В Международный день защиты детей корреспондент нашей газеты встретился с тифлопедагогом МКОУ «Школа-интернат IV вида для слабовидящих детей» гор. Махачкалы Ихлазовым Г.И. Тема их беседы: инклюзивное образование и коррекционная педагогика в современном обществе, а также обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Ниже мы публикуем интервью с ним.
Гаджимурат Ибрагимович, вначале расскажите, пожалуйста, немного о себе и о своей работе.
После окончания в 1995 году филологического факультета ДГУ я в течение 18 лет заведовал учебно-консультационным пунктом «Редукторный» в Центре образования г. Махачкалы. С 2000 по 2004 годы – аспирант кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета. С 2017 года – магистрат факультета дефектологического образования ДГПУ. С 2008 года по настоящее время работаю тифлопедагогом, а также учителем лечебной и адаптивной физкультуры в специализированной (коррекционной) школе для слабовидящих детей столицы. Являюсь заместителем председателя Махачкалинской местной организации ДРО Всероссийского общества слепых. Также по совместительству вхожу в состав республиканской психолого-медико-педагогической комиссии. Как видите, имею прямое отношение к тифлопедагогике и достаточно хорошо знаком с её проблемами. Вот вкратце, что касается меня.
Теперь о нашей школе. Отсутствие зрения всегда было серьезной социальной проблемой. Люди, не наделенные этим чувством, проходят очень сложную адаптацию в обществе: любые, на первый взгляд простые вещи, могут вызывать трудности, не говоря уже о выполняемой работе или обучении.
Специализированная (коррекционная) школа для слабовидящих детей в Махачкале была открыта в 2008 году, располагается по адресу: пос. Редукторный, ул. Лаптиева, 59 «А». В настоящее время её посещают 229 школьников, в их числе 117 детей-инвалидов, 64 из них проживают здесь постоянно, 16 учеников обучаются по коду Брайля. Независимо от того, приходит ребенок или же проживает в интернате, мы знаем диагноз каждого, историю его жизни и работаем с ним индивидуально. Отмечу, что на базе детского сада № 44 детей с ослабленным зрением готовят к школе по специальной программе.
Наше образовательное учреждение представляет собой учебный комплекс, в котором обучаются и живут воспитанники с различными заболеваниями глаз. В школу принимают слабовидящих и слепых детей, которые обучаются по системе Луи Брайля. Режим работы: пятидневная учебная неделя для всех классов. Занятия проводятся в одну смену. Вторая половина дня посвящена работе кружков, секций, общеобразовательным и групповым мероприятиям, самоподготовке.
Дети здесь учатся по программе общеобразовательных школ, но в течение 12 лет – это связано с необходимостью создания щадящего режима, то есть с организацией определенных условий, которые готовят детей к жизни в обществе. Кроме того ученики занимаются по адаптивной программе. С детьми в ежедневном контакте работают 65 педагогов: учителя, воспитатели, психолог, логопед, тифлопедагог, социальный педагог. Наша задача – дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты, весь творческий потенциал с учетом индивидуальных особенностей.
Что Вы вкладываете в понятие «щадящий режим?»
Он включает в себя: создание климата психологического комфорта, обеспечение успешности и учебной деятельности во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися, предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, специальные релаксационные, психотерапевтические занятия с психологом, особое оформление классных комнат, которые должны учитывать специфику восприятия и работоспособности школьников, организация доступности санитарно-гигиенических условий, проведение на каждом уроке динамической паузы с включением лечебно-коррекционных мероприятий.
А как выглядят особо оформленные классы для проведения занятий и чем сегодня располагает ваша школа?
У меня в кабинете оформлен специальный уголок тифлопедагогики, а также есть аудио оборудование для прослушивания «говорящих книг», специальные учебники и книги, рельефно-графические пособия, оптические и неоптические адаптивные устройства. Однако отсутствие типового Актового и спортивного зала образовательного учреждения заметно сказывается на результатах работы с детьми. Пользуясь случаем, хотел бы озвучить ещё одну проблему, связанную с неимением у нас брайлевского дисплея, который дает возможность использования современных компьютеров незрячими и слабовидящими людьми, а также принтера Брайля, предназначенного для создания осязательных рисунков на специальной бумаге. При помощи нагрева изображение становится выпуклым, что делает данную напечатанную информацию доступной для пользователей на ощупь. Может быть в Министерстве образования и науки РД обратят внимание на этот факт или найдется благородный спонсор, который окажет финансовую помощь слабовидящим детям.
А как у вас организован досуг детей с ограниченными возможностями здоровья?
