Гаджимурат Ихлазов: «Мы работаем с детьми индивидуально»

В Международный день защиты детей корреспондент нашей газе­ты встретился с тифлопедагогом МКОУ «Школа-интернат IV вида для слабовидящих детей» гор. Махач­калы Ихлазовым Г.И. Тема их бе­седы: инклюзивное образование и коррекционная педагогика в совре­менном обществе, а также обуче­ние и воспитание детей с наруше­ниями зрения. Ниже мы публикуем интервью с ним.

 

 

Гаджимурат Ибрагимович, внача­ле расскажите, пожалуйста, немно­го о себе и о своей работе.

После окончания в 1995 году фило­логического факультета ДГУ я в тече­ние 18 лет заведовал учебно-консуль­тационным пунктом «Редукторный» в Центре образования г. Махачкалы. С 2000 по 2004 годы – аспирант кафе­дры коррекционной педагогики и спе­циальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета. С 2017 года – маги­страт факультета дефектологическо­го образования ДГПУ. С 2008 года по настоящее время работаю тифлопе­дагогом, а также учителем лечебной и адаптивной физкультуры в специ­ализированной (коррекционной) шко­ле для слабовидящих детей столицы. Являюсь заместителем председателя Махачкалинской местной организации ДРО Всероссийского общества сле­пых. Также по совместительству вхожу в состав республиканской психоло­го-медико-педагогической комиссии. Как видите, имею прямое отношение к тифлопедагогике и достаточно хорошо знаком с её проблемами. Вот вкратце, что касается меня.

Теперь о нашей школе. Отсутствие зрения всегда было серьезной социаль­ной проблемой. Люди, не наделенные этим чувством, проходят очень сложную адаптацию в обществе: любые, на пер­вый взгляд простые вещи, могут вызы­вать трудности, не говоря уже о выпол­няемой работе или обучении.

Специализированная (коррекцион­ная) школа для слабовидящих детей в Махачкале была открыта в 2008 году, располагается по адресу: пос. Редук­торный, ул. Лаптиева, 59 «А». В насто­ящее время её посещают 229 школь­ников, в их числе 117 детей-инвалидов, 64 из них проживают здесь постоянно, 16 учеников обучаются по коду Брайля. Независимо от того, приходит ребенок или же проживает в интернате, мы зна­ем диагноз каждого, историю его жиз­ни и работаем с ним индивидуально. Отмечу, что на базе детского сада № 44 детей с ослабленным зрением готовят к школе по специальной программе.

Наше образовательное учреждение представляет собой учебный ком­плекс, в котором обучаются и живут воспитанники с различными заболева­ниями глаз. В школу принимают слабо­видящих и слепых детей, которые обу­чаются по системе Луи Брайля. Режим работы: пятидневная учебная неделя для всех классов. Занятия проводят­ся в одну смену. Вторая половина дня посвящена работе кружков, секций, общеобразовательным и групповым мероприятиям, самоподготовке.

Дети здесь учатся по программе общеобразовательных школ, но в те­чение 12 лет – это связано с необходи­мостью создания щадящего режима, то есть с организацией определенных условий, которые готовят детей к жиз­ни в обществе. Кроме того ученики за­нимаются по адаптивной программе. С детьми в ежедневном контакте рабо­тают 65 педагогов: учителя, воспита­тели, психолог, логопед, тифлопедагог, социальный педагог. Наша задача – дать возможность всем без исключе­ния учащимся проявить свои таланты, весь творческий потенциал с учетом индивидуальных особенностей.

Что Вы вкладываете в понятие «щадящий режим?»

Он включает в себя: создание кли­мата психологического комфорта, обеспечение успешности и учебной деятельности во фронтальной и ин­дивидуальной работе с учащимися, предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, специальные релаксационные, пси­хотерапевтические занятия с психо­логом, особое оформление классных комнат, которые должны учитывать специфику восприятия и работоспо­собности школьников, организация доступности санитарно-гигиенических условий, проведение на каждом уроке динамической паузы с включением ле­чебно-коррекционных мероприятий.

