Одно из условий выздоровления
— желание выздороветь.
Сенека
Участились случаи судебных процессов, в том числе с финансовыми претензиями, где в качестве ответчика выступают медицинские работники. Жалобы, как правило, возникают не на качество медицинской помощи, а на бездушие, на формализм медиков. На вопрос, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача, многие пациенты отвечают, что в основном это коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. То, что врач вышел из стен престижного учебного заведения, отлично учился, его научные заслуги, опыт и признание было на последнем месте. Искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность.
О некоторых тонкостях во взаимоотношениях доктора и пациента нам поведала Гаджакаева Заира Исрапиловна — заведующая отделением кардиологии ГБУ РД «Городская клиническая больница №1», врач высшей категории, наставник молодых специалистов.
Заира Исрапиловна, в медицинском сообществе постоянно стоит вопрос, какой моделью общения с больным должен пользоваться врач?
До недавнего времени роль врача нередко сводилась к простому наблюдению за естественным течением болезни. Стиль заключался в том, что пациент доверял врачу право принимать решения. Врач же “исключительно в интересах больного” поступал так, как считал нужным. Казалось, такой подход повышает эффективность лечения: пациент избавлен от сомнений и неуверенности, а врач полностью берет на себя заботу о нем. Врач не делился с больным своими сомнениями, скрывал от него неприятную правду.
Надо отметить, что для малообразованных людей больше подходит интерпретационная модель, для образованных людей, вникающих в суть проблем со здоровьем, – совещательная модель. Патерналистская модель, в наши дни не применяется, за исключением ситуаций, представляющих непосредственную угрозу жизни больного, когда речь идет об экстренной операции, реанимационных мероприятиях.
А как же взаимное доверие между врачом и пациентом?
На протяжении всей истории медицины основой отношений между врачом и пациентом было и остается доверие. Однако доверие, основанное на слепой вере, следует отличать от доверия заслуженного. В настоящее время врач и пациент сотрудничают, делятся сомнениями, говорят друг другу правду, поровну делят ответственность за исход лечения. Такое сотрудничество строится на поддержке, понимании, сочувствии, уважении друг к другу.
Одно из важнейших условий для установления доверия между врачом и пациентом – ощущение поддержки. Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда врач проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: “Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.
Существуют ли утвержденные правила или другой нормативный акт регламентирующий общение врача и пациента?
Строгих правил общения с пациентом нет, хотя во всем мире врачи пользуются общими принципами деонтологии (от греческого deon – должное и logos – учение) – профессиональной этики медицинских работников. Состояние душевного комфорта пациента – вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность. Клятва, которая лишь условно называется гиппократовой, уходит корнями в очень далекое прошлое. Позднее она была оформлена как документ и содержала несколько основных требований к врачу, в частности:
сохранение врачебной тайны;
запрещение действий, способных
причинить моральный
или физический ущерб больному
или его родственникам;
преданность профессии.
Одним из наиболее важных в деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред больному, или принцип “не навреди”. Старейшее и, вероятно, самое главное положение медицинской этики в латинской формулировке звучит так: primum nоn nosere(“прежде всего – не навреди”). Однако, иногда, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств, негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов, о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства.
Как вы оцениваете умение врача корректно общаться с больным?
Хороший врач – это не только профессионализм, энциклопедические знания, взвешенные решения и совершенное владение техникой медицинских манипуляций, но и умение говорить с больным, — напутствовали молодых врачей профессора Шамов И.А. и Хасаев А.Ш.
Кстати, слово “врач” происходит от всем известного “врать”, которое, правда, в старину имело, совсем, другое значение – “говорить”, “заговаривать”. Наблюдения показывают, что опытные врачи большее внимание уделяют общению с пациентом, сбору анамнеза и физикальному обследованию, а данные инструментальных и лабораторных исследований ставят рангом ниже.
К сожалению, навыками общения врачи овладевают “стихийно”, это приходит с годами и приобретенным опытом. Горько видеть, если врач пренебрегает беседой с пациентом, становясь слепым заложником лабораторно-инструментальной диагностики или безвольным исполнителем схем лечения и директив, спущенных сверху. Искусство беседы с больным, умение вести с пациентом диалог требует не только желания врача, но и, в определенной степени, таланта. Врач должен уметь не только слушать, но и слышать пациента.
Наверное, в этом общении немаловажная роль отводится культуре общения, конфиденциальности?
