Кино, которое надо лечить

Из книги Сулейманова Магомеда Мирзаевича

« Мой путь в кино длиною в жизнь»

 

Прочитав интервью, данное Юри­ем Щербаковым ассоциации доку­ментального кино Кристине Деевой «Документальное кино не может быть объектом рыночных отношений», я не­обычайно был рад и в то же время глу­боко разочарован.

Рад тому, что товарищ Щербаков очень тонко и мудро раскрыл роль до­кументального кино в нашем обще­стве, его огромное значение в деле морального и этического воспитании народов.

Разочарован, потому, что неразум­ное правительственное решение 90-х годов в отношении кинематографа разрушило до основания его как ис­кусство. На экране нет того гуманно­го кино, а есть насилие, жестокость, кровь и секс. Я благодарен Щербакову и полностью поддерживаю его мысли, поднятые в интервью, и если можно, выскажу и свои взгляды на создавше­еся положение вокруг отечественного кинематографа, который вот уже 20 лет находится в коматозном состоя­нии.

Тот, кто читал директиву Аллена Даллеса, бывшего директора ЦРУ, так называемую «Американскую док­трину» «Борьба против СССР», могут проследить, как за последнее время планомерно, изо дня в день разру­шают нашу страну. Вот что говорится в доктрине: «Литература, театр, кино – всё будет изображать и прослав­лять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддер­живать всех, кто станет насаждать в человеческом сознании культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякую безнравственность. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народ­ной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением, мы будем браться за лю­дей с детских и юношеских лет, будем разлагать, разрушать её. Вот так мы это сделаем».

Как вы видите, уважаемые коллеги, доктрина в действии и им многое уже удалось. Они разрушили нашу стра­ну. Уничтожили нашу культуру, духов­ность, нравственность. В литературе, в театре, в кино, где сосредоточены духовно-нравственные ценности на­родов, — сплошной мат, насилие, секс и пошлость. Нашу культуру нашими же руками опустили ниже плинтуса. По­этому Президент страны Владимир Владимирович Путин, возмущённый этой вакханалией, обратился к кине­матографистам страны с просьбой, ограничить на экране безнравствен­ность, и приняли «Этическую Хар­тию». Естественно, кому-то это не по­нравилось, именно тем, кто свободу воспринял как вседозволенность. Но большинство восприняло это как спа­сение отечественной культуры. Поэто­му Союз кинематографистов первым откликнулся на призыв Президента страны и принял «Этическую Хартию». Этика в искусстве занимает главную позицию. Ведь, снимая своё кино, мы хотим, чтобы это было высоконрав­ственное искусство и чтобы наше кино нравилось зрителю, и третье — чтобы нашлись подражатели.

Во времена Дзига Вертова доку­ментальное кино было, как «Правда жизни», оно несло в себе исключи­тельно информационный характер. Но уже позже оно выросло до большого востребованного искусства, а сегодня в документальном кино я мало вижу искусства.

Очень поучительны работы тех ки­нематографистов, которые снимали ещё на плёнке, они резко отличаются своим творческим видением жизни от тех, кто работу свою в кино начал с видеокамеры. Это говорит о том, что старая школа кинематографи­стов была не только образованна, но и высоконравственна. Они придавали большое значение не только изобра­зительному ряду, но и нравственности самой идеи фильма. Сегодня, что ни фильм — или порнография или жесто­кость, насилие, кровь, наркотики. Нет на экране героя, кому бы могло под­ражать сегодняшнее молодое поко­ление.

На недавнем круглом столе в Со­юзе кинематографистов обсуждали тему этических норм в кинодокумен­талистике и почему-то заострили тему на ущербных киногероях. Считаю, что сама тема, поднятая за круглым сто­лом не этична. Какое моральное право имеет кинематограф вторгаться в лич­ную жизнь инвалида и тем самым по­казывать на весь мир его ущербность. Ведь такой фильм смотришь только с чувством сострадания. Я могу понять такой фильм, как о герое Советского Союза лётчике Маресьеве, где есть борьба человека с безвыходностью и нет натурализма.