А как выглядят особо оформ­ленные классы для проведения за­нятий и чем сегодня располагает ваша школа?

У меня в кабинете оформлен спе­циальный уголок тифлопедагогики, а также есть аудио оборудование для прослушивания «говорящих книг», спе­циальные учебники и книги, рельеф­но-графические пособия, оптические и неоптические адаптивные устройства. Однако отсутствие типового Актового и спортивного зала образовательного учреждения заметно сказывается на ре­зультатах работы с детьми. Пользуясь случаем, хотел бы озвучить ещё одну проблему, связанную с неимением у нас брайлевского дисплея, который дает возможность использования современ­ных компьютеров незрячими и слабо­видящими людьми, а также принтера Брайля, предназначенного для созда­ния осязательных рисунков на специ­альной бумаге. При помощи нагрева изображение становится выпуклым, что делает данную напечатанную информа­цию доступной для пользователей на ощупь. Может быть в Министерстве об­разования и науки РД обратят внимание на этот факт или найдется благородный спонсор, который окажет финансовую помощь слабовидящим детям.

А как у вас организован досуг де­тей с ограниченными возможностя­ми здоровья?

Большинство мероприятий с уча­стием слабовидящих детей и инва­лидов мы проводим в Доме культуры ВОС. Для них также организовываем регулярные посещения в театр, цирк, филармонию, музей. Должное вни­мание уделяем спортивно-массовой работе. Наши воспитанники охотно по­сещают секции волейбола, футбола, шахмат, гандбола, дзюдо и успешно выступают на городских и республи­канских соревнованиях. Гордостью школы является многократная чем­пионка различных турниров по дзюдо среди незрячих Алтынкыз Элавова. Отмечу также, что с руководством конного клуба «Джигит» поддержива­ем хорошие отношения, которое бес­платно предоставляют детям услуги иппотерапии (лечение с помощью ло­шади). Одним словом, им скучать не приходится, свободное время они ис­пользуют вполне разумно, с пользой для себя.

Теперь давайте поговорим и об инклюзивном образовании, кото­рое по мнению специалистов явля­ется одной из актуальных проблем.

По статистике сегодня в нашей стра­не около двух миллионов детей, кото­рым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофи­зического развития они не могут нарав­не со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутеши­тельны: с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоро­вья возрастает на 4 процента.

Еще недавно такие дети воспитыва­лись и учились в специализированных коррекционных школах и школах-ин­тернатах. Отрадно, что сейчас в обра­зовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться со сво­ими здоровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена и про­грамма «Доступная среда», цель кото­рой приспособить условия окружаю­щего мира под потребности людей с ограниченными возможностями.

В 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. Однако только по­сле 2012 года, когда были внесены из­менения в закон «Об образовании», у детей-инвалидов появилась законода­тельная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Принятый закон регламен­тирует права учащихся с ограниченны­ми возможностями здоровья на их со­циализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вме­сте с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образовани­ем. Инклюзия означает полное вклю­чение детей с различными возможно­стями во все аспекты школьной жизни, в которой с удовольствием и радостью участвуют также остальные дети.

У Вас редкая специальность: «тифлопедагог», а что изучает тиф­лопедагогика?

Тифлопедагогика ( от греческого typhlos – слепой) наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения, одна из отраслей дефектологии, кото­рая опирается на материалистическую философию и принципы гуманистиче­ского воспитания, применяя общеди­дактические основы обучения с учетом своеобразия развития слепых и сла­бовидящих детей. Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается французский педагог Ва­лентин Гаюи. Её естественнонаучная основа – это учение известных физио­логов Ивана Сеченова и Ивана Павло­ва о высшей нервной деятельности.

А в чем различие между абсолют­но и практически слепыми детьми?

По степени нарушения зрения и сво­еобразию способов восприятия учеб­ного материала различают абсолютно и практически слепых детей, пользую­щихся преимущественно осязательно- слуховым способом восприятия и ори­ентации. Частично видящие дети имеют форменное и цветовое зрение в преде­лах, позволяющих сосчитать пальцы на уровне лица или различать очертания и цвет предметов. Эти дети пользуются зрительно-осязательно-слуховым спо­собом восприятия учебного материала и ориентации в пространстве. Так же как слепых, их обучают чтению письму по рельефной системе Брайля. При этом предусматриваются специальные ме­роприятия по охране и развитию оста­точного зрения, играющего при специ­альном обучении важную роль в пси­хическом развитии детей и особенно в ориентировке при передвижении.

Слабовидящие дети, имеющие остроту центрального зрения 0,05-0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией, пользуются преимущественно зри­тельным восприятием учебного ма­териала . К примеру, два выпускника нашей школы практически не видят, но благодаря тифлопедагогу научились точечному шрифту и прошли полный школьный курс по системе Брайля. Всего таких детей у нас более 20 и я, как специалист, занимаюсь с ними ин­дивидуально и в группах.

Есть ли определенная классифи­кация детей по степени нарушения остроты зрения?

Классификация детей по степени нарушения остроты центрального зре­ния и способам восприятия учебного материала подтверждается данными клинического изучения и регистрацией электрической активности мозга. У де­тей с глубоким нарушением зрения на­блюдаются разные формы нарушенных функций, разная этиология слепоты и слабовидения (врожденные и при­обретенные формы), различная кли­ническая картина аномалий развития, а также неодинаковые возможности компенсации и коррекции нарушен­ных и недоразвитых функций. Поэтому используются дифференцированные формы обучения, воспитания и органи­зации системы специального обучения слепых и слабовидящих детей.

На чем основывается система специального обучения?

Система специального обучения основывается на учете возрастных и специфических особенностей по­знавательной деятельности, психиче­ского и физического развития детей и формирования личности в целом. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих ос­новных проблем: психолого-педагоги­ческое и клиническое изучение детей с глубокими нарушениями зрения, вы­яснение типологии нарушений функ­ций и аномалий психического и физи­ческого развития, определение путей и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недо­развитых функций при детской слепо­те и слабовидении, создание условий всестороннего развития личности при разных формах нарушения зрительных функций и т.д.

С какими науками тесно связана тифлопедагогика?

Она тесно связана со смежными на­уками: общей и специальной педаго­гикой, психологией, патофизиологией, офтальмологией, школьной гигиеной, педиатрией, детской психоневрологи­ей и другими.

Какие методы исследования при­меняются в тифлопедагогике?

В тифлопедагогике широкое при­менение нашли такие методы иссле­дования: наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей, естественный и обучающий эксперимент, лабораторные и психо­лого-педагогические исследования, беседы, изучение ученических твор­ческих работ. Особое значение имеет изучение, накопление и распростра­нение положительного опыта учителей специальных школ, в которых ведутся исследования процессов обучения, воспитания и развития детей.

Исследования в области тифлопе­дагогики изменяются и расширяются в зависимости от развития образо­вания, обучения и воспитания детей с нарушением зрения. До революции она стояла на низком уровне развития и сводилась к призрению слепых детей в частных благотворительных заведе­ниях. Слепых обучали чтению, письму в объеме 3-4 летнего курса, занятия проводились по системе Фребеля, учащихся воспитывали в нравствен­но-религиозном духе. Кроме того, они овладевали каким-либо видом прими­тивно-ремесленного труда.

Слепые дети, охваченные обучени­ем, составляли лишь 2-3 процента по отношению к их общему числу. В этот период перед тифлопедагогикой стоя­ли узкие задачи, которые сводились к разработке технических приемов обу­чения грамоте по рельефной системе.

Как развивалась тифлопедагоги­ка?

Тифлопедагогика как наука, име­ющая свой предмет и методы иссле­дования, стала активно развиваться лишь после 1917 года, когда воспита­тельные учреждения для детей с физи­ческими и умственными недостатками развития влились в общую систему народного образования, стали пред­метом государственной заботы.