Большинство мероприятий с участием слабовидящих детей и инвалидов мы проводим в Доме культуры ВОС. Для них также организовываем регулярные посещения в театр, цирк, филармонию, музей. Должное внимание уделяем спортивно-массовой работе. Наши воспитанники охотно посещают секции волейбола, футбола, шахмат, гандбола, дзюдо и успешно выступают на городских и республиканских соревнованиях. Гордостью школы является многократная чемпионка различных турниров по дзюдо среди незрячих Алтынкыз Элавова. Отмечу также, что с руководством конного клуба «Джигит» поддерживаем хорошие отношения, которое бесплатно предоставляют детям услуги иппотерапии (лечение с помощью лошади). Одним словом, им скучать не приходится, свободное время они используют вполне разумно, с пользой для себя.
Теперь давайте поговорим и об инклюзивном образовании, которое по мнению специалистов является одной из актуальных проблем.
По статистике сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоровья возрастает на 4 процента.
Еще недавно такие дети воспитывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. Отрадно, что сейчас в образовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться со своими здоровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена и программа «Доступная среда», цель которой приспособить условия окружающего мира под потребности людей с ограниченными возможностями.
В 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», у детей-инвалидов появилась законодательная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Принятый закон регламентирует права учащихся с ограниченными возможностями здоровья на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием. Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которой с удовольствием и радостью участвуют также остальные дети.
У Вас редкая специальность: «тифлопедагог», а что изучает тифлопедагогика?
Тифлопедагогика ( от греческого typhlos – слепой) наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения, одна из отраслей дефектологии, которая опирается на материалистическую философию и принципы гуманистического воспитания, применяя общедидактические основы обучения с учетом своеобразия развития слепых и слабовидящих детей. Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается французский педагог Валентин Гаюи. Её естественнонаучная основа – это учение известных физиологов Ивана Сеченова и Ивана Павлова о высшей нервной деятельности.
А в чем различие между абсолютно и практически слепыми детьми?
По степени нарушения зрения и своеобразию способов восприятия учебного материала различают абсолютно и практически слепых детей, пользующихся преимущественно осязательно- слуховым способом восприятия и ориентации. Частично видящие дети имеют форменное и цветовое зрение в пределах, позволяющих сосчитать пальцы на уровне лица или различать очертания и цвет предметов. Эти дети пользуются зрительно-осязательно-слуховым способом восприятия учебного материала и ориентации в пространстве. Так же как слепых, их обучают чтению письму по рельефной системе Брайля. При этом предусматриваются специальные мероприятия по охране и развитию остаточного зрения, играющего при специальном обучении важную роль в психическом развитии детей и особенно в ориентировке при передвижении.
Слабовидящие дети, имеющие остроту центрального зрения 0,05-0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией, пользуются преимущественно зрительным восприятием учебного материала . К примеру, два выпускника нашей школы практически не видят, но благодаря тифлопедагогу научились точечному шрифту и прошли полный школьный курс по системе Брайля. Всего таких детей у нас более 20 и я, как специалист, занимаюсь с ними индивидуально и в группах.
Есть ли определенная классификация детей по степени нарушения остроты зрения?
Классификация детей по степени нарушения остроты центрального зрения и способам восприятия учебного материала подтверждается данными клинического изучения и регистрацией электрической активности мозга. У детей с глубоким нарушением зрения наблюдаются разные формы нарушенных функций, разная этиология слепоты и слабовидения (врожденные и приобретенные формы), различная клиническая картина аномалий развития, а также неодинаковые возможности компенсации и коррекции нарушенных и недоразвитых функций. Поэтому используются дифференцированные формы обучения, воспитания и организации системы специального обучения слепых и слабовидящих детей.
На чем основывается система специального обучения?
Система специального обучения основывается на учете возрастных и специфических особенностей познавательной деятельности, психического и физического развития детей и формирования личности в целом. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение детей с глубокими нарушениями зрения, выяснение типологии нарушений функций и аномалий психического и физического развития, определение путей и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при детской слепоте и слабовидении, создание условий всестороннего развития личности при разных формах нарушения зрительных функций и т.д.
С какими науками тесно связана тифлопедагогика?
Она тесно связана со смежными науками: общей и специальной педагогикой, психологией, патофизиологией, офтальмологией, школьной гигиеной, педиатрией, детской психоневрологией и другими.
Какие методы исследования применяются в тифлопедагогике?
В тифлопедагогике широкое применение нашли такие методы исследования: наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей, естественный и обучающий эксперимент, лабораторные и психолого-педагогические исследования, беседы, изучение ученических творческих работ. Особое значение имеет изучение, накопление и распространение положительного опыта учителей специальных школ, в которых ведутся исследования процессов обучения, воспитания и развития детей.
