Виртуоз танца

1 сентября исполняется 70 лет заслу­женному артисту Дагестанской АССР, бывшему солисту и хореографу ансамбля «Лезгинка» Гамзату Бахрамовичу Мирзое­ву. Обладатель божественного и неповто­римого таланта, виртуоз танца покорил десятки тысяч зрителей. В последние 40 лет он живет в Москве, свою малую Роди­ну не забывает, при любой возможности на всех широтах пропагандирует уникаль­ное дагестанское искусство.

В канун славной даты в редакции газеты «Дагестанская жизнь» состоялась беседа с человеком хорошо знающим юбиляра, его близким другом Константином Борча­линским, бывшим танцором и директором «Лезгинки», заслуженным работником куль­туры РД, они продолжительное время рабо­тали вместе на сцене. Ниже мы публикуем интервью нашего корреспондента с ним.

Константин Николаевич, Вам, навер­няка, запомнились детские годы Гам­зата Мирзоева, как стал танцором, с чего начинал свою карьеру в искусстве, поделитесь, пожалуйста, своими воспо­минаниями о нем.

Мой близкий друг Гамзат родился в 1949 году в Махачкале, в дружной семье. Отец его Бахрам работал на заводе им. Гаджиева, мать была домохозяйкой. Когда ему испол­нилось 10 лет, его приняли в танцевальный кружок махачкалинского Дома пионеров и школьников. Тогда этим коллективом руко­водил знаменитый Казим Манафов, кото­рый по праву считается отцом детской да­гестанской хореографии. Именно он увидел в хрупком мальчике с большими глазами в обрамлении бархатных ресниц будущего большого танцора и хореографа. Думаю, что увлечение танцами началось также с легкой руки старшего брата Эльдара, кото­рый в то время выступал солистом в ансам­бле «Лезгинка».

По рекомендации Казима Абасовича ру­ководство завода им. Гаджиева поручает ученику токаря Гамзату создать самоде­ятельный танцевальный коллектив. Было ему в ту пору всего 14 лет, а через год его одаренные юные артисты заняли 1-е место на республиканском конкурсе. Это высту­пление смотрели солисты ансамбля «Лез­гинка», и его художественный руководитель Танхо Израилов, который пригласил по­дающего надежды юношу в свой именитый коллектив.

Вы упомянули имя народного артиста СССР Танхо Израилова, Ваше отношение к нему, и какую роль он сыграл в судьбах артистов, танцоров?

Имя легендарного хореографа совре­менности и основателя «Лезгинки» Танхо Селимовича тесно переплетены в истории. Как основатель самого известного наци­онального ансамбля советских времен он оставил после себя не только собранные им национальные танцы народов Дагестана, но целую плеяду учеников, в том числе Гамзат Мирзоев. Все они с глубоким уважением и почтением помнят о нем. К тому же многие из его учеников стали профессиональными хореографами и с гордостью продолжили дело мастера.

Будучи его учениками Гамзат и Эльдар Мирзоевы в 2016 году, к 100-летию со дня рождения корифея танца выпустили кни­гу «Танхо Израилов – создатель ансамбля «Лезгинка», за которую братья получили премию от фонда имени Вайнштейна. Созданный им в 1958 году коллектив та­кой же бренд Дагестана, как и стихи Расу­ла Гамзатова. Имя его навсегда вписано в историю культуры народов Страны гор и России. Вот в честь таких людей, как он, прославивших нашу республику, нужно называть проспекты, улицы в городах, районах и воздвигать памятники, а в дан­ном случае назвать его именем ансамбль «Лезгинка».

Расскажите, пожалуйста, об этом эта­пе жизни артиста Мирзоева, который попал в такой прославленный ансамбль, как «Лезгинка».

Гамзату было 15 лет, когда он начал карье­ру солиста. Яркий, талантливый, стройный, красивый, изящный… А какая фактура! Он очень легко танцевал, на сцену вылетал, словно вихрь, даже коллеги не могли ото­рвать от него глаз. Жизнь артиста – это бес­конечные гастроли, разъезды, концерты. Танцор побывал во многих странах мира, где наша «Лезгинка» выступала с неизмен­ным оглушительным успехом. И везде ему аплодировали, где артист оставлял частицу своей добротной души.

И всё-таки, почему Гамзату Бахра­мовичу пришлось уехать из Дагестана, была ли на то причина?

На всё воля Всевышнего или, как говорят, от судьбы не уйдешь. Вы знаете, жизнь не стоит на месте. Порой хочется испробовать себя в новом деле и иных обстоятельствах. До 1970 года Гамзат усердно и добросо­вестно работал в «Лезгинке». Потом насту­пил совершенно другой этап в жизни и твор­честве — Ленинградский мюзик-холл, где он — солист ансамбля кавказских танцев «Асса» и одновременно постановщик-хореограф национальных танцев. Подчеркнем, что это был один из лучших коллективов Европы, с которым маэстро объездил весь Советский Союз и многие страны мира. Здесь Гамзат сумел воплотить в танце горский и особый неповторимый дух. А «Лезгинка» — это пля­ска из ветра, грации, силы, напора, огня. Тогда пели:

«Наш огненный танец нам музыка дарит опять,

И мы не устанем с тобой до утра танцевать!».

В 1976 году при Москонцерте создается ансамбль национальных танцев «Кавказ», где он блистательно танцует. В 80-е годы окончил Ленинградский институт культуры, снялся в главной роли в фильме «Снежная свадьба по повести Ахмедхана Абу-Бакара. Со временем, в 1990 году его назначают за­местителем директора московской эстра­ды. И здесь, как и прежде, наш коллега про­фессионально справился с возложенными на него обязанностями.

Создавал ли Гамзат Бахрамович тан­цевальные ансамбли за рубежом?

Да, им был создан государственный ан­самбль танца Йеменской Арабской Респу­блики. Получилось так, что Гамзата отправи­ли туда в командировку, которая затянулась на несколько лет. Активно помогала ему и супруга Наталья, бывшая солистка Красно­ярского ансамбля танца. Там же, в Йеме­не, родились их дети – Фархад и Анар. За большой вклад в развитие профессиональ­ного хореографического искусства Гамзат Бахрамович был удостоен высшего ордена этой страны.

Отмечу, что у йеменцев, как и у многих горных народов, есть особые, военные, бо­евые танцы. Гамзат их собирал по крупи­цам, эту важную часть местного фольклор­ного искусства, которая красочно отража­ет тот факт, что в истории этой прекрасной страны часты были и набеги завоевателей, и столкновения между соседними племе­нами. Боевой танец, таким образом, дол­жен был продемонстрировать постоянную готовность его исполнителя к защите своей земли, чести и имущества с оружием в ру­ках, а также его волю к победе. Традицион­но это йеменские кинжалы и сабли.

Чем занимался Ваш коллега по воз­вращению домой?

Вернувшись на Родину, Гамзат Бахрамо­вич по просьбе танцоров из бывшего Со­ветского Союза, создает танцевальный ан­самбль под названием «Националь». Здесь танцевали артисты из разных коллективов. Многие из них стали руководителями дру­гих ансамблей благодаря его бескорыстной поддержке. Как говорят в таких случаях, по­мощь состояла не только в этом, он оказы­вал содействие в реализации интересных проектов, которые спустя годы давали свою ощутимую отдачу.

Помогал ли он своему родному ан­самблю «Лезгинка», который как из­вестно в 1980-е переживал нелегкие времена?

Конечно, помогал. Вообще, стремление, желание и возможность помочь кому бы то ни было в крови у этого человека. Я помню, когда меня с должности заместителя мини­стра культуры РД направили директором ан­самбля «Лезгинка» для его укрепления, Гам­зат поддержал меня в начале пути, помог и советом и дельными предложениями. А когда перебрался в Москву, организовывал нам гастроли по стране и за рубежом. Он ходил по инстанциям, доказывал, что «Лез­гинка» — неповторимый ансамбль и часто до­бивался престижных туров.

Он и сейчас оказывает помощь многим та­лантам, приезжающим из Дагестана – пев­цам, актерам, танцорам. На его средства была установлена Мемориальная доска в Махачкале по ул. Коркмасова, 9 основателю и художественному руководителю ансамбля «Лезгинка» Танхо Израилову. Он же органи­зовал его юбилейный вечер с при­глашением ветеранов и артистов «Лезгинки».

Гамзат – истинный патриот, серд­це которого принадлежит Дагестану. Здесь похоронены его родители, жи­вут друзья, здесь вступил на первую ступеньку лестницы, ведущей в большую жизнь.

Что Вы вкладываете в понятие «Лезгин­ка»?

В 2003 году Гамзат Мирзоев на этот вопрос ответил буквально следующее: «Лезгинка – это не этнический танец какого-то конкрет­ного этноса, он прежде всего общедагестан­ский. Секрет популярности танца лезгинка и ансамбля «Лезгинка» как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую. Мы, дагестанцы, сумели сохра­нить наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходят в глубину веков.

Речь идет о древних, как сам мир, тотемиче­ских обрядах. По всей видимости, в этих тан­цах воплощена идея плодородия, мужествен­ности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ пло­дородия, мужественности. Позиция рук де­вушки означает то же самое, но, конечно, в де­вичьем варианте. Тур – один из основных то­темистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на него. Дагестанец в древности, как правило, питался мясом ту­ров, диких коз и быков. Танцор, кстати, неслу­чайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров.

В музеях Дагестана, да и просто под откры­тым небом в горных селах вы можете увидеть насколько часто древние изображали тура, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое оди­наково справедливо и для танца. Через пере­ключение ритмов, чередуя круги, квадраты, исполнители лезгинки некогда в глубокой древности, во- первых, заговаривали жерт­венное животное, во-вторых, уводили себя, свое племя на небесный космический уро­вень, добиваясь обретения высшей гармо­нии, слияния себя с божеством и с космиче­скими силами».

В своих танцевальных постановках Гамзат умело использовал фольклор в сочетании в тонком синтезе с достижениями современной хореографии. Это позволяло ему особенно мастерски отображать черты быта, богатство обычаев и обрядов любой нации и народно­сти, при этом с учетом современного веяния. Стремился поднять на новый уровень техни­ку исполнения, одновременно с динамикой и пластикой, что вместе с национальной му­зыкой и костюмами ещё ярче и глубже рас­крывали богатство и красоты народных са­мобытных танцев. Его творчество прививало духовность и преемственность, воспитывало нравственность, развивало эстетическое вос­приятие окружающего мира. Все это он та­лантливо воплотил в созданных танцевальных коллективах.

Надо отметить, что его искусство-танцов­щика посмотрели зрители не только всех ре­спублик и областей СССР, но и десятки стран на всех континентах земного шара.

Чем занят юбиляр в настоящее время?

Гамзата Бахрамовича всегда окружали пре­данные и настоящие друзья, которые относятся к нему с большим уважением. Последние годы он занимался поиском материалов по истории ансамбля «Лезгинка», его основателя – Танхо Селимовича Израилова, выдающегося хорео­графа ХХ века, художественного руководителя и главного балетмейстера «Лезгинки», народ­ного артиста СССР. Вместе со старшим братом Эльдаром, который также был танцовщиком, а затем директором «Лезгинки», по крупицам со­бирали документы по истории ансамбля и жиз­ни Танхо.

В результате их кропотливого труда была подготовлена книга под названием «Танхо Израилов – создатель ансамбля «Лезгинка». Правда из-за ухода из жизни Эльдара, её пришлось заканчивать одному Гамзату, кото­рую с помощью родственников Танхо он из­дал к 100-летию со дня рождения маэстро. В ней широко отображено то великое, что прославило «Лезгинку»: заложенные Танхо в творчестве ансамбля основные традиции на­родного танца, формирование яркого по бо­гатству фольклорного колорита стиля, духов­ная фактура хореографии народов Дагестана, что определило на все времена творческий потенциал ансамбля, который приносит ему большой зрительский успех в течение 60 лет.

В книге поэтапно показывается огромная роль личности Танхо в рождении и организа­ции плодотворной деятельности «Лезгинки» и её творческому долголетию. Поэтому имя Танхо и «Лезгинки» неразделимы. Современ­ники оценили её значимость, достоинство и заслугу нашего юбиляра, книга по оценкам специалистов явилась уникальным изданием по содержанию и художественно-подарочном исполнении. Мирзоев также организовал пре­зентацию этой книги в Махачкале и Москве – в представительстве Дагестана при Президен­те России, где они были подарены ветеранам «Лезгинки» и представителям широкой обще­ственности.

Что Вы можете пожелать своему зака­дычному другу на день его рождения?

Вы очень правильно подметили, что он зака­дычный. Это настоящий старинный друг на всю жизнь, с которым общаешься до самой смер­ти. Сегодня ему исполняется 70 лет, жизнь только набирает обороты, ещё многое пред­стоит сделать для осуществления планов, за­думок, идей. Пусть они все в ближайшее время сбудутся. От имени всех ветеранов ансамбля «Лезгинка» и себя лично поздравляю Гамзата Мирзоева с юбилеем, желаю крепкого здоро­вья, радости общения с друзьями, семейного счастья, творческого долголетия и успехов в благих деяниях!

Беседовал Гаджи Мирзаев

Редакция газеты присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес Гамзата Бахрамовича – виртуоза танца и ветерана «Лезгинки». 9