Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии СабираНурмагомедова  «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его
долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Укуз

На самой границе с Агульским районом в 28 км от сел. Курах, расположено небольшое старинное агульское село Укуз. Все местности на землях Укуза имеют свои названия. С самой высокой возле села горы Къагъарин-къил видны как на ладони вершины Шалбуз-дагьа и Шах-дагъа. «Вокруг села расположены кладбища, уходящие под землю в два-три яруса. Большой интерес представляют могилы, где умершие захоронены в сидячем положении», — пишет А.Р. Насруллаев в своей книге «Агулы-Альфа и Омега», относит такие могилы ко временам государства Кавказская Албания. М.С. Гасанов указывает, что село Укуз упоминается в известном произведении «Дербенд-наме», как свидетель многих исторических событий. Основан Укуз был на плохо просматриваемом практически со всех сторон горном утесе. В разное время после разрушительного природного бедствия, кровавого нападения, оставшимися в живых сельчанами Укуз вновь строился неподалеку, на новом месте — сначала между двух речек, а потом чуть выше — на вышеназванном  утесе. В селе, по сторонам узких улиц, напоминавших туннели, двух и трехэтажные дома строились впритык. С обеих сторон Укуза на входах в село были установлены деревянные ворота, закрывавшиеся на ночь на замки и построены сторожевые башни.  В каждую башню для доставки воды  были прорыты подземные туннели. Жители Укуза разделяются на более чем десять тухумов. ТухумКъубаяр считается основателем села.

Жители этого села отличались грамотностью. Только единицы не умели читать Коран. Укузцы жили большими семьями. По данным посемейных списков с 1869 по 1890 год количество хозяйств в селе оставалось неизменным — 24. Имевшиеся в распоряжении укузцев земли и немногочисленный скот не обеспечивали насущные потребности всех жителей села. При этом нередко возникали споры с жителями соседнего многочисленного села Хутхул по поводу использования пограничных земель. Немало сельчан в поисках лучшей доли занимались отходничеством, выезжали в разное время на работу в соседние районы, на равнину, в Азербайджан и другие территории, некоторые оседали там. В 30-х годах прошлого века в селе было создано первое  коллективное хозяйство.

Из села на фронт во время Отечественной войны ушли более 30 человек, живыми вернулось меньше половины. До 1961 года в Укузе было около 70 хозяйств. Большая их часть впоследствии переселилась в совхоз им. Алиева Дербентского района, при этом передав  этому хозяйству весь свой скот, фураж и иное движимое имущество.

 

Уллубийаул

Это селение  издревле носило имя Уллу Бойнакъ (Бойнакъ Великий) — наверное потому, что оно первоначально было городом на знаменитом Шёлковом пути. История Уллубий-аула Карабудахкентского района уходит в седую древность. Село существовало примерно с конца VII и начала VIII веков и являлось резиденцией крым-шаухалов. Владетели села брали дань с проходящих обозов по Великому шёлковому пути и ставили свою именую печать. По торговому пути, проходившему через территорию села, устанавливались транспортные связи с Закавказьем, Поволжьем, Средней Азией.

Существуют материалы, упоминающие в период средневековья о поселении «БойнакъБийлик». Посол французского короля Людовика VI ГильомРубрук, путешествуя в Монголию в 1253-1255 гг., описывает свой путь так: «Прежде чем добраться до Железных ворот, мы нашли один замок ассов (тюрское племя) принадлежавший самому Мангу-хану, ибо он в 1253-1255 гг. покорил эту землю (Кумыкию). Там мы впервые нашли виноградные лозы и пили вино (на земле шамхальства Тарковского)». Марко Поло, известный венецианский путешественник, в 1271 г. и ПланоКарпини, итальянский путешественник в 1245-47 гг. имели возможность наблюдать за населенными пунктами кумыков, землями шамхальства и БойнакъБийлика в своих путешествиях в Монголию, проезжая по Солтанской дороге. Хорошо известен Бойнак и в конце XVI-нач.XVII в. и в последующей эпохе. Так, Адам Олеарий, который в составе посольства герцога Гольштинского в 1636 г отправился в Персию, обратно ехал сухим путем через Шемаху, Дербент, Бойнакъ, Таргу и Терки. Он тоже описал владение, именуемое Бойнак и его жителей. Путешественник составил карты Персидской империи, куда входили  Каспийское море и Кавказ. На карте указаны три населенных пункта: Таргу, Бойнак, Дербент. Им же была составлена гравюра — «Тарку, городътатаръвъ Дагестане, у Каспийского моря» 1636 г., где указаны «татары племени бойнакъ».

За долгую историю села в жизни селян происходили различные изменения. В Уллубийауле действовала Джума-мечеть, построенная на средства шамхалов Тарковских и ещё 7 мечетей, построенных позже. Сегодня в селе имеются: мемориальный музей славного сына Дагестана У.Д. Буйнакского, добротный клуб на 400 мест, трёхэтажная типовая школа на 700 учащихся, детский сад, дом детского творчества, библиотека, спортивная школа, вырастившая целую плеяду известных спортсменов, среди которых мастера спорта, чемпионы мира и Европы. Большинство сельчан живет в достатке, в добротных домах.