Исследования в области тифлопедагогики изменяются и расширяются в зависимости от развития образования, обучения и воспитания детей с нарушением зрения. До революции она стояла на низком уровне развития и сводилась к призрению слепых детей в частных благотворительных заведениях. Слепых обучали чтению, письму в объеме 3-4 летнего курса, занятия проводились по системе Фребеля, учащихся воспитывали в нравственно-религиозном духе. Кроме того, они овладевали каким-либо видом примитивно-ремесленного труда.
Слепые дети, охваченные обучением, составляли лишь 2-3 процента по отношению к их общему числу. В этот период перед тифлопедагогикой стояли узкие задачи, которые сводились к разработке технических приемов обучения грамоте по рельефной системе.
Как развивалась тифлопедагогика?
Тифлопедагогика как наука, имеющая свой предмет и методы исследования, стала активно развиваться лишь после 1917 года, когда воспитательные учреждения для детей с физическими и умственными недостатками развития влились в общую систему народного образования, стали предметом государственной заботы.
Она, опираясь на экспериментальные исследования, обобщение передового опыта учителей, а также на научные достижения смежных областей знаний, дала научное объяснение механизмов, путей и условий компенсации нарушенных функций, вскрыла сложную структуру психического и физического развития детей с нарушениями зрения, выяснила этиологию нарушений функций при разных клинических формах слепоты и слабовидения, некоторые особенности познавательной деятельности детей.
Советская тифлопедагогика разработала структуру и типы спецшкол, позволяющих осуществить дифференцированное обучение слепых и слабовидящих детей, реализовать восьмилетнее и среднее образование, систему трудовой подготовки учащихся на общеобразовательной и политехнической основе, предусматривающую специальное направление обучения и компенсаторное развитие слепых и слабовидящих детей и подготовку их к жизни и общественно полезному труду.
Вас, как специалиста, удовлетворяет нынешнее состояние тифлопедагогики?
Основываясь на закономерностях развития познавательной деятельности слепых и слабовидящих и объективных требованиях жизни тифлопедагогика несомненно внесла значительные усовершенствования в содержание образования, трудового и профессионального обучения. Разработан тип учебных пособий, специального оборудования и технических средств, повышающих эффективность обучения детей с нарушениями зрения. Для предупреждения вторичных отклонений в развитии слепых детей школьного возраста, выяснены условия их воспитания и подготовки к школе, а также определено содержание воспитательной и учебной работы в дошкольных учреждениях для слепых.
Есть такие слова, высказанные когда-то писателем Максимом Горьким: «Самое дорогое у человека зрение. С его потерей он теряет девять десятых мира». Глаза — жизненно важный орган, благодаря им мы видим мир таким, каким создал его для нас Всевышний. Наши незрячие дети тоже видят красоту живой природы, как бы на ощупь, по своему. Они особенные, судьба моя связала в течение длительного времени делить с ними и радость, и горести, и успехи в работе, и неудачи в жизни. Другого предназначения у меня нет и я не жалею об этом!
Наше досье:
Ихлазов Гаджимурат Ибрагимович родился в 1963 году в селе Каякент Каякентского района. В 1981-м закончил здесь среднюю школу. Свою трудовую деятельность начал в том же году рабочим совхоза «Каякентский». В 1985 году окончил Дагестанский политехнический техникум. С 1988 по 1989 – слушатель подготовительного отделения филологического факультета ДГУ. В 1995 году окончил филфак ДГУ. В 1995 -2013 гг. заведующий УКК «Редукторный» в Центре образования гор. Махачкалы. С 2008-го по настоящее время работает тифлопедагогом в специализированной (коррекционной) школе для слабовидящих детей. Женат: имеет сына и дочь.
Р.S. Отметим, что у Гаджимурата Ихлазова есть в области коррекционной педагогики определенные заслуги. За многолетний добросовестный труд он награжден знаком «Отличник образования Дагестана», Почетной грамотой Правительства РД, ему присвоено звание «Заслуженный работник образования Республики Дагестан», имеет высшую категорию, является кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, тренером голбола (адаптивная командная спортивная игра для людей с нарушением зрения) в Центре олимпийской подготовки Махачкалы.
В его дружной семье двое детей, родители дали им хорошее воспитание и образование. Дочь Саида- мать двоих сыновей: Адама и Амина тоже пошла по стопам отца. После завершения Махачкалинского музыкального училища поступила на факультет специального (дефектологического) образования ДГПУ и в настоящее время обучается здесь в магистратуре. Сын Ибрагим, отслужив в войсках Национальной гвардии России, успешно сдав экзамены, зачислен студентом в Московскую государственную художественно-промышленную академию им. Сергея Строганова.
Человек с большой буквы Гаджимурат Ибрагимович всю свою сознательную жизнь посвятил детям с ограниченными возможностями здоровья, для которых он стал близким и родным.
Беседовал Гаджи Мирзаев