Это так, беседа с пациентом должна идти “один на один”, присутствие третьих лиц исключается. Сведения о пациенте старше 15 лет не могут быть сообщены посторонним лицам и даже родственникам без его согласия. Сохранение врачебной тайны – это одно из положений клятвы Гиппократа.
Первый вопрос, который задает врач на приеме: “Что Вас беспокоит, на что жалуетесь?” Как пациенту описать свое самочувствие наиболее точно? Каждому человеку полезно в этот момент почувствовать свой организм, прислушаться к положительным и отрицательным ощущениям. В конечном счете, нам в этой жизни дан один организм, и просто необходимо к нему прислушиваться. Старайтесь научиться оценивать свое самочувствие, запоминать основные ощущения. Научитесь точно определять (локализовать) область неприятных ощущений.
Не секрет, что пациент получает только определенную дозу информации. Как врач определяет количество сведений и их полноту достаточной для сообщения пациенту?
Согласно действующему законодательству, пациент имеет право получать информацию о своем здоровье, соглашаться на лечение или отказываться от него (положение об информированном согласии пациента), требовать и получать материальное возмещение при нанесении ущерба здоровью. Пациент должен быть осведомлен о характере болезни, существующем риске, перспективах и способах лечения, возможности и степени участия семьи в реализации лечебных программ. Врачу всегда сложно говорить о неблагоприятном прогнозе заболевания или большом риске какой-либо манипуляции. Человеку надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения. Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все “за” и “против”, человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения. Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие – частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного.
Давно известно, что авторитетное слово врача может оказывать влияние на самочувствие пациента: уверенность врача передается пациенту.
Вспоминаю описанный в литературе случай. Однажды на даче, во время летнего отдыха, одного известного врача попросили осмотреть соседа, который почувствовал боль в левой части грудной клетки. Мысль о том, что это инфаркт, вызвала панический страх. Когда врач вошел в комнату пациента, тот лежал на диване. В его глазах просматривалась тревога, растерянность, морально он был готов к худшему. После нескольких детализирующих вопросов и осмотра врач отметил, что, вероятно, боль является симптомом обострения остеохондроза. По мере того, как доктор спокойно, с уверенностью в голосе, рассказывал о своих наблюдениях, самочувствие больного улучшалось на глазах. Прошла тревога, эмоциональная подавленность сменилась готовностью бороться за улучшение своего самочувствия. Осталось только некоторое болезненное ощущение.
Это будет особенно интересно молодым врачам, как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научиться общению?
Некоторые рекомендации уже прозвучали, вот еще несколько таких советов. Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа. Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги. Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце – вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.
Что вы рекомендуете врачам и в целом медицинскому сообществу республики в вопросах взаимоотношения врача и пациента?
Без сомнения, взаимоотношения врача и пациента многогранны. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Порой возникают вопросы немедицинского характера, но при этом следует оставаться в ладу со своей совестью.
Врач должен владеть тонким психологическим чутьем, и здесь необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом.
Что вы посоветуете пациентам?
Перед посещением врача попытайтесь вспомнить сведения, касающиеся заболевания, при необходимости запишите их, будьте готовы четко и максимально точно отвечать на его вопросы. Подготовьте четкие и точные ответы на следующие вопросы врача.
– Когда началось и как развивалось заболевание, по поводу которого вы обратились к врачу?
– Какие симптомы вызывают наибольший дискомфорт?
– Какими другими заболеваниями вы страдаете?
– Какие лекарства вы применяете постоянно или принимали в последнее время для лечения нынешнего и сопутствующих заболеваний?
– Нет ли у вас аллергии или необычной реакции на какое-то лекарственное средство, пищевой продукт или другое вещество?
– Женщинам обязательно следует сказать врачу, не беременна ли она, не планирует ли беременность в ближайшее время.
Выяснение врачом этих сведений называется сбором анамнеза. Анамнез (от греческого anamnesis – воспоминание) – необходимая врачу информация о вашей жизни и заболеваниях, которыми страдают ближайшие родственники, возникновении и развитии нынешнего заболевания у вас, о предшествующем применении лекарственных препаратов. Если потребуется, врач расширит круг вопросов.
И в заключение …
Эффективность проведения лечебно-профилактических мероприятий практически целиком зависит от пациента. Если вы доверяете врачу, если вы согласились на предложенное им лечение, если вы хотите выздороветь как можно скорее, то почему бы не выполнить все врачебные назначения? Теперь убеждать, уговаривать или заставлять себя вовремя принять таблетку или бросить курить придется вам самим. Конечно, если вас интересует результат.
Рашид Рашидов