Она, опираясь на эксперименталь­ные исследования, обобщение пере­дового опыта учителей, а также на научные достижения смежных обла­стей знаний, дала научное объяснение механизмов, путей и условий компен­сации нарушенных функций, вскрыла сложную структуру психического и физического развития детей с нару­шениями зрения, выяснила этиологию нарушений функций при разных кли­нических формах слепоты и слабови­дения, некоторые особенности позна­вательной деятельности детей.

Советская тифлопедагогика раз­работала структуру и типы спецшкол, позволяющих осуществить диффе­ренцированное обучение слепых и слабовидящих детей, реализовать восьмилетнее и среднее образование, систему трудовой подготовки учащихся на общеобразовательной и политехни­ческой основе, предусматривающую специальное направление обучения и компенсаторное развитие слепых и слабовидящих детей и подготовку их к жизни и общественно полезному труду.

Вас, как специалиста, удовлетво­ряет нынешнее состояние тифло­педагогики?

Основываясь на закономерностях развития познавательной деятель­ности слепых и слабовидящих и объ­ективных требованиях жизни тиф­лопедагогика несомненно внесла значительные усовершенствования в содержание образования, трудового и профессионального обучения. Раз­работан тип учебных пособий, специ­ального оборудования и технических средств, повышающих эффективность обучения детей с нарушениями зре­ния. Для предупреждения вторичных отклонений в развитии слепых детей школьного возраста, выяснены усло­вия их воспитания и подготовки к шко­ле, а также определено содержание воспитательной и учебной работы в дошкольных учреждениях для слепых.

Есть такие слова, высказанные когда-то писателем Максимом Горь­ким: «Самое дорогое у человека зре­ние. С его потерей он теряет девять десятых мира». Глаза — жизненно важный орган, благодаря им мы ви­дим мир таким, каким создал его для нас Всевышний. Наши незрячие дети тоже видят красоту живой природы, как бы на ощупь, по своему. Они осо­бенные, судьба моя связала в течение длительного времени делить с ними и радость, и горести, и успехи в работе, и неудачи в жизни. Другого предназна­чения у меня нет и я не жалею об этом!

Наше досье:

Ихлазов Гаджимурат Ибрагимович родился в 1963 году в селе Каякент Каякентского района. В 1981-м за­кончил здесь среднюю школу. Свою трудовую деятельность начал в том же году рабочим совхоза «Каякентский». В 1985 году окончил Дагестанский по­литехнический техникум. С 1988 по 1989 – слушатель подготовительного отделения филологического факуль­тета ДГУ. В 1995 году окончил филфак ДГУ. В 1995 -2013 гг. заведующий УКК «Редукторный» в Центре образования гор. Махачкалы. С 2008-го по настоя­щее время работает тифлопедагогом в специализированной (коррекцион­ной) школе для слабовидящих детей. Женат: имеет сына и дочь.

Р.S. Отметим, что у Гаджимурата Их­лазова есть в области коррекционной педагогики определенные заслуги. За многолетний добросовестный труд он награжден знаком «Отличник образо­вания Дагестана», Почетной грамо­той Правительства РД, ему присвоено звание «Заслуженный работник обра­зования Республики Дагестан», имеет высшую категорию, является кандида­том в мастера спорта по легкой атле­тике, тренером голбола (адаптивная командная спортивная игра для людей с нарушением зрения) в Центре олим­пийской подготовки Махачкалы.

В его дружной семье двое детей, родители дали им хорошее воспита­ние и образование. Дочь Саида- мать двоих сыновей: Адама и Амина тоже пошла по стопам отца. После завер­шения Махачкалинского музыкального училища поступила на факультет спе­циального (дефектологического) об­разования ДГПУ и в настоящее время обучается здесь в магистратуре. Сын Ибрагим, отслужив в войсках Наци­ональной гвардии России, успешно сдав экзамены, зачислен студентом в Московскую государственную худо­жественно-промышленную академию им. Сергея Строганова.

Человек с большой буквы Гаджиму­рат Ибрагимович всю свою сознатель­ную жизнь посвятил детям с ограни­ченными возможностями здоровья, для которых он стал близким и родным.

Беседовал Гаджи Мирзаев