(к 350-летию рождения Рустам-кадия)
Рустам-кадий (1669-1742)
На современном этапе важно преодолеть односторонний подход при освещении истории дагестанских народов и необходимо критически переосмыслить устаревшие взгляды, стереотипы и концепции. История должна быть с именами. В течение долгого времени подход к истории был классовым, рассматривался сквозь призму деления общества на классы. Это касается и освещения роли феодальных владетелей, многие из которых не только выражали личные интересы, но и выступали от имени народа.
К числу таких личностей относится Рустам – кадий (в некоторых источниках Рустем — бек), который был правителем одного из табасаранских владений, известного под названием кадийства. По преданиям, Рустам происходит из рода кадиев, которых еще в VIII веке арабский полководец назначил при табасаранском правителе Магомед – маасуме для преподавания наук и правил веры.
Генеалогические сведения о предках кадиев содержатся также в местной хронике, обнаруженной в сел. Хурик Табасаранского района. Большую помощь при освещении деятельности Рустам-кадия мне оказал и Касум Исаев из сел. Ружник Табасаранского района.
В XVIв., в результате междоусобной борьбы в роду майсумов, произошел распад единого владения – майсумства на два самостоятельных – на майсумство и владение кадия. Междоусобной борьбой воспользовался кадий и утвердился правителем в северной части Табасарана. Центром владения Рустам – кадия становится старинный аул Хучни.
Письменные источники упоминают о табасаранских правителях – кадиях Зихраров сыне, Кади – беке, сыне Булхай бека и др., которые, следует полагать, были предками Рустам – кадия, который стал правителем Табасаранского кадийства в конце XVII- первой трети XVIII в. Рустам – кадий поддерживал связи с дагестанскими правителями, был связан с Кайтагским уцмием, Дербентским ханом и др.
Власть кадия была наследственной, но формально при его смене соблюдался обряд избрания, который происходил на сходах представителей как раятских, так и узденских магалов в местности «Харба — куран», ниже нынешних сел Татиль и Хапиль.
При Рустам-кадие влияние Табасаранского кадийства в Дагестане усиливается. Кадий имел ополчение, состоящее из вооруженных лиц до 3 тыс. человек. В период иноземной опасности он отстаивал свободу и независимость своего владения и всего населения. Он неоднократно отражал нашествия турецких султанов и иранских шахов. По имеющимся сведениям, в период нашествия войск Надир шаха, Рустам – кадий возглавил один из табасаранских отрядов в борьбе против иноземных завоевателей. Он проводил самостоятельную внешнюю политику, направленную на укрепление связей с соседними владениями Дагестана, а также Россией, Кубинским ханством, Турцией и Ираном, хорошо ориентировался в международной обстановке. Еще в начале XVII в. предок Рустам кадия Зихраров сын побывал у царя в Москве.
Выходец их рода образованных кадиев Рустам был достаточно грамотным, о чем свидетельствует его переписка с владетелями Дагестана, с российским императором Петром I и другие материалы.
Как вытекает из письменных источников и устных преданий, Рустам-кадий был не только правителем, но и дипломатом. Во время пребывания Петра I в Дербенте, к нему с письмом обращается Рустам-кадий, в котором сообщал об исторически сложившихся дружеских связях Табасарана с Россией. В своем письме Рустам – кадий пишет о его противоречиях с Даудбеком и Сурхай- ханом, возникших за отказ выступить против России, как сказано в документе за то, что «на государя своего восстать не хотел». Рустам-кадий просил русского императора оказать ему помощь в восстановлении своей столицы Хучни, а со своей стороны он давал обязательства верности.
