Счастливы, познавшие любовь

Казалось, что Любовь исчерпана и осталось лишь сожительство. Возрас­тает не только количество разводов, но и число мужчин, выходящих замуж за муж­чин. Извращенцы воинственно шествуют голыми с флагами по проспектам столиц мира. Утрачиваются традиции, нивели­руются каноны, теряется рыцарство и мужчине труднее быть мужчиной, а жен­щине — влюблённой и возлюбленной, обожаемой и желанной. Исчезает восхи­щение, восторги, вздохи и стихи о вели­кой, вдохновляющей и искренней любви.

Пошлостью насыщается общество. Происходит измельчание нравственных основ бытия. Целомудрие и стеснитель­ность перестали быть почитаемыми. Обнажаются не перед супругом, а перед страной без повода и стыда. Однако, ни­чего не сделаешь, ибо у каждого време­ни свои нравы. Не лишне вспомнить, что «Величайшая трагедия жизни состоит не в том, что люди гибнут, а в том, что они перестают любить»( Уильям Сомерсет Моэм). И гибнут от зла, а не от любви.

Но оказалось, что Земля хранит па­мять и среди теряемого не забыты, не уничтожены, не исчезли и не ушли из нашего мира наследники Лейлф и Мед­жнуна, Петрарки и Лауры, Марии и Ари­стотеля, Вивена и Лоуренса, Тристана и Изольды… Замечательно, что не всё потеряно, не все очерствели. Склоняю голову и обнажаю сердце перед влю­блёнными! Побольше бы их, ибо они убе­регут мир от очерствения, опустошения и оглупления.

Не только любовь. «…Было это в Ле­нинграде, когда готовили постановку моей оперы «Горцы» на сцене Малого оперного театра. Я увидел в фойе пор­трет необычайно красивой актрисы. По­пытался достать фотографию, но уда­лось оторвать лишь кусочек и осталась в галерее театра фотография актрисы с оторванным краем», — рассказывает вы­дающийся композитор современности, дважды Лауреат Государственных пре­мий РФ, народный артист России, автор Государственного гимна республики Да­гестан Ширвани Чалаев.

«В тот вечер в театре шла лучшая опера талантливого композитора Родиона Ще­дрина « Не только любовь». И когда услы­шал пение певицы, я буквально ошалел от звучания её голоса. Оказывается, компо­зитор Родион Константинович, ей одной передал почти все женские партии опе­ры. Видимо, уникальность голоса певицы побудила выдающегося композитора на такое решение. Ни до, ни после этого я не слышал голоса красивее этого.

На мой вопрос «Кто это такая?» глав­ный дирижёр Павел Бубельников игриво спросил: «Что, втюрился? Не скажу, кто она. Только знай, что она не замужем.» В тот раз мне не было суждено познако­миться с ней.

При прощании с коллективом Малого оперного театра, из вежливости я при­гласил всех приехать в Дагестан.

И забыл я об этом. Жил своей жизнью, а она была насыщенной, ибо в те годы я был молод, работал деканом Музыкаль­ного факультета Дагестанского государ­ственного педагогического института и о той актрисе из Ленинграда не вспоминал.

В один из дней с бочонками чудного вина из Мамедкалы, я и мои односельча­не возвращались в Махачкала. И в районе Манаса мой брат Алил говорит мне, что «Твои приехали». «Кто и где?», — отвечаю. Спустились на берег Каспия, и вижу среди артистов Ленинградского Малого опер­ного театра ту самую певицу, чью фото­графию я хотел утащить я год назад. Мы приветствовали их и стали угощать вином.

Лунный вечер. Морская гладь. Тихо вокруг. Фантастика. Та певица села ря­дом со мной. Оказалось, что её зовут Нина Григоренко. Все стали петь. Пела и она. Спел и я тоже. И вдруг Нина встала при всех поцеловала меня и говорит: «Го­споди, как ты поёшь! Откуда это?»

После такого яркого вечера я пошёл к морю и прилег на берегу так, что голову ла­скали тихие волны Каспия. Когда брат мой и Нина нашли меня в таком положении, Нина собралась подойти, брат Алил гово­рит: «Нына! Не трогай Ширвани! Он слю­шает море!» На следующий день они вы­ступили по дагестанскому радио и уехали.

