подумать, что Вы не помогли бы. Я за правду и за справедливость. Вы не хотите слышать правду. Довели Зулю до слёз.
— Как ты смеешь мне делать замечание!? — Кто ты такая? Ты, Шура, была одной из уважаемых учениц в классе, но я разочарован в тебе, подчеркнул учитель.
В этот момент в класс вошла, завуч и спросила:
— Что тут происходит?
Шура ответила:
— Ничего особенного…
Но по лицу завуча и улыбке было видно, что, она, стоя за дверью всё слышала. Завуч попросила отпустить одну из учениц — отличницу с ней, чтобы временно заменить заболевшего учителя.
Салих Салихович сказал:
— Пусть идёт она! — и указал на Шуру. — Пусть идёт и доказывает свою правоту в другом месте. Забирайте её.
— Может, ты хочешь мне рассказать, что же у вас там случилось?
— Ничего особенного, — повторила Шура.
— Но я всё же права: я доказывала свою правоту. Вы все знаете, теперь Салих Салихович доложит, чтобы оправдать себя.
— Молодец! — сказала завуч. — Умей всегда говорить правду. При любых обстоятельствах. Невзирая на лица.
А Шура всё думала: Я, ученица, осмелилась высказать своё мнение, не поддержала учителя, пошла наперекор, спорила с ним, доказывая своё… Он говорит, что разочаровался во мне. Это обидно до глубины души. Неужели защита слабого является причиной разочарования? Ведь это происходило в классе, на глазах у всего класса! Неужели власть сильного является судом для слабого? Ведь можно же было ко всему подойти объективно, вникнуть в суть дела, не тратить нервы… Зуля сама ведь не отдала тетрадь, Айза вырвала ее из рук Зули.
С тех пор прошло много лет. Но я до сих пор вспоминаю, этот урок и перед глазами встаёт эта сцена. Обозленный учитель, испуганная Зуля, наглая Айза и смелая Шура.
Школу, всегда вспоминаешь с нежностью и теплотой. В любой ситуации человек должен оставаться человеком. Должен отстаивать своё мнение, свою точку зрения.
Этот случай стал большим уроком для меня. Так мы учились выступать за правду и справедливость, учились постоять за себя, встать на защиту слабых и оскорблённых, которых кругом не мало, к сожалению.
2012 год
Мой язык
Недавно произошло значимое событие для нашего кумыкского народа. Издан толковый словарь синонимов кумыкского языка “Сёзлюк”! В этот словарь собраны удивительно красивые, самые старинные исчезающие слова.
Была удивлена открытием нового старого языка!
Ибадулла Багавович Аджиев уверенно, кропотливо, долгие годы собирал исчезающие слова, проделал огромную, тяжелейшую работу, не побоюсь, если скажу, что почти полувековой труд вошел в эту книгу. Все это во имя будущего, во имя детей, ведь они — это продолжение моего народа. Все то, что получает человек с раннего детства до глубокой старости, вся жизнь связана с языком. Любимое дитя в своей люлечке (бешюке) засыпает под монотонное журчание бабушкиной сказки, песни. Ведь сказка- это язык, песня- это тоже язык. Затем провожаем наших детей сначала в школу, затем в институт, университет, где в речах учителя, на страницах книг предстает перед нами отраженная в слове огромная вселенная. Где бы человек ни жил, в его памяти будет жить слово, язык своего народа. Ибадулла Багавович человек, который посвятил свою жизнь педагогике, преподаванию родного языка, а теперь на пенсии, но и сегодня не знает покоя. Все свое время посвящает тонкостям родного языка, изучению и сохранению его. Наконец выпущена книга “Сёзлюк”, которую все ждали, которая всем необходима, ведь она создана на долгое будущее, для новых поколений. Пока среди нас есть такие люди, любящие свой народ, Родину, культуру, будет жить тот народ!
Наверное, создать роман, сочинить стихотворение было бы проще, чем подготовить и выпустить словарь, словарь антонимов, синонимов, толкующий значение и смысл каждого слова. Многие слова вызывают восхищение и удивление, некоторые вызывают досаду и обиду за то, что они утеряны и ушли из обихода. Грустно, что наша речь становится ограниченной и бедной, потому что многое упразднено в связи с тем, что старинный быт заменил нынешний прогресс. Многими инструментами в современной жизни не пользуемся, цивилизация прочно входит в наши дома, в повседневную суету, вытесняет и модернизирует, вносит свои коррективы в бытие, и тем не менее, человеку необходимо знать свой язык, историю, культуру, знать и поддержать!
Нести знания с честью, достоинством, мы рождаем детей, чтобы продолжался наш род, чтобы имя и фамилия наши жили долгие годы, мы должны любить, беречь и нести свой язык, свою культуру в будущие века, вот именно для этого Ибадулла Аджиев приложил максимум усилий, пролил немало пота, чтобы появился этот словарь. Я считаю, что словарь должен быть у каждого учителя, стать настольной книгой, ведь зачастую и учитель не находит нужное слово и не от того, что наш язык беден, а потому что забыты многие слова. И нужных книг родного языка невозможно найти, без знания родного языка человек становится чужим среди своих.
Мне хотелось выразить свою признательность, благодарность от себя, от лица моих детей, внуков Ибадулле Аджиеву за многолетний труд, за толковый словарь, за бесценный дар нашему народу!
Этот словарь свидетельствует и доказывает, что наш язык богат, щедр, красив. Наш язык- это наше наследие! И оно прекрасно.
2013 год