Народный художник Дагестана скульптор Магомед-Али Алиев как автор станковых и монументальных произведений известен среди представителей культуры далеко за пределами республики. Но если вы, дорогой читатель, впервые услышали это имя, то это еще не значит, что вы никогда не видели его работы. Мы можем насчитать около десятка произведений мастера, выставленные в общественных местах республики – на площадях и в скверах. Его творчество давно стало частью не только современного дагестанского искусства и культуры.
В мастерской
В мастерской скульптора даже запахи другие — смесь гипса, пластилина и сырой глины. Переступив ее порог, словно попадаешь в другое измерение. Невольно приходят в голову пушкинские строки: «Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую: Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе. Сколько богов, и богинь, и героев!».
В мастерской многолюдно, здесь под одной крышей, рядом живут разные эпохи, скрещиваются несходные человеческие пути, оживает история. На длинных стеллажах, растянувщихся вдоль стен, выстроились бронзовые, гипсовые и пластилиновые фигуры полководца Муртузаалихана, поэтессы Фазу Алиевой, политика Абдурахмана Даниялова, нефтяника Гусейна Азизова, прокурора Магомеда Мирзаева и еще более двух десятков современных и исторических персонажей. Кажется, что они с высоты внимательно разглядывают посетителей…
Хозяин мастерской Магомед-Али Алиев, как всегда, увлеченно трудится над новым проектом. Каркас, сплетенный из проволоки, мастер неторопливо обкладывает мягкой глиной. Потом на станке – на вращающей подставке — образовавщийся большой влажный комок, похожий на неправильный шар, он осторожно разглаживает. Податливый материал в его руках постепенно обретает формы человеческой головы. Теперь стеком, напоминающий изогнутый нож, он убирает лишнее, выравнивая форму носа и бровей. И снова в дело вступают сильные пальцы скульптора, которые лепят образ нового героя.
Новая работа посвящена известному хирургу Рашиду Аскерханову. Судя по проекту, легендарный врач словно только что вышел из операционной после долгой сложной операции. Перед нами сильный человек с мудрым и внимательным взглядом, у него усталое, но довольное лицо – еще одна человеческая жизнь спасена.
«Пока из глины леплю макет. А сам памятник будет изготовлен из гранита, его поставят на территории Республиканской центральной клинической больницы, где долгие годы спасал людей наш легендарный врач Рашид Пашаевич Аскерханов», — рассказывает скульптор, продолжая лепить голову хирурга. Через мгновенье он снова с головой ушел в работу.
Так в тиши мастерской некогда бесформенный кусок глины или пластилина в крепких и уверенных руках мастера превращается в величественный образ нашего современника или героического предка. Потом в городах и селах, на площадях и в скверах скульптор расставляет эти свои вечные образы-символы, чтобы мы в суете повседневной жизни ориентировались на высшие духовные ценности и не потеряли себя настоящего.
Посол доброй воли
Его судьба, наверное, сложилась бы по другому, если однажды с школьными друзьями он не зашел из любопытства в класс, где его сверстники учились рисовать. Так он случайно попал в изостудию при Доме народного творчества, которую с 40-х годов вел народный художник Магомед Каирович Юнусилау, и стал заложником изобразительного искусства.
Встреча с Юнусилау для юного Магомед- Али оказалась судьбоносной. Ершистый пацан, выросший на беспокойных таркинских улицах, с первого взгляда влюбился в изобразительное искусство. «Дядя Магомед» стал для Магомедали, как и для других учеников изостудии, непререкаемым авторитетом. Талантливый художник и педагог учил детей не только рисованию, живописи и композиции. Он был «ходячей энциклопедией» — щедро делился с учениками знаниями и мудростью. Из диких мальчишек строгий учитель воспитывал настоящих людей, умеющих ценить прекрасное, самостоятельных и способных отвечать за свои поступки.
Становление будущего художника продолжалось в далеком Узбекистане, куда после успешной учебы в Дагестанском художественном училище имени Джемала Магомед-Али по распределению поехал на работу. «Хотел себя испытать, понять на что способен. Но стал там не только известным художником, но и послом доброй воли», — он с улыбкой вспоминает годы молодости.
В быстрорастущем индустриальном городе Навои молодой специалист начал свою трудовую деятельность руководителем студии юных жудожников, обучал детей лепке, чеканке и резьбе по дереву. Потом возглавил Художественный фонд местного отделения Союза художников Узбекистана. И сам не переставал учиться у опытных коллег. Новые учителя — местные живописцы, графики и скульпторы Виталий Гамбаров, Владимир Чунихин, Рахим Ахмедов, Нодар Бандзиладзе и Борис Свинин щедро делились с молодым художником секретами ремесла и профессиональными навыками.
Процесс профессионального взросления шел нелегко, но благодаря большому труду и неуемной жажде творить скоро раскрылся природный талант дагестанца, он стал известным в республике ваятелем, живым классиком. Магомед-Али Алиев создал памятники выдающимся деятелям узбекского народа – полководцу Тимуру, поэту Навои и врачу Авиценне.Чуть ли не в каждом городе Узбекистана его скульптурные произведения стали укращением главных площадей.
На чужбине Магомед-Али Алиев заслужил признание, стал академиком Узбекской Академии художеств, за большой вклад в искусство Узбекистана награжден государственным орденом — «Дустлик» («Дружба народов»). А благодарные жители Новои избрали его почетным гражданином своего города.
Возвращение
Более тридцати лет Магомед-Али Алиев жил и трудился вдали от родины. А в начале 2000-х годов он буквально ворвался в круг дагестанских живописцев, архитекторов и скульпторов. Талантливый художник, вернувшись в Дагестан, словно спешил отдать долги своему родному краю и землякам. Каждый год все новые и новые монументальные работы художник представляет на суд зрителей. В Дагестане появились его памятники героическому предку Муртузаали Казикумухскому, легендарному летчику дважды Герою Советского Союза Амет-хан Султану, видному общественно-политическому деятелю Абдуразаку Мирзабекову, народному поэту Дагестана Анвару Аджиеву .
Долгие годы жизни за пределами республики для него не прошли даром. Видимо, это был период накопления не только опыта, мастерства, но и энергии. Мощной и созидательной творческой энергии. А идеи для новых творений уже подсказывала богатая история родного края. И он, не теряя времени, неистово творил.
Он автор памятников участнику итальянского сопротивления Гасангусейну Камалову, политическому и общественному деятелю Магомадсаламу Умаханову, известному виноградарю Герою Социалистического труда Нариману Алиеву и проекта памятника погибщим журналистам (ждет своего часа).
Глядя на образы, созданные скульптором, мы верим ему, верим его творческой идее, чувствуем искренность мастера. Художник Алиев привлекает зрителей не только масштабами скульптурных композиций и неожиданным решением знакомой темы, но и бесстрашием, с которым он приступает к воплощению того или иного образа.
«В творчестве выдающегося скульптора Магомед-Али Алиева вы найдете богатый и многоликий мир, образы великих людей разных эпох, слияние традиций европейской и национальных культур, а главное – самобытный дар и неповторимый стиль большого мастера», — говорит известный дагестанский писатель Шапи Казиев.
Работы Магомед-Али Алиева нередко вызывают дискуссии, но художник не старается понравиться зрителю, не отступает от своих принципов. В мраморе и бронзе он «пишет» историю своего народа, своей родины. Мастер считает, что, воссоздавая образы исторических персонажей и современников, ставших героями при жизни и почитаемых в наши дни, он вносит свой посильный вклад в дело воспитания у молодежи уважительного отношения к истории и традициям своего народа.
«Прошлое невозможно изменить, но историю надо знать и помнить, чтобы не повторять трагических ошибок. А великие предки и героические современники для нас должны стать примером Мужества и Героизма», — говорит скульптор.
Справа от входа в мастерскую у окна стоит длинный стол, заваленный зарисовками и эскизами. Они свидетельствуют в каких муках творчества рождаются новые образы. На одном из альбомных листах в импульсивных штрихах легко угадываются черты известного дагестанского тренера-философа Гусейна Магомаева – основателя и руководителя всемирно известной Халимбекаулской школы восточных единоборств. Его бюст зрители увидят уже в ноябре на персональной выставке скульптора. Почитателей таланта мастера на этом вернисаже ждут еще сюрпризы.
Новые вершины
В Узбекистане и России сегодня Магомед-Али Алиев известен как скульптор широкого творческого диапазона, автор станковых и монументальных произведений, выполненных в бронзе, мраморе, камне и бетоне. «Высокий профессионализм, следование традициям реалистической школы и в то же время современное пластическое мышление создают особую притягательность его работ», — считают искусствоведы.
Мне кажется, что художник в своих произведениях пытается не только уловить пластику времени. Мы когда-то вместе учились в художественном училище, и о творчестве мастера я знаю непонаслышке. Думаю, что его скульптуры несут не только определенную эстетическую нагрузку, как произведения искусства. В современной непростой жизни, как мне кажется, они играют еще и роль сигнальных башен, которые наши предки возводили в горах.
В Кумухе стоит памятник легендарной женщине-воительнице Парту Патима, в Махачкале – великому поэту Расулу Гамзатову, в Сергокале – Герою России Магомеду Нурбагандову. А монумент, посвященный реформатору-мечтателю Магомеду Чартаеву, он верит, скоро поставят в Шукты. Эти произведения Магомед-Али Алиева, как и старинные дагестанские башни, предупреждают людей об опасности – опасности манкуртства, защищают территорию Добра и Мужества от набегов мракобесов. Они напоминают нам о наших героях, истории и культуре. Так вместе с запахами гипса, пластилина, красок и сырой глины, с пылью мрамора или гранита скульптор затягивает нас в свое пространство, пытается обратить в свою Веру, где главные идеалы — Мужество, Доброта и Любовь.
В эти дни Почетному члену Российской Академии художеств, лауреату Государственной премии республики, народному художнику Дагестана Магомед-Али Ражов- Гаджиевичу Алиеву исполняется 70 лет. Он, по-прежнему, полон идей и не боится экспериментировать. Неуемная жажда творчества не дает ему покоя. Мастер ищет новые способы выражения своих мыслей и своего мира. Рисует, пишет акварели, работает с разнообразными материалами — создает неожиданные композиции из камня, бронзы, железобетона и гипса. «У него еще много не растраченного мальчишеского азарта, энергии и бесстрашия», — говорят друзья.
О его трудоспособности ходят легенды, но он творит без пафоса и лишних слов. Сегодня в его мастерской десятки скульптур малых форм, вылепленных и вырезанных из гипса — «Танец», «Балхарки», «Каратист», «Гимнастка» … В этих скульптурах гармонично сочетаются грация, пластика и движение. Эти произведения словно светятся изнутри, они притягивают загадочностью и неземным изяществом. В них скульптор пытается выразить другой мир и другую философию. Художник словно освобождается от оков академических традиций и хочет стать ближе к природе, стать ее частью.
Мастер Магомед-Али Ражов-Гаджиевич Алиев снова в поиске и, я думаю, что он еще удивит поклонников и ценителей не только монументального искусства. Творческие горизонты расширяются. Он идет на штурм новых вершин в искусстве. В рабочем блокноте Магомед-Али еще много нереализованных задумок и идей. Вдохновения и здоровья тебе, ваятель!
Алик Абдулгамидов
Фото автора