Президент России Владимир Путин, что ни год, делает сюрпризы культурному сообществу России, да и обществу в целом. Я имею в виду посвящение каждого года какому-нибудь общественно значимому явлению нашей действительности, экономическому или социальному аспекту нашей жизни. У нас уже был Год культуры, Год литературы, Год кино… А ныне у нас Год театра. Как заядлому театралу, мне это доставляет огромную радость и удовлетворение.
В самом деле, что может сравниться с театром, с магией его волшебного искусства? Даже кино, которое, казалось бы, бесспорный лидер среди зрелищных искусств, иногда отходит на второй план, утрачивая полновесный интерес зрителя. Театр же всегда неизменно стоит на вершине общественного внимания.
Положение национальных театров России, в том числе и национальных театров Дагестана, особенное. Кроме нескольких, хорошо известных вам художественно-эстетических, идейных и воспитательных функций, наши театры выполняют и специфические этно-культурные задачи: сохранение дагестанских языков, ключевых моментов нашей истории, обрядов и действ, которые без постоянного представления их зрительской аудитории могут попросту исчезнуть из нашей памяти и обихода. И крупные театральные деятели России – режиссеры, актеры, драматурги – прекрасно понимают это. В этом отношении удивительно точным и емким примером является высказывание великого Станиславского. «Хорошая национальная пьеса, хорошо поставленная и сыгранная актёрами их наций, – написал как-то Константин Сергеевич, – лучше всего вскрывает душу народа, показывая идеалы и сверхзадачи, которые провидение предназначило этому народу воплотить и решить».
Замечательное определение! Лучше не скажешь.
Конечно, такой крупный театральный деятель, как Гамид Рустамов, не мог не понимать значение национальной пьесы, национального театра. Да, он очень хорошо понимал! Поэтому уже в 30-50-е годы, то есть во времена своего творческого пути, он делал всё от него зависящее, чтобы в Дагестане была своя национальная драматургия. По его совету, как всегда тактичному и деликатному, за эту трудную и очень нужную, важную работу взялся талантливый поэт, литературовед, фольклорист Алимпаша Салаватов. Вскоре им уже были созданы первые национальные пьесы: «Красные партизаны», «Айгази», «Кара чач». Ныне эти произведения являются классикой дагестанской драматургии.
Профессионал высокого класса Рустамов, конечно же, активно помогал драматургу в заложении основ дагестанского национального театра.
Понятно, что одному человеку, даже очень талантливому, не по плечу такая сложная и трудоемкая работа. Нужны были новые силы, новые таланты! И они нашлись. Первыми в этом ряду следует назвать А. Курбанова, А.-В. Сулейманова, А. Аджаматова, М.Хуршилова, М.Алиева, М.Сулиманова, Ш.Абдулаева, Б.Атаева, с большим энтузиазмом и вдохновением продолживших начатое Салаватовым.
В последующие годы этот список пополнился такими яркими именами, как М.-С. Яхьяев, К. Меджидов, Ш. Альбериев, К. Абуков, К. Мазаев, Р.Ибрагимова, А. Атаев, Б. Аджиев. Дело шло споро, тем более что Министерство культуры, Союз писателей республики уделяли этой работе много внимания: под их патронажем регулярно проводились семинары, курсы драматургов и режиссеров, другие мероприятия, способствующие развитию дагестанского сценического искусства.
Приходится с сожалением констатировать, что в настоящее время такого отношения к театру со стороны названных структур мы, увы, не видим, оно заметно ослабло. Недостаточно внимания уделяется их репертуарной политике, на что жалуются даже народные театры. Причина проста: нет новых пьес! Одни и те же спектакли мы видим на сценах уже многие годы.
Нужны новые пьесы, воспитывающие в наших детях основы нравственности, морали, чести, благородства и т.п., бичующие пороки сегодняшней жизни, которых, как вы и сами знаете, в нашей действительности немало. Нужны новые драматурги, которые не могут появиться без внимания и поддержки со стороны государства. С самого начала своей деятельности Рустамов заложил фундамент нашей театральной культуры, взрастил живую и действенную творческую атмосферу. Благодаря его энтузиазму многие прозаики и поэты плодотворно работали и в области драматургии. Он сумел зажечь в них желание выразить себя и на этом поприще. Такие мастера, как А.-П. Салаватов, А. Курбанов, М. Хуршилов, А. Аджиев, М. Сулиманов, М. Алиев, Ш. Абдулаев, А. Аджаматов, А. Сулейманов, С. Джетере и другие, вдохновенно и плодотворно работали для национальных театров, они находили поддержку отовсюду.
