Защита прав предпринимателей
Порядок проведения плановых и внеплановых проверок предпринимателей определен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля».
При проведении проверки руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право: непосредственно присутствовать при проведении мероприятий, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от органа государственного контроля, органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством; знакомиться с документами и информацией, полученными органами государственного и муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и информация;∙представлять документы и информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в органы государственного и муниципального контроля по собственной инициативе; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц контролирующих органов; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля, повлекшие за собой нарушение прав, в административном и судебном порядке в соответствии с законодательством РФ; привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан к участию в проверке.
За несоблюдение должностными лицами органов власти, уполномоченных на осуществление государственного, муниципального контроля, статьей 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
О фактах нарушения требований законодательства при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий субъекты предпринимательской деятельности могут сообщить в прокуратуру республики путем подачи обращения.
Кроме того, в органах прокуратуры РД в рабочее время в первый вторник каждого месяца сотрудниками всех городских и районных прокуратур, а также работниками аппарата прокуратуры республики осуществляется прием предпринимателей в целях оказания им помощи по правовым вопросам и реализации их прав на личное обращение.
Кроме того, согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» органы государственного контроля не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов.
Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2019 № 35-р, расширен перечень информации и документов, которые органы государственного контроля не вправе требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как могут их получить в порядке межведомственного взаимодействия.
В перечень добавлено 48 новых позиций, в том числе, сведения о представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду; сведения из реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; паспорта безопасности опасного объекта; сведения из реестра уведомлений о начале бизнеса в сфере общепита и др.
Также с 05.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Указанным законом установлены особенности проведения в 2019 и 2020 годах плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Так, в 2019 и 2020 г.г. в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, плановые проверки могут проводиться только в случаях: проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля, по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска; плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, определенные Правительством РФ; плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований; плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности.
Проведение плановой проверки с нарушением указанных требований является грубым нарушением требований законодательства о государственном и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.
Одновременно предусматривается, что при осуществлении федерального государственного контроля в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения плановые проверки организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, не проводятся.
Рамазан Рамазанов,
начальник отдела прокуратуры РД
Перевозка пассажиров
Прокуратурой Кумторкалинского района совместно с ОГИБДД ОМВД России по району проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности при осуществлении организованных перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Прокуратурой в деятельности перевозчика — ООО «Кумторкала Транс-1» выявлены нарушения требований закона. Так, ответственные специалисты за выпуск автобусов (диспетчеры, механики) не прошли аттестацию по вопросам обеспечения безопасности движения в нарушение требований приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ. Экипировка автобусов не соответствует требованиям Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильном транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». Кроме того, не все транспортные средства, эксплуатируемые ООО «КумторкалаТранс — 1», оснащены аппаратурой спутниковой навигации «ГЛОНАСС».
В образовательных учреждениях в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности при осуществлении организованных перевозок детей автомобильным транспортом, выявлены нарушения ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей Технические требования». В частности, школьных автобусах ремни безопасности пассажирских сидений находятся в неисправном состоянии, демонтированы полки для портфелей, огнетушители с истекшим сроком годности, неисправности замков задних дверей, демонтированы устройства ограничения скорости, в неисправном состоянии находятся сигнальные кнопки внутри салона.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой директору ООО «Кумторкала Транс 1» и начальнику управления образования Кумторкалинского района внесены представления.
Защита информации ограниченного доступа
Прокуратурой города Дагестанские Огни проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Согласно действующему законодательству, антитеррористическая защищённость объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем комплекса мер, направленных, в том числе, на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документов, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах антитеррористический защищённости объектов (территорий).
Проверка показала, что образовательными учреждениями не осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения.
Так, не установлен порядок работы со служебной информацией ограниченного распространения, не организован допуск лиц к указанной информации, не определены обязанности лиц, допущенных к служебной информации данной категории, не организован контроль за обеспечением установленного порядка работы с такой информацией и т.п.
В целях устранения нарушений закона прокуратурой в адрес руководителей общеобразовательных школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования внесены представления.
Расторгнут трудовой договор
Прокуратурой Хивского района проведена проверка исполнения трудового законодательства и законодательства об образовании.
Установлено, что в муниципальном казенном образовательном учреждении «Кандиская средняя общеобразовательная школа» педагогическую деятельность осуществляет местный житель, который ранее был осужден по п. «в» ч. 2 ст. 231 УК РФ (незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры).