В 1722 г. Рустам – кадий вступил в российское подданство. Политика Рустам-кадия на сближение с Россией привела к дальнейшему развитию русско-дагестанских отношений, а также усилению связей кадийства с остальными дагестанскими владениями. Вместе с тем к его позиции на сближение с Россией неодинаково относились некоторые владетели. Об этом свидетельствуют документы:
«1722 1 августа 30 — ПИСЬМО ТАБАСАРАНСКОГО ВЛАДЕЛЬЦА РУСТЕМА К ПЕТРУ I Г С ПРОСЬБОЙ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГОРОДА В ТАБАСАРАНЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ НАПАДЕНИЙ ЛЕЗГИНСКОГО ВЛАДЕЛЬЦА ДАУД-БЕКА И КАЗЫ-КУМУХСКОГО СУРХАЙ-ХАНА
С того времени как столица Ширванская приведена к персидскому владению, прадеды, деды и отцы наши душевно двум государям служили и обиды нам до днесь ни от кого не бывало.
Однако ж по неже называемые Дауд, Сурка и усмей, измени двум государям, согласились и войско собрали и часто на меня на бедного неприятельским образом нападали, город мой выжгли, понеже ни от кого вспоможения для обороны мне — — было и от такого их нападения к такому разорению приведен, что ни к кому пристать не мог, для лутчего ж вашего соблаговолите как от высокородного юзбашея и полков — и от протчих дербенских жителей требовать известия с : и конечном моем разорении, також великое число знатных при мне бывших персон от тех бунтовщиков побито, хотя и великое от них мне учинено было разорение и нападение для тт — ними согласиться и на государя своего востать не хотел.
Однако ж ныне хвалю бога, что ваше императорское величество, восточных, западных и северных земель государь, счастливым и благополучным пришествием своим в Дербень в местах городы строить соизволили указать, того рад:- прошу милосердие надо мною над бедным показать, на моем разоренном месте вновь город построить указать лить, чтоб мне было бедному с моими поддаными где ж прошу зысокоповелительным своим указом дербенскому управителю указать, что б во время нужды войсками своим вспоможение учинил, а я с своей стороны обещаюсь, во случае, с моими подданными его в нужде не оставить».
«1722 г. сентября 1 — ИЗ ГРАМОТЫ ПЕТРА 1 ТАБАСАРАНСКОМУ ВЛАДЕТЕЛЮ РУСТЕМУ В ОТВЕТ НА ЕГО ПИСЬМО
Объявляем сию нашего императорского величествт щею грамотою, что доносил нам всеподданнейше табастт владелец Рустем, объявляя о нападении на него и учине обиде и разорении и пожжении города ево от изменник: в беке и прочих и просил оной нас, дабы мы повелели ему реченной город построить по прежнему, на что мы всем вейше соизволили и повелели ему, Рустему, помянутой г: том или в другом, где запотребно усмотритца, построить чрез то удобнее было у вышереченных бунтовщиков и вне потребных намерениях их согласие и проходы и коммуникацию отнять и пресечь и дадутся ему в тот город пушки н порции оных надлежащая аммуниция и к строению пристойности люди, тако ж для лутчего того города прислан будет инженер.
А по неже за настоящем осенним поздным временем и при ближащейся зиме ныне строения того города начать не возможно. Того ради отлагается оное до будущего вешняго раннего времени, и сколько скоро весна наступит, то оное строе — чатся и к совершенству привестся имеет и обнадеживаем мы ево, Рустема, содержать в милости нашего императорского величества и повелено от нас будет войскам нашим, которые близ н здешних краев обретаться будут, ево Рустема, в потребном случае от нападения на него неприятелей охранять, тако ж дастся ныне императорского величества повеление полковнику и коменданту нашему, определенному в городе Дербени, и наипу того города Дербени, дабы ево, Рустема, равным же образом от неприятелей ево охраняли.
И в строении вышереченного города по возможности потребное вспоможение ему чинили и для вящего уверения сию нашу императорского величества милостивую грамоту ему, Рустему, дать и с нашею государственною печатью утвердить повелели».
Из изложенного материала вытекает, что Рустам-кадий был не только феодальным владетелем, Табасарана, но и патриотом и дипломатом, который в своей внешнеполитической деятельности ориентировался на Россию.
Магомед Гасанов,
профессор