При оказания помощи образовательным организациям
С целью недопущения нарушений, связанных с привлечением образовательными организациями добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, подразделение по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры республики разъясняет.
На территории Дагестана проживает более 890 тыс. детей в возрасте до 18 лет.
В республике функционирует свыше 1460 общеобразовательных организаций с охватом более 393 тыс учащихся и 815 дошкольных образовательных организаций с охватом более 102 тыс детей.
В соответствии со статьей 43 Конституции РФ и частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность образования.
Обращения граждан в органы прокуратуры по вопросам взимания с родителей денежных средств на различные нужды образовательных организаций, которые посещают их дети, являются нередкими.
Результаты прокурорских проверок свидетельствовали о том, что широкое распространение получили факты, когда на родителей воспитанников и обучающихся возлагались обязанности по частичному финансированию содержанию и ремонту зданий, обеспечению и оснащению образовательного процесса.
Руководители образовательных организаций допускали незаконное привлечение денежных средств родителей учащихся под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований, которые вопреки требованиям законодательства носили принудительный характер. Другими словами допускали поборы.
Поборы в школах и детских садах существуют и в подавляющем большинстве, носят латентный характер, поскольку никто из родителей не желает, что бы его ребенок стал объектом пристального внимания классного руководителя или воспитателя из-за отказа внести какую- либо «помощь» школе (садику).
Следует отметить, что проблема поборов в школах и детских садах возникла давно и недостаточное финансирование сферы образования в середине девяностых лишь подталкивала к её разрастанию.
Из содержания части 8 статьи 41 ранее действовавшего закона «Об образовании» следовало, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и юридических лиц.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», действующий с 2013 года, подобные положения о добровольных пожертвованиях не содержит.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 11.08.1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.
Согласно статье 4 указанного выше Федерального закона граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора целей.
В этой связи являются нарушением закона требования об оказании «благотворительной» или «спонсорской» помощи родителями всех детей, посещающих данное образовательное учреждение, по решению родительского комитета или попечительского совета образовательного учреждения.
Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и иные органы управления образовательной организации, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение. Принятие каким — либо гражданином или организацией решения о том, что другие граждане должны оказать благотворительную помощь третьему лицу, указанному этой организацией, в данном случае — образовательной организации, нарушает основной принцип оказания благотворительной помощи — принцип добровольности.
Родители как благотворители имеют право определять цели и порядок использования своих пожертвований, выдвигать условия по использованию переданного им имущества по определенному назначению. Поэтому возможно пожертвование как на «уставную деятельность», на «развитие образовательной организации», так и на конкретные цели (приобретение оборудования, ремонт, охрану и др.). Для использования пожертвования по иному назначению необходимо получить согласие жертвователя.
Пожертвование может быть только добровольным. Не должно допускаться принуждение родителей обучающихся к внесению пожертвований или иных форм материальной помощи.
При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательной организации.
Не допускается:
внесение записей в дневники, тетради обучающихся, выдачи уведомлений о необходимости внесения денежных средств и товаров и материалов;
занижения оценок обучающимся, публичное осуждение обучающихся в случае неоказания их родителями помощи в виде денежных средств;
принятия решений родительских собраний, обязывающих внести денежные средства в фонд организации, класса, группы.
В случае, если в школе, детском саду, кем-либо (воспитателем, преподавателем, другим сотрудником организации, членами родительского комитета, попечительского совета, любым из родителей) объявлено устно или письменно, что кем-то принято решение о сборе «благотворительных» взносов в определенной сумме на определенные цели, данное решение распространяется только на лиц, его принявших и не влечет обязанности внесения таких сборов другими родителями.
Пожертвования, которые передаются периодически всеми родителями обучающихся на нужды образовательной организации, причем в фиксированных суммах, расцениваются как поборы с родителей обучающихся, нарушение принципа добровольности.
Таким образом, родители учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
За совершение нарушений принципа общедоступности и бесплатности образования, принципа добровольности привлечения денежных средств должностные и юридические лица привлекаются к административной ответственности по части 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере от 30 до 200 тысяч рублей в зависимости от субъекта правонарушений.
Нариман Мустафаев
старший помощник прокурора Республики Дагестан
О лесном законодательстве и его нарушениях
В соответствии с Конституцией лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, оно состоит из Лесного кодекса, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Лесным кодексом РФ, применяются правила международного договора.
Акты лесного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих актов в действие. Действие актов лесного законодательства распространяется на отношения, возникшие до введения данных актов в действие, только в случаях, если это прямо предусмотрено законом. К отношениям, возникшим до введения в действие актов лесного законодательства Российской Федерации, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после введения данных актов в действие.
