Они спасли нашу страну

Приближается великий праздник 9 Мая – День Победы над фашистской Германией и её союзниками. 74 года назад Советская Армия взяла Берлин и поставила жирную точку в самой кро­вопролитной войне человечества, ос­вободив страну, Европу и мир от корич­невой чумы. В эти дни мы вспоминаем об участниках Великой Отечественной войны. В этой войне погибло много наших земляков дагестанцев. Им, по­гибшим и вернувшимся с фронта, мы обязаны тем, что живём. Фашисты- нацисты планировали захватить нашу страну, уничтожить часть населения, превратив остальных в рабов.

Фронтовики после войны восстановили страну из руин и создали эффективную систе­му обороны позволившую сохранить мир до на­стоящего времени.

В 1972 г. меня как офицера запаса после окончания института призвали на 2 года на строительство (БАМа) Байкало-Амурской ма­гистрали. Наша часть располагалась в Хаба­ровском крае в порту Ванино. Мы строили конечную часть БАМа – паромную переправу Ванино-Холмск – на Сахалин. Рядом с портом Ванино располагался другой порт – Советская Гавань – база подводных лодок Дальнего Вос­тока.

На одном из политических занятий перед офицерами выступал адмирал из Советской Гавани. Хорошо помню, что он несколько раз повторял: самым эффективным оружием тогда являлись советские атомные подводные лодки. Американцы больше всего боялись дежурив­ших у берегов США наших подводных лодок. По приказу из Кремля они в считанные минуты могли поразить цели в США. Это и предосте­регло их от безрассудных планов атаковать нашу страну.

Я тогда знал, что мой земляк Амаев Амир Джабраилович, работающий в Институте атом­ной энергии имени Курчатова И.В. в 1963 г. по­лучил Ленинскую премию. Амир Джабраилович был скромным человеком и на встречах с зем­ляками он не говорил за что ему дали Ленин­скую премию. Это мы узнали только лет 20 на­зад — Амир Амаев создатель тех самых первых атомных подводных лодок.

На обсуждении этой статьи в Московском центре культуры «Дагестан» выяснилось, что в 1965 г. наш земляк капитан 1-го ранга в отстав­ке профессор Алиев Гаджи Сулейманович пла­вал у берегов США на этой самой первой атом­ной подводной лодке «Ленинский Комсомол».

Участник Великой Отечественной войны наш земляк Амаев воевал на Северном Кавка­зе против фашистов и после тяжёлых ранений стал инвалидом и был комиссован.

В конце войны Амир Джабраилович поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ), а после окончания института был на­правлен на работу в Институт атомной энергии, где проработал 61 год. Работал под руковод­ством создателя атомной бомбы академика Курчатова И.В. и академика Александрова А.П. Амаев, как участник войны, хорошо понимал, насколько важна его работа для безопасно­сти страны. Необходимо было в послевоенные годы в кратчайшие сроки, создать ядерный щит безопасности Советского Союза, добиться ба­ланса сил с постоянно угрожающими нам США. США и Англия развязали холодную войну про­тив СССР. У них были планы уничтожения Со­ветского Союза нанесением 50 ядерных бом­бардировок.

Гигантским трудом была создана ядерная триада сдерживания США. Это стратегическая авиация, межконтинентальные ракеты и атом­ные подводные лодки. Они все были способ­ны доставить ядерные бомбы до любой точки США. Наступил ядерный паритет, благодаря которому удалось сохранить мир на весь по­слевоенный период.

В результате напряжённой работы при актив­ном участии Амаева были построены первые атомные подводные лодки. За создание кор­пусов реакторов подводных лодок Амаев Амир Джабраилович был удостоен Лауреата Ленин­ской премии в 1963 г. До 90 лет Амир Амаев трудился в Московском Институте атомной энергии под руководством академика Алексан­дрова А.П., решая государственные задачи в ядерной энергетике. В течение 20 лет возглав­лял рабочую группу от Советского Союза в МА ­ГАТЭ и был Сопредседателем Советско-Амери­канской комиссии по ядерной безопасности.

Лауреат многочисленных премий: Ленинской (1963 г.), Совета Министров СССР (1991 г.), Ми­нистерства атомной энергии (1990, 2001 гг.), премий И.В. Курчатова. Доктор технических наук, профессор Амаев до 90 лет работал глав­ным научным сотрудником Института атомной энергии имени Курчатова. Заслуженный вете­ран ИАЭ, Ветеран атомной энергетики и про­мышленности, являлся заслуженным деятелем науки Республики Дагестан и имел много по­чётных званий и наград.

Мы, московские дагестанцы, каждый год 9 мая посещаем Новодевичье кладбище и воз­лагаем цветы на могилы наших героев Амет­хана Султана и Наби Аминтаева, участников Великой Отечественной войны похороненных на Аллее Героев Троекуровского кладбища ге­нерала-полковника Магомеда Танкаева, гене­рала-майора Исы Пирмагомедова, лауреата Ленинской премии Амира Амаева и других из­вестных дагестанцев.

Расулу Гамзатову и Амиру Амаеву были при­своены Ленинские премии в один и тот же год – 1963 г.

Расул Гамзатов это наша гордость, в его честь назван проспект в г. Махачкале, ему уста­новлены памятники, его именем названы шко­лы и библиотеки. Именем генерала Магомеда Танкаева в Махачкале названа улица, ему уста­новлен памятник на этой улице. Именем гене­рала Исы Пирмагомедова также названа одна из улиц города Махачкалы. Эти люди гордость всей страны и Дагестана и они заслужили это. Земляки постарались и добились этого.

А лауреат Ленинской премии Амаев Амир Джабраилович, внёсший огромный вклад в оборону страны, благодаря чему страна со­хранилась и мы остались живы до сих пор, не оценён по достоинству.

В 2017 году Главой республики Дагестан было принято постановление о переименова­нии одной из улиц Махачкалы в честь Амаева Амира Джабраиловича. Но это постановление не выполнено до настоящего времени.

Удивляет равнодушие и инертность людей имеющих отношение к этому. В кабинетах мно­гих руководителей и должностных лиц Дагеста­на при жизни Амаева висели его портреты. Ду­маем, это помогало им в работе. Все дагестан­цы должны быть заинтересованы, чтобы его за­слуги получили достойную оценку. И, наверное, в этом направлении должна работать дагестан­ская пресса, общественные организации, госу­дарственные и муниципальные органы.

Мы понимаем, что в Махачкале не так много проспектов, чтобы назвать проспект именем Амира Амаева. Но найти большую улицу и на­звать её именем Амаева Амира необходимо. Надо достойно оценить вклад Амира Джабраи­ловича в обороноспособность и ядерную энер­гетику страны. Надо сделать всё, что в наших силах для убеждения властей Дагестана и Ма­хачкалы в необходимости этого. Мы обязаны это сделать и это наш долг. Мы, московские да­гестанцы более полувека общавшиеся и рабо­тавшие с Амаевым, надеемся что в этом году, наконец, одна из улиц Махачкалы будет носить имя Амаева Амира Джабраиловича.

Гаджи Алиев,

профессор, Вице-президент Московско­го центра культуры «Дагестан»

капитан 1-го ранга в отставке

Даниял Шабанов,

Член президиума Московского центра культуры «Дагестан»