Сегодня же мы такого подхода не видим, мастера, которые могли бы внести свой вклад в развитие театра, брошены на произвол судьбы и не находят нужной поддержки, годами без внимания остаются написанные ими пьесы.
Да, основы дагестанского театра, заложенные Рустамовым, сыграли свою роль, они были весомы. Но состояние нашей национальной драматургии сегодня можно без преувеличения назвать кризисным.
Хотелось бы затронуть здесь еще одну тему, которая, на первый взгляд, может показаться вторичной, но на самом деле она самая важная в условиях Дагестана, где многоязычие объективно приводит к сокращению пространства использования родных языков. Речь идет о детских театрах, в частности для самых маленьких – кукольных.
Сегодня в нашей республике работает только один кукольный театр на русском языке. Между тем, именно в детском возрасте лучше всего усваиваются и нравственные уроки, и уроки родного языка, что в условиях Дагестана, где с каждым годом сокращается сфера использования национальных языков, имеет особую важность.
Именно с оглядкой на эти вопросы в 2016 году инициативной группой во главе с известным ученым и общественным деятелем С. Алиевым при Кумыкском театре был создан кукольный театр. Конечно же, в процессе его создания и деятельности большой вклад был внесен руководством и работниками Кумыкского театра.
Результат превзошел все ожидания: гастроли нового театра по кумыкским селениям сопровождались небывалым зрительским интересом и, подчеркнем это, финансовым успехом. Это особенно важно в связи с тем, что все расходы по созданию, материальному обеспечению и гастролированию кумыкского кукольного театра взял на себя его директор С. Мусалаев.
Малыши в детских садах, школьники, подростки посещали спектакли, с огромным любопытством воспринимали эти представления и с детским энтузиазмом, щедро одаривали артистов бурными аплодисментами, весёлым смехом, шумной и живой реакцией на происходящее на сцене.
Однако эта очень нужная и полезная работа остается сегодня без внимания со стороны Правительства, Министерства культуры республики, что, конечно же, идет вразрез с общегосударственной политикой в области культуры. Особенно это актуально в нынешнем, 2019 году, объявленном Президентом России Годом театра.
Успех кумыкского кукольного театра наводит на мысль о целесообразности и другим театрам воспользоваться этим опытом. Ведь проблема сохранения языка и традиций актуальна для всех народов Дагестана. А через детский театр, через сказочное действо, фантазийное представление на национальной основе все необходимые культурно-языковые коды усваиваются лучше всего.
Стоит ли напоминать избитые истины, что театр — это живая связь между людьми, театр развивает мышление, внутренний мир, самосознание зрителя, особенно юного.
Человек, чье воспитание, культура, образование так или иначе сформировались под влиянием театра, всегда будет благородным, гуманным, требовательным к себе. Воспитательная роль театра сродни школьному воспитанию: раз войдя в плоть и кровь, оно остается с нами навсегда. Человека можно научить красиво, правильно говорить, писать, но истинно благородным, культурным его может сделать только искусство, а театр в особенности. Как сказал великий писатель Чингиз Айтматов, если народ не хочет стать «манкуртом», не помнящим родства, то он обязательно должен сохранить родной язык и национальную культуру.
Но было бы неправильно ограничиться только вопросом развития кукольного театра. Ждет внимания и поддержки также и юношеский театр, т.н. ТЮЗ. Эта аудитория еще более сложная, еще более подверженная негативным влияниям, поэтому ее нельзя оставить в подвешенном состоянии, пустив на самотек, это может обернуться в последующем множеством негативных последствий социального характера. Должна быть выстроена триада: детский кукольный театр – театр юного зрителя – театр для взрослых. Таким образом окажутся охвачены вниманием и воспитательным воздействием все слои нашего общества. А без этого невозможно построение гармоничных, взаимодополняющих социальных отношений.
Да простит меня читатель за банальные истины, но, завершая, хочу еще раз напомнить нам всем: без родного языка и культуры нет народа! А театр – это очаг самосохранения народа, и мы обязаны его беречь и поддерживать в нем огонь национального энтузиазма.
Гусейн Адилов