Статьей 5 Лесного кодекса определено, что лесное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения). Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации. Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, регулируются гражданским законодательством, законодательством о растительном мире, земельным, водным законодательством Российской Федерации, а также соответствующими статьями Лесного кодекса.
Особенностями Лесного кодекса РФ является то, что кодексом устанавливаются параметры и пределы действия административного законодательства, законодательства о животном мире. Все это немаловажно, т. к. необходимо отграничить разные виды отношений (лесные, имущественные, отношения недропользования и другие) друг от друга, обеспечить их законодательное регулирование в интересах рационального лесопользования, обеспечения прав и свобод человека. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Таким образом, приоритет лесного законодательства в регулировании указанных отношений закрепляется не только Лесным кодексом, но и Гражданским кодексом РФ.
Ключевым положением Лесного кодекса является регулирование прав собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд. Выделяют следующие положения: определение содержания права собственности Лесным кодексом, гражданским и земельным законодательством РФ; нахождение лесного фонда и расположенных на землях обороны лесов в федеральной государственной собственности; предоставление гражданам и юридическим лицам участков лесного фонда на праве: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования; передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ; регулирование федеральным законом форм собственности на леса, расположенные на землях городских поселений; право собственности граждан и юридических лиц на древеснокустарниковую растительность, расположенную на их земельном участке; развитие лесных сервитутов, т. е. института свободного и бесплатного пребывания граждан в лесах для сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, охоты, если иное не предусматривается законодательством.
Статья 6 Лесного кодекса определяет предмет правового регулирования лесного законодательства, закрепляя понятие «объект лесных отношений». Объектами лесных отношений признаются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. Участниками лесных отношений считаются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (их органы государственной власти в пределах своей компетенции), муниципальные образования (органы местного самоуправления), граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства и использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд. Отношения физических и юридических лиц с Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями как с носителями власти в области лесных отношений строятся на основе норм конституционного (государственного), административного права. Компетенция Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований определена главой 7 Лесного кодекса.
***
Основанием юридической ответственности является правонарушение. К ответственности можно привлечь только за противоправное деяние, которое совершено с нарушением норм закона и иных нормативных правовых актов. Это понятие не следует смешивать с правомерными поступками. В случае причинения правомерного ущерба (вреда) лесному хозяйству выплачиваются понесенные потери. Например, при переводе (изъятии) участков лесного фонда первой группы для строительства магистральных нефтепроводов лесному хозяйству перечисляется плата за перевод (изъятие). Безусловно, что для природного объекта строительство нефтепровода является негативным фактором, но он правомерен, т. к. производится с соблюдением норм закона.
В зависимости от характера совершенного нарушения лесного законодательства различают административную, уголовную и гражданскую ответственность.
Административная ответственность за нарушение лесного законодательства, признанная Кодексом РФ об административных правонарушениях административным правонарушением (проступком), в виде административных взысканий, налагаемых должностными лицами государственной лесной охраны на граждан и юридических лиц, допустивших правонарушения.
Административная ответственность наступает в результате совершения конкретным лицом административного правонарушения и проявляется в применении административных наказаний (предупреждение, штраф и т. д.). Регулируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно ст. 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).
Применительно к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования административное законодательство предусматривает следующие виды административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ): предупреждение, административный штраф, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда).
Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица в письменной форме.
Наиболее распространенным видом административной ответственности является штраф. Цель штрафа воспитательная и предупредительная. Несмотря на то, что штрафные санкции связаны с определенными денежными суммами, штраф никогда не рассматривался как мера компенсации.
Поэтому сумма штрафа может превышать причиненный вред или быть меньше его, а может назначаться при отсутствии какого либо вреда. Взыскание административного штрафа по действующему правилу не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного вреда.
Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
Согласно ст. 23.24 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.9, статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка, статьями 8.24 — 8.27, частями 1 и 3 статьи 8.28, статьями 8.29 — 8.32, статьей 8.32.1, статьей 8.45.1, статьей 19.7.14 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 28.3КоАП должностные лица государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в праве составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 (в части лесных участков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствиис лесным законодательством), статьей 7.9, статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.11, статьей 8.7, статьей 8.8, статьями 8.25 — 8.32, статьей 8.45.1, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
Право рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.28, 8.28.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.6. и 19.7 КоАП, имеют только судьи (ст. 23.1 КоАП).
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения, а за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды — по истечении одного года. При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ). Главной задачей производства является обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются (ст. 28.1 КоАП РФ): непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Камиль Алиев,
заместитель прокурора
Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры