Субъективные заметки
После добровольно-принудительной отставки Рамазана Абдулатипова республику 3 октября 2017 года возглавил Владимир Васильев. Перемены во власти многие дагестанцы встретили с ликованием. Завершилась эпоха несбывшихся ожиданий и забытых обещаний. Народ не скрывал оптимизма и ждал позитивные перемены. Прошел год. Оправдались ли надежды? И что реально удалось сделать новой власти?
Временное долговременное
правительство
Общественно-политическая ситуация в республике за это время, бесспорно, изменилась. Но за прошедший год дагестанцы так и не увидели дееспособное и эффективное правительство, способное принять конкретные решения, планы и программы. Есть декларации, намерения, прожекты (развитие малой авиации и плодово-ягодного кластера, строительство мусороперерабатывающих заводов и транспортных обходов городов Махачкалы, Дербента и Хасавюрта), но нет четкой и внятной концепции социально-экономического развития республики. А приоритетные программы, разработанные на бюджетные деньги прежними властями, очевидно, похоронены.
Официально Артем Здунов возглавил правительство еще в феврале, но за 8 месяцев ему так и не удалось сформировать свой кабинет. До неприличия затянулся испытательный срок: почти половина членов кабмина все это время находилась в статусе «врио» или «ио».
Не произошли особые изменения и в кадровой политике, не появились в правительстве за этот год яркие и знающие республику и ее экономику менеджеры. Новые назначения производили впечатление беспомощности и страшного дефицита управленцев: у одних министров нет специального образования, у других отсутствует должный практический опыт, а третьи не понятно за какие заслуги так возвышены. «Видимо, плохо в администрации главы изучают «кредитные» истории потенциальных претендентов. Наивно полагать, что каждый хороший гинеколог или стоматолог способен управлять многотысячным коллективом больницы или министерством, а айтишник средней руки станет эффективным руководителем отрасли», — говорит специалист по подбору кадров Микаил Ризванов.
Правда, отсутствие полноценного кабинета министров простых людей особо не огорчало. Дагестанцев давно приучили рассчитывать на себя, а не на власть. Работа исполнительных органов власти республики в последние годы находилась в глубокой непробиваемой тени, как и дагестанская экономика. Чиновники по своим правилам распределяли, перераспределяли и осваивали многомиллиардные бюджетные средства. Отсутствие элементарного контроля, взятки и откаты превращали любое кресло в Белом доме в доходное место для его обладателя и его окружения.
Новая власть анонсировала желание выстроить жесткую вертикаль управления, которая способствовала бы повышению ответственности чиновников за принимаемые ими решения. В конечном итоге эти преобразования должны были привести к росту налогов, что позволит самостоятельно решать социальные проблемы, а не ждать постоянно финансовой помощи из федерального бюджета.
Но общественность за год так и не узнала о новой структуре органов исполнительной власти, непонятными остались названия и функции министерств и ведомств. Продолжали в этом правительстве-полуфабрикате существовать такие декоративные структуры как министерство по национальной политике, министерство информации и печати, министерство по туризму и министерство по делам молодежи, которые, по оценкам экспертов, могли бы безболезненно трансформироваться в отделы министерства образования и науки и министерства культуры.
Васильев, как и обещал, не делал резких перестановок в правительстве, давал возможность всем чиновникам себя проявить в работе. Но после демонстративных и жестких зачисток в высших эшелонах власти многие из них впали в ступор. Симптомы известные — заторможенность и дезориентация. А статус дважды или трижды «врио» тоже не прибавляет уверенности. И министры с сомнительной легитимностью вместо выполнения своих прямых обязанностей поголовно занялись пиар-акциями: подменяя МЧС, проверяли пожарную безопасность в детских лагерях и в школах, проводили на пляжах модные нынче эко-квесты, участвовали в международных форумах и конкурсах. Отсутствие идей, системности и определенную сумбурность в расстановке приоритетов особенно демонстрировали те, кто отвечал за актуализацию повестки и информационную политику. А некоторые чиновники, переведённые в разряд «врио», в своем рвении угодить новому начальству зашли так далеко, что, говорят, даже предложили татарский национальный праздник Сабантуй объявить общедагестанским праздником.
