Так называется статья доктора Магомеда Абдулхабирова – истинного мудреца XXI в., опубликованная на страницах газеты 5 сентября 2019г.
В своей статье он обращается к отдельным чеченцам и дагестанцам устраивающим перепалку в интернете. Прав Абдухабиров, который пишет, что «наши предки оставили нам боевое братство».
Дагестанские горцы и чеченцы являются не только ближайшими соседями боевыми братьями, но и родственными народами, о чем свидетельствуют языковые, антропологические, археологические и другие материалы.
Если родство всех языков иберийско-кавказской семьи еще не доказано, то родство нахско-дагестанских языков, как считают лингвисты – факт бесспорный. Как пишет проф. В.И. Абаев, «все народы Кавказа, не только непосредственно соседящие друг с другом, но и более отдельные, связаны между собой сложными и прихотливыми нитями языковых и культурных связей. Создается впечатление, что при всем непроницаемом многоязычии, на Кавказе складывался единый в существенных чертах культурный мир».С точки зрения культурно-исторического и этнического развития, территория занимаемая предками народов Дагестана и Чечни уже в древние периоды выделяется как самостоятельная историко-этнографическая область, входящая в кавказскую историко-этнографическую надобласть обширного кавказско-ближневосточного региона.
В средневековых источниках чеченцы были известны под различными названиями «нахчматьяне» — в армянских, «дурдзуки» — в грузинских и т.д.
Дагестанские горцы находились в разносторонних связях с чеченцами. Взаимоотношения между ними зависели как от внутреннего развития дагестанского и чеченского обществ, так и международной обстановки на Северо- Восточном Кавказе, а также на всем Кавказе.
Благодаря разносторонним связям эти народы знали друг друга под различными этнонимами. Чеченская этнонимика ограничивается в основном названиями их ближайших соседей: Iанди – андиец, сувили – «андодидоец», дагестанец, гIази –гIумкхи – казикумухец, гIумки – кумыки и др. Полагают, что одно из распространенных названий чеченцев-мичиховцы (мичхизы), имеет дагестанское происхождение (в кумыкском языке – мычыгъышлы, в даргинском — мичихичлан).
В развитии связей между горцами Дагестана и Чечни значительную роль играли перевальные пути. Через внутренний Дагестан проходил важнейший стратегического и торгового значения путь, связывавший дагестанских горцев с чеченцами по маршруту: р.Самур-Курах- Кумух-Чох-Гидатль-р.Андийское Койсу-Чечня. Другой путь, который связывал соседние народы, прорезывал истоки многочисленных притоков Сунжи и Терека, и пройдя через пункт Адитское и южные части Чечни, направлялся в Дагестан, а оттуда на побережье Каспийского моря, в Дербент.
В связях дагестанских народов и чеченцев большую роль играл великий шелковый путь, представлявший систему караванных путей, по которым в древности китайский шелк попадал в Европу. Этими путями горцы Дагестана и Чечни пользовались как для поддержания связей между собой, так и со многими странами и народами.
Специальными исследованиями установлено существование в VIII-XI веках крупного торгового пути, который проходил от Семендера по Сунже и Тереку в Чечню. Кроме того, дагестанские горцы с чеченцами были связаны различными другими перевальными путями.
О ранних связях двух соседних народов свидетельствуют археологические материалы. На территории Дагестана выявлен ряд городищ катакомбных могильников VI-IX веков (Верхний Чир-Юрт, Бавтугай), близких памятникам из Чечни. В материалах могильников (Харачой, Рагета, Чинухов, Кенхи, Макхеты, Гуни, Гендеген и др.), датируемых V-XII веками, присутствует целый комплекс черт, роднящих их с синхронными памятниками Аварии. Сходство, порой полное тождество, имеет место в погребальном обряде, керамике, типах височных подвесок и серег, браслетах, фибулах, деталях украшений головных уборов, оружия и т.д.
