Как то утром, придя на работу узнала, в малом зале русского театра будет постановка спектакля даргинского музыкально- драматического театра по пьесе даргинского драматурга- писателя, революционера Рабадана Нурова «Зулму». Я была удивлена и несказанно обрадована, что мы вернулись, к этой вечной теме любви и несправедливости судьбы, в наше смутное время, когда нет ничего важнее денег девальвированы морально- нравственные ценности, и вдруг, тема любви, пусть даже с несчастливым концом, хотя в авторском первом варианте – была пьеса со счастливым концом, что же делать, такова жизнь, главное, что здесь животрепещущие вопросы и проблемы, а не то, что у кого, сколько домов, обслуги, машин и женщин. Я собрала всех на работе и сказала: «Давайте поддержим национальный театр, о котором редко вспоминают многие руководители, пусть хоть чуть-чуть расслабятся наши души. Мы буквально счастливые от этой самой идеи пошли на спектакль, вышли из театра через 2,5 часа, а нам еще хотелось сидеть и слушать, все-таки, как мало надо Человеку, чтобы быть счастливым. Невероятное состояние души, действительно, как говорит очень тонкий и талантливый журналист Гажимурад Раджабов: «Нам вернули наши 17 лет» — или мы вернулись в нашу молодость. Доходящая до каждой клетки души – музыка, талантливая игра, актеров, особенно чарующий, нежный голос хрупкой девочки, главной героини Айшат – проникли в сердце каждой из моих коллег. Я, конечно, не театральный критик, но по лицам людей выходящих из зала после спектакля, можно было прочитать, какое же удовольствие, какой накал эмоций зрители получили в этот вечер.
Я – ярый сторонник русского языка, и только русского языка в национальных республиках, но я не понимаю, когда «папа», «мама», дедушка», «бабушка» — говорят на русском языке. Надо учить детей, внуков родному языку. Свой родной язык надо знать всем, иначе нам грозит превращение в «Иванушек не помнящих родства» и эта вина ляжет на нас, а не потомков наших.
В далеком 1961г. в нашей школе тоже ставили этот спектакль, играла другая девочка, а у меня не было таких талантов из-за чего, мне никогда не давали ролей, но у нас было много красивых и талантливых девочек, но роль Айшат в этой пьесе, я думала, дадут мне, т.к. героиню тоже звали как и меня Айшат, в роли Мусы – парень в которого я была влюблена (мой будущий муж), а главное – тема революции – любимая моя тема, всегда и на все времена. В пьесе широко была раскрыта тема победы нового времени и новых нравов. Дагестан ушел от мракобесия, победила любовь, новая власть уверено шагала к победе социализма. О, какие были времена!! Чистых помыслов, славных побед, дружбы между всеми людьми, моральным кодексом, без зависти, без злобы, без подлости. Все изменилось.
Мы после спектакля долго еще обсуждали, сравнивали, конечно ничего в пользу сегодняшнего дня не нашли. Нам, выросшим в СССР очень трудно принять нравы и правила современного общества, а спектакль «Зулму» всколыхнул все. С нами сидел 6-летний мальчик – Амирчик, внук нашей сотрудницы, удивительно умный мальчик, одно то, что такую радость он испытывал от талантливой игры актеров – словами не передать, он так заразительно смеялся и кричал: «Браво, браво!!», сыпал комментарии и реплики на каждый эпизод, от которых смеялся весь наш ряд.
В одной из телепередач ведущий Норкин рассказал маленький анекдот: в театре МХАТ была постановка спектакля режиссера Виктюка «Анна Каренина», присутствующий другой режиссер сказал: « Я никогда, нигде, ни на одном вокзале с таким нетерпением не ждал прибытия поезда (ожидая конец спектакля и имея в виду скучную игру актеров), а мы же когда занавес закрылся, немножко расстроились, что приходится уходить, что нет продолжения спектакля. Это большая удача театра, когда зрители и плачут и смеются, и не хотят расходиться.
Мы от всей души поздравляем весь коллектив даргинского музыкально- драматического театра и его нового руководителя, моего земляка Магомеда Абдулкадырова, больших успехов на творческом пути, пусть растут и множатся ваши таланты, как весной цветы, радуя нас, ваших почитателей, удачи и всегда попутного ветра вам. Особых успехов моему сельчанину А.Батырову, талантливому актеру и замечательному человеку.
Хотелось бы, чтобы наша власть, олигархи понимали, что театр и кино — это основа человеческого развития мышления и интеллекта, основа духовного содержания и сущности человека. Нам, людям советской системы тяжело жить сегодня, когда видим, как превращают поколение наших внуков в Недорослей, в Хлестаковых, Маниловых, книг нет, кино нет, а только кнопки и кнопки….. театры превратили в бизнес-центры. Не понимают, что государство не может развиваться пока не будет твердой, идеологической базы на основе философских знаний управления государством. Великий Карл Маркс — все это четко обосновал в своих научных трудах, «Управление государством и все средства производства должны сосредоточится в одних руках управленческого аппарата, но распределяться доходы должны равномерно между людьми (гражданами) этого государства». Это все так, но когда же поймет наша власть, что нельзя бесконечно обворовывая свой народ – жить, а для управления государством необходимо иметь высочайший интеллект, быть философом – теоретиком, практиком-трудоголиком и просто порядочным человеком и тогда будет все развитие экономики театра, кино и образованное поколение, которое не смогут оболванивать институты Сороса и прочие враги России.
Айшат Бибалаева