Кремлевские джины
Республиканское правительство, согласно Конституции Дагестана, должно, как минимум, подготовить прогнозы социально-экономического развития, разрабатывать проекты республиканских программ и обеспечивать их реализацию, проводить государственную структурную, инвестиционную и инновационную политику, принимать меры по развитию рыночной экономики. Ничего этого дагестанцы от «временного правительства» за прошедший год не дождались. Более того, независимые эксперты отмечают за первое полугодие этого года спад индекса промышленного производства, снижение динамики реальных денежных доходов и оборота розничной торговли.
«Передо мной Президент России Владимир Владимирович Путин поставил задачу – убрать прослойку между бюджетом и людьми. Из-за этого барьера деньги не доходят до населения, а превращаются в коттеджи и дворцы той самой прослойки. Мы это уже делаем, и работа в этом направлении будет продолжена», – заявляет Владимир Васильев, словно отвечая оппонентам, которые ждут быстрых реальных успехов в экономике.
Конечно же, за прошедший год команда Васильева-Здунова не сидела, сложа руки. Она пыталась наводить элементарный порядок в делах, определяла зоны ответственности во власти и проводила кадровые конкурсы, стратегические сессии и форумы, в частности, по обсуждению градостроительной политики.
Но, кроме зрелищ, народ, как известно, нуждается и в хлебе насущном. Пока «практиканты» изучали новую среду и учились, Дагестан «кормили» Владимир Путин, Дмитрий Медведев и руководители федеральных министерств и ведомств. Они в течение этого года выступали в роли добрых джинов или золотой рыбки, исполняли любые желания главы республики. Владимир Васильев только заговорил о необходимости борьбы с коррупцией в Дагестане и тут же Кремль в республику направил карательные бригады прокуроров и оперативных сотрудников ФСБ и МВД. Буквально за короткое время появились сотни громких уголовных дел, десятки чиновников-казнокрадов арестованы.
В Махачкале вспомнили о дефиците бюджетных средств, о многомиллиардном государственном долге. И снова – «по нашему хотенью, по золотой рыбки веленью» — федеральный центр оперативно оказал поддержку и решил проблему: 3,2 млрд рублей республика получила как дополнительную финансовую помощь, а 900 млн рублей в виде бюджетного кредита. Пожаловался Васильев президенту РФ на отсутствие компьютерных томографов в горной части республики. И тут же Москва выделила на приобретение 4 компьютерных около 200 миллионов рублей.
Обещают, что до конца 2018 года в Махачкале появится также новая поликлиника при онкодиспансере. Опять неутомимая «золотая рыбка» – Москва – приходит на помощь. «По нашему хотенью, по золотой рыбки веленью». На строительство этого учреждения из федерального бюджета по просьбе Главы Дагестана Владимира Васильева уже выделено 350 млн рублей.
«Кремлевские джины» для помощи республике направили из Москвы в Дагестан антимонопольщиков, энергетиков и налоговиков. По просьбе Васильева скоро приедут еще и бригады газовиков. Однако, очевидно, что добрые джины из Кремля вечно не будут выполнять желания Васильева и дагестанцев. Более того, как-то неприлично продолжать ходить с протянутой рукой, когда, по оценкам экспертов, от 40 до 60 процентов экономики республики в тени.
Руководитель республики получает кредит доверия и признание только тогда, когда демонстрирует способность доводить до конца что-то значительное, несмотря на все препятствия, его ценят по результатам масштабной деятельности. Но доверие народа, как известно, валюта ненадежная, ее регулярно надо «укреплять» реальными делами. И доверие к власти не может быть достигнуто исключительно за счет громких посадок.
Власти республики должны не только «довести до каждого рядового жителя социальные услуги и льготы в полном объёме». Они также обязаны создавать новые рабочие места и поднять качество жизни дагестанцев во всех сферах — ЖКХ, образовании, здравоохранении и строительстве. Тракторист Умахан из Анди или садовод Фатимат из Ахты сегодня ждут позитивные и заметные изменения в своей жизни.