Основными предметами торговли между горцами Дагестана и Чечни были продукты земледельческо-скотоводческого хозяйства и изделия домашнего производства, в частности, изделия кубачинских и других мастеров. Из Дагестана, конкретно из Серира, Дидоэтии и других обществ, в Чечню проникали также поясные пряжки.
В развитии взаимоотношений дагестанских горцев с чеченцами важную роль играли города Семендер, Маджар, Верхний Джулат, Магас, Варачан, Дербент, а также старинные аулы-Хунзах, Тарки, Кумух и др.
Развитию политических связей между горцами Дагестана и Чечни определенное содействие оказывали обстановка на Северном Кавказе, на Кавказе в целом, а также переселения, передвижения народов.
Предки дагестанских горцев и чеченцев подвергались нашествиям киммерийцев, скифов, сармат и др.
В раннем средневековье Дагестан был раздроблен на ряд феодальных владений Серир, Гумик, Лакз, Табасаран, Джидан и др., которые поддерживали связи с Дурдзукетией — владением нахских народов.
Немаловажное значение в развитии связей между предками горцев Дагестана и Чечни имело то, что территория Северо-Восточной части Дагестана и земли Чечни входили в единое государство — Хазарский каганат.
В отдельные периоды (в XIVв.) чеченцы входили в дагестанские политические образования, в частности в шамхальство. «А Мичихич, — пишет Мухаммад Рафи, — целиком является его владением (мулк)». Это подтверждает в своем труде А.-К.А.Бакиханов, который пишет: «С Мичикич (Чечня), который был собственным уделом Шамхала, — по одному барану с семейства».
Связи между предками дагестанских горцев и чеченцами становились теснее в период борьбы против иноземных завоевателей.
В армянских, грузинских сочинениях говорится о совместной борьбе леков, овсов, дурдзуков против сасанидов, против кочевых народов. Горцы Кавказа, в том числе Дагестана и Чечни, подвергались нашествиям общих завоевателей и они совместно отстаивали свою независимость. В частности речь идет о борьбе против татаро-монгол, полчищ Тимура. А.-К.Бакиханов, Г.-Э.Алкадари, дополняя сообщения историков Тимура, пишут, что этот завоеватель с Кумыкской низменности вторгся в восточные окраины Чечни и после сильного сопротивления штурмом взял и разорил чеченские населенные пункты.
Дагестанские горцы и чеченцы между собой поддерживали и культурные связи. «Население, жившее на территории Юго-Восточной Чечни, — пишет Багаев М.Х., — с давних времен было связано с древними дагестанскими племенами единой культурой».
Раннесредневековые памятники из Дагестана, в частности из Аварии (в первую очередь могильники) в юго-восточной Чечне имеют параллели поразительного сходства и даже тождества.
Архитектура некоторых горных районов Чечни тяготела к Дагестану.
Культурные взаимосвязи горцев Дагестана с чеченцами отразились на материальной культуре и быте, а также на языке и в памятниках устного народного творчества (нартский эпос). Из дагестанских языков в чеченский проникли отдельные термины.
Следует отметить роль дагестанских горцев в связях чеченцев с другими народами и странами наоборот чеченцев во взаимоотношениях народов Дагестана с внешним миром на всех этапах истории огромна.
Таким образом, у дагестанских народов и чеченцев богатая и насыщенная общая история, и нельзя допустить чтобы националистические убеждения поколебали добрососедство и мирное сосуществование народов – единоверцев, общие традиции, единую историческую память и самосознание. Надеемся, что никакие границы и статусы не смогут разобщить нас и стать причиной конфликтов и беззакония.
Прав глава Республики Дагестан В.А. Васильев, который сказал: «По каждому историческому событию можно найти разные источники, оценки. На все это надо смотреть спокойно, взвешенно, и если на первых порах не все однозначно, понятно и очевидно, то не надо спешить делать выводы».
Магомед Гасанов,
заслуженный деятель науки РФ и РД, профессор