Сегодня против идеологии и куль­туры нашей страны сосредоточены мощные силы и средства. Много лет страны Запада, особенно Америка, финансировали разными грантами «пятую колонну», под видом обще­ственных организаций, пока Прези­дент Путин не положил конец халяв­щикам, которые оптом и в розницу продавали нашу страну. Вот о них и говорил Аллен Даллес: «Мы уничто­жим их культуру и идеологию их же руками».

Хотелось бы спросить у руковод­ства страны, почему молчали до сих пор, почему молчало ФСБ, где были те отраслевые руководители, под носом которых творилось это безобразие? Могла ли хоть одна страна позволить себе такое? Думаю, нет.

В бандитские 90-е годы мы усердно разрушили всё хорошее, что было на­коплено за десятки лет, в том числе и кинопромышленность во главе с Го­скомитетом. Результат на лицо. Нет былого гуманного кино, чем мы гор­дились. Нет героев, по кому сверяли свои поступки и жизнь, разрушены все нравственно-этические аспекты киноотрасли, засилье иностранного кино захлестнуло умы и мысли моло­дёжи. Помните у Аллена Даллеса: «Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем разлагать, раз­рушать, растлевать» По-моему, они чересчур перестарались. Сегодня наша молодёжь кого хочет развратит. Убийство, насилие из разряда исклю­чительных перешли в разряд обыден­ных. К сожалению, нет у нашего пра­вительства ясно выраженной моло­дежной политики. А ведь это будущее нашей страны, её надо воспитывать в духе патриотизма, прививать любовь к отечественной культуре своего на­рода. А как это сделать, если разруше­но основное идеологическое оружие – кинематограф. К сожалению, Ми­нистерство культуры никогда серьёз­но не занималось кинематографом. Руководство Министерства только распределяло огромные деньги, вы­борочно, своим людям. Только после того, как в Союзе на 9-м пленуме был заслушан доклад Клима Лаврентьева о творящихся безобразиях в Мини­стерстве по распределению фильмов продюсерским центрам, прокуратура занялась делом о хищении миллиард­ных денег.

Скажите на милость, за какие за­слуги выделены за 2,5 года — с 2011 по первое полугодие 2013 гг. —

С. Алексееву – 51 фильм,

С. Ястржембскому – 25 фильмов,

М. Курбангаджиеву – 24 фильма,

А. Тельнову – 20 фильмов,

В. Арцруни – 19 фильмов,

В. Бажину – 19 фильмов,

О. Шапошниковой – 18 фильмов.

И не для кого не секрет, что эти про­дюсеры львиную долю из бюджета фильма оставляют себе. А фильмы, по­лучившие удостоверение, пылятся на полке в «белых столбах», и никто их не видит. И сто раз прав Щербаков — без Комитета Госкино нам не обойтись. Там было всё разумно, и у регионов не болела голова о распределении квот. Каждая республика получала своё ко­личество фильмов. Заявки принима­лись худсоветом очень строго и спра­ведливо. Северо-Кавказская студия хроники получала 5 единиц фильмов на 5 республик. Для меня вообще не по­нятно, как частная кинокомпания мо­жет получать государственные деньги на производство фильмов. Для этого есть банки, где они могут брать кре­дит и снимать сколько угодно, а потом, если это фильм представляет художе­ственную ценность, государство может его купить. Так я представляю частное кинопроизводство. Ведь у большин­ства из них нет базы или аппаратуры и т.д., а фильмы снимают совсем другие люди, в совсем других студиях, часто используя государственную телевизи­онную технику. Спрашивается, зачем нам плодить дармоедов и обманщиков и содержать их за государственный счёт?

Обращаясь к руководству страны, я прошу:

  1. Восстановить Комитет «Госкино»
  2. Реанимировать все 10 студий по регионам.
  3. Распределять квоты фильмов по регионам, потому что проблемы на местах видятся лучше, чем из Москвы.
  4. Убрать 30% ставки на фильмы.

