Из книги Сулейманова Магомеда Мирзаевича
« Мой путь в кино длиною в жизнь»
Прочитав интервью, данное Юрием Щербаковым ассоциации документального кино Кристине Деевой «Документальное кино не может быть объектом рыночных отношений», я необычайно был рад и в то же время глубоко разочарован.
Рад тому, что товарищ Щербаков очень тонко и мудро раскрыл роль документального кино в нашем обществе, его огромное значение в деле морального и этического воспитании народов.
Разочарован, потому, что неразумное правительственное решение 90-х годов в отношении кинематографа разрушило до основания его как искусство. На экране нет того гуманного кино, а есть насилие, жестокость, кровь и секс. Я благодарен Щербакову и полностью поддерживаю его мысли, поднятые в интервью, и если можно, выскажу и свои взгляды на создавшееся положение вокруг отечественного кинематографа, который вот уже 20 лет находится в коматозном состоянии.
Тот, кто читал директиву Аллена Даллеса, бывшего директора ЦРУ, так называемую «Американскую доктрину» «Борьба против СССР», могут проследить, как за последнее время планомерно, изо дня в день разрушают нашу страну. Вот что говорится в доктрине: «Литература, театр, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать всех, кто станет насаждать в человеческом сознании культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякую безнравственность. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением, мы будем браться за людей с детских и юношеских лет, будем разлагать, разрушать её. Вот так мы это сделаем».
Как вы видите, уважаемые коллеги, доктрина в действии и им многое уже удалось. Они разрушили нашу страну. Уничтожили нашу культуру, духовность, нравственность. В литературе, в театре, в кино, где сосредоточены духовно-нравственные ценности народов, — сплошной мат, насилие, секс и пошлость. Нашу культуру нашими же руками опустили ниже плинтуса. Поэтому Президент страны Владимир Владимирович Путин, возмущённый этой вакханалией, обратился к кинематографистам страны с просьбой, ограничить на экране безнравственность, и приняли «Этическую Хартию». Естественно, кому-то это не понравилось, именно тем, кто свободу воспринял как вседозволенность. Но большинство восприняло это как спасение отечественной культуры. Поэтому Союз кинематографистов первым откликнулся на призыв Президента страны и принял «Этическую Хартию». Этика в искусстве занимает главную позицию. Ведь, снимая своё кино, мы хотим, чтобы это было высоконравственное искусство и чтобы наше кино нравилось зрителю, и третье — чтобы нашлись подражатели.
Во времена Дзига Вертова документальное кино было, как «Правда жизни», оно несло в себе исключительно информационный характер. Но уже позже оно выросло до большого востребованного искусства, а сегодня в документальном кино я мало вижу искусства.
Очень поучительны работы тех кинематографистов, которые снимали ещё на плёнке, они резко отличаются своим творческим видением жизни от тех, кто работу свою в кино начал с видеокамеры. Это говорит о том, что старая школа кинематографистов была не только образованна, но и высоконравственна. Они придавали большое значение не только изобразительному ряду, но и нравственности самой идеи фильма. Сегодня, что ни фильм — или порнография или жестокость, насилие, кровь, наркотики. Нет на экране героя, кому бы могло подражать сегодняшнее молодое поколение.
На недавнем круглом столе в Союзе кинематографистов обсуждали тему этических норм в кинодокументалистике и почему-то заострили тему на ущербных киногероях. Считаю, что сама тема, поднятая за круглым столом не этична. Какое моральное право имеет кинематограф вторгаться в личную жизнь инвалида и тем самым показывать на весь мир его ущербность. Ведь такой фильм смотришь только с чувством сострадания. Я могу понять такой фильм, как о герое Советского Союза лётчике Маресьеве, где есть борьба человека с безвыходностью и нет натурализма.
Сегодня против идеологии и культуры нашей страны сосредоточены мощные силы и средства. Много лет страны Запада, особенно Америка, финансировали разными грантами «пятую колонну», под видом общественных организаций, пока Президент Путин не положил конец халявщикам, которые оптом и в розницу продавали нашу страну. Вот о них и говорил Аллен Даллес: «Мы уничтожим их культуру и идеологию их же руками».
Хотелось бы спросить у руководства страны, почему молчали до сих пор, почему молчало ФСБ, где были те отраслевые руководители, под носом которых творилось это безобразие? Могла ли хоть одна страна позволить себе такое? Думаю, нет.
