Владимир Васильев, кремлевские джины и… малина 18.10.2018г.№26

Субъективные заметки

После добровольно-принудительной от­ставки Рамазана Абдулатипова республику 3 октября 2017 года возглавил Владимир Васильев. Перемены во власти многие да­гестанцы встретили с ликованием. Заверши­лась эпоха несбывшихся ожиданий и забы­тых обещаний. Народ не скрывал оптимиз­ма и ждал позитивные перемены. Прошел год. Оправдались ли надежды? И что реально удалось сделать новой власти?

Временное долговременное

правительство

 

 

Общественно-политическая ситуация в респу­блике за это время, бесспорно, изменилась. Но за прошедший год дагестанцы так и не увидели дееспособное и эффективное правительство, способное принять конкретные решения, планы и программы. Есть декларации, намерения, про­жекты (развитие малой авиации и плодово-ягод­ного кластера, строительство мусороперераба­тывающих заводов и транспортных обходов го­родов Махачкалы, Дербента и Хасавюрта), но нет четкой и внятной концепции социально-экономи­ческого развития республики. А приоритетные программы, разработанные на бюджетные день­ги прежними властями, очевидно, похоронены.

Официально Артем Здунов возглавил прави­тельство еще в феврале, но за 8 месяцев ему так и не удалось сформировать свой кабинет. До не­приличия затянулся испытательный срок: почти половина членов кабмина все это время находи­лась в статусе «врио» или «ио».

Не произошли особые изменения и в кадровой политике, не появились в правительстве за этот год яркие и знающие республику и ее экономи­ку менеджеры. Новые назначения производили впечатление беспомощности и страшного де­фицита управленцев: у одних министров нет спе­циального образования, у других отсутствует должный практический опыт, а третьи не понятно за какие заслуги так возвышены. «Видимо, пло­хо в администрации главы изучают «кредитные» истории потенциальных претендентов. Наивно полагать, что каждый хороший гинеколог или стоматолог способен управлять многотысячным коллективом больницы или министерством, а айтишник средней руки станет эффективным ру­ководителем отрасли», — говорит специалист по подбору кадров Микаил Ризванов.

Правда, отсутствие полноценного кабинета министров простых людей особо не огорчало. Дагестанцев давно приучили рассчитывать на себя, а не на власть. Работа исполнительных ор­ганов власти республики в последние годы на­ходилась в глубокой непробиваемой тени, как и дагестанская экономика. Чиновники по своим правилам распределяли, перераспределяли и осваивали многомиллиардные бюджетные сред­ства. Отсутствие элементарного контроля, взят­ки и откаты превращали любое кресло в Белом доме в доходное место для его обладателя и его окружения.

Новая власть анонсировала желание выстро­ить жесткую вертикаль управления, которая способствовала бы повышению ответственно­сти чиновников за принимаемые ими решения. В конечном итоге эти преобразования должны были привести к росту налогов, что позволит са­мостоятельно решать социальные проблемы, а не ждать постоянно финансовой помощи из фе­дерального бюджета.

Но общественность за год так и не узнала о новой структуре органов исполнительной вла­сти, непонятными остались названия и функции министерств и ведомств. Продолжали в этом правительстве-полуфабрикате существовать та­кие декоративные структуры как министерство по национальной политике, министерство ин­формации и печати, министерство по туризму и министерство по делам молодежи, которые, по оценкам экспертов, могли бы безболезненно трансформироваться в отделы министерства об­разования и науки и министерства культуры.

Васильев, как и обещал, не делал резких пере­становок в правительстве, давал возможность всем чиновникам себя проявить в работе. Но после демонстративных и жестких зачисток в высших эшелонах власти многие из них впали в ступор. Симптомы известные — заторможенность и дезориентация. А статус дважды или трижды «врио» тоже не прибавляет уверенности. И мини­стры с сомнительной легитимностью вместо вы­полнения своих прямых обязанностей поголовно занялись пиар-акциями: подменяя МЧС, прове­ряли пожарную безопасность в детских лагерях и в школах, проводили на пляжах модные нынче эко-квесты, участвовали в международных фо­румах и конкурсах. Отсутствие идей, системно­сти и определенную сумбурность в расстановке приоритетов особенно демонстрировали те, кто отвечал за актуализацию повестки и информаци­онную политику. А некоторые чиновники, переве­дённые в разряд «врио», в своем рвении угодить новому начальству зашли так далеко, что, гово­рят, даже предложили татарский национальный праздник Сабантуй объявить общедагестанским праздником.