Год реальных дел
По объективным причинам за прошедший год Владимиру Васильеву мало приходилось уделять внимание экономике, сконцентрировавшись на главном – коррупционной чистке, на которую его благословил федеральный центр. И здесь есть реальные результаты: Дагестан занял первое место в стране по количеству посадок. Пока это главный итог работы команды нового главы республики.
Но, несмотря на громкие дела, массовые аресты высокопоставленных чиновников, признаемся, кардинально переломить ситуацию с коррупцией еще не удалось. Демонтированы пока только какие-то элементы сложившейся десятилетиями системы мздоимства, но сама система сильно не пострадала, она продолжает воспроизводить казнокрадов, коррупционеров и взяточников. Но только сегодня их «услуги» стали значительно дороже. За риск алчных чиновников, врачей, директоров школ, представителей контролирующих органов и правоохранителей теперь простые люди платят по двойному тарифу.
Команда Васильева-Здунова пока не решилась на борьбу с коррупцией в силовом блоке и в судебном корпусе. Не начаты зачистки в муниципалитетах: многие районные князьки по- прежнему чувствуют себя комфортно. Правда, посадки продолжаются в верхних эшелонах власти. Но такая избирательность в борьбе с коррупцией уже вызывает у дагестанцев вопросы. «Может, это и не чистка вовсе, а конкурентная борьба за сладкие места и денежные потоки? Может быть, это и не с коррупцией борются, а заменяют одних на верных себе других?», — рассуждают пользователи соцсетей.
Понятно, что год – небольшой срок и пока рано требовать от новых властей заметного повышения уровня жизни каждого жителя республики. Понятно, что это долгий процесс и, надеемся, через год или пару лет реальные доходы дагестанцев вырастут. Но, справедливости ради, отметим, что уже сегодня стало небезопасно безнаказанно грабить бюджет. Мэрия Махачкалы уже докладывает об экономии 33 млн рублей при ремонте дорог, а минздрав на торгах сэкономил аж 44 млн рублей. Думаю, очередь таких «экономистов» в ближайшее время станет длинной.
Бесспорно, нужно продолжать системное очищение от коррупции сфер образования, здравоохранения, жилищного и дорожного строительства. Разумеется, наведение порядка предполагает не только карательные меры. Теперь главная проблема новой власти – перезагрузка. По мнению политолога Константина Калачева, для положительного результата Васильеву нужны не только чистки, но и история успеха. Эта задача, по словам политолога, сложнее, так как требует «экономического прорыва».
Правда, условия для прорыва не очень благоприятные. Не стоит забывать, что Дагестан остается самым дотационным регионом страны. Долговая нагрузка на бюджет республики продолжает расти. По данным руководителя Счетной палаты РФ Алексея Кудрина,
в 2017 году «более чем на 15% долг рос в Республике Дагестан (там даже 30%)». А в будущем, 2019 году, объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности составит 66,3 млрд руб. Прирост — 12,2%.
Приоритетное внимание, по словам главы кабмина Артема Здунова, нужно уделить укреплению доверия людей, федерального центра, инвесторов к власти. В своем программном выступлении на последней сессии Народного Собрания РД председатель правительства республики обрисовал контуры будущей экономической программы. Намечены амбициозные задачи — достичь среднероссийского уровня по многим социально-экономическим показателям, а в сферах органического земледелия, переработки сельскохозяйственной продукции, экологического туризма, рыбного хозяйства и развития аквакультуры планируют вырваться в лидеры. И обещают накормить дагестанцев черной смородиной и малиной: в республике создадут плодово-ягодный кластер.
По мнению политологов, этап погружения новой команды в проблемы республики завершился. А готово ли к повседневной работе новое правительство — покажет время. В конечном счёте, решающим фактором успешного развития республики на ближайшие годы является создание управленческой системы, которая способна оперативно и качественно решать актуальные и нерешенные сегодня проблемы: оптимизация органов власти и управления, «обеление» экономики, привлечение инвесторов и борьба с коррупцией.
В новом политическом году с «практикантов» уже спросят по-взрослому: за дела, а не за проекты и рассказы. Главное – не разочаровывать народ.
Алик Абдулгамидов, старший преподаватель ДГУ