Фальшивомонетничество
Одно из самых ранних упоминаний о фальшивомонетчиках на Руси обнаружено в новгородской летописи 1447 года, в которой говорилось, что некий весовщик драгоценных металлов Федор Жеребец промышлял изготовлением гривен из неполноценного металла. Слово «фальшивомонетничество» возникло в те времена, когда существовали только металлические денежные знаки. С появлением бумажных денег и ценных бумаг это понятие было распространено и на них.
Исследователи отмечают, что первые ассигнации были выпущены в VIII веке достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей на плотной белой бумаге с водяным знаком и двумя тиснениями. Текст и рамка печатались типографским способом черной краской в один прогон, оборотная сторона оставалась чистой, без рисунков. На каждой ассигнации ставили вручную чернилами свои подписи четыре чиновника — два сенатора, советник и директор банка. Ассигнации нумеровались.
Первым способом подделки денежных билетов в России стало изменение номинала с «25» на «75», т.е. частичное изменение визуально воспринимаемых признаков подлинных ассигнаций другого номинала.
Казалась бы такой подлог можно разоблачить с легкостью. Однако на территории нашей республики регистрировались случаи мошенничеств, когда потерпевшие в качестве оплаты за оказанную услугу, товар принимали сувенирную купюру достоинством 500, 1000, 5000 рублей, содержащую надпись «БАНК ПРИКОЛОВ», «СУВЕНИР», «Не является платежным документом», полагая, что она изготовлена на предприятии Гознака.
Следовательно, что говорить о фальшивых купюрах на первый взгляд, не имеющих признаков подделки. Данное преступное деяние причиняет не только ущерб лицу, чей товар, услуги остались неоплаченными, но и подрывает устойчивость российской валюты и дестабилизацию денежного обращения. Наказание за фальшивомонетничество — до 15 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн. руб. в зависимости от квалификации деяния. Несмотря на суровость наказания, факты подделки денежных знаков продолжают иметь место. К примеру, за 2018 г. на территории республики зарегистрирован 131 случай сбыта поддельных купюр, за первое полугодие 2019 г. таких случаев выявлено 39.
Так, неустановленное лицо сбыло на одном из АЗС, расположенном на ФАД «Кавказ» на территории Каякентского района, поддельную купюру достоинством 1000 рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 186 УК РФ.
В группе риска может оказаться каждый из нас, поскольку для осуществления противоправной деятельности преступники используют современные компьютерные и полиграфические средства, эксплуатация которых предполагает реализацию знаний компьютерных технологий, полиграфического, граверного, литейного дела, металлообработки, художественных навыков. Порой распознать подделку удается только в результате экспертного исследования.
Возникает вопрос можно ли привлечь к материальной ответственности продавца, кассира, в случае если при сдаче денежных средств была обнаружена неплатежеспособная купюра.
На основании ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения. При этом каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
В то же время если установить неплатежеспособность купюры можно только с помощью специальных технических средств, кассир должен быть обеспечен соответствующими техническими средствами.
Если кассир такими средствами не обеспечен, либо они неисправны или не позволяют установить неплатежеспособность именно этой купюры, привлечь работника к материальной ответственности нельзя, поскольку на основании ст. 22 ТК РФ обеспечение работников оборудованием, средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, — обязанность работодателя. А при их отсутствии работник освобождается от материальной ответственности (ст. 239 ТК РФ).
Что же делать простому обывателю? Уповать только на везение? В каких-то случаях наверно да, однако, знание признаков защиты подлинных денежных купюр вселяет уверенность в нас как покупателей и продавцов, что нам удастся пресечь попытки сбыта поддельных банкнот. Центральные банки в последнее время активно популяризируют приемы распознавания подделок среди населения. Практически в каждой торговой точке имеются терминалы безналичного расчета. Наше благополучие, прежде всего, зависит от нас самих.
Как не попасть на уловки мошенников
За 7 месяцев текущего года в республике зарегистрировано 45 фактов мошенничеств, совершенных с использованием сети «Интернет», от которых ущерб физическим и юридическим лицам составил более 700 тысяч рублей.
Преступная схема проста. Злоумышленники чаще всего выступают под видом покупателя либо продавца какого-либо товара.
В первом случае преступник, представляясь потенциальным покупателем, входит в доверие продавца и просит направить ему номер банковской карты для, якобы, перевода денежных средств в счет приобретения товара. Получая заветный номер, мошенник совершает хищение имеющихся на банковском счете денежных средств.
Во втором случае еще проще. Преступник за привлекательную цену выставляет в интернете на продажу популярный и востребованный товар, которого конечно фактически нет в наличии, и, что называется, ждет когда «рыбка клюнет». При этом для подтверждения своих «чистых» помыслов и пущего убеждения покупателя, такие продавцы могут отправить копию своего паспорта (поддельного конечно), мол «куда я денусь, если у вас есть мои данные». Соискатели товара подешевле, пренебрегая элементарными правилами безопасности своих финансов, отправляют денежные средства на счет «черного» продавца, а потом … идут писать заявление в полицию.