5.Приватизированные государ­ственные кинотеатры вернуть госу­дарству.

  1. Не субсидировать частные кино­компании из средств госбюджета.

Идеология и пропаганда должны быть в руках государства, а не у част­ных лиц, которые не несут ни мораль­ной, ни материальной ответственно­сти. Меня поразил не сам фильм «Да и да» режиссёра Валерии Гай Германи­ки, а то, как уважаемый режиссёр Фё­дор Бондарчук мог стать продюсером такого матерщинного фильма. В про­шлые времена их назвали бы врагами народа. Мат затронул все жанры ки­нематографа, не пощадил даже муль­тфильмы. Под срывом закрытия нахо­дятся кинофестивали после того, как 1 июня был принят закон, запрещаю­щий мат в произведениях искусства и в публичных выступлениях. Дело до­шло до того, что Министерство культу­ры объявило, что внесет в правитель­ство поправки к нынешнему закону. Вот как мы научились обшаться матом и тюремно криминальным жаргоном, что срываем кинофестивали. Позор не только работникам искусства ,но и государству в целом.

Документальное кино, по моему твёрдому убеждению, могло бы сегод­ня сыграть особую роль в нравствен­но-духовном воспитании молодёжи и укреплении межнациональных отно­шений.

Сегодня наши народы разобщены. Мы забыли не только культуру сосед­них республик, но и свою собствен­ную. 20 лет для истории срок неболь­шой, но для человечества — это целое поколение, и это поколение растёт без отечественной идеологии, воспи­тывается на чужой навязанной куль­туре, далёкой от менталитета нашего народа. Я как-то задал вопрос коллеге из Америки:

— Скажи, Майкл, у вас тоже показы­вают эти фильмы, что идут у нас на телевидении?

— У нас за это в тюрьму сажают, — был его ответ.