В бандитские 90-е годы мы усердно разрушили всё хорошее, что было накоплено за десятки лет, в том числе и кинопромышленность во главе с Госкомитетом. Результат на лицо. Нет былого гуманного кино, чем мы гордились. Нет героев, по кому сверяли свои поступки и жизнь, разрушены все нравственно-этические аспекты киноотрасли, засилье иностранного кино захлестнуло умы и мысли молодёжи. Помните у Аллена Даллеса: «Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем разлагать, разрушать, растлевать» По-моему, они чересчур перестарались. Сегодня наша молодёжь кого хочет развратит. Убийство, насилие из разряда исключительных перешли в разряд обыденных. К сожалению, нет у нашего правительства ясно выраженной молодежной политики. А ведь это будущее нашей страны, её надо воспитывать в духе патриотизма, прививать любовь к отечественной культуре своего народа. А как это сделать, если разрушено основное идеологическое оружие – кинематограф. К сожалению, Министерство культуры никогда серьёзно не занималось кинематографом. Руководство Министерства только распределяло огромные деньги, выборочно, своим людям. Только после того, как в Союзе на 9-м пленуме был заслушан доклад Клима Лаврентьева о творящихся безобразиях в Министерстве по распределению фильмов продюсерским центрам, прокуратура занялась делом о хищении миллиардных денег.
Скажите на милость, за какие заслуги выделены за 2,5 года — с 2011 по первое полугодие 2013 гг. —
С. Алексееву – 51 фильм,
С. Ястржембскому – 25 фильмов,
М. Курбангаджиеву – 24 фильма,
А. Тельнову – 20 фильмов,
В. Арцруни – 19 фильмов,
В. Бажину – 19 фильмов,
О. Шапошниковой – 18 фильмов.
И не для кого не секрет, что эти продюсеры львиную долю из бюджета фильма оставляют себе. А фильмы, получившие удостоверение, пылятся на полке в «белых столбах», и никто их не видит. И сто раз прав Щербаков — без Комитета Госкино нам не обойтись. Там было всё разумно, и у регионов не болела голова о распределении квот. Каждая республика получала своё количество фильмов. Заявки принимались худсоветом очень строго и справедливо. Северо-Кавказская студия хроники получала 5 единиц фильмов на 5 республик. Для меня вообще не понятно, как частная кинокомпания может получать государственные деньги на производство фильмов. Для этого есть банки, где они могут брать кредит и снимать сколько угодно, а потом, если это фильм представляет художественную ценность, государство может его купить. Так я представляю частное кинопроизводство. Ведь у большинства из них нет базы или аппаратуры и т.д., а фильмы снимают совсем другие люди, в совсем других студиях, часто используя государственную телевизионную технику. Спрашивается, зачем нам плодить дармоедов и обманщиков и содержать их за государственный счёт?
Обращаясь к руководству страны, я прошу:
- Восстановить Комитет «Госкино»
- Реанимировать все 10 студий по регионам.
- Распределять квоты фильмов по регионам, потому что проблемы на местах видятся лучше, чем из Москвы.
- Убрать 30% ставки на фильмы.
5.Приватизированные государственные кинотеатры вернуть государству.
- Не субсидировать частные кинокомпании из средств госбюджета.
Идеология и пропаганда должны быть в руках государства, а не у частных лиц, которые не несут ни моральной, ни материальной ответственности. Меня поразил не сам фильм «Да и да» режиссёра Валерии Гай Германики, а то, как уважаемый режиссёр Фёдор Бондарчук мог стать продюсером такого матерщинного фильма. В прошлые времена их назвали бы врагами народа. Мат затронул все жанры кинематографа, не пощадил даже мультфильмы. Под срывом закрытия находятся кинофестивали после того, как 1 июня был принят закон, запрещающий мат в произведениях искусства и в публичных выступлениях. Дело дошло до того, что Министерство культуры объявило, что внесет в правительство поправки к нынешнему закону. Вот как мы научились обшаться матом и тюремно криминальным жаргоном, что срываем кинофестивали. Позор не только работникам искусства ,но и государству в целом.
Документальное кино, по моему твёрдому убеждению, могло бы сегодня сыграть особую роль в нравственно-духовном воспитании молодёжи и укреплении межнациональных отношений.
Сегодня наши народы разобщены. Мы забыли не только культуру соседних республик, но и свою собственную. 20 лет для истории срок небольшой, но для человечества — это целое поколение, и это поколение растёт без отечественной идеологии, воспитывается на чужой навязанной культуре, далёкой от менталитета нашего народа. Я как-то задал вопрос коллеге из Америки:
— Скажи, Майкл, у вас тоже показывают эти фильмы, что идут у нас на телевидении?
— У нас за это в тюрьму сажают, — был его ответ.