В соответствии со ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности не допускаются в числе других и лица имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 231 ТК РФ.
В целях устранения нарушений прокуратурой в адрес главы района и руководителя образовательной организации внесены представления.
По результатам рассмотрения актов реагирования трудовой договор с педагогом расторгнут. Руководитель образовательной организации привлечен к дисциплинарной ответственности.
Татьяна Голубова,
старший помощник прокурора республики
Нарушения законов градостроения
Прокуратура города Махачкалы провела проверку исполнения градостроительного законодательства.
Как установлено, в 2016 году постановлениями главы администрации г. Махачкалы изменен вид разрешенного использования земельных участков и застройщику согласовано проектирование и строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома с торговыми помещениями на первых двух этажах.
При этом застройщик начал возведение объекта в отсутствие разрешения на строительство, градостроительного плана земельного участка и проектной документации.
Кроме того, в нарушение требований закона, публичные слушания об изменении вида разрешенного использования этих земельных участков проведены без извещения правообладателей земельных участков, имеющих общие с ними границы.
Также строительство одного объекта на нескольких земельных участках не допускается, для такого строительства должен быть образован единый земельный участок.
При этом с учетом плотности застройки общая площадь земельных участков, принадлежащих застройщику, не позволяет вести строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома.
В связи с этим, прокуратура направила в суд иск о признании недействительными указанных постановлений главы администрации города и обязании застройщика приостановить строительство до полного устранения нарушений. Ленинский районный суд г. Махачкалы требования прокуратуры удовлетворил. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба представителя ответчика – без удовлетворения.
***
Прокуратура г. Махачкалы провела проверку исполнения градостроительного законодательства.
Проверка показала, что местный житель на земельном участке в районе ОПХ «ДАГНИИСХ» (Весна 3) возвел 6-этажный многоквартирный дом.
При этом у застройщика имелся градостроительный план и выданное МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы» разрешение на строительство 5-этажного объекта.
Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка, на котором возведен дом, предусматривает строительство лишь индивидуальных жилых строений до 3 этажей.
В связи с этим, прокуратура направила в суд иск в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» о признании незаконными градостроительного плана на земельный участок и разрешения на строительство, а также признании объекта самовольной постройкой и обязании застройщика ее снести.
Кировский районный суд г. Махачкалы требования прокуратуры удовлетворил.
С учетом позиции прокуратуры республики апелляционная инстанция Верховного суда Республики Дагестан решение суда первой инстанции оставила без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
***
Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьей, предусматривающей ответственность за нарушение порядка размещения застройщиком информации в единой информационной системе жилищного строительства (ст. 13.19.3 КоАП РФ).
Неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства, нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации влечет наложение административного штрафа для должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. рублей, для юридических лиц — от 50 тыс. до 200 тыс. рублей. За совершение указанного административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 40тыс. до 80 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 200 тыс. до 400 тыс. рублей. Закон вступил в силу с 01.10.2018.
Гамлет Джамалдинов,
старший помощник прокурора Махачкалы
Превышение должностных полномочий
Прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы проведена проверка по обращению местного жителя о незаконных действиях сотрудника полиции.
Установлено, что в сентябре 2018 года заявитель был задержан при попытке скрыться от наряда ППСП УМВД РФ по г. Махачкале, после чего в отношении него без достаточных к тому оснований участковым уполномоченным полиции было применено насилие.
Материалы проверки прокуратура направила в следственный орган постановление для решения вопроса об уголовном преследовании.
По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
Распространение запрещенной информации
Прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы в рамках осуществления мониторинга сети «Интернет» выявлено 13 сайтов,с информацией содержащей призывы к разжиганию религиозной, межнациональной ненависти и вражды, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В целях ограничения доступа к указанным сайтам в адрес Управления Роскомнадзора по РД направлены соответствующие информации.
По результатам их рассмотрения доступ к 13 интернет-ресурсам на территории Российской Федерации ограничен.
Инвалиду возмещен ущерб
20 мая 2019 года Ленинский районным судом г.Махачкалы удовлетворены исковые требования прокуратуры района о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Дагестан и Республиканского ортопедо- травматологического центра им. Цахаева Н.Ц в пользу инвалида II группы суммы материального и морального вреда по факту некачественного оказания ему медицинской помощи.
