Высшая мера

Трудное и интересное время переживаем все мы, потомки социалистического строя и ком­мунистической идеологии, вынужденные вдруг вернуться на капиталистический путь развития. В прежние времена мы его ругали и ненавидели, а теперь должны всячески восхвалять и любить. Все тяжелее понимать умом и воспринимать сердцам наступившие перемены, дикорыноч­ные и псевдочеловеческие отношения. Навер­ное, потому многим очень нелегко устраивать свою жизнь, подвергать переосмыслению и переоценке моральные ценности и идеалы, на которых зижделось наше мировоззрение. Одна­ко пути назад нет. Слишком жесткая и суровая демократия все равно заставит нас жить по сво­им нормам и законам.

Уже пишется новая история, создается новая литература, ориентированная на утверждение прав и свобод человека. В век интернеттехно­логий разрушаются старые стереотипы и огра­ничения, создаются огромные возможности для общения и передачи информации.

В этих условиях очень нелегко приходится старшему поколению творческих работников, которые на ходу должны перестраиваться, соз­давать произведения, отвечающие духу време­ни. Иначе их ожидают творческое бесплодие и угасание. Такие размышления пришли ко мне по­сле знакомства с новой книгой народного поэта Дагестана Магомеда Атабаева «Дело № 3110. Высшая мера», который на этот раз решил от вы­сокой поэзии перейти к сугубо земной, реальной действительности.

Книга эта посвящена драматическим собы­тиям нашей жизни, деятельности видного по­литического и государственного деятеля, главы первой столицы Дагестана, председателя пар­ламента Горской республики и Дагестанского областного милли комитета Данияла Апашева, расстрелянного по приговору ЧК в 1920 году. В романе немало ярких страниц о трудной судь­бе сына Данияла Магомеда Апашева, крупного ученого, о выдающихся наших соотечественни­ках Рашитхане и Мураде Каплановых, Гайдаре Баммате и других жертвах террора и репресссий первой половины прошлого века. Они долгие годы находились в забвении и клевете.

Спустя годы после гибели многие из них были реабилитированы. Но, как пишет автор, об этом знают лишь родные и близкие люди, а полная реабилитация по отношению к этим честным и мужественным людям придет тогда, когда правду об их трагедии узнает весь народ, когда полно­стью восторжествует справедливость в отноше­нии людей, отдавших свою жизнь в борьбе за демократию. Для этого нужны правдивые и чест­ные книги, которые помогут возвратить безвинно погибших, оклеветанных и оболганных сынов на­шего народа потомкам.

Книга Магомеда Атабаева читается с большим интересом. Трудно определить ее жанр. В ней наряду с художественным осмыслением дей­ствительности присутствует и яркая публицисти­ка, и философские размышления, и лирические отступления. Автор призывает помнить нашу историю, ее героические и трагические стра­ницы, на забывать тех, кто отдал свою жизнь за нас, за лучшее будущее. Забыть о жертвах поли­тического террора и репрессий, — преступление перед памятью миллионов людей, которые под­верглись неслыханным злодеяниям, это входной билет или пропуск новым беззакониям против личности утверждает автор.

Невозможно читать равнодушно, без боли и сострадания страницы, в которых рассказывает­ся о последних днях жизни Данияла Апашева, о горестях и бедах, постигших его близких и род­ных. Трогают до слез воспоминания жены и до­чери Данияла, умных, образованных и стойких женщин.

Давно настало время покаяния. Как раз об этом немало искренних, взволнованных слов ав­тора, занимающих большое место.

В этой книге несколько отдельных частей, как бы отдельных книг: «Апаш Даниял», «Магомед Апашев», «Черный ящик», «Заложник»… Но все они очень тесно связаны друг с другом, как бы исходят одна из другой и все вместе повествуют о судьбе поколений, о трудной истории нашей страны.

Очень интересно и трогательно написаны страницы, посвященные одному из потомков Да­нияла Апашева, нашему современнику Бексул­тану Бексултанову, трагическим событиям его жизни в заложниках у чеченских боевиков. Автор с большой достоверностью и очень убедительно показывает, что среди чеченского народа есть немало людей, которые умеют ценить добрые адаты старины, мир и дружбу.

Беда в том, что мы плохо знаем нашу нацио­нальную историю. Очень мало книг о жизни от­дельных народов Дагестана, нет даже учебников или учебных пособий. Прежде мы считались еди­ным советским народом и не к чему было зани­маться этим делом.

Такая политика, конечно, чуть не сделала нас манкуртами, не помнящими родства своего. Вы­дающиеся деятели нашей истории Султанмут, Шамиль, Даниял Апашев и многие другие… как мало правды мы знаем о них!

«Если в моду войдет изучение истории — мы спасены, — писал великий колумбийский писа­тель Габриэль Маркес, рассказывая о тяжелой судьбе народа, который заставили забыть своих национальных героев, традиции, обычаи.- Мы должны, наконец, узнать самих себя, чего бы это нам ни стоило».

Узнать себя не возможно без знания истории предков, которые ее делали. Настоящая литера­тура всегда направлена на это. И книга Магоме­да Атабаева в этом смысле помогает познавать нашу подлинную историю, самих себя, наше про­шлое и настоящее. Жаль только, что эта книга, повествующая о высшей мере взлета человече­ского духа и падения нравов, о драматических событиях нашей жизни, издана небольшим тира­жом, ее невозможно будет найти широкому кругу читателей. А между тем даже малой доли всего того, что было конфисковано у Данияла Апашева государством, хватило бы для громадного тира­жа. Книга Магомеда Атабаева своим появлени­ем отражает малую толику увековечения памяти великих наших предков, это дань памяти нужная живым.

Патимат Тазаева,

член Союза журналистов России