Голливуд снимает великолепные фильмы, но нам продают низкопробные в художественном смысле фильмы, специально – для подрыва нашей культуры и идеологии. Как говорит Ален Даллес: «Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности». Кино сегодня болеет, и его срочно надо лечить. Нам, россиянам, ни на минуту нельзя забывать, что нас окружают не дружественные нам народы, поэтому нам надо ещё теснее сплотиться, беречь и приумножать нашу народную культуру и идеологию нашей страны. А для этого государство в лице нашего Президента и Правительства должны принять разумное решение в деле спасения отечественного кинематографа, не путём вливания очередной порции денежной массы для разворовывания, а провести реформы, которые могли бы поспособствовать возрождению отечественного гуманного киноискусства. Президентом страны Владимиром Путиным этот год объявлен Годом Российского кино. Чем может похвастать Дагестан, каково его участие в кинопроцессе? Вот уже 25 лет кино на Северном Кавказе отсутствует. После развала Союза позакрывали все региональные киностудии. Благодаря Никите Михалкову, который открыл в республиках филиалы, отделения Союза, и существует сегодня кино. Дагестанское отделение СК РФ без поддержки правительства пользуясь поддержкой чужих студий, сняло за 15 лет 30 фильмов о Дагестане. Министерство культуры республики не может финансировать фильмы, потому что это не заложено в бюджете, хотя в ежегодном финансовом документе отдельной строкой написано: «расходы на мероприятия в сфере культуры и кинематографии». Еще 10 лет тому назад я предлагал Правительству Республики приобрести для каждого района видеопроекторы и отечественные фильмы для показа в каждом селе, к сожалению, мое предложени не было принято, не нашлось средств. За те годы, как я окончил институт, сменилось 9 руководителей республики, и каждому из них я предлагал разные проекты по организации кинопроцесса в Дагестане, но ни один из них не смог или не хотел заняться этим вопросом. Есть у нас и исторические личности, судьба которых положительно повлияла на судьбу истории не только Дагестана но и всей страны. Революционеры-патриоты, такие как: Уллубий Буйнакский, Махач Дахадаев, Алибек Тахогоди, Мирза Хизроев, Джалалудин Коркмасов Магомед и Гамид Далгат и др. Руководители Республики, такие как: Абдурахман Даниялов, Магомедсалам Умаханов, Шахрудин Шамхалов, Магомедали Магомедов. Деятели науки: историк Расул Магомедов, хирург Рашид Аскерханов, ректоры вузов: Абилов, Джамбулатов, Омаров, Гамидов. Писатели и поэты: Расул Гамзатов, Ахмедхан Абу- Бакар, Фазу Алиева, архитектор Албури Алхасов и многие другие, которых я упустил. Они своими делами прославили Дагестан и достойны, чтобы о них создавали фильмы, писали книги, пели песни. Это наша история, а историю свою народ должен знать и знать своих героев. 23 декабря на 8 пленуме Правлении Союза кинематографистов РФ под председательством Никиты Михалкова обсуждали вопрос «О развитии неигрового кино». На этом пленуме я обратился к министру культуры РФ Мединскому с просьбой о постройке в Махачкале одного государственного кинотеатра, где мы могли бы демонстрировать отечественное кино, и вот что он мне ответил, цитирую: «Все кинотеатры в Дагестане показывают иностранные фильмы, как только мы его откроем, там сразу будут показывать иностранные фильмы, потому что они также будут думать, как заработать деньги». Вот так думает наш уважаемый министр, тогда как принято решение, чтобы зарубежное кино, которое сегодня является полновластным хозяином в наших кинотеатрах, потеснить отечественными фильмами, хотя бы на половину. Для этого государство выделило 3 миллиарда рублей на постановку востребованных отечественных фильмов. Кинотеатры наши все приватизированы, и сидят там частники-монополисты, они думают о прибылях, а не о морали и нравственности своего народа. В нашей республике нет ни одного государственного кинотеатра, где народ мог бы посмотреть отечественное кино, не только новое, но и старые фильмы, поэтому даже мы, профессионалы, не видим наше кино, куда идут миллиарды? Вот уже 20 лет мы, кинематографисты Дагестана, просим Правительство построить кинотеатр или вернуть один из 17 кинотеатров Махачкалы, которые незаконно были приватизированы. Мы хотели там открыть постоянно действующий клуб любителей кино, устраивать премьерные показы отечественных фильмов с приглашением ведущих кинематографистов страны, а также по просьбе зрителей показывать фильмы наших классиков. Кинотеатром могли бы воспользоваться и школы по учебной программе. 25 февраля в зале Русского театра состоялся торжественный вечер, посвященный году Российского кино, организованный Министерством культуры Дагестана. Прошлый год был Годом литературы, и мы были свидетелями, с какой помпезностью был отмечен Год литературы: присутствовал весь руководящий состав республики — от Президента до глав районов, а на открытии Года кино — ни одного руководителя, ни одного депутата, одни студенты и школьники. Вот такое отношение у нас к кино власти предержащих! Нам, кинематографистам, которые в своих фильмах рисуют положительный образ дагестанца, было очень обидно. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность министру культуры и ее команде, которые за столь короткий срок, малым бюджетом смогли подготовить этот вечер. И в заключение хотелось бы обратиться к руководству Республики, чтобы с их стороны было постоянное внимание к кинематографу, а не только в Год кино, потому что кинематограф — это не только развлечение, но и школа нравственности и культуры, школа познания и пропаганды, школа духовности и патриотизма. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех кинематографистов Дагестана и всех дагестанцев любителей кино с Годом Российского кино.
Магомед Сулейманов,
член Правления Союза кинематографистов России, Председатель Дагестанского отделения СК