13.08.2012 заявитель стал участником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого ему были причинены телесные повреждения в виде двухстороннего оскольчатого открытого перелома со смещением обеих костей левой голени, с которыми его доставили в РОТЦ, где ему была проведена операция.
16.10.2012, в связи с ухудшением состояния здоровья, потерпевший был повторно госпитализирован в РОТЦ и вновь дважды прооперирован.
В январе 2013 года он вновь поступил в РОТЦ в связи с осложнением общего состояния здоровья, так как рана продолжала гноиться, произошло воспаление мягких тканей ноги в местах прохождения спиц аппарата Илизарова.
08.08.2013 произошел перелом ранее прооперированной кости левой голени, в связи с чем последний в очередной раз был доставлен в РОТЦ, где ему вновь предложили сделать операцию, от которой он отказался.
Согласно заключениям служебной проверки Министерства здравоохранения РД и комиссионной судебно-медицинской экспертизы при оказании медицинской помощи инвалиду врачами РОТЦ допущены нарушения стандартов лечения.
С учетом утраченного среднего заработка в течении года, а также моральных страданий от оказания некачественной медицинской помощи суд вынес решение о взыскании с ответчиков в пользу инвалида суммы материального вреда в размере 138 тыс. рублей и морального вреда в сумме 50 тыс. рублей, итого 188 тысяч рублей.
Магомед Омаров
И.о. прокурора Ленинского района Махачкалы
Взятку в доход государства
Прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы в Кировский районный суд г. Махачкалы направлено исковое заявление о взыскании с местного жителя в доход федерального бюджета полученных в результате совершения преступлений денежных средств в размере 35 тысяч рублей.
В 2017 году Ленинским районным судом г. Махачкалы ответчик был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 290 (получение взятки), ч. 3 ст. 159 (мошенничество) и ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество) и приговорен к 1 году лишения свободы условно и штрафу в размере 120 тысяч рублей. Согласно приговору суда, в 2015-2016 годах, будучи врачом-хирургом поликлиники, мужчина получил от гражданина взятки в общей сумме 35 тысяч рублей за выдачу направления на проведение медико-социальной экспертизы, а также обещал оказать ему содействие в установлении инвалидности 2 группы.
Кировским районным судом г. Махачкалы требования прокуратуры о взыскании с осужденного суммы взятки удовлетворены в полном объеме.
Нурула Караханов,
заместитель прокурора Ленинского района Махачкалы
Ущерб возмещен
Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства при осуществлении деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых.
Проверкой установлено, что Байрамбеков Б.Б. с целью добычи бутового камня (известняка), с использованием специализированной техники — экскаватора в местности «Гелинбатан» на административной территории Табасаранского района Республики Дагестан причинил ущерб землям сельскохозяйственного назначения в сумме 21 032 480 рублей.
С целью возмещения ущерба Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в Дербентский районный суд с исковым заявлением к гражданину Байрамбекову Б.Б. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде.
31.05.2019 Решением Дербентского районного суда исковые требования Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворены в полном объеме.
Идрис Магомедов
старший помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора
Проверка выявила
Прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан проводится проверка исполнения законодательства при организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, расположенных на поднадзорной территории.
В ходе проверки в образовательных учреждениях выявлено свыше 40 нарушений законодательства. Так, вопреки Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (СП 2.3.6.1079-01), стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м не отделаны облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Стены складских помещений на высоту не менее 1,7 м не окрашены влагостойкими красками для внутренней отделки. Обеденные помещения (залы) не отделаны стойким материалом к санитарной обработке и дезинфекции. Для внутренней отделки помещений использованы материалы, не разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
Кроме того, не используются бактерицидные лампы, отсутствует защитная арматура на осветительных приборах в целях предотвращения попадания осколков на продукцию в случае их повреждения. Не проводятся мероприятия по дератизации, дезинсекции и дезинфекции. Хранение моющих и дезинфецирующих средств в отведенном месте не организовано, просушивание кухонной посуды в опрокинутом виде на решетчатых полках, стеллажах не осуществляется. Не обеспечивается проведение производственного контроля на объектах общественного питания в соответствии с программой производственного контроля, а также утилизация пищевой продукции.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой в адрес руководителей 10 образовательных учреждений внесены представления. Кроме того, вынесены 3 постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение санитарно- эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах).