Кремлевские джины

Республиканское правительство, согласно Конституции Дагестана, должно, как минимум, подготовить прогнозы социально-экономическо­го развития, разрабатывать проекты республи­канских программ и обеспечивать их реализа­цию, проводить государственную структурную, инвестиционную и инновационную политику, принимать меры по развитию рыночной эконо­мики. Ничего этого дагестанцы от «временного правительства» за прошедший год не дождались. Более того, независимые эксперты отмечают за первое полугодие этого года спад индекса про­мышленного производства, снижение динамики реальных денежных доходов и оборота рознич­ной торговли.

«Передо мной Президент России Владимир Владимирович Путин поставил задачу – убрать прослойку между бюджетом и людьми. Из-за этого барьера деньги не доходят до населения, а превращаются в коттеджи и дворцы той самой прослойки. Мы это уже делаем, и работа в этом направлении будет продолжена», – заявляет Владимир Васильев, словно отвечая оппонен­там, которые ждут быстрых реальных успехов в экономике.

Конечно же, за прошедший год команда Васи­льева-Здунова не сидела, сложа руки. Она пы­талась наводить элементарный порядок в делах, определяла зоны ответственности во власти и проводила кадровые конкурсы, стратегические сессии и форумы, в частности, по обсуждению градостроительной политики.

Но, кроме зрелищ, народ, как известно, нуж­дается и в хлебе насущном. Пока «практикан­ты» изучали новую среду и учились, Дагестан «кормили» Владимир Путин, Дмитрий Медве­дев и руководители федеральных министерств и ведомств. Они в течение этого года выступа­ли в роли добрых джинов или золотой рыбки, исполняли любые желания главы республики. Владимир Васильев только заговорил о необхо­димости борьбы с коррупцией в Дагестане и тут же Кремль в республику направил карательные бригады прокуроров и оперативных сотрудников ФСБ и МВД. Буквально за короткое время по­явились сотни громких уголовных дел, десятки чиновников-казнокрадов арестованы.

В Махачкале вспомнили о дефиците бюджет­ных средств, о многомиллиардном государ­ственном долге. И снова – «по нашему хотенью, по золотой рыбки веленью» — федеральный центр оперативно оказал поддержку и решил проблему: 3,2 млрд рублей республика полу­чила как дополнительную финансовую помощь, а 900 млн рублей в виде бюджетного кредита. Пожаловался Васильев президенту РФ на отсут­ствие компьютерных томографов в горной части республики. И тут же Москва выделила на при­обретение 4 компьютерных около 200 миллионов рублей.

Обещают, что до конца 2018 года в Махачкале появится также новая поликлиника при онкоди­спансере. Опять неутомимая «золотая рыбка» – Москва – приходит на помощь. «По нашему хотенью, по золотой рыбки веленью». На стро­ительство этого учреждения из федерального бюджета по просьбе Главы Дагестана Владимира Васильева уже выделено 350 млн рублей.

«Кремлевские джины» для помощи респу­блике направили из Москвы в Дагестан анти­монопольщиков, энергетиков и налоговиков. По просьбе Васильева скоро приедут еще и бригады газовиков. Однако, очевидно, что добрые джи­ны из Кремля вечно не будут выполнять желания Васильева и дагестанцев. Более того, как-то не­прилично продолжать ходить с протянутой рукой, когда, по оценкам экспертов, от 40 до 60 процен­тов экономики республики в тени.

Руководитель республики получает кредит доверия и признание только тогда, когда демон­стрирует способность доводить до конца что-то значительное, несмотря на все препятствия, его ценят по результатам масштабной деятельности. Но доверие народа, как известно, валюта нена­дежная, ее регулярно надо «укреплять» реаль­ными делами. И доверие к власти не может быть достигнуто исключительно за счет громких по­садок.

Власти республики должны не только «до­вести до каждого рядового жителя социальные услуги и льготы в полном объёме». Они также обязаны создавать новые рабочие места и под­нять качество жизни дагестанцев во всех сферах — ЖКХ, образовании, здравоохранении и строи­тельстве. Тракторист Умахан из Анди или садо­вод Фатимат из Ахты сегодня ждут позитивные и заметные изменения в своей жизни.

Год реальных дел

По объективным причинам за прошедший год Владимиру Васильеву мало приходилось уделять внимание экономике, сконцентрировавшись на главном – коррупционной чистке, на которую его благословил федеральный центр. И здесь есть реальные результаты: Дагестан занял первое место в стране по количеству посадок. Пока это главный итог работы команды нового главы ре­спублики.

Но, несмотря на громкие дела, массовые аре­сты высокопоставленных чиновников, призна­емся, кардинально переломить ситуацию с кор­рупцией еще не удалось. Демонтированы пока только какие-то элементы сложившейся десяти­летиями системы мздоимства, но сама система сильно не пострадала, она продолжает воспро­изводить казнокрадов, коррупционеров и взя­точников. Но только сегодня их «услуги» стали значительно дороже. За риск алчных чиновников, врачей, директоров школ, представителей кон­тролирующих органов и правоохранителей те­перь простые люди платят по двойному тарифу.

Команда Васильева-Здунова пока не реши­лась на борьбу с коррупцией в силовом блоке и в судебном корпусе. Не начаты зачистки в му­ниципалитетах: многие районные князьки по- прежнему чувствуют себя комфортно. Правда, посадки продолжаются в верхних эшелонах вла­сти. Но такая избирательность в борьбе с корруп­цией уже вызывает у дагестанцев вопросы. «Мо­жет, это и не чистка вовсе, а конкурентная борьба за сладкие места и денежные потоки? Может быть, это и не с коррупцией борются, а заменя­ют одних на верных себе других?», — рассуждают пользователи соцсетей.

Понятно, что год – небольшой срок и пока рано требовать от новых властей заметного по­вышения уровня жизни каждого жителя респу­блики. Понятно, что это долгий процесс и, на­деемся, через год или пару лет реальные доходы дагестанцев вырастут. Но, справедливости ради, отметим, что уже сегодня стало небезопасно безнаказанно грабить бюджет. Мэрия Махачкалы уже докладывает об экономии 33 млн рублей при ремонте дорог, а минздрав на торгах сэкономил аж 44 млн рублей. Думаю, очередь таких «эконо­мистов» в ближайшее время станет длинной.

Бесспорно, нужно продолжать системное очи­щение от коррупции сфер образования, здраво­охранения, жилищного и дорожного строитель­ства. Разумеется, наведение порядка предпо­лагает не только карательные меры. Теперь глав­ная проблема новой власти – перезагрузка. По мнению политолога Константина Калачева, для положительного результата Васильеву нужны не только чистки, но и история успеха. Эта задача, по словам политолога, сложнее, так как требует «экономического прорыва».

Правда, условия для прорыва не очень бла­гоприятные. Не стоит забывать, что Дагестан остается самым дотационным регионом страны. Долговая нагрузка на бюджет республики про­должает расти. По данным руководителя Счет­ной палаты РФ Алексея Кудрина,

в 2017 году «более чем на 15% долг рос в Республике Дагестан (там даже 30%)». А в буду­щем, 2019 году, объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности со­ставит 66,3 млрд руб. Прирост — 12,2%.

Приоритетное внимание, по словам главы кабмина Артема Здунова, нужно уделить укре­плению доверия людей, федерального центра, инвесторов к власти. В своем программном вы­ступлении на последней сессии Народного Со­брания РД председатель правительства респу­блики обрисовал контуры будущей экономиче­ской программы. Намечены амбициозные задачи — достичь среднероссийского уровня по многим социально-экономическим показателям, а в сферах органического земледелия, переработ­ки сельскохозяйственной продукции, экологи­ческого туризма, рыбного хозяйства и развития аквакультуры планируют вырваться в лидеры. И обещают накормить дагестанцев черной сморо­диной и малиной: в республике создадут плодо­во-ягодный кластер.

По мнению политологов, этап погружения новой команды в проблемы республики завер­шился. А готово ли к повседневной работе новое правительство — покажет время. В конечном счё­те, решающим фактором успешного развития республики на ближайшие годы является созда­ние управленческой системы, которая способна оперативно и качественно решать актуальные и нерешенные сегодня проблемы: оптимизация органов власти и управления, «обеление» эконо­мики, привлечение инвесторов и борьба с кор­рупцией.

В новом политическом году с «практикантов» уже спросят по-взрослому: за дела, а не за про­екты и рассказы. Главное – не разочаровывать народ.

Алик Абдулгамидов, старший преподаватель ДГУ