Голливуд снимает великолепные фильмы, но нам продают низкопроб­ные в художественном смысле филь­мы, специально – для подрыва нашей культуры и идеологии. Как говорит Ален Даллес: «Будем вырывать духов­ные корни, опошлять и уничтожать ос­новы народной нравственности». Кино сегодня болеет, и его срочно надо ле­чить. Нам, россиянам, ни на минуту нельзя забывать, что нас окружают не дружественные нам народы, поэтому нам надо ещё теснее сплотиться, бе­речь и приумножать нашу народную культуру и идеологию нашей страны. А для этого государство в лице нашего Президента и Правительства долж­ны принять разумное решение в деле спасения отечественного кинемато­графа, не путём вливания очередной порции денежной массы для разворо­вывания, а провести реформы, кото­рые могли бы поспособствовать воз­рождению отечественного гуманного киноискусства. Президентом страны Владимиром Путиным этот год объ­явлен Годом Российского кино. Чем может похвастать Дагестан, каково его участие в кинопроцессе? Вот уже 25 лет кино на Северном Кавказе от­сутствует. После развала Союза поза­крывали все региональные киносту­дии. Благодаря Никите Михалкову, ко­торый открыл в республиках филиалы, отделения Союза, и существует се­годня кино. Дагестанское отделение СК РФ без поддержки правительства пользуясь поддержкой чужих студий, сняло за 15 лет 30 фильмов о Дагеста­не. Министерство культуры республи­ки не может финансировать фильмы, потому что это не заложено в бюдже­те, хотя в ежегодном финансовом до­кументе отдельной строкой написано: «расходы на мероприятия в сфере культуры и кинематографии». Еще 10 лет тому назад я предлагал Прави­тельству Республики приобрести для каждого района видеопроекторы и отечественные фильмы для показа в каждом селе, к сожалению, мое пред­ложени не было принято, не нашлось средств. За те годы, как я окончил институт, сменилось 9 руководителей республики, и каждому из них я пред­лагал разные проекты по организации кинопроцесса в Дагестане, но ни один из них не смог или не хотел заняться этим вопросом. Есть у нас и историче­ские личности, судьба которых поло­жительно повлияла на судьбу истории не только Дагестана но и всей страны. Революционеры-патриоты, такие как: Уллубий Буйнакский, Махач Дахада­ев, Алибек Тахогоди, Мирза Хизроев, Джалалудин Коркмасов Магомед и Га­мид Далгат и др. Руководители Респу­блики, такие как: Абдурахман Дания­лов, Магомедсалам Умаханов, Шах­рудин Шамхалов, Магомедали Маго­медов. Деятели науки: историк Расул Магомедов, хирург Рашид Аскерха­нов, ректоры вузов: Абилов, Джамбу­латов, Омаров, Гамидов. Писатели и поэты: Расул Гамзатов, Ахмедхан Абу- Бакар, Фазу Алиева, архитектор Албу­ри Алхасов и многие другие, которых я упустил. Они своими делами про­славили Дагестан и достойны, чтобы о них создавали фильмы, писали книги, пели песни. Это наша история, а исто­рию свою народ должен знать и знать своих героев. 23 декабря на 8 пленуме Правлении Союза кинематографистов РФ под председательством Ники­ты Михалкова обсуждали вопрос «О развитии неигрового кино». На этом пленуме я обратился к министру куль­туры РФ Мединскому с просьбой о по­стройке в Махачкале одного государ­ственного кинотеатра, где мы могли бы демонстрировать отечественное кино, и вот что он мне ответил, цити­рую: «Все кинотеатры в Дагестане по­казывают иностранные фильмы, как только мы его откроем, там сразу бу­дут показывать иностранные фильмы, потому что они также будут думать, как заработать деньги». Вот так дума­ет наш уважаемый министр, тогда как принято решение, чтобы зарубежное кино, которое сегодня является пол­новластным хозяином в наших кино­театрах, потеснить отечественными фильмами, хотя бы на половину. Для этого государство выделило 3 милли­арда рублей на постановку востребо­ванных отечественных фильмов. Ки­нотеатры наши все приватизированы, и сидят там частники-монополисты, они думают о прибылях, а не о мора­ли и нравственности своего народа. В нашей республике нет ни одного государственного кинотеатра, где на­род мог бы посмотреть отечественное кино, не только новое, но и старые фильмы, поэтому даже мы, професси­оналы, не видим наше кино, куда идут миллиарды? Вот уже 20 лет мы, ки­нематографисты Дагестана, просим Правительство построить кинотеатр или вернуть один из 17 кинотеатров Махачкалы, которые незаконно были приватизированы. Мы хотели там от­крыть постоянно действующий клуб любителей кино, устраивать премьер­ные показы отечественных фильмов с приглашением ведущих кинематогра­фистов страны, а также по просьбе зрителей показывать фильмы наших классиков. Кинотеатром могли бы воспользоваться и школы по учебной программе. 25 февраля в зале Русско­го театра состоялся торжественный вечер, посвященный году Российско­го кино, организованный Министер­ством культуры Дагестана. Прошлый год был Годом литературы, и мы были свидетелями, с какой помпезностью был отмечен Год литературы: при­сутствовал весь руководящий состав республики — от Президента до глав районов, а на открытии Года кино — ни одного руководителя, ни одного депу­тата, одни студенты и школьники. Вот такое отношение у нас к кино власти предержащих! Нам, кинематографи­стам, которые в своих фильмах рису­ют положительный образ дагестанца, было очень обидно. Пользуясь слу­чаем, хочу выразить благодарность министру культуры и ее команде, ко­торые за столь короткий срок, малым бюджетом смогли подготовить этот вечер. И в заключение хотелось бы об­ратиться к руководству Республики, чтобы с их стороны было постоянное внимание к кинематографу, а не толь­ко в Год кино, потому что кинемато­граф — это не только развлечение, но и школа нравственности и культуры, школа познания и пропаганды, шко­ла духовности и патриотизма. Поль­зуясь случаем, хочу поздравить всех кинематографистов Дагестана и всех дагестанцев любителей кино с Годом Российского кино.

Магомед Сулейманов,

член Правления Союза кинематографистов России, Председатель Дагестанского отделения СК