Надзорные мероприятия продолжаются.
Решение приведено в соответствие
Старшим помощником прокурора Ленинского района г. Махачкалы Э.Абдуллаевой принято участие на очередной сессии собрания депутатов внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы.
На сессии рассмотрен и удовлетворен протест, принесенный прокуратурой района на решение представительного органа местного самоуправления «Об утверждении Положения о дисциплинарных взысканиях за коррупционные правонарушения и порядок их применения к муниципальным служащим в муниципальном образовании внутригородского района «Ленинский район» г.Махачкалы. По результатам рассмотрения протеста пункт 3.4 Положения дополнен следующим положением: «Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка». Указанные поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены Федеральным законом № 304-ФЗ от 3 августа 2018 года.
Кроме того, в рамках правового просвещения сотрудником прокуратуры района разъяснены антикоррупционные нормы, содержащиеся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, о том, что имущество юридического лица теперь может быть арестовано, если это юридическое лицо привлечено к ответственности по статье 19.28 КоАП «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица». Стоимость арестованного имущества юридического лица не может превышать максимальный размер штрафа по данной статье – «до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 100 млн рублей. В случае отсутствия у нарушившего антикоррупционное законодательство юридического лица имущества, арест будет наложен на его банковские счета.
Сокращается срок, в течение которого юридическое лицо должно уплатить штраф за взятку или подкуп, — теперь это будет необходимо сделать в течение недели. При этом законом устанавливаются и условия освобождения юридического лица от административной ответственности. Компании, от лица которых было передано или обещано незаконное вознаграждение, будут освобождаться от наказания при условии, что они способствовали выявлению данного правонарушения и проведению расследования. Либо если в их отношении было совершено вымогательство.
Эльмира Абдуллаева,
старший помощник прокурора Ленинского района Махачкалы
Возбуждены уголовные дела
Прокуратурой Ленинского района Махачкалы выявлен факт постановки земельного участка на кадастровый учет по поддельному документу.
Как установлено, на основании постановления главы администрации г.Махачкалы №4497 от 28.12.2012 «О предоставлении гр. Алиевой Д.М. в собственность земельного участка для строительства 12-ти этажного жилого дома в Приморском жилом районе, в районе озера «Ак-Гёль» филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД поставлен на кадастровый учет земельный участок, присвоен кадастровый номер 05:40:000061:6090.
Вместе с тем согласно информации Управления по архивным делам администрации г.Махачкалы в документах архивного фонда администрации г.Махачкалы находится на хранении постановление главы администрации г. Махачкалы от 28.12.2012 «Об утверждении Положения о ведения Адресного реестра Махачкалы и присвоения адресов объектов недвижимости и их регистрации в Адресном реестре на территории городского округа «город Махачкала».
По результатам проверки прокуратурой направлен материал в отдел по расследованию преступлений на обслуживаемой территории №2 СУ УМВД РФ по г.Махачкале для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которого 14.05.2019 возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 – ч.4 ст. 159 УК РФ.
Прокуратурой района по выявленным нарушениям земельного законодательства также внесено представление в адрес главы администрации Махачкалы, по результатам рассмотрения которого направлено исковое заявление в суд об истребовании имущества из чужого незаконного владения, которое находится на стадии рассмотрения.
Хизригаджи Арсланалиев,
старший помощник прокурора Ленинского района Махачкалы
***
Прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы проведена проверка по обращению местной жительницы о мошеннических действиях руководителя общества с ограниченной ответственностью.
Установлено, что в 2017 года заявительница вступила в жилищно-строительный кооператив данной организации с целью инвестирования своих денежных средств в строительство 12-этажного жилого дома. Ею был заключен договор о приобретении двухкомнатной квартиры в указанном доме с внесением аванса в сумме 300 тысяч рублей.
Между тем, общество с ограниченной ответственностью фактически прекратило свою деятельность еще до заключения договора.
Таким образом, лжедиректором совершено хищение чужого имущества путем обмана в крупном размере, что образует состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество). По инициативе прокуратуры Ленинского района г.Махачкалы следственными органами возбуждено уголовное дело по признакам указанного преступления. Ход расследования уголовного дела взят на контроль прокуратурой района.
Умар Махачев,
помощник прокурора Ленинского района Махачкалы 9