Администрация г. Каспийска совместно с УДПО « Махачкалинский центр повышения квалификации провели семинар по теме: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ».
Мероприятие прошло в Кадетской морской школе – интернате им. Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева. Его участники обсудили вопросы по реализации положений «Стратегии развития воспитания до 2025 года» и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.», целью которых являются — воспитание государственно-ориентированного мировоззрения российской молодежи, формирования в молодежной среде общенационального российского патриотизма и интернационализма.
Открыл семинар модератор – советник директора Махачкалинского центра повышения квалификации, заслуженный работник культуры РД, кандидат политических наук Эдуард Эмиров.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась заместитель главы города Людмила Левицкая.
С обстоятельным докладом по заявленной теме выступил профессор Магомед Абакаров. Он поблагодарил администрацию и управление образования города Каспийска, а также коллектив Кадетской морской школы- интерната во главе с директором Омаром Омаровым за организацию мероприятия и тёплый, радушный приём. По словам Абакарова, идея проведения семинара в г. Каспийске возникла в декабре прошлого года на итоговом заседании Общественно-консультативного совета МЦПК, там шла речь о новых форматах мероприятий, в т.ч. и выездных. Первый выезд был запланирован именно в этот город не спроста, дело в том, что практически во всех конференциях, круглых столах и семинарах, инициированных МЦПК, принимают активное участие представители Каспийска.
Что касается темы патриотизма, то, по мнению Абакарова, она сегодня является особенно актуальной и вокруг неё ломается много копий. Что включает в себя понятие «патриотизм»? Его нравственное значение определяется тем, что он является фактором соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Правда, с одной лишь оговоркой, человек здесь выступает еще и гражданином.
Но патриотические чувства тогда ценны, когда сопряжены с уважением к другим народам, к их истории, культуре, языкам и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к «чужакам». Нельзя быть и истинным интернационалистом, не будучи патриотом. Ибо нельзя с уважением относиться к другим народам, не уважая свой народ.
В начале 90-х годов, в условиях идеологического вакуума, эти понятия подверглись ревизии. Для некоторой части людей патриотизм стал, чуть ли не ругательным словом, близким по значению понятиям «фашизм», «национализм». Тема патриотизма ушла в те годы из содержания образования и воспитания. В этом в значительной степени виновата и интеллигенция. Именно она должна была противостоять псевдоценностям отстаивать те ценности, которые прошли испытания временем.
Справедливости ради следует сказать, что в конце 90-х годов в стране (а если, точнее, в Дагестане) произошло событие, которое можно охарактеризовать поговоркой «не было бы счастья, да несчастье помогло». В августе-сентябре 1999 года федеральные войска, народное ополчение, все население республики встали на защиту целостности Российской Федерации, отразив нападение на республику международных бандформирований со стороны Чечни. Это был пример нравственной и патриотической ответственности, выполнения гражданского и морального долга.
Вместе с тем, мы не можем не видеть, что еще немало проблем в духовно-нравственной сфере общества. В ориентациях людей уменьшилась доля коллективного начала, возросло значение сугубо индивидуалистических ценностей. Не хочу характеризовать этот процесс как сугубо негативный. Не вижу ничего плохого в развитии таких качеств, как осознание себя свободной и независимой личностью, стремление к самореализации и т. д. Но все это должно быть в связке со стремлением быть полезным государству, обществу, создания крепкой семьи, социальной основы гражданского общества. Нужно не просто говорить о патриотическом самосознании молодежи, но и разоблачать тех, кто этому противодействует.
Некоторыми псевдопатриотами подвергаются сомнению такие факты как победа нашей страны в Великой Отечественной войне, звучат слова о ненужности обороны Ленинграда и умаляется подвиг наших блокадников, писатель в кавычках Бельжо ставит под сомнение подвиг Зои Космодемьянской. И таких примеров можно привести много.
Далее отметил, что сегодня патриотизм становится важной идеологической составляющей, которая содержит базовые ценности нашего общества. И начинать эту работу нужно со школьной парты, с раннего детства. Важно научить ребят размышлять и действовать от имени индивидуума и общественного блага, идентифицировать и объяснять информацию относительно социальных проблем. Подросток должен сформировать отношение к таким гражданским ценностям как: ответственность, самодисциплина, вежливость, сострадание, терпимость, открытость для переоценки позиций, уважение чести и достоинства других граждан, сотрудничество, готовность к участию в общественных делах, готовность к образованию. А школа в немалой степени может воспрепятствовать появлению таких социальных установок, которые негативно влияют на нравственные ценности, способствуют росту аполитичности, скептицизма, бездуховности.
Именно такую цель ставила группа ученых-обществоведов Дагестанского государственного университета, которая, изучала современное состояние поликультурного образования в Дагестане, тенденции и перспективы выхода его из кризиса, анализировала сущность национального самосознания и менталитета студенческой молодежи. Одним из важных выводов, который был сделан исследователями – это то, что у дагестанских народов, которые веками реализовывали принцип поликультурности в дружбе, согласии, взаимопомощи, считая это своим бесценным наследием, есть чему поучиться и миру.
Магомед Идрисович согласился с мнением тех учёных, которые предлагают народам Северокавказского региона, в том числе и дагестанским, вариант развития, предполагающий отказ от форсированной модернизации, т.к. такой подход может привести к потере нашей национальной, культурной и языковой самобытности.
Если вспомнить историю, то следует сказать, что присоединение Дагестана к России превратилось в присоединение России к Дагестану. Ведь зачарованные природой, местной культурой, представители пушкинской Руси несли в Дагестан свою культуру. Так возникали кавказские стихи Пушкина, поэмы Лермонтова, повести «Хаджи-Мурат» Толстого, «Аммалат-бек» — Бестужева- Марлинского. По этому поводу Расул Гамзатов заключил: «…Не Русь Ермолова нас покорила, Кавказ пленила пушкинская Русь».
Глава государства Владимир Путин четко обозначил позицию: Россия не является государством какого-то одного народа, в нашей стране все равны.
В Дагестане, за последние годы всё отчётливее проявляется интерес к роли ислама в духовной жизни, в истории общественной и государственной культуры. Ислам воплощает в себе традиционные ценности и играет положительную роль в духовном развитии молодого человека. Одним из признаков возрождения ислама в республике стало увеличение числа молодёжи в мечетях.
Остановился докладчик и на факторе распространения зарубежной религиозной идеологии, пропагандирующий воинственный ислам в республике. Наряду с традиционным исламом среди мусульман, особенно среди молодых людей, распространяются такие крайние течения, как фундаментализм и ваххабизм.
Экстремистские силы используют исламский фактор не в интересах мира и сохранения целостности Дагестана, а для развязывания войны между мусульманами региона.
Однако, как правильно отметил муфтий России Равиль Гайнутдин, важнейшей чертой ислама является уважительное отношение к чужим обычаям и традициям, культурным и религиозным особенностям различных народов. Воспитание в духе взаимоуважения и веротерпимости ко всем народам многонациональной и многоконфессиональной России должно быть привито молодому дагестанскому поколению.
Молодёжь является носителем будущего цивилизованного гражданского общества и от неё зависит судьба нашей страны. Ей должны быть предоставлены все возможности для реализации и использования своих творческих способностей. Также нужны такие организации, которые объединяли бы молодёжь, направляя её энергию в нужное русло, добиваясь удовлетворения запросов молодого поколения.
Необходимо отметить, что в нашей республике также была разработана целевая программа патриотического воспитания, в рамках которой органами, ответственными за реализацию молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях проводятся конкурсы патриотической песни, молодёжно-патриотические акции: «Вахта памяти», «Георгиевская ленточка», «Посылка солдату», «Я — гражданин России» и др.
Обобщив вышесказанное, он подчеркнул, что в современных условиях нашему государству нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания молодёжи. Для реализации этой программы должна быть создана система патриотического воспитания молодого поколения, которая была бы способна консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении.
Как отметил Президент России Путин на встрече с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания: «работа по патриотическому воспитанию не должна быть формальной, её необходимо структурировать, шаблоны контрпродуктивны и недопустимы». На семинаре выступили: Председатель республиканского совета ветеранов Магарам Алиджанов; Председатель Фонда патриотического воспитания молодежи имени генерал-полковника Магомеда Танкаева Гасангусейн Абдулжелилов; Военный комиссар Каспийска Геннадий Курбанов; Председатель Союза музыкантов РД Хан Баширов; Руководитель Ассоциации педагогов РД Анжела Байрамбекова; председатель Регионального отделения межрегиональной молодежной организации «Дом мира» Ольга Мусанабиева; замдиректора Национальной библиотеки Сарат Джабраилова; доцент ЮФУ Альберт Эседов; педагог-организатор школы №9 г. Каспийска Елена Бадрудинова; Президент патриотического клуба «Гаджиевцы» Рашид Фетуллаев, они говорили о необходимости воспитания в сознании молодёжи неприятия экстремистских и террористических идей, противопоставления одних народов России другим; роли институтов гражданского общества в формировании патриотического мировоззрения среди молодежи»; усилении патриотического воспитания учащихся школ республики; о значительной роли патриотически ориентированной информационной политики проведения праздников, открытия мемориальных досок, издания книг, работе с музеями и библиотеками и т. д.
Участники круглого стола отметили также: актуальность состоявшегося обсуждения и взаимную заинтересованность в обмене опытом деятельности образовательных учреждений региона.
Исходя из результатов обсуждения обозначенных проблем, приняты рекомендации, в которых признаются задачи патриотического и интернационального воспитания молодежи приоритетными в работе органов местного самоуправления, деятельности образовательных учреждений. Отмечена необходимость работы, направленной на формирование толерантности и гармоничного межэтнического и межконфессионального общения молодежи с учетом региональных и национальных особенностей; совершенствования методических подходов в преподавании истории Дагестана: развития волонтерского движения, способствующего формированию гражданских качеств молодых людей. Рекомендовано органам власти увеличить финансирование грантовых проектов общественных организаций, направленных на патриотическое воспитание молодежи; республиканским средствам массовой информации активнее освещать положительный опыт деятельности молодежи по патриотическому и интернациональному воспитанию. Предложено руководству республики провести в 2019 году форум патриотической молодежи республики.
Эдуард Эмиров