 

Унцукуль

Административный центр Унцукульского района Республики Дагестан. Расположен на левом берегу Аварского Койсу, к юго-западу от города Буйнакск. Известен  с древних времен как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла. Истоки ее уходят в далекое прошлое – в XVII-XVIII века. Пока до конца не выяснено происхождение местного мастерства. Е.М. Шиллинг считал, что насечка металлом по дереву ведет свое происхождение от инкрустации по металлу, и что при этом имелся промежуточный этап инкрустации деревом по камню, что осуществлялось с архитектурными целями. Для раннего периода творчества унцукульских мастеров характерно изготовление предметов быта из кизилового дерева, украшенных художественной насечкой. Позднее мастера стали украшать орнаментальной насечкой металлом декоративные трости, начали появляться художественные трубки, шкатулки, трости, чернильные наборы. Если до конца XIX века рынком сбыта продукции были такие центры как Кавказские Минеральные воды, Ростов, Царицын, Астрахань, то уже в начале XX века унцукульские изделия с насечкой экспортируют за границу. В те далекие годы унцукулец Магомед Юсупов открыл свою мастерскую даже в Вашингтоне. Предметы, изготовленные им, имели небывалый успех. Изделия 15-ти унцукульских мастеров приобрели на Всемирной выставке в 1900 году в Париже такую популярность, что во Франции и Англии в то время были открыты специальные мастерские. Новые нетрадиционные вещи в Унцукуле стали делать с 1921 г., когда в подарок В.И.Ленину от всего Дагестана,  мастера Н. Ханбудаев и М. Кебедов изготовили письменный прибор, орнамент,  на котором был подобран с большим вкусом. Поиски нового привели к появлению оригинальных по форме и очень красочных по орнаментации ступок, ваз, ковшей, даже телефонного аппарата. В 1929 году в Унцукуле была создана промысловая артель, которая в 1958 году была преобразована в фабрику художественных изделий. Свою продукцию унцукульцы неоднократно показывали на выставках во Франции, США, Бельгии, в частности, в 1937 году работы унцукульских мастеров экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили золотую медаль, а также диплом первой степени. Но и сегодня унцукульские изделия из ценных пород дерева с насечкой и инкрустацией мельхиором выполнены в древнейших уникальных традициях народных промыслов. В основе унцукульского орнаментального рисунка лежит четко фиксированная, стойкая композиционная структура, получившая название «ишан» (узор, знак). Характерной особенностью орнамента является адресная принадлежность тех или иных композиционных мотивов мастерам этого промысла. Нередко на унцукульском изделии присутствует древний символ — солярный знак. Сверкающие серебром на темной поверхности полированного, с великолепной текстурой дерева, традиционные узоры геометрического и растительного орнамента придают изделиям неповторимую красоту, уникальность, царственную роскошь и благородство. Унцукульская насечка является уникальным, в своем роде явлением  декоративного искусства.

 

Унчукатль

Аул расположен в Лакском районе Дагестана (бывшем Кази-Кумухском округе) в 140 км от столицы, на берегу одного из притоков Кази-КумухскогоКойсу, раскинувшись на склоне горы «Суналбакlу» подобно орлу, распростершему крылья. Обилие лоджий, галерей придает частям аула своеобразный и пространственный колорит, это аул с добротно построенными старыми и новыми домами высотой 1400–1450 м над уровнем моря. Со столицей Республики аул связывает асфальтированная дорога, строительство которой в гравийном варианте относится к 1882 году. В 1869г. в ауле, по данным переписи населения, насчитывался 151 двор, в 1941 г. – 386, а в настоящее время здесь — 107 хозяйств.

Много легенд и преданий сохранилось о том, когда и как возникло селение Унчукатль. Одно из наиболее распространенных преданий гласит, что село образовалось в период распространения исламской религии в Дагестане, примерно в XII–XIII вв. в результате объединения нескольких мелких поселений и хуторов, расположенных недалеко друг от друга. Население их было, очевидно, смешанным как в этническом, так и в религиозном плане, жили христиане, язычники, о чем свидетельствуют остатки погребений в этих местах. На одном пахотном участке, сохранилось погребение доисламского периода, в частности здесь был найден каменный саркофаг.  Такое большое количество христианских погребений могло образоваться только за довольно длительный период времени. Жители некоторых поселений не сразу перешли во вновь создаваемое село. Христианские погребения расположены вдали от мусульманского кладбища. За речушкой, где находятся пахотные участки, найдены могилы, где обнаружены обломки глиняной посуды, бусы, фрагменты поломанных крестов. В селении, в 1866г. было: хозяйств — 231, лошадей — 64, ишаков — 142, мулов — 7, рогатого скота — 145, баранов — 1113, пахотной земли — 216 десятин. В 1914 году в Унчукатле
проживали 1159 человек.