Позже Нина сказала, что она была тогда в слезах от того, что как ей показа­лось, я повел себя с ней отчужденно. А на самом деле, я не знал, куда деваться от стыда из-за того, что мы целовались вечером.

09 Вас слушает ….Прошел еще год, и я поехал в Ленинград. Из гостиницы зво­ню по телефону «09». Был такой хороший номер в Советском Союзе, по которому можно было получить практически лю­бую информацию. «Пожалуйста, помо­гите мне отыскать девушку, с которой вместе воевали ….(?). Единственное, что я знаю, что она работает в театре около Спаса на крови и поёт там Кармен.

Через 12 минут (!!!) из справочной службы звонок: «Ну что, молодой чело­век? Никакой вы не фронтовик, а просто влюбились в самую красивую нашу певи­цу. Запишите. Зовут вашу Кармен Ниной Александровной Григоренко. Её теле­фон…. Счастья и любви вам! Не забудьте пригласить на свадьбу!»

Звоню по её домашнему адресу. Тог­да еще не было мобильных телефонов. Поднимает трубку ее мама, Татьяна Евге­ньевна. Она была фантастически доброй женщиной. А отчим, Капитон Андреевич Никитин, руководил плодоовощной ба­зой Ленинградского Обкома КПСС. За все годы работы Капитон Андреевич при­нес лишь раз один качан капусты домой. Были и такие люди!

На звонок Татьяна Евгеньевна отве­тила мягко и сказала, что «Нинок сегод­ня в театре играет Кармен. Заканчивает поздно. Звоните позже.»

Около 12 часов ночи звоню. Подошла сама Нина.

— Алло, Нина!

-Да?

-Это Ширвани.

Крик изумления был такой, что я даже испугался за нее.

— Ты где? Откуда?

— Я в Питере. Гостиница « Астория». Ты смогла бы прийти в гостиницу?

— Поздно же (пауза). Хорошо. Только сниму грим и постараюсь прийти!

Самый счастливый вечер в жизни. За­казал ужин на двоих в номер. И мы бесе­довали. Поймал себя на мысли, что мы так и не дотронулись до еды. При этом я не сделал попытки даже рукой дотро­нуться до нее. Позже Нина призналась, что за занавеской сразу же увидела кро­вать и подумала, что начнет он приста­вать, ибо была наслышана о том, какими нахальными с женщинами бывают кав­казцы. Однако, не все кавказцы потеряли благородство и честь в этой жизни!

В тот вечер я говорил о многом, но больше всего о своем отце и матери. А было, что рассказать.

Вспоминаю, как спросил однажды маму о том, что встречалась ли она с от­цом до свадьбы:

— Ширвани, сынок, я боялась твоего отца. Моя старшая сестра была его не­вестой, но мать нашей матери (бабушка) выдала ее за другого человека из нашего рода, чтобы осиротевшие дети не ока­зались на попечении другой женщины. Зная характер моего отца, пришлось в течение долгого времени оберегать ее всякий раз, когда она выходила из дома. И тогда мудрый сельчанин сказал отцу твоему: «Что ты все бесишься, угомо­нись, у них же есть еще вторая младшая сестра! Пойди в хутор и познакомься!» Меня предупредили, что он может при­йти. Я была наслышана о его горячности. Боялась. Он пришел на хутор и я подала ему хлеб и густую простоквашу со слив­ками. Он молча ел, собирая в ладони крошки хлеба. Мне это понравилось. После этого он произнес единственную фразу: « Ну, что пойти телят пасти?» Я от­ветила: «Поступай, как хочешь». Вот и все наши досвадебные разговоры».

Тогда я заметил маме: «-Мама, мы все свои слова тратим до свадьбы и потом не знаем, что говорить».

И еще вспоминаю я с гордостью, вос­хищением и огромным душевным волне­нием слова матери: « Ширвани, сын мой! Если бы твой отец с киркой в руках ломал бы наш дом, то и тогда я не спросила бы его, зачем он это делает, а стала бы по­могать ему. Столь велико было мое дове­рие и любовь к нему.»

Ширвани вспоминает, что за всю жизнь он не видел маму спящей, когда отца не было дома. Спросил однажды об этом:

— Я не могла бы заснуть, вдруг бы он вернулся и застал меня спящей.

— Ну, мама, он же только что уехал.