В других случаях псевдопродавцы просят частичной оплаты товара, для подтверждения намерения его приобрести, а после поступления аванса навсегда превращаются в «недоступного» абонента.
В виду сложности установления личности мошенника, которые, как правило, ведут свою преступную деятельность из другого региона, используют подложные документы, вымышленные данные при регистрации абонентских номеров, подставных лиц, на которых открывают банковские счета, основной массив таких преступлений остается не раскрытым.
Чтобы не попасть на «крючок» мошенника в первую очередь, никому и ни под каким предлогом не предоставлять данные своей банковской карты. Оплачивать товар рекомендуется лишь при его поступлении, при этом необходимо проверить, тот ли именно товар отправлен. Не стесняться проявлять максимальную бдительность и осторожность. Помнить, что случаи, когда вы все же доверились другой стороне сделки по интернету и она успешно состоялась, не гарантируют честность и порядочность других участников интернет- рынка.
Андрей Потапов,
начальник отдела правовой статистики прокуратуры республики
Браконьерство
Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с сотрудниками Государственного природного заказника «Аграханский» проведен ряд координационных мероприятий, направленных на соблюдение законодательства о рыболовстве и сохранение водных биологических ресурсов.
14.07.2019 в ходе обследования территории ГПЗ «Аграханский», расположенного в части на административной территории Кировского района г. Махачкалы РД, в районе устья реки Терек на берегу, в мешке белого цвета обнаружена рыба осетровых пород по виду «Русский осетр» в количестве 4 экземпляра, а также капроновая сеть красного цвета, длиной 100 метров, размерами ячеи 140х140. Ущерб, в результате незаконной добычи водных биологических ресурсов согласно такс для исчисления размера взыскания ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам составил 1 104192 (один миллион сто четыре тысячи сто девяносто два) рубля.
12.05.2019 Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой направлен материал проверки по факту незаконной добычи особо ценных водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу России и охраняемым международными договорами Российской Федерации в отношении неустановленных лиц.
Идрис Магомедов,
старший помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора
Внесены представления
Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры республики в целях устранения нарушений законодательства об отходах производства и потребления, указанных в информации Министра природных ресурсов и экологии Республики Дагестан Карачаева Н.А., «О ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории республики», проведен анализ в указанной сфере и установлено следующее.
Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Однако в нарушение требований федерального законодательства в муниципальных районах и городских округах не созданы в достаточном количестве места накопления твердых коммунальных отходов; не определена схема размещения отходов; не включены места накопления твердых коммунальных отходов в реестр; не обеспечивается надлежащим образом ведение реестра мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации; не размещены сведения о создании мест накопления твердых коммунальных отходов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Отмеченные нарушения стали возможными из-за ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей работниками муниципальных образований.
В этой связи, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой 01.08.2019 в адрес 19 глав муниципальных районов и городских округов внесены представления об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Амир Гамидов,
помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора
Оформление экологического разрешения
С 1 января 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219- ФЗ), согласно которым юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. К объектам первой категории опасности относятся предприятия горнодобывающей, металлургической, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, специализированные организации по утилизации и размещению отходов, а также сельскохозяйственные комплексы. Комплексное экологическое разрешение выдается уполномоченным органом после рассмотрения заявки в месячный срок на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения. Порядок выдачи таких разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва устанавливается Правительством Российской Федерации. Федеральным законом № 219-ФЗ также вводится ст. 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Прокуратура г. Махачкалы
ИП – без регистрации
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Дибиркаримовым М-А.Ю. 28.10.1973 года рождения на принадлежащем Мирзаевой Н.А. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 05:40:000067:2067, расположенном в районе МКР «М-2», Приморский жилой район, участок №262, г.Махачкала, возведено 4 этажа многоквартирного жилого дома, тогда как последнему выдано разрешение на строительство 3-х этажного индивидуального жилого дома.
В период с 12.02.2016 по 24.10.2016 Дибиркаримов осуществил предпринимательскую деятельность без регистрации, сопряженную с извлечением дохода в крупном размере, заключил 3 сделки по продаже квартир в указанном доме, по которым сумма полученного дохода составляет 2 254 000 рублей.
По выявленным нарушениям прокуратурой района направлен материал проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в отдел полиции по Ленинскому району УМВД РФ по г.Махачкале для решения вопроса об уголовном преследовании.
