Два гиганта в годы перемен

Жизнь – это то, что мы хотим видеть, наша реакция на ситуации, проблемы, поэтому важ­но сохранить здоровый рассудок и объектив­ность восприятия, чтобы более обширно пони­мать главное в этом мире. Жизнь меняется, мы меняемся, меняется мир вокруг нас. Но как бы все не изменялось – человек должен оставать­ся Человеком. Как темная ночь предшествует восходу солнца, рассвету, так и в жизни чело­века после трудностей наступает светлое вре­мя, поэтому человек должен отбросить страхи, недоразумения.

Одна из самых сильных черт человека – это понимание того, что он ошибался в людях в те­чение долгого времени, но с возрастом прихо­дят свобода, опыт и знание, что тебе под силу абсолютно все, приходит вывод, унижая дру­гих, выше не станешь.

Сильные духом люди умеют преодолевать возникающие на их пути препятствия, ибо зна­ют что это ступеньки к вершинам, бытия, основ­ные из которых это понять и простить.

Да, проблема прощения тяжела, как шапка Мономаха, не каждый способен прощать, ведь легче найти виноватых в наших бедах среди других и осудить.

Общеизвестна библейская притча: когда на­род хотел забить камнями грешницу, Иисус сказал: «Кто из вас без греха, пусть бросит в нее камень». И никто не бросил. Они простили грешницу, потому что у каждого были грехи.

А есть ли среди нас не ошибающиеся и нет ли в среде наших близких, друзей, без вины осуж­денных по чьему-то навету, по чьей-то прихоти, по наговору. Думаю есть, или были в прошлых поколениях.

В 1936 году моих родных оклеветали, назвав их врагами Советской власти и, раскулачив от­правили в Киргизию. В те годы истина меньше всего интересовала власть и окружающих, пре­обладали собственные интересы, впрочем как и сегодня. В последнее время в Дагестане аре­стовали, посадили многих чиновников, однако кое-кто гуляет на свободе, а главный виновник почему-то получил новое назначение.

Итак, мои родные — враги Советской власти по тем понятиям, строили коммунизм. Да, Со­ветский Союз состоялся, хотя все обстоятель­ства были против этого. Страна была направ­лена на развитие: «Завтра будет лучше, чем вчера».

Народ жил этой верой, хотя были и настоя­щие враги, были диссиденты, некоторые пыта­лись открыть глаза населению.

Наша беда еще и в том, что мы утратили мощный стержень, а без идеологии и веры, без точки зрения никак нельзя.

У нас то и дело рушатся старые ценности, но­вые же не возникают. Кроме того, произошло колоссальное расслоение общества. Старшее поколение, в основном, ненавидит 90-е годы прошлого века уже только за то, что они унич­тожили государство, созданное титаническим трудом большого количества людей. И долгие годы проедают и распродают все, что оно по­строило. И наша республика, в период пере­мен, можно сказать рухнула до уровня отсталых стран третьего мира, потому что почти вся про­мышленность была оборонной. Нет военных заказов – нет заводов и фабрик, нет работы трудящимся. Но республике удалось удержать­ся на плаву, благодаря таким личностям, как Мирзабеков Абдуразак Марданович, в то время он был заместителем, а затем председателем Совета Министров Дагестана и тех, кого он пригласил в правительство. В их числе был и Амиров Саид Джапарович, который стал заме­стителем председателя Совета Министров, а до этого назначения успешно руководил Дагпо­требсоюзом, был полон энергии, сил и устрем­лен к созиданию.

Саид Джапарович как и Абдуразак Мардано­вич – человек, сделавший себя сам.

Именно такие люди нужны были Мирзабеко­ву в правительстве, хотя в те годы без ведома Госсовета нельзя было даже подбирать кадры, к тому же нужно было соблюдать национальный состав, в руководстве, что часто тормозило развитие республики, чем некоторые пользо­вались для решения своих корыстных, амби­циозных целей, а еще национальные движения навязывали в руководители «людей с поломан­ными ушами».

Клич «Берите суверенитета столько, сколько хотите», брошенный президентом России Бо­рисом Ельциным, был понят националистами слишком прямолинейно.