— Он же может вернуться. Мало ли что в пути бывает.

Только после его смерти я увидел маму спокойно спящей. На высказанное мной удивление, мама ответила: «Шир­вани, теперь я знаю, где он, могу в любое время пойти к нему и поговорить с ним, потому и сплю спокойно. Ты похорони меня рядом с отцом.»

(далее мы надолго умолкли).

«Магомед! Об этом я говорил с Ниной в тот вечер. За беседой наступило утро, я заказал такси, и Нина уехала домой. Одет был я в тот вечер в рубашку в крас­ный горошек. Позже Нина попросила эту рубашку и дома она часто любила ходить в ней в память о той нашей встрече. Нина говорила, что «это был самый счастли­вый вечер в ее жизни».

Когда-то я рассказал о взаимоотно­шениях отца и матери нашей гениальной поэтессе Миясат Муслимовой, она при­слала мне стихотворение, где есть такие проникновенные слова:

«Любовь в горах не знала многих слов,

Была ли от того она другою?

Любовь не знала, что она любовь,

Когда отец твой встретился со мною…».

«Нина, ведь, из очень древнего и ро­довитого рода. У нее мощная корневая система. Дед ее — Евгений был генерал- губернатором Полтавской губернии, его жена — Ольга Николаевна была одарен­ной оперной певицей, училась в Италии. Однако, муж сказал, что ему нужна жена, а не оперная певица. Впоследствии он же возглавил военное учебное заведе­ние в г. Салоники в Греции. Были еще два брата, оба генералы. Один из них Алек­сей Пащенко, создатель расчетной си­стемы артиллерийской стрельбы из за­крытых позиций еще в русско-японскую войну. Другой Борис Пащенко оказался во Франции после Революции.

Впоследствии матери Татьяны Евге­ньевны пришлось сменить свою фами­лию на фамилию Григоренко. Как дочь бывшего генерала царской армии ее не допускали до экзаменов в вуз. Ее мама вышла за простого человека Алексан­дра Григоренко. Родилась Нина. Отец же Нины Александр был весельчак, балагур, с красивым сильным голосом и Нина в наследство от отца получила прекрас­ный голос.

Когда я позже произнес фамилию «Па­щенко» своему старшему брату, который был танкистом, он сказал, что танкисты в первые же дни изучают стрельбу с за­крытых позиций (по методу Пащенко).

Нина свое имя унаследовала от сестры отца (родной тети). И когда Нина сказала маме, что хочет выйти замуж за кавказ­ца, мать Нины была в шоке, потому что муж этой сестры, тоже был кавказцем и в порыве необычайной (патологической) ревности он лишил ее жизни. Но Нина су­мела убедить мать, что Ширвани человек другого типа: закончил Московскую кон­серваторию, композитор, в творческих отношениях с Шостаковичем, Тищенко.

После ухода из Ленинградского те­атра Нина поехала со мной в Дагестан, работала в Дагестанской филармонии. Мы стали вместе ездить с концертами по городам Советского Союза. Если бы не союз со мной, она бы пела в лучших те­атрах Москвы. Так началась наша жизнь, продлившаяся в течение сорока лет, на­полненная творчеством, счастьем и глу­боким пониманием друг друга.

Вы тоже из Дагестана? Сердце ранят воспоминания. В советское время гру­зинская студия звукозаписи записывала наиболее значительные произведения. Поехали мы с Ниной по довольно опас­ной и долгой Военно- грузинской дороге в Тбилиси, зашли в студию, хотя уже было поздно. Представились. Нам предстояло записать мою музыку на великие стихи незабвенного поэта Батырая в переводах Эффенди Капиева и Натальи Капиевой. Решили попробовать. Я играл, а Нина пела:

«….Да не встретится любовь

Там, где быть ей не дано,

Ибо жалости в любви нет,

Как в пасмурных лесах

Жалости у волка нет

К уворованной овце.»

Мы спросили директора студии о вре­мени окончательной записи завтра. «А я уже всё записал», — ответил он. А затем стал расспрашивать нас: «Неужели, вы из Дагестана? Вы не из Москвы?»

Ему было трудно поверить в столь высокий уровень исполнительского ма­стерства композитора и певицы из Да­гестана. А обращаясь к Нине, он делал особый акцент: «Неужели и вы тоже из Дагестана? Завидую дагестанцам.»

Не поверил бы никогда. Многое храню в памяти из нашей совместной счаст­ливой жизни. Однажды я звонил из Ми­неральных Вод Нине о том, что выле­таю в 14.00 и просил ждать меня перед Оперным театром у памятника Пушкину. Однако, без объяснения причин вылет отложили. Звонить более я не мог, а по­слать срочную телеграмму не догадался. По прилету в аэропорт я нанял такси и просил водителя ехать быстрее, объяс­няя ситуацию. Водитель не поверил, что меня будут ждать на улице так поздно, а было уже около 5 утра. Договорились о том, что, если Нина ждет, то он меня ве­зет бесплатно, а если не ждет, то я плачу ему в двойном размере. Приехали в го­род, не вижу у памятника Пушкину Нину, водитель ехидничает: «Ну, вот, видишь, Пушкин стоит без Натальи Николаевны». Я попросил его подождать, вышел из так­си и пошел пешком, было это в ноябре, темно и холодно. Вижу силуэт на скамей­ке невдалеке. Подхожу. Нина уткнулась головой в воротник пальто и спит. До­тронулся. Она вскакивает и извиняется, что заснула. Вероятно, вспомнила мой рассказ о матери, которая никогда не ло­жилась спать до прихода отца.

Вместе с ней сели в такси. А водитель без устали повторяет: «Неужели такие женщины еще бывают? Не поверил бы никогда и никому, если бы сам не стал свидетелем».

Мы пригласили водителя пойти с нами домой, посидели. Потом проводил во­дителя до машины и заплатил ему даже больше, чем обещал. Он отказывался, но я был настойчив, а он не переставал вос­хищаться и при расставании крепко по- русски выразил свое удивление.

Похорони меня на твоей родине. Еще вспоминаю. Мы ехали в Кисловодск на концерт. Нина отдыхала на второй пол­ке и при торможении упала и ударилась грудью. Долго болела, а через некоторое время у нее диагностировали опухоль. Оперировали. Проводили химиотерапию. Улучшение временное. Лечилась, но увы…

Она сильно страдала от болей. Од­нажды ночью я проснулся от шороха и вижу, что Нина в кухне с уксусом в руках решилась избавиться от изнурительных болей: «Ширвани, родной, мне труднее и труднее с каждым днем. Повези меня в Дагестан и похорони меня на твоей родине. Хочу быть и в той жизни рядом с тобой…» (долгое молчание).

На следующий день мы уехали в Да­гестан. Вскоре ее не стало. И хоронили мы ее на Махачкалинском кладбище в присутствии многих моих родственни­ков и друзей.

Миясат Муслимова описала похороны в Фейсбуке. «Собрались более 70 друзей, родственников Ширвани. И после похорон он поблагодарил всех и сказал: « Не думай­те, что певцы поют тогда, когда им хорошо и празднично. Они поют и тогда, когда сердце разрывается от боли. Простите меня, я сейчас спою.» Женщины плакали, а мужчины слушали, склонив головы.»

Сестра моя Айшат ухаживает за моги­лой незабвенной Нины…

Каждый божий день помню тебя.

— Дорогой Ширвани, что бы сказал се­годня, обращаясь к Нине?

— Моя незабвенная! Каждый божий день помню тебя, люблю и благодарно берегу память о тебе; поскольку быть одиноким в моем возрасте нелегко, я связал свою жизнь с певицей Ириной Нарской (теперь она Чалаева), которую ты знала по опере «Кровавая свадьба» в Камерном театре…И она безумно лю­бит твой голос, восхищается пением и тоже считает, что нет в мире красивее контральто. И ты никуда не ушла из на­шей квартиры. Ничего не переместили в квартире, твой порядок сохранился. Ты смотришь на нас из своих красивых пор­третов. Ты всегда со мной, с нами, люби­мая и незабвенная».

«На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса» (Жан де Ла­брюйер, Франция).

Да не исчезнет на Земле любовь! Она — настоящая любовь — всегда выше наци­ональности и религиозности, политики и благосостояния. Летом во время отпуска намерен посетить могилу незабвенной Нины, которую и я знал, и я слушал. Она была соткана из благородства.

Счастливы, познавшие любовь.

Доктор Магомед Абдулхабиров