19.07.2019 по данному факту следователем отдела полиции по Ленинскому району г.Махачкалы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, в отношении Дибиркаримова М-А.Ю по ч.3 ст. 159 УК РФ, ч.3 ст.159 УК РФ, ч. 3 ст. 159 УК РФ.
Хизригаджи Арсланалиев,
старший помощник прокурора Ленинского района Махачкалы
Несчастный случай на производстве
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в Российской Федерации осуществляется целой системой нормативных правовых актов, основу которой составляет Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Статьи 227-231 ТК РФ посвящены вопросам расследования и учета несчастных случаев.
В соответствии с ч. 1 ст. 229.1 ТК РФ расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.
Согласно ч. 3 ст. 229.1 ТК РФ при необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
Форма документа, на основании которого можно продлить срок расследования несчастного случая, законодательством не определена, однако на практике продление срока расследования оформляется приказом председателя комиссии по расследованию несчастного случая. При этом в приказе о продлении срока расследования несчастного случая необходимо указывать причины продления срока расследования; дату окончания расследования. В последующем сведения о периоде расследования несчастного случая необходимо внести в соответствующий акт по форме № 4, утвержденной постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
Несоответствие периода расследования несчастного случая, указанного в этом акте, срокам расследования, установленным ст. 229.1 ТК РФ, в том числе необоснованное продление срока расследования несчастного случая, является нарушением трудового законодательства и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
За такое правонарушение предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа: на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.
Ахмед Гамидов,
старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Внесены изменения
Федеральным законом от 12.11.2018 № 411-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации,устанавливающие судебный порядок получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
В частности, статья 214 УПК РФ дополнена пунктом 1.1, который предусматривает, что отмена постановления о прекращении уголовного дела по истечении года со дня его вынесения в случае, предусмотренном частью 1.1. статьи 214 УПК РФ, допускается только по решению суда.
Прокурор, руководитель следственного органа возбуждают перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о чем выносится соответствующее постановление. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются конкретные, фактические обстоятельства, в том числе новые сведения, подлежащие дополнительному расследованию. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.
Ходатайство рассматривается единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного расследования с обязательным участием лица, возбудившего ходатайство, не позднее 14 суток со дня поступления материалов в суд.
Рассмотрев ходатайство, судья выносит постановление о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования либо об отказе в удовлетворении ходатайства о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
Постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию.
***
При рассмотрении дел об административных правонарушениях будут использоваться системы видео-конференц-связи
Федеральным законом от 12.11.2018 № 410-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие возможность использования систем видео-конференц-связи при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Установлено, что в случае если судьей признано обязательным присутствие в судебном заседании участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья разрешает вопрос об участии (при наличии технической возможности) указанного лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи.
Об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых признано обязательным в судебном заседании, путем использования систем видео-конференц-связи судья выносит определение. Копии такого определения не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения направляются соответствующим участникам производства по делу об административном правонарушении, а также в соответствующий суд или учреждение, в которых будет организована видео-конференц-связь
Объяснения участников производства по делу, полученные путем использования систем видео-конференц-связи, допускаются в качестве доказательств.
Использование систем видео- конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается. Изменения вступили в действие с 23 ноября 2018 года.
***
В течение первых двух лет после увольнения со службы при трудоустройстве на новую работу с любым размером оплаты труда или заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работ (услуг) на сумму более 100 тысяч рублей в месяц бывший государственный или муниципальный служащий при условии, что его должность была включена в перечень должностей, при замещении которых работник обязан представлять справки о доходах, утвержденный нормативным правовым актом государственного органа или органа местного самоуправления, обязан сообщить новому работодателю о последнем месте своей службы.
В случае трудоустройства новый работодатель обязан в 10-дневный срок направить уведомление о заключении такого договора по месту предыдущей службы работника.
Неисполнение этого требования закона влечет административную ответственность работодателя. Данные ограничения не распространяются на случаи трудоустройства на новую государственную или муниципальную службу.
Если бывший служащий принимается на работу в организацию, в отношении которой он ранее осуществлял функции государственного (муниципального) управления, для трудоустройства он также должен получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов бывшего работодателя.
Неисполнение данного требования влечет расторжение нового трудового договора.
***
Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме.
Поправками уточнены порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета; порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в случае принятия решения об оплате коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода; формула расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии при осуществлении оплаты в течение отопительного периода; формула расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии при осуществлении оплаты равномерно в течение календарного года; формула расчета объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящейся на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а также формула расчета объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящейся на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода. Постановление вступило в силу 1 января 2019 года.
***
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
С 1 января 2019 года работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы и среднего заработка.
Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается с работодателем. Кроме того, остается в силе ст. 185 ТК РФ, предусматривающая сохранение среднего заработка работника по месту работы на время прохождения медицинского осмотра.
Прокуратура г. Махачкалы