Этот период был крайне тяжелым для даге­станцев. В Чечне шла война, наша республика оказалась в блокаде. Главным вопросом руко­водства была безопасность Дагестана и обе­спечение населения всем необходимым. Голод наступал на пятки.

Период деятельности Абдуразака Мардано­вича, когда он возглавлял дагестанское прави­тельство журналисты-аналитики емко и точно назвали «эпохой Мирзабекова». Никто не мо­жет оспаривать тот факт, что Мирзабеков ока­зался у руля исполнительной власти в самый трудный для республики период, в годы пере­мен. Самое страшное для китайцев проклятие – «пожелание жить во времена перемен».

Дагестан находился на перепутье: необходи­мо было строить рыночную экономику, не забы­вая о социальной сфере.

И Абдуразак Марданович знал, что экономи­ка сама не возродится чудесным образом, как сказочная птица Феникс, из пепла «демократи­ческих пожарищ».

Ему было и больно, и страшно, и стыдно… Люди, которые отдали все в копилку достиже­ний своей страны, в один момент стали нищи­ми, отработанным материалом, представлен­ные сами себе.

Правительство и все руководители разных уровней понимали, какой тяжкий груз проблем взвалил на свои плечи Абдуразак Мирзабеков и всячески старались помогать ему, чтобы респу­блика как можно скорее вышла из кризисного тупика.

В этом году издана книга об Абдуразаке Мир­забекове «Звездные мгновения прекрасной судьбы». Ее автор является Багаутдин Аджиев, народный поэт Дагестана, сделал попытку рас­крыть многогранный образ Абдуразака Марда­новича, опираясь на высказывания известных людей республики, на свои личные воспоми­нания и на архивный материал: «…Судьбе было угодно, чтобы в те тяжелые 80-90 годы прошло­го века, в годы экономического и политическо­го кризиса, разразившегося по всей стране, у руля экономической модернизации Дагестана оказался именно он. Такие руководители появ­ляются раз в 100 лет и оставляют след на века».

Сама я лично не была знакома с Абдуразаком Мирзабековым, но знала тех, кто близко об­щался с ним и с большой любовью отзывался о нем.

В 1996 году решением Госсовета РД были от­правлены в отставку по достижению пенсион­ного возраста пять министров, одна из них Ба­гандова Перзият Курбановна, которая работала министром социальной защиты РД.

В своих воспоминаниях Перзият Багандова пишет: «Он — государственный деятель, чьи ор­ганизаторские способности, здравомыслие и талант мне до сегодняшнего дня сравнить не с кем».

Бурлият Ибрагимова, народная артистка РСФСР, говорила, что благодаря усилиям Аб­дуразака Мардановича ее сына Расула, полков­ника перевели из Каунаса в Махачкалу и назна­чили начальником ОМОНа, в те годы он беспо­коился о наших кадрах, о нашей молодежи. Она всю жизнь благодарила его в своих молитвах…

Магомед Атабаев, народный поэт Дагестана всегда говорил, что Абдуразак Марданович был один из тех, кто думал о процветании родного края, но жаль не дали ему нормально порабо­тать, сместили… В проигрыше оказался даге­станский народ. Да он ушел без шума и крика, потому что был умным, благородным челове­ком.

Также с большой теплотой, любовью они от­носились к Саиду Амирову, беспокоились за его судьбу и старались чем-то помочь, чтоб об­легчить его участь.

Бурлият Ибрагимова, после смерти родного сына, обращалась к Саиду: «Мой сыночек!» По­тому что была ему благодарна за поддержку в самые тяжелые моменты ее жизни.

Быть руководителем для Абдуразака Мирза­бекова – значило служить людям. Где бы он ни работал, не переставал думать о родном крае, о завтрашнем дне Дагестана. Он автор книги «Регионы. Экономика, стратегия, безопас­ность».

Эта книга о том, как вести себя в новых ус­ловиях рынка, как вести бизнес, потому что он знал, как леопардовый купальник отличается от живого леопарда, как дагестанский бизнес от­личается от бизнеса вообще.

Абдуразак Марданович оставил капитальный научный труд о принципах и основах организа­ции производства и экономики в современных условиях.

Саид Амиров тоже выпустил книгу «События и политика». Она посвящена анализу важней­ших событий в истории политической жизни Дагестана и России. Особая ее ценность в том, что оценки и прогнозы развития политических сил и особенности поведения самих политиков даны непосредственным участником описыва­емых событий, который волею судеб оказался в их эпицентре.

Эти книги должны были стать настольными для экономистов, бизнесменов, политиков, если бы они хотели построить процветающий край, но увы! Не все руководители прошли про­верку на прочность.

Есть такой горький афоризм: «Хочешь узнать человека, дай ему власть». И многие действи­тельно, в руководстве республики не выдержа­ли этой проверки. Получив должность, резко менялись в худшую сторону.

К счастью, есть и такие, кто оказавшись на высоте, раскрывал самые благородные черты своего характера – один из них Амиров Саид Джапарович — человек прямой, открытый, оди­наково приветливый со всеми, не делящий людей по их рангам и значимости. Ему верили и считали носителем лучших нравственных ка­честв дагестанского народа.

Абдуразак Мирзабеков и Саид Амиров были опорой и поддержкой для других, помогая ре­шать сложные проблемы, приходя на помощь в трудную минуту. Самодостаточные люди. Абду­разак Марданович умел выбирать не только спе­циалистов, но и друзей. Вспоминая те годы экс- министр сельского хозяйства республики Маго­медов Айгун Халидович сказал: «В друзьях у него были и простые люди и высокопоставленные чиновники. Хорошими друзьями и помощниками у него были прекрасный человек Джангиши из Губдена, Амиров Саид – мэр Махачкалы, я тоже относил себя к числу его близких друзей…»

Абдуразак Марданович отлично знал Саида Джапаровича поэтому и шутил, говоря: «Саид Амиров не виноват только в том, что в России произошли Октябрьская революция и Отече­ственная война, а в остальных преступлениях и катаклизмах он виноват. Как где, аукнется, так и откликнется в нем…»

Успешность, работоспособность и нарастаю­щий авторитет не давал некоторым интриганам спокойно спать. Слухи, наговоры шли потоком.

Самым проблемным городом для руковод­ства республики была столица, где накопился клубок нерешенных дел.

В городе происходил самозахват террито­рий, самострой, беспредельщина захлестнула город. Был настоящий паралич городских вла­стей. Обеспокоенный этими обстоятельства­ми, Президиум Совета Министров республики в 1997 году на очередном своем заседании рассмотрел вопрос «О Генеральном плане за­стройки Махачкалы и ходе его реализации».

Подводя итоги обсуждения вопроса Пред­седатель Совмина отметил: «Посмотрите, как безобразно ведется застройка по проспектам Амет-Хана Султана и Карла Маркса, что дела­ется вокруг озера Ак-Гель — предполагаемого места отдыха махачкалинцев. По всему городу нарушается правило «Красной линии», унич­тожаются зеленые насаждения, не говоря уже о санитарном состоянии Махачкалы. И все перекладывают ответственность друг на дру­га. Надо прямо сказать избирателям, с кем они имеют дело.».

В те годы инфраструктура не развивалась, ничего нового не строилось, мало что ремон­тировалось, население города быстро росло, а называть вещи своими именами не каждый смертный осмеливался, потому что неугодных и неудобных убирали как назойливых мух.

Анализируя события тех лет, мне кажется, что Абдуразак Марданович внушил своему за­местителю беспокойному человеку Саиду Джа­паровичу, и привел к мысли, что нужно балло­тироваться и взять управление столицей в свои руки, а то неминуем крах.

Может быть, в долгих беседах друг с другом они поняли, что равнодушно созерцать развал города невыносимо. Чувство ответственности у них было высоко.

Первым в истории города Махачкалы всена­родно избранным мэром стал Саид Амиров.

Ему досталось незавидное наследство, Ма­хачкала напоминала Авгиевы конюшни.

Бич Махачкалы – это стихийная застройка, уродующая городской ландшафт и обилие ха­отичного частного сектора с его неизменными атрибутами.

На глазах горожан происходили рейдерские захваты, грабежи, было боязно ходить по ули­цам в ночное время, то и дело раздавались ав­томатные очереди, ради забав крутых. Учителя, врачи выходили на центральную площадь, тре­буя законную зарплату. В те годы из города уе­хало много русских, евреев и талантливой мо­лодежи, так как не было надежды на завтраш­ний день.

Мэр Махачкалы Амиров разработал целую стратегию преобразования экономики столи­цы, потому что за его плечами был немалый практический опыт хозяйственной работы и управления на региональном уровне. Сейчас многие не вспоминают, что Махачкала с дота­ционным на 88 % бюджета стала донором, го­род питал экономику всей республики.

В те годы он решил массу городских про­блем: за короткий срок, а именно за 9 месяцев построил новый путепровод, исполнил и пер­вое свое обещание, данное горожанам – обе­спечить столицу водой, из обихода исчезло: «Редукторный и Сепараторный не предлагать».

В реальном исчислении только в 2000 году город потратил в два раза меньше денег, чем в докризисном 1997 году, а работ произвел крат­но больше.

Саид Амиров – человек конкретных дел, что он не раз доказал. Честь, совесть, порядоч­ность – это не пустые слова в его жизни.

Хотя в Дагестане очень трудно завоевать до­брое отношение к себе, Саид Джапарович су­мел завоевать доверие и симпатию горожан.

Каждый день приносил новые испытания и трудности. Безвыходных ситуаций не бывает, он знал, что под лежачий камень вода не течет. Эти азы он получил в семье. Мы знаем, если корни дерева хорошие, крепкие, то соответ­ственно оно цветет, приносит плоды, а если их нет оно увядает и сохнет. Не зря говорят: «Зри в корень».

Все мы вышли из советской шинели, госу­дарство всегда требовало от нас упорной рабо­ты на благо страны.

Вот одно из наших заблуждений: «Впереди у нас еще много времени», но оно неуловимо бежит.

Два гиганта – два экономиста-созидателя, один Мирзабеков Абдуразак Марданович, по­кинул этот бренный мир, а другой сидит в нево­ле, теряя остатки здоровья.

Неправда ли странно: того, кто может реаль­но помочь республике, мы держим в тюрьме? Ведь это парадокс, но факт остается фактом.

У нас есть поговорка: «Если хочешь залезть на дерево, надо начинать снизу». Если мы хо­тим, чтобы наша экономика, наша жизнь реаль­но улучшились – нужно, чтобы за дело взялись профессионалы, а не популисты и пустословы. Каждый из нас должен заниматься своим де­лом, которое принесет пользу обществу.

Итак, две личности – Мирзабеков Абдуразак Марданович и Амиров Саид Джапарович – оба отличались целеустремленностью и способно­стью быстро принимать верное решение, та­лантливые, умные, тонкомыслящие.

Они не забывали ни одной просьбы своих подопечных, всегда были отзывчивыми и вни­мательными, у них было умение выделить из массы сложных дел первоочередное, не раз­брасываться, сплотить и организовать людей.

В них горел удивительный огонь жизни, им они зажигали окружающих.

Айгум Айгумов, народный артист России вер­но сказал: «Классный человек, умный с тонким юмором, дружить умел. Такие люди украшают нашу жизнь, с такими легче жить и трудиться. И еще хочу сказать большое спасибо Саиду Джа­паровичу за то, что он установил памятник Аб­дуразаку Мардановичу…».

Каждый из них может кому-то нравиться, кому-то нет, но никто не может отрицать значи ­мость их деятельности на благо и процветание республики. Она – неоценима!

И все, что они строили, созидали осталось для республики, для народа.

И сегодня и завтра будут величаво стоять: Национальная библиотека им. Расула Гамзато­ва, Кумыкский театр им. Алимпаши Салаватова, новый мост, соединяющий два города Махач­кала-Каспийск, молодые березы, платаны по проспекту Ленина…

Конечно, в одной статье невозможно охва­тить необъятное и полностью раскрыть образы этих гигантов, созидателей, я сделала лишь по­пытку.

 

Патимат Тазаева,

